Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является характеристика экономического реформирования в переходный период, а также современного состояния экономики Казахстана.
Реализация обозначенной цели потребовала постановки и решения следующих взаимосвязанных задач:
проанализировать экономическую обстановку в Казахстане в предреформенный период;
выявить этапы и результаты макроэкономических реформ, их влияние на экономический рост в начале XXI столетия;
оценить экономические и социальные преобразования: собственности в республике, воспроизводственной структуры экономики страны, финансового сектора;
исследовать современное состояние экономики Казахстана и перспективы ее развития.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Предпосылки реформирования экономики в период становления независимости Республики Казахстан 6
1.1 Сущность и характер прошлой господствовавшей экономической системы 7
1.2 Предреформенные социально-экономические условия страны 9
2 Экономические реформы переходного периода в Республике Казахстан 13
2.1Этапы государственного регулирования экономики 13
2.2 Основные направления перехода к рыночным отношениям 20
2.3 Формирование новой модели социальной политики государства переходного периода 22
3 Результаты реформирования экономики Республики Казахстан и перспективы развития 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ36
ПРИЛОЖЕНИЕ А 38
Вместе с тем, несмотря на серьезные недостатки в области приватизации, следует отметить, что определенные успехи все-таки были достигнуты. Главным из них явилось резкое уменьшение роли государства в прямом управлении экономикой, создание новых жизнеспособных и приспособленных к рыночной экономике хозяйствующих субъектов.
В соответствии с этой
Программой в республике продолжается
становление банковской системы
республики и других институтов рыночной
экономики, более активно и
За этот период произошло серьезное реформирование внешнеэкономической деятельности в направлении поиска места республики в мировом хозяйстве и либерализации внешнеэкономических связей. Государственная политика в этой области развивается динамично и отличается активной направленностью на достижение благоприятного торгового режима с зарубежными странами через снятие имеющихся и недопущение новых ограничений в торговле с Казахстаном.
В результате реализации мероприятий антикризисных программ была серьезно реформирована система управления государственными финансами страны, ее адаптация к рыночным условиям. В соответствии с ними была продолжена политика, направленная на дальнейшее совершенствование системы налогообложения, улучшение сбора налогов, рационализацию бюджетных расходов, разделение доходов и расходов республиканского и местных бюджетов, создание эффективного механизма управления государственным внутренним и внешним долгом.
Основные
направления перехода к
В рыночной экономике основным регулятором экономических пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.
Проблемы государственного регулирования в экономике Казахстана, формы и методы этого регулирования оказались новыми во многом для нашей экономической науки. Переход нашей страны к рынку связан не только с экономической реформой, но и с реформой политической. Нельзя идти к новой экономике, не имея новых политических структур.
В декабре 1991 года Казахская
ССР провозгласила
В сложившейся экономической обстановке в период становления Республики Казахстан выход видится в усилении регулирующей и мобилизирующей роли государства. Основные направления государственного регулирования экономики в переходный период:
Организационную основу государственного регулирования экономики составляют органы власти, которые делятся на законодательные, судебные и исполнительные. Государственное вмешательство осуществляется на трех уровнях: общереспубликанском, региональном, местном. При этом функции государства распределяются между регионами и центральными структурами при сохранении примата регионов. Исключение составляют общегосударственные, социально-экономические, экологические, оборонные проблемы и внешнеэкономические отношения. [5]
Экономические преобразования в республике на сегодняшний день достигли такого масштаба, когда можно уже констатировать их определенные результаты: сформированы основы открытой экономики, в основном завершена приватизация государственной собственности, осуществлена децентрализация экономической власти, начался процесс структурной перестройки экономики, возросла экономическая активность населения, обеспечивается относительная социально-экономическая безопасность.
Формирование новой модели социальной политики государства переходного периода
В апреле 1993 года Верховным Советом была одобрена предложенная правительством С. Терещенко "Программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ". Основную задачу правительство определило в достижение макроэкономической стабилизации, ускорении преобразовании собственности и создание конкурентной рыночной среды.
Стратегические цели в начале 1992 года в сфере социального развития были сформулированы следующим образом:
Однако принятие программ проходило на фоне непрекращающегося спада производства, падения денежных доходов населения и роста цен (рисунок 1).
Рисунок 1. Уровень производства и денежных доходов населения в 1991, 1992 годах.
Реализуя на практике
стратегию социального
К первым относятся: более
высокий уровень
К отрицательным факторам Президент отнес: сохраняющаяся психология иждивенчества; резкая региональная неравномерность распределения населения и ресурсов социального развития; отсталость производственного аппарата. [8]
Тогда же исполнительной властью были сформулированы основные направления социальной политики:
Подходы к социальной политике существенно изменились. Были образованы фонды социального, медицинского страхования, занятости. Средства фондов образуются за счет страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, независимо от форм собственности и видов деятельности, обязательных страховых взносов работающих граждан. [1]
С 1992 года началось реформирование системы образования. Были разработаны Национальная программа государственной поддержки образования, Концепция государственной политики в области образования, Концепция гуманитарного образования и другие. Появился частный сектор в образовании. Количество негосударственных средних специальных учебных заведений выросло с 7 в 1994 – 1995 учебном году до 117 в 2000 – 2001 учебном году, количество негосударственных высших учебных заведений выросло соответственно с 32 до 112. [9]
В то же время характерная
черта образовательных реформ в
Казахстане, как на уровне высшей, так
и на уровне средней школы, — это
наличие определенной последовательности
и взаимосвязанности между
В 1995 – 1996 годы началась реорганизация системы здравоохранения. Основным направлением реформирования стало введение многоукладной медицины (государственное здравоохранение, обязательное медицинское страхование, частный сектор). Только в 1997 году было закрыто 181 амбулаторно-поликлиническое учреждение, сокращено 26 тысяч больничных коек.
В 1998 году началась пенсионная реформа. Ее основным принципом стал переход от государственной "солидарной" к накопительной системе пенсионного обеспечения. Для претворения пенсионной реформы созданы: Государственный центр по выплате пенсий, Государственный накопительный пенсионный фонд, Национальное пенсионное агентство. Создана сеть негосударственных пенсионных фондов, банки-кастодианы, компании по управлению пенсионными активами, сущность которой заключалась в переходе от распределительной к накопительной системе. Согласно концепции реформы, отныне существует три вида пенсий – государственной, выплачиваемой из государственного бюджета, фондовых, формируемых за счет частного обязательного пенсионного страхования и дополнительных фондовых пенсий, формирующихся за счет частного добровольного пенсионного страхования.[10]
Важным направлением социальной политики стала работа по возвращению в страну казахов, вынужденно покинувших Казахстан. В 1992 году на Всемирном Курултае казахов было принято решение о приглашении на историческую родину репатриантов. Этнические казахи-иммигранты получили название оралманов. По данным Агентства по демографии и миграции, за период с 1991 по 2000 год в республику прибыло свыше 42 тыс. казахских семей или более 183 тыс. человек. Из них около 60% прибыло из стран СНГ: Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, России и других стран. Из дальнего зарубежья прибыли репатрианты из Монголии, Ирана, Турции, Афганистана, Китая, Пакистана, Саудовской Аравии и других стран. Выходцы из Монголии составляют свыше 80% от общего числа казахских семей, прибывших в республику из стран дальнего зарубежья.
Заметным феноменом общественной жизни страны стала Ассамблея народов Казахстана, созданная по решению Форума народов Казахстана в декабре 1992 года и начавшая функционировать в соответствии с Указом Президента с 1995 года. Ей был придан статус консультативного – совещательного органа при главе государства. [13]
Таким образом, несмотря на объективные трудности и издержки, сопровождавшие трансформационный период, стране удалось за сравнительно короткий период времени сформировать сбалансированную социальную систему с эффективным государственным регулированием, адекватным принципам рыночного хозяйствования.
Информация о работе Экономические реформы переходного периода в Республике Казахстан