Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.
Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.
Выработка
теоретических основ
Как показывает опыт, экономически развитых стран и, в первую очередь, ведущих стран Европы, их модели формировались в рамках общей рыночной идеологии и под влиянием политических и социальных идей либералов, консерваторов, социалистов, марксистов, коммунистов, которые отражались в моделях рыночных экономик в их многочисленных переплетениях и модификациях. Можно сказать, что современные модели рыночной экономики являются результатом трансформации политических, экономических и социальных институтов послевоенного капитализма в направлении создания социально ориентированного, экономически эффективного варианта смешанной экономики [1]. При этом ни одна модель не повторяет другую, имеет свои собственные отличия. Сегодня можно выделить различные модели рыночной экономики, например, либеральную, социал-демократическую, социально ориентированную.
Социально-ориентированные модели отличаются высокой долей государственной собственности, широкими масштабами государственного регулирования, государственной поддержкой малого и среднего бизнеса, высокой долей госбюджета в ВВП, развитой системой социальной поддержки, наличием института производственной демократии.
В
завершенном виде модель
Основываясь на зарубежном опыте, используя приемлемые для нашей республики идеи формирования различных моделей национальных экономик, мы строим свою, белорусскую модель социально ориентированной рыночной экономики. Эта модель сохраняет в себе традиционные принципы функционирования рыночной экономики и специфику нашей национальной экономики, традиции народа, его менталитет. Преобладающими остаются такие черты, как коллективизм и взаимопомощь, социальная справедливость.
Концептуальными
основами белорусской модели
выступают: плюрализм форм
Стержнем формирования белорусской экономической модели является человек, выступающий как многосторонняя личность, как начало и конец экономической системы, ее цель и средство.
Важная составляющая белорусской модели — это сильная и эффективная социальная политика государства. Это не только помощь остро нуждающимся, но и постоянные инвестиции в здоровье граждан, в их профессиональное, культурное, личностное развитие, в их будущее и будущее страны в целом.
Как бы подытоживая характеристики принятой Беларусью модели экономической системы, Э. А. Лутохина отмечает, что социально ориентированная модель это:
— "экономика,
формирующаяся под воздействием
определенных фиаско рынка и централизованно-
— смешанная экономика, в основе которой сочетаются разные формы собственности с тенденцией к ассоциативности;
— экономика с выразительной социальной ориентацией, главной целью и критерием которой служит социальная устойчивость общества;
— экономика, регулируемая сочетанием рыночного механизма и государства; притом, чем больше мера социальной ориентации, тем выше роль государственного регулирования;
— экономика,
функционирующая с
Для нашей модели развития характерен высокий уровень социальной защищенности, который создается каждодневным трудом, усилиями всех работающих, гуманным отношением к человеку как главной ценности в нашей стране.
Социально-экономическая составляющая белорусской модели развития достаточно полно раскрыта в «Программе социально-экономического развития нашей страны на текущее пятилетие» . Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Достижение поставленной цели будет осуществляться через реализацию следующих приоритетных направлений:
развитие
человеческого потенциала, включая
повышение уровня
радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств;
стимулирование предпринимательства и деловой инициативы;
рост
экспорта товаров и услуг,
развитие
импортозамещающих производств;
устойчивое развитие регионов;
строительство
качественного и доступного
повышение
эффективности
Основными задачами социальной политики государства являются повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.
Экономическая политика государства в предстоящем пятилетии будет сосредоточена на эффективности и качестве, что количественно найдет отражение в росте показателей производительности труда, рентабельности, доле инвестиций в основной капитал в ВВП, удельном весе отгруженной инновационной продукции, снижении энерго- и материалоемкости и других.
На основе
совершенствования
Точка
роста экономики республики в
предстоящем пятилетии —
Основными задачами инвестиционной политики являются: приоритетная реализация инвестиционных проектов, направленных на ускорение инновационных процессов, призванных сохранить позиции Беларуси в мировом сообществе и повысить конкурентоспособность страны, приоритетное выделение инвестиций на создание новых наукоемких и высокодоходных экспортоориентированных видов деятельности. Прогнозируется повысить долю инвестиций в основной капитал за пятилетие до 37,5%.
В развитии отраслей промышленности упор будет сделан на опережающее развитие производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью: микроэлектроника, приборостроение, точное машиностроение, информационные технологии, телекоммуникации, измерительное и медицинское оборудование, освоение выпуска светодиодной техники.
Трансформационные
процессы в сельском хозяйстве будут
осуществляться в соответствии с
Государственной программой развития
сельских территорий на 2011–2015 годы и
другими отраслевыми
Опережающее развитие получит сфера услуг, что обуславливается, с одной стороны, мировыми тенденциями развития, с другой стороны, услуги в 2–3 раза менее энерго- и материалоемкие, некапиталоемкие по сравнению с выпуском товаров. В качестве целевого индикатора предусматривается повышение доли услуг в ВВП с 40,3% до 50%.
Приоритетными
направлениями
Важнейшей целью региональной политики Республики Беларусь является повышение уровня жизни, уменьшение существующих различий между регионами по уровню социально-экономического развития на основе более эффективного использования производственного, ресурсного и кадрового потенциалов регионов за счет углубления специализации экономик регионов, повышения активности и ответственности местных органов управления и самоуправления.
В предстоящем
пятилетии продолжится
Республика
Беларусь в своей социально–
Вместе с тем для динамичного развития требуется более активное совершенствование и модернизация действующих организационно–экономических механизмов, экономических институтов и экономической политики, которые позволят повысить эффективность, устойчивость и конкурентоспособность существующей модели развития Республики Беларусь.
Основные
направления совершенствования
предусматривают формирование национальной
инновационной системы; создание благоприятных
условий для развития предпринимательской
инициативы и увеличения притока
инвестиций в экономику; развитие государственно–частного
партнерства в целях
Главная
цель — рост благосостояния и улучшение
условий жизни населения на основе
совершенствования социально–
Информация о работе Экономические функции, формы и методы вмешательства государства в экономику