Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является характеристика экономического реформирования в переходный период, а также современного состояния экономики Казахстана.
Реализация обозначенной цели потребовала постановки и решения следующих взаимосвязанных задач:
проанализировать экономическую обстановку в Казахстане в предреформенный период;
выявить этапы и результаты макроэкономических реформ, их влияние на экономический рост в начале XXI столетия;
оценить экономические и социальные преобразования: собственности в республике, воспроизводственной структуры экономики страны, финансового сектора;
исследовать современное состояние экономики Казахстана и перспективы ее развития.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Предпосылки реформирования экономики в период становления независимости Республики Казахстан 6
1.1 Сущность и характер прошлой господствовавшей экономической системы 7
1.2 Предреформенные социально-экономические условия страны 9
2 Экономические реформы переходного периода в Республике Казахстан 13
2.1Этапы государственного регулирования экономики 13
2.2 Основные направления перехода к рыночным отношениям 20
2.3 Формирование новой модели социальной политики государства переходного периода 22
3 Результаты реформирования экономики Республики Казахстан и перспективы развития 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ36
ПРИЛОЖЕНИЕ А 38
Особенности казахстанской переходной экономики и ее реформирования в значительной мере предопределяли и многие другие факторы и условия. В частности, к ним следует отнести следующее.
Во-первых, переходная экономика Казахстана функционирует в условиях распада единого государства – бывшего СССР – и обусловленного им стихийного разрыва сложившихся межреспубликанских, межрегиональных и межхозяйственных связей, распада прежнего единого глубокоинтегрированного экономического пространства, где она находилась в чрезмерной зависимости от экономик других союзных республик. Такого не испытывало ни одно государство с переходной экономикой. Это является еще одним признаком уникальности переходных экономик стран СНГ, в том числе и Казахстана. Его последствием явилось углубление кризиса и усложнение стабилизации производственного процесса.
Во-вторых, страна унаследовала от прежней системы множество тяжелых финансовых, воспроизводственных, структурных проблем и все нарастающий экономический и социальный кризис, обусловленный огромными диспропорциями, образовавшимися между уровнями инфляции, производства и безработицы. В ходе реформ кризис не только углублялся, но и перерос в системный, определенный издержками перехода от одной экономической системы к другой качественно иной системе. Поэтому стране приходится реформировать экономику в условиях системного кризиса в сочетании с антикризисными мерами государства.
В-третьих, трансформационный процесс в Казахстане начат в условиях отсутствия рыночных институтов и инфраструктур, острого дефицита качественных законов и законодательных актов, других компонентов рыночной экономики. Институты и инфраструктура, обслуживавшие плановую экономику, не были пригодны не только для обслуживания, но и даже для трансформации. Это еще больше усложнило процесс формирования новых институтов.
Создание рыночных институтов
происходило одновременно с реформированием
экономики при острой нехватке опыта,
знаний и времени, что вело к крупным
ошибкам и просчетам в
В-четвертых, казахстанская экономика пребывала в течение первых двух лет реформ в рублевой зоне, что сделало ее зависимой от финансовой и денежно-кредитной политики России. Объективной причиной такого поворота событий при государственной независимости Казахстана в начале реформ послужили отсутствие опыта проведения валютной политики и достаточных золотовалютных резервов, дефицит времени для их накопления и так далее. Это вынудило Казахстан принять стартовую стратегию реформ, предложенную правительством России. Вследствие этого правительство Казахстана не могло проводить самостоятельную экономическую политику, находилось в полной экономической зависимости от экономической политики Российской Федерации, ибо кто проводит денежно-кредитную политику, тот и регулирует экономику. Тем не менее Казахстан не стремился выходить из рублевой зоны и долго продолжал пребывать в ней, хотя это становилось все более неприемлемым, поскольку в России постоянно происходила жесткая политическая борьба новых реформаторских и старых консервативных сил, борьба демократических и антидемократических сил, последняя из которых состояла из ортодоксальных коммунистов и «красных директоров», занимавших ключевые посты в законодательной и региональной исполнительной власти. В те годы Казахстан следовал за экономической политикой этой страны, не имея возможности даже принимать участие в ее обсуждении.
Однако такая ситуация позволяла правительству Казахстана адресовать всю ответственность за углубление социально-экономического кризиса, его затяжной характер и тяжесть рыночных реформ правительству Российской Федерации, а самому проводить популистскую безответственную денежно-кредитную и финансовую политику, что в конце концов привело к гиперинфляции, спаду производства, процветанию коррупции и экономической преступности.
Таким образом, казахстанская переходная экономика, как и экономики всех других стран СНГ, является переходной экономикой особого типа, не похожей ни на одну переходную экономику, имевшую место в истории до сих пор, даже в постсоциалистических восточноевропейских странах и странах Балтии. Ее лучше будет называть переходной экономикой постсоветского типа, которая представляет собой систему экономических отношений, складывающихся на промежутке двух антагонистических по сути и форме типов экономики - плановой и рыночной.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ
ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА В
Экономические реформы в Казахстане развиваются весьма тяжело – в истории практически нет примеров более крутой ломки хозяйственных устоев в столь сжатые сроки. В течение многих досоциалистических и социалистических лет развития в составе СССР Казахстан был органической частью единой хозяйственной системы страны, где ему отводилась роль сырьевого придатка со всеми вытекающими экономическими и социальными последствиями.
Полученная в 1991 году независимость де-юре дала ему суверенный статус, приведший на начальной стадии к беспорядку и недостатку стабильности.
Этапы государственного регулирования экономики
Как было указано выше, кризис экономики Казахстана, как и всего бывшего Советского Союза, начал проявляться с середины семидесятых годов и выражался в снижении темпов роста и эффективности производства, нарастании технического и технологического отставания от развитых стран. В этой связи в центр экономической политики были поставлены вопросы повышения эффективности общественного производства, в частности путем ускоренного внедрения рыночных методов ведения хозяйства. Предполагалось осуществить достаточно плавный переход от централизованной экономики к рыночной системе ведения хозяйства, были разработаны ряд программ такого перехода.
Первый этап радикальной экономической реформы в Казахстане в этой связи начался в конце 80-х годов и продолжался по 1991 год, когда союзным и республиканским правительствами были сделаны попытки радикально перестроить хозяйственный механизм в целом, отказаться от чрезмерной централизации и предоставить больше прав непосредственно хозяйствующим субъектам. Однако, совершенствование хозяйственного механизма ограничивалось лишь внедрением отдельных мер по расширению прав товаропроизводителей в рамках сохранения достаточно жесткой системы централизованного планирования производства, распределения материально-технических и финансовых ресурсов, не затрагивая при этом саму экономическую систему, а главное, не затрагивая отношения собственности.
Наиболее кардинальным по тем временам стал только Закон О предприятии, положивший начало процессу ослабления директивной планово-распределительной системы, и, как следствие, нарастанию давно обозначившегося кризиса системы производственных отношений. В этих условиях к началу 90-х годов четко обозначился застой, а затем и спад производства, который с каждым годом стал нарастать. [9]
Характерной чертой того
времени стало уклонение
Этому способствовала и широко распространившаяся идея о региональном хозрасчете субъектов Союза ССР, которая породила центробежные силы в союзных республиках. Последствием внедрения во всех республиках и даже в отдельных областях и городах программы регионального хозрасчета типа IME, разработанной в Эстонской ССР, стало усиление не только экономической, но и политической автаркии, приведшей к распаду Советского Союза как единого государства.
Второй этап экономических реформ охватывает период 1992 – 1993 года – с момента объявления Казахстаном суверенитета и до введения собственной национальной валюты. Казахстан эти годы полностью зависел от изменений социально-экономической и политической ситуации в Российской Федерации и, в связи с этим, проводимые реформы характеризовались половинчатостью, следовали в фарватере российской политики. В первую очередь это относилось к денежно-кредитной и бюджетной политике, которая в условиях единой валюты диктовалась Центральным Банком РФ.
Наиболее крупномасштабным мероприятием стала либерализация цен в январе 1992 года. Наличие нескольких курсов валюты, разная покупательная способность наличных и безналичных рублей, усилили инфляционные процессы, возродили бартер, который стал практически основным видом торговли.
Следующий этап экономических преобразований в Казахстане начался с введения в ноябре 1993 года национальной валюты – тенге и привлечения широкомасштабной помощи международных финансовых организаций в рамках программ системных преобразований и стабилизационных кредитов.
На этом этапе началось
формирование самостоятельной
В июле 1994 году была принята очередная антикризисная программа, главной целью которой было обеспечение к концу 1995 года макроэкономической стабилизации и системных институциональных преобразований. Стратегическими целями этой программы являлись достижение макроэкономической стабилизации, создание условий для нормализации производства и торговли, оживления инвестиционной деятельности. [5]
Как известно, в основе самостоятельной экономической политики, проводимой Правительством Республики Казахстан, был заложен стандартный пакет антикризисных мер, который рекомендовали Международный Валютный Фонд и другие международные финансовые организации:
Эти направления в определенной мере легли в основу антикризисных программ всех постсоциалистических стран, в том числе и Республики Казахстан. При реализации этих программ, в первую очередь, необходимо отметить интенсивную работу по развитию и совершенствованию нормативно-правовой базы экономической реформы.
В соответствии с Программой и Планом
действий Правительства с 1995 года по
настоящее время более или
менее последовательно
В рассматриваемый период времени
был задействован механизм санации
и процедуры банкротства
Нужно подчеркнуть, что реализация
этой программы осуществлялась более
последовательно и
Бюджетная политика в целом адаптировалась к неблагоприятным экономическим условиям, связанным с резким сокращением доходной части, и была ориентирована на стратегию выживания, финансирования наиболее неотложных социально-экономических мероприятий. Меры по сокращению бюджетных расходов на социальные нужды сопровождались усилением адресности социальной защиты малоимущих слоев населения.
В 1996 году была начата реализация новой Программы действий Правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996-1998 годы. В рассматриваемый период времени были разработаны и приняты такие важные документы как: среднесрочная программа дальнейшего реформирования банковского сектора на 1996 – 1998 годы; программы поэтапной передачи объектов социальной сферы хозяйствующих субъектов на местные бюджеты; развития рынка ценных бумаг; развития страхового рынка; повышения занятости населения; развития малого и среднего бизнеса, поддержки предпринимательства; приватизации и реструктуризации государственной собственности на 1996 – 1998 годы (III этап) и другие, которые были направлены на закрепление уже свершившихся институциональных преобразований и создание предпосылок для инвестиционной и деловой активности. [7]
Ключевым компонентом
Приватизация государственных предприятий началась в 1992 году с продажи объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и других сфер услуг, то есть объектов так называемой малой приватизации. За первый год было приватизировано около 6200 предприятий, из которых 4200, или 68%, относились к малым предприятиям. За 1992 – 1995 годы приватизировано более 15 тысяч предприятий, из которых около 50% - объекты малой приватизации.
В 1994 году началась так называемая массовая приватизация. Для чего были созданы инвестиционные приватизационные фонды (ИПФ) и проводилось распределение приватизационных чеков среди населения. В основе этой формы приватизации лежали не экономические, а социально-политические мотивы, т.е. попытка реализации принципа социальной справедливости. В отличие от России, где ваучеры изначала имели нарицательную стоимость и их владельцы могли пустить их в обращение, приватизационные инвестиционные купоны в Казахстане могли быть размещены только в ИПФ. Разгосударствление и приватизация предприятий по этой схеме привело к тому, что они вместо инвестиций в обмен на пакеты акций получили ПИКи, а сами ИПФ не располагали средствами для инвестирования производства. Естественно, что такая схема приватизации не привела к появлению реального собственника, тем более, что в целях "борьбы с монополизмом" ИПФ не имели права приобретать на купонных аукционах более 20% акций одного предприятия. Поэтому она не имела успеха и не была экономически целесообразна. [12]
Информация о работе Экономические реформы переходного периода в Республике Казахстан