Экономические реформы переходного периода в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является характеристика экономического реформирования в переходный период, а также современного состояния экономики Казахстана.
Реализация обозначенной цели потребовала постановки и решения следующих взаимосвязанных задач:
проанализировать экономическую обстановку в Казахстане в предреформенный период;
выявить этапы и результаты макроэкономических реформ, их влияние на экономический рост в начале XXI столетия;
оценить экономические и социальные преобразования: собственности в республике, воспроизводственной структуры экономики страны, финансового сектора;
исследовать современное состояние экономики Казахстана и перспективы ее развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Предпосылки реформирования экономики в период становления независимости Республики Казахстан 6
1.1 Сущность и характер прошлой господствовавшей экономической системы 7
1.2 Предреформенные социально-экономические условия страны 9
2 Экономические реформы переходного периода в Республике Казахстан 13
2.1Этапы государственного регулирования экономики 13
2.2 Основные направления перехода к рыночным отношениям 20
2.3 Формирование новой модели социальной политики государства переходного периода 22
3 Результаты реформирования экономики Республики Казахстан и перспективы развития 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ36
ПРИЛОЖЕНИЕ А 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая черновик.doc

— 539.50 Кб (Скачать)

Вместе с тем, несмотря на серьезные  недостатки в области приватизации, следует отметить, что определенные успехи все-таки были достигнуты. Главным  из них явилось резкое уменьшение роли государства в прямом управлении экономикой, создание новых жизнеспособных и приспособленных к рыночной экономике хозяйствующих субъектов.

В соответствии с этой Программой в республике продолжается становление банковской системы  республики и других институтов рыночной экономики, более активно и целенаправленно  проводится реформирование предприятий. В республике широкую практику получила такая форма привлечения иностранного капитала, как передача отдельных предприятий в трастовое управление зарубежным управляющим фирмам с предоставлением им преимущественного права приватизировать эти предприятия, а также создание специальных экономических зон, позволяющие утверждать о необратимости происходящих в стране рыночных преобразований.

За этот период произошло серьезное реформирование внешнеэкономической деятельности в направлении поиска места республики в мировом хозяйстве и либерализации внешнеэкономических связей. Государственная политика в этой области развивается динамично и отличается активной направленностью на достижение благоприятного торгового режима с зарубежными странами через снятие имеющихся и недопущение новых ограничений в торговле с Казахстаном.

В результате реализации мероприятий антикризисных программ была серьезно реформирована система управления государственными финансами страны, ее адаптация к рыночным условиям. В соответствии с ними была продолжена политика, направленная на дальнейшее совершенствование системы налогообложения, улучшение сбора налогов, рационализацию бюджетных расходов, разделение доходов и расходов республиканского и местных бюджетов, создание эффективного механизма управления государственным внутренним и внешним долгом.

 Основные  направления перехода к рыночным  отношениям

В рыночной экономике  основным регулятором экономических пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.

Проблемы государственного регулирования в экономике Казахстана, формы и методы этого регулирования оказались новыми во многом для нашей экономической науки. Переход нашей страны к рынку связан не только с экономической реформой, но и с реформой политической. Нельзя идти к новой экономике, не имея новых политических структур.

В декабре 1991 года Казахская  ССР провозгласила независимость  и стала Республикой Казахстан. В Конституции страны 1995 года установлены  основные принципы и направления реформы системы государственного управления экономикой. В Послании Президента страны Н.А. Назарбаева народу Казахстана "Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев" отмечается, что "пока сама экономика находится в транзитной стадии неустойчивого развития, регулирующая роль государства и его вмешательство должны быть адекватны".[8]

В сложившейся экономической  обстановке в период становления  Республики Казахстан выход видится в усилении регулирующей и мобилизирующей роли государства. Основные направления государственного регулирования экономики в переходный период:

  • переход от ситуационного государственного управления к программно-целевому и стратегическому государственному управлению;
  • расширение базы гражданских и личных свобод человека, стимулирование гражданских инициатив и поддержка общественных фондов;
  • государственная защита частной собственности и предпринимательства;
  • создание адекватной правовой системы в соответствии с государственными актами, гуманизация законодательного процесса;
  • расширение сети внебюджетных фондов финансирования программ и активная регионализация государственной политики;
  • переход к селективной системе социального обеспечения, разработка программ-минимумов в сферах социального и медицинского обслуживания населения;
  • принятие мер по вовлечению населения в процесс формирования рынка ценных бумаг;
  • усиление интеллектуальной поддержки проводимых реформ путем концептуальных разработок и программ;
  • переход от государственного финансирования малоэффективных и капиталоемких научных программ в пользу самоокупаемых и программно-целевых;
  • развитие информационной сферы;
  • создание комплексной системы поддержки сферы культуры;
  • разработка государственных программ по экологии;
  • приоритетная направленность борьбы с преступностью.

Организационную основу государственного регулирования экономики  составляют органы власти, которые  делятся на законодательные, судебные и исполнительные. Государственное  вмешательство осуществляется на трех уровнях: общереспубликанском, региональном, местном. При этом функции государства распределяются между регионами и центральными структурами при сохранении примата регионов. Исключение составляют общегосударственные, социально-экономические, экологические, оборонные проблемы и внешнеэкономические отношения. [5]

Экономические преобразования в республике на сегодняшний день достигли такого масштаба, когда можно  уже констатировать их определенные результаты: сформированы основы открытой экономики, в основном завершена  приватизация государственной собственности, осуществлена децентрализация экономической власти, начался процесс структурной перестройки экономики, возросла экономическая активность населения, обеспечивается относительная социально-экономическая безопасность.

Формирование  новой модели социальной политики государства переходного периода

  В апреле 1993 года Верховным Советом была одобрена предложенная правительством С. Терещенко "Программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ". Основную задачу правительство определило в достижение макроэкономической стабилизации, ускорении преобразовании собственности и создание конкурентной рыночной среды.

Стратегические цели в начале 1992 года в сфере социального  развития были сформулированы следующим  образом:

  • создание общества, в котором было бы на деле обеспечено благосостояние всех;
  • обеспечение каждому желающему предпринимательской свободы и возможности приложения сил в любой другой сфере деятельности с тем, чтобы более способный, трудолюбивый и предприимчивый достигал в обществе более высокого социального статуса;
  • развитие этнической самобытности и сохранение национально-культурного многообразия Казахстана, укрепление на этой основе его престижа в мире как региона со стабильным общественно-политическим климатом;
  • повышение трудовых доходов, пенсий и пособий по мере роста и стабилизации экономики, ее интеграции в мирохозяйственные связи, но не допуская незаконного обогащения.

Однако принятие программ проходило на фоне непрекращающегося спада производства, падения денежных доходов населения и роста цен (рисунок 1).

Рисунок 1. Уровень производства и денежных доходов населения  в 1991, 1992 годах.

Реализуя на практике стратегию социального развития, в 1994 году Президент сформулировал  факторы как позитивного, так и негативного характера, влияющие на проведение социальной политики.

К первым относятся: более  высокий уровень индустриализации по сравнению с другими странами, проводящими радикальные реформы; сравнительно высокий уровень образования  населения; развитая система социальной поддержки населения со стороны государства в виде обязательного среднего образования, бесплатной медицины, доступности базовых культурных услуг; наличие массовых социальных групп интеллигенции и управленцев, составляющих потенциальную базу будущего среднего слоя.

К отрицательным факторам Президент отнес: сохраняющаяся  психология иждивенчества; резкая региональная неравномерность распределения  населения и ресурсов социального  развития; отсталость производственного  аппарата. [8]

Тогда же исполнительной властью были сформулированы основные направления социальной политики:

  • осуществление государственной политики социальной защиты пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, детей и молодежи, других малообеспеченных граждан;
  • формирование социального слоя предпринимателей как ключевого фактора реализации экономических и социальных преобразований;
  • создание условий для реальной социальной мобильности населения за счет расширения массивов занятости и экономических ниш в негосударственных структурах;
  • развитие многообразных систем страхования как дополнительных каналов социальной защиты;
  • подтягивание уровня социального развития отсталых регионов за счет льготного режима хозяйствования.

Подходы к социальной политике существенно изменились. Были образованы фонды социального, медицинского страхования, занятости. Средства фондов образуются за счет страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, независимо от форм собственности и видов деятельности, обязательных страховых взносов работающих граждан. [1]

С 1992 года началось реформирование системы образования. Были разработаны Национальная программа государственной поддержки образования, Концепция государственной политики в области образования, Концепция гуманитарного образования и другие. Появился частный сектор в образовании. Количество негосударственных средних специальных учебных заведений выросло с 7 в 1994 – 1995 учебном году до 117 в 2000 – 2001 учебном году, количество негосударственных высших учебных заведений выросло соответственно с 32 до 112. [9]

В то же время характерная  черта образовательных реформ в  Казахстане, как на уровне высшей, так  и на уровне средней школы, — это  наличие определенной последовательности и взаимосвязанности между этапами  преобразований. В Казахстане важнейшими чертами реформы стали: ориентированность на западные стандарты образования; формирование рынка образовательных услуг; переход на финансирование не объектов, а субъектов образовательного процесса; противодействие коррупционному механизму в системе высшей школы. Идеология реформы была сформулирована предельно ясно — интегрировать образовательную систему Казахстана в мировое образовательное пространство. [1]

В 1995 – 1996 годы началась реорганизация системы здравоохранения. Основным направлением реформирования стало введение многоукладной медицины (государственное здравоохранение, обязательное медицинское страхование, частный сектор). Только в 1997 году было закрыто 181 амбулаторно-поликлиническое учреждение, сокращено 26 тысяч больничных коек.

В 1998 году началась пенсионная реформа. Ее основным принципом стал переход от государственной "солидарной" к накопительной системе пенсионного обеспечения. Для претворения пенсионной реформы созданы: Государственный центр по выплате пенсий, Государственный накопительный пенсионный фонд, Национальное пенсионное агентство. Создана сеть негосударственных пенсионных фондов, банки-кастодианы, компании по управлению пенсионными активами, сущность которой заключалась в переходе от распределительной к накопительной системе. Согласно концепции реформы, отныне существует три вида пенсий – государственной, выплачиваемой из государственного бюджета, фондовых, формируемых за счет частного обязательного пенсионного страхования и дополнительных фондовых пенсий, формирующихся за счет частного добровольного пенсионного страхования.[10]

Важным направлением социальной политики стала работа по возвращению в страну казахов, вынужденно покинувших Казахстан. В 1992 году на Всемирном  Курултае казахов было принято решение  о приглашении на историческую родину репатриантов. Этнические казахи-иммигранты получили название оралманов. По данным Агентства по демографии и миграции, за период с 1991 по 2000 год в республику прибыло свыше 42 тыс. казахских семей или более 183 тыс. человек. Из них около 60% прибыло из стран СНГ: Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, России и других стран. Из дальнего зарубежья прибыли репатрианты из Монголии, Ирана, Турции, Афганистана, Китая, Пакистана, Саудовской Аравии и других стран. Выходцы из Монголии составляют свыше 80% от общего числа казахских семей, прибывших в республику из стран дальнего зарубежья.

Заметным феноменом  общественной жизни страны стала  Ассамблея народов Казахстана, созданная  по решению Форума народов Казахстана в декабре 1992 года и начавшая функционировать в соответствии с Указом Президента с 1995 года. Ей был придан статус консультативного – совещательного органа при главе государства. [13]

Таким образом, несмотря на объективные трудности и издержки, сопровождавшие трансформационный период, стране удалось за сравнительно короткий период времени сформировать сбалансированную социальную систему с эффективным государственным регулированием, адекватным принципам рыночного хозяйствования.

Информация о работе Экономические реформы переходного периода в Республике Казахстан