Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.
Экономика – это система отношений по поводу распределения, потребления материальных ценностей; - это сорок отраслей народного хозяйства; - это теория и практика рационального использования ресурсов в условиях их ограниченности. Каждая из управляемых систем способна к саморазвитию и к самоуправлению. Экономика бывает рыночная и командно-административная. Если что производить, как производить и сколько определяет государство, то это командно-административная экономика. Если это определяется под воздействием рыночного регулирования, то это рыночная экономика. В реальности экономики одного конкретного типа в чистом виде не было. Рыночное регулирование не может без государственного участия. Управлять экономической системой любого уровня (малого, среднего предприятия, национальной экономики) – значит управлять всеми тремя аспектами экономики. Нельзя успешно управлять производством, не регулируя отношения.
Во
всех развитых странах
В
своем движении экономика
Правительство, будучи главным кормчим экономического корабля страны, избирает курс, проводит определенную линию действий для реализации избранной социально-экономической стратегии, исходящей из целевых установок и учитывающей сложившуюся ситуацию и намечающиеся тенденции. В этом смысле и принято говорить, что государство осуществляет, проводит выработанную им экономическую политику.
Во
многом экономическая политика
государства ситуационно
Целью
курсовой работы является
Задачами работы являются:
1. Отражение
необходимости
2. Исследование
основных направлений и
3. Анализ
основных проблем
Основными
источниками данной курсовой
работы являются различная
Объективная
необходимость вмешательства
Это потребовало систематического государственного вмешательства в экономические процессы, но границы такого вмешательства в различных экономических системах были неодинаковы.
В условиях,
когда преобладала
В условиях смешанной экономики, где конкуренция носит несовершенный характер, а главными участниками рынка стали крупные монополии и олигополии, границы государственного регулирования экономических процессов значительно расширились1.
Рыночная система находится в постоянном развитии. На определенном историческом этапе в ее эволюции начало отражаться влияние государства. В ходе последних двух столетий сложился богатый опыт взаимодействия двух экономических институтов: рынка и государства. Характеризуя данный социально-экономический «тандем», уместно отметить несколько аспектов:
1. Если
современная теория фирмы, как
было отмечено, определяет рынок
«спонтанным порядком», то
2. В
развитии двух отмеченных
3. Взаимодействие двух институтов обеспечивает проявление дополнительной результативности, что является, своего рода, «синергетическим эффекта»». Государственные меры не только помогают рынку нейтрализовать ряд своих изъянов, но и обеспечивают дополнительный эффект (выраженный в динамизме рыночной экономики). Величина получаемого эффекта зависит во многом от оптимальности сочетания сил двух «агентов». При этом следует учитывать, что разумная пропорция («рынок-государство») определяется историческими условиями развития.
4. Взаимодействие рынка и государства является одновременно противоречивым единством. Налицо не только позитивные эффекты. Между обоими институтами может возникать и противостояние. Данное свойство можно охарактеризовать следующим образом:
А. Государство - коллективный орган, созданный для поддержания организованной системы общества (в т.ч. и рыночной системы). Но не всегда эта функция осуществляется реально.
Б. На определенном этапе развития между двумя институтами может разворачиваться и своего рода конкуренция. Наиболее яркий пример - развитие инфраструктуры. В последние десятилетия финансирование части объектов этой сферы стал постепенно брать на свои плечи частный сектор. Вызвано это тем, что по своей финансовой мощи многие компании дозрели до возможности финансирования ряда объектов инфраструктуры (в сфере образования, здравоохранения, страхования, транспортного сектора, системы связи и информации).
Как уже было отмечено, господствующее положение в современной теории занимает тезис: недостатки рыночной системы вызывают, необходимость государственного вмешательства. Однако характеристика «изъянов» рынка и масштабов вмешательства государства - весьма дифференцирована у представителей различных школ.
Таким образом, наличие дефектов рыночной системы, отсутствие полноценной системы саморегулирования обусловливает активизацию деятельности государства. Общая закономерность при этом следующая: чем слабее проявляются дефекты, тем меньше активность государства.
Государственное
регулирование реализуется
В современной
хозяйственной жизни
В зависимости от способа функционирования различают методы прямого и косвенного воздействия государства на экономику.
Прямое воздействие – это такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты хозяйствования приходят к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях органов власти, т.е. по принуждению. Примером такого воздействия служит лицензирование некоторых видов хозяйственной деятельности.
Косвенное воздействие заключается в том, что государство не оказывает прямого действия на субъект хозяйствования и на принимаемые им решения. Органы власти создают предпосылки и законодательную базу таким образом, чтобы субъекты сами строили свою хозяйственную политику в соответствии с экономическими целями государства. В смешанной экономике налоги – один из основных методов косвенного регулирования2.
При классификации методов управления выделяют административные и экономические. К административным методам относят такие меры, как запрет, разрешение, принуждение. К примеру, административные меры часто применяются при охране окружающей среды. Так, в Париже, в старых районах, капиталовложения в новое строительство запрещены, в том числе и из-за экологических соображений. Экономические методы воздействия государства на рынок содержат в себе такие глобальные направления, как прогнозирование, планирование, денежно-кредитное, финансовое регулирование и т.п.
Говоря
о государственном
– регулирование капиталовложений;
– регулирование сбыта;
– регулирование рынка рабочей силы;
– стимулирование
научно-исследовательских и
Через регулирование капиталовложений государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного воспроизводства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизм. Вложения осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот. Например, с целью стимулирования частных инвестиций, осуществляемых за счет кредитов, государство в странах Запада покрывает часть ссудного процента за счет собственных средств. Такая политика требует от государства намного меньше ресурсов, чем если бы государство само занималось капиталовложением в данную сферу. Но частные фирмы даже при такой поддержке государства не всегда вкладывают средства туда, куда требуется с точки зрения общехозяйственных интересов. Поэтому необходимы как частные, так и государственные инвестиции. В федеральных государствах регулирование сложнее, чем в унитарных, поэтому регулирование экономики в России, и в частности регулирование капиталовложений, требует более сложного механизма и больше средств, чем в других государствах бывшего СССР.
Информация о работе Экономические функции, формы и методы вмешательства государства в экономику