Экономические функции, формы и методы вмешательства государства в экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 69.45 Кб (Скачать)

Введение

Экономика – это система отношений по поводу распределения, потребления материальных ценностей; - это сорок отраслей народного хозяйства; - это теория и практика рационального использования ресурсов в условиях их ограниченности. Каждая из управляемых систем способна к саморазвитию и к самоуправлению. Экономика бывает рыночная и командно-административная. Если что производить, как производить и сколько определяет государство, то это командно-административная экономика. Если это определяется под воздействием рыночного регулирования, то это рыночная экономика. В реальности экономики одного конкретного типа в чистом виде не было. Рыночное регулирование не может без государственного участия. Управлять экономической системой любого уровня (малого, среднего предприятия, национальной экономики) – значит управлять всеми тремя аспектами экономики. Нельзя успешно управлять производством, не регулируя отношения.

 Во  всех развитых странах рыночный  механизм дополняется инструментами  государственного регулирования. Их соотношение зависит от доли госсектора, исторических особенностей, характера решаемых задач. Особенности Беларуси в том, что, во-первых, идет переход от одного экономического строя с доминированием госсобственности к другому, основанному на развитии многоукладного хозяйства и рыночных отношений; во-вторых, реформы начались с попытки внедрения в короткие сроки либеральной модели рынка, сводящей госрегулирование к минимуму; в третьих, формы и методы такого регулирования во многих звеньях еще не сложились.

 В  своем движении экономика любой  страны подчинена, прежде всего,  объективным историческим и экономическим закономерностям. В этом смысле есть основания утверждать, что путь ее задан, предопределен свыше, проистекает из предначертанной судьбы. Однако в действительности экономика связана историческим прошлым и неизбежным будущим лишь частично, во многом ее траектория движения не продиктована однозначно, а зависит от устремлений и воли своих главных действующих субъектов: государства, предприятий, граждан. Каждый из этих субъектов способен влиять на экономическую судьбу, хотя и в разной степени, в различных масштабах. Самыми обширными возможностями обладает в этом смысле государство в лице правительства в широком смысле этого слова, то есть всех ветвей государственной власти.

 Правительство,  будучи главным кормчим экономического корабля страны, избирает курс, проводит определенную линию действий для реализации избранной социально-экономической стратегии, исходящей из целевых установок и учитывающей сложившуюся ситуацию и намечающиеся тенденции. В этом смысле и принято говорить, что государство осуществляет, проводит выработанную им экономическую политику.

 Во  многом экономическая политика  государства ситуационно обусловлена  в том смысле, что она непосредственным  образом диктуется унаследованным  прошлым, сложившейся в стране  экономической обстановкой, ранее  принятыми решениями и обязательствами. В значительной степени политика предопределена внутристрановой и мировой конъюнктурой — состоянием хозяйства и рынка, уровнем экономической активности, тенденциями роста и спада, спросом и предложением на товары и услуги.

 Целью  курсовой работы является раскрытие  сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.

 Задачами  работы являются:

1. Отражение  необходимости макроэкономического  регулирования экономики;

2. Исследование  основных направлений и инструментов  государственного регулирования экономики;

3. Анализ  основных проблем макроэкономического  регулирования в Республике Беларусь.

 Основными  источниками данной курсовой  работы являются различная учебная  и методическая литература, а  также периодические издания,  посвященные экономике Республики Беларусь.

1. Объективная необходимость вмешательства государства в в рыночную экономику. Экономические функции государства.

 

Объективная необходимость вмешательства государства  в экономику была обусловлена несовершенством рыночного механизма, начиная с рынка свободной конкуренции, сменившейся затем господством монополий. В этих условиях рыночный механизм, имея много достоинств, оказался не в состоянии решать целый ряд социально-экономических проблем и в целом обеспечить экономический рост.

Это потребовало  систематического государственного вмешательства в экономические процессы, но границы такого вмешательства в различных экономических системах были неодинаковы.

В условиях, когда преобладала индивидуальная частная собственность и свободная конкуренция, границы вмешательства государства в ход общественного воспроизводства были минимальными и сводились к организации денежного обращения, производству общественных товаров, устранению отрицательных последствий внешних эффектов.

В условиях смешанной экономики, где конкуренция  носит несовершенный характер, а главными участниками рынка стали крупные монополии и олигополии, границы государственного регулирования экономических процессов значительно расширились1.

Рыночная  система находится в постоянном развитии. На определенном историческом этапе в ее эволюции начало отражаться влияние государства. В ходе последних двух столетий сложился богатый опыт взаимодействия двух экономических институтов: рынка и государства. Характеризуя данный социально-экономический «тандем», уместно отметить несколько аспектов:

1. Если  современная теория фирмы, как  было отмечено, определяет рынок  «спонтанным порядком», то понятие  «иерархическая система» можно  отнести не только к субъекту «фирма», но и к субъекту «государство».

2. В  развитии двух отмеченных институтов  наблюдается растущая взаимозависимость. Современный рынок не может функционировать без участия государства (потребность в правовом поле, инфраструктуре), а государство, в свою очередь, не способно существовать без материально-финансовой подпитки со стороны рынка.

3. Взаимодействие  двух институтов обеспечивает  проявление дополнительной результативности, что является, своего рода, «синергетическим эффекта»». Государственные меры не только помогают рынку нейтрализовать ряд своих изъянов, но и обеспечивают дополнительный эффект (выраженный в динамизме рыночной экономики). Величина получаемого эффекта зависит во многом от оптимальности сочетания сил двух «агентов». При этом следует учитывать, что разумная пропорция («рынок-государство») определяется историческими условиями развития.

4. Взаимодействие  рынка и государства является  одновременно противоречивым единством. Налицо не только позитивные эффекты. Между обоими институтами может возникать и противостояние. Данное свойство можно охарактеризовать следующим образом:

А. Государство - коллективный орган, созданный для  поддержания организованной системы общества (в т.ч. и рыночной системы). Но не всегда эта функция осуществляется реально.

Б. На определенном этапе развития между двумя институтами может разворачиваться и своего рода конкуренция. Наиболее яркий пример - развитие инфраструктуры. В последние десятилетия финансирование части объектов этой сферы стал постепенно брать на свои плечи частный сектор. Вызвано это тем, что по своей финансовой мощи многие компании дозрели до возможности финансирования ряда объектов инфраструктуры (в сфере образования, здравоохранения, страхования, транспортного сектора, системы связи и информации).

Как уже  было отмечено, господствующее положение  в современной теории занимает тезис: недостатки рыночной системы вызывают, необходимость государственного вмешательства. Однако характеристика «изъянов» рынка и масштабов вмешательства государства - весьма дифференцирована у представителей различных школ.

Таким образом, наличие дефектов рыночной системы, отсутствие полноценной системы саморегулирования обусловливает активизацию деятельности государства. Общая закономерность при этом следующая: чем слабее проявляются дефекты, тем меньше активность государства.

Государственное регулирование реализуется посредством  различных форм, методов и направлений. Весьма важна для общества и система государственного контроля, разрабатывающая стандарты жизни, экологические стандарты и т п.

В современной  хозяйственной жизни государство  представлено различными формами воздействия: растет доля государственных расходов и доходов в ВНП, растут налоги, имеет место система государственного предпринимательства (доля государственного сектора в материальном национальном богатстве по странам мира сегодня  колеблется от 20 до 60%), значительна  роль государства в перераспределении  национального дохода. С помощью  налогов государство не только пополняет казну, но и регулирует определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы стимулирует фирмы, удовлетворяет социальные потребности. В конечном итоге государственная власть должна обеспечивать охрану общественных интересов, экономической системы страны в целом, только тогда ее деятельность будет эффективной. Одними из самых характерных черт органов государственного управления России являются их коррумпированность и связь с теневой экономикой. По оценкам западных экономистов размеры теневой экономики составляют от 30 до 40% всего объема экономики страны. Россия только с 2002 г. присоединилась к борьбе с отмыванием незаконных денег. В настоящее время в России нет полного комплекта нормативных документов и экономических рычагов борьбы с коррупцией. Для повышения эффективности государственного управления необходимо их создание и внедрение в экономическую систему в минимальные сроки.

В зависимости  от способа функционирования различают  методы прямого и косвенного воздействия  государства на экономику.

Прямое  воздействие – это такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты хозяйствования приходят к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях органов власти, т.е. по принуждению. Примером такого воздействия служит лицензирование некоторых видов хозяйственной деятельности.

Косвенное воздействие заключается в том, что государство не оказывает прямого действия на субъект хозяйствования и на принимаемые им решения. Органы власти создают предпосылки и законодательную базу таким образом, чтобы субъекты сами строили свою хозяйственную политику в соответствии с экономическими целями государства. В смешанной экономике налоги – один из основных методов косвенного регулирования2.

При классификации  методов управления выделяют административные и экономические. К административным методам относят такие меры, как запрет, разрешение, принуждение. К примеру, административные меры часто применяются при охране окружающей среды. Так, в Париже, в старых районах, капиталовложения в новое строительство запрещены, в том числе и из-за экологических соображений. Экономические методы воздействия государства на рынок содержат в себе такие глобальные направления, как прогнозирование, планирование, денежно-кредитное, финансовое регулирование и т.п.

Говоря  о государственном регулировании  можно выделить следующие направления:

– регулирование  капиталовложений;

– регулирование  сбыта;

– регулирование  рынка рабочей силы;

– стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ (НИОКР).

Через регулирование капиталовложений государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного воспроизводства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизм. Вложения осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот. Например, с целью стимулирования частных инвестиций, осуществляемых за счет кредитов, государство в странах Запада покрывает часть ссудного процента за счет собственных средств. Такая политика требует от государства намного меньше ресурсов, чем если бы государство само занималось капиталовложением в данную сферу. Но частные фирмы даже при такой поддержке государства не всегда вкладывают средства туда, куда требуется с точки зрения общехозяйственных интересов. Поэтому необходимы как частные, так и государственные инвестиции. В федеральных государствах регулирование сложнее, чем в унитарных, поэтому регулирование экономики в России, и в частности регулирование капиталовложений, требует более сложного механизма и больше средств, чем в других государствах бывшего СССР.

Информация о работе Экономические функции, формы и методы вмешательства государства в экономику