Экономические функции, формы и методы вмешательства государства в экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 69.45 Кб (Скачать)

Система сбыта регулируется государством через государственные закупки (государственное потребление) и через потребительский кредит, который довольно широко развит в странах Запада. Система потребительского кредита расширяет емкость рынка, поскольку стимулирует рост совокупного спроса. В условиях дефицитной экономики речь может идти не столько о стимулировании спроса, сколько об его ограничении, поэтому система потребительского кредита в условиях начала и середины 1990-х гг. не нашла широкого применения в России. В настоящее время в России наблюдается постепенное развитие потребительского кредитования. При наличии приватизированного жилищного фонда и увеличении темпов роста строительства нового жилья коммерческие и государственные структуры будут вынуждены более широко применять потребительский кредит, поскольку государству выгоднее погасить часть стоимости кредита за счет собственных средств, чем полностью вкладывать свои средства в расширение жилищного фонда.

Государственные закупки существуют во всех странах, но особенно они развиты в США. Закупки осуществляются через государственный заказ у тех фирм, для которых он выгоден, поскольку гарантирует сбыт и, соответственно, прибыль. В силу этого госзаказ не навязывают, а наоборот, фирмы за ним гоняются. В нашей же стране в настоящее время госзаказ существует, но он, к сожалению, не всегда оплачивается вовремя, что не способствует развитию положительных рыночных тенденций в экономике.

Регулирование рынка рабочей силы осуществляется государством по ряду направлений, в частности установление:

– максимальной продолжительности рабочей недели (в большинстве стран Запада продолжительность рабочей недели составляет 42–45 часов),

– минимальной  величины заработной платы;

– порядка  взносов на нужды социального  страхования (в России предприятия  уплачивают единый социальный налог  в размере 35,6% от фонда оплаты труда, включающий с себя отчисления в государственный  Пенсионный фонд, в фонд обязательного  социального страхования и в  медицинские фонды обязательного  страхования),

– государственное  стимулирование профессионального  обучения и переподготовки кадров3.

Государственное регулирование сферы НИОКР позволяет  поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса и обеспечивать динамичное развитие экономики. Государство в большинстве западных стран финансирует более 50% общих затрат на НИОКР, при этом финансовые ресурсы государство выделяет не под количество персонала, а под конкретный проект. Внедрение достижений НИОКР стимулируется налоговыми льготами. Большое внимание уделяется подготовке специалистов с высшим образованием. Ей даются заказы и соответствующее финансирование. В нашей стране развитие науки на протяжении многих лет было прерогативной сферой государственного финансирования. За десятилетие расходы на эти цели уменьшились в 8-10 раз. По мнению специалистов, если на протяжении 3-5 лет эта тенденция сохранится, то восстановить научный потенциал – базу, на которой возможно проводить радикальную реформу экономики, обеспечивать рост ВВП и национального дохода, - будет практически неосуществимо или же это потребует резкого сокращения личного потребления, доходов физических лиц, как это происходило в 1920-1930-е гг.

Помимо  вышеназванных форы государственного регулирования можно также еще выделить и такие формы, как государственное программирование, регулирование мелкого и среднего бизнеса, сельскохозяйственного производства и т.д.

Мировая практика показала, что система мер  и форм государственного регулирования довольно многообразна, в каждой стране эта система имеет особенности. К числу наиболее важных инструментов государственного регулирования  относятся: финансовая политика, денежно-кредитная политика, политика регулирования доходов, внешнеэкономическая политика, социальная политика.

Любое государство с разной степенью активности, но постоянно действует, ибо пассивность, бездеятельность противопоказаны  самой его природе и назначению.

      Выполняя  свои функции, государство тем самым  решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.

      Функции государства — понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе  развития общества [9, c. 98].

      Вторая  половина XX столетия характеризуется  тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции между отдельными ее отраслями. Возникли государственный сектор экономики, т. е. государственная собственность, и государственное управление предприятиями и организациями, на ней базирующимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую массу ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны.

      Экономическая функция государства имеет антикризисную  направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей. Этому посвящено законодательство о компаниях, об акционерных обществах и других объединениях. Оно защищает права и интересы граждан — вкладчиков, акционеров, потребителей, не допускает к участию в рынке недобросовестных контрагентов. Государство принимает антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства многих видов товаров широкого потребления и торговли данными товарами, контроль над экспортом и импортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей и т.д. Такая функция государства, как защита экономического правопорядка и экономической безопасности служит опорой любой хозяйственной системы, а для рыночной экономики, которая основана на взаимовыгодных сделках равноправных партнеров, при свободе выбора является важнейшей. Законодательные и правоохранительные действия государства призваны преодолевать диктаторские формы хозяйствования, а грубые и силовые, наносящие ущерб, пресекать. Государство может и должно не допускать нарушения норм и правил поведения на рынке.

Словом, экономическая функция обусловлена  потребностями развития общества в целом [4, c. 3].

2. Инструменты государственного воздействия на экономику.

Реализация  экономической политики возможна лишь при использовании совокупности мер, инструментов, образующих механизм государственного воздействия на экономику. Для умения рационального их применения требуется знание структуры данных мер. В зависимости от выбранных критериев существует несколько вариантов их классификации. В частности, по способу функционирования различаются методы прямого и косвенного влияния на экономику.

Методы  прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны  государства, при котором субъекты экономики вынуждены приходить  к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.В качестве примера назовем налоговое законодательство, юридические правила в области амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую степень эффекта из-за оперативного достижения экономического результата. Однако у них есть серьезный недостаток - создание помех рыночному процессу.

Методы  косвенного воздействия проявляются  в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно создает  лишь предпосылки к тому, чтобы  при самостоятельном выборе экономических  решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики.

Преимущества  данных методов воздействия на экономику  заключаются в том, что они  не нарушают рыночной ситуации, не вводят неожиданный дисбаланс в состояние  динамического равновесия. Недостатком  же является определенный временной  лаг, наблюдаемый между принятием  государством мер, их восприятием экономикой и полученными изменениями в хозяйственных результатах. Обратимся теперь к еще одной, весьма важной классификации рассмотренных методов. Критерий подхода - организационно-институциональный. Данный перечень включает: административные, экономические, институциональные методы.

Совокупность  административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача принимаемых мер при этом - в создании наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Их функция - обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни, защита конкурирующей среды, сохранение прав собственности и возможностей свободного принятия экономических решений.Административные меры, в свою очередь, подразделяются на меры запрета, разрешения, принуждения.Степень активности применения административных мер может быть различной в зависимости от области экономики. Наиболее настойчиво они проявляются сейчас в сфере охраны окружающей среды, а также в области социальной защиты слабо обеспеченных слоев населения.

К экономическим  инструментам относят те действия государства, которые имеют не столько предписывающий, сколько воздействующий на определенные аспекты рыночного процесса характер. Речь может идти о методах влияния на совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные и структурные аспекты экономики. К числу экономических мер относят:

- финансовую (бюджетную, фискальную) политику;

- денежно-кредитную  (монетарную) политику;

- программирование;

- прогнозирование.

 Понятие  «финансовая политика» - емкая  категория. В ней можно найти  отражение двух подходов. С одной стороны, она представляет собой механизм по реализации целей экономической политики. С другой стороны, осуществление финансовых мер является одним из составных элементов общей экономической политики как таковой.

Категория «денежно-кредитная политика» имеет  схожий многоплановый характер. По сравнению с финансовыми мерами денежно-кредитные проявляют больше характер косвенного воздействия. Это обусловлено, например, тем, что финансовую политику проводит в первую очередь Министерство финансов - составное звено правительства. Денежно-кредитная политика реализуется Центральным банком, который, как правило, имеет относительную самостоятельность от законодательной и исполнительной властей.

В условиях сложившейся рыночной экономики  принято, как правило, в первую очередь  рассматривать возможность денежно-кредитных  мер, а затем - финансовых. Это связано с тем, что использование монетарной политики в большей степени отражает типичное соотношение рыночного и государственного начал в экономике. Зрелое народное хозяйство в основном предполагает косвенное воздействие государства на хозяйственные субъекты. Это сохраняет свободу в принятии частных экономических решений.

 В  условиях же трансформируемой  экономики (или в случае кризиса)  соотношение методов может быть иным. Финансовый (т.е. прямой) аспект регулирования выдвигается порой на первый план.

 Составление  программ и прогнозов отражает  в основном косвенный вариант  государственного регулирования.  Программы носят рекомендательный  характер для частного сектора. Данный процесс ориентирован в основном на обеспечение деловых кругов важной экономической информацией. В том и другом случае (при составлении программ - в более активной форме) государство косвенно может подсказать, побудить предпринимателей к действиям. Однако решения о них бизнесмены принимают сами.

Характеризуя  методы государственного воздействия, можно также подчеркнуть их организационно-институциональную  форму.Понятие «институциональность» сравнительно мало используется в отечественном научном обороте. Еще слабее воспринимается оно, к сожалению, экономическим мышлением населения. Между тем, развитие экономики в рыночно-правовом варианте выдвигает необходимость гораздо более активного применения данного термина. Он отражает тот факт, что явления экономической жизни в развитом правовом государстве теряют свой случайный характер. На поверхность экономической действительности как бы накладывается сеть определенных правовых, этических, психологических, организационных норм и обычаев. Сама экономическая политика представляет собой систему организационно-оформленных действий, традиций. Среди вариантов распространения институциональных форм в современных условиях отметим:

- формирование  исполнительных структур государственной  власти, непосредственная задача которых - практическая реализация целей правительства;

- создание  и поддержание объектов государственной  собственности, т.е. государственного сектора;

- подготовка  экономических программ и экономических  прогнозов;

- поддержка  исследовательских центров по  экономике (имеющих разную форму собственности), институтов экономической информации, торгово-промышленных палат, различных экономических советов и союзов;

- обеспечение  функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советов по проблемам экономики;

- правовая, информационная поддержка предпринимательских  и профессиональных союзов, рациональных форм их взаимодействия;

- соучастие  в создании форм экономической  интеграции, организация регулярных международных встреч по экономическим вопросам (например представителей группы «семерки»).

 Финансы  - одна из самых сложных категорий  в экономической науке. В целом  это - совокупность стоимостных  потоков, связанных с распределением  и использованием денежных ресурсов.В традиционном курсе отечественной экономической науки под «финансами» было принято понимать, скорее, систему производственных отношений, а не само движение средств.

Процесс функционирования финансовой системы  для выполнения определенных целей на уровне государства представляет собой финансовую политику. Это понятие многоплановое. Регулирование макроэкономического равновесия, достижение стабилизации с помощью доходов и расходов принято называть «фискальной политикой». Используя финансовые ресурсы, государство участвует также в решении других проблем, например, социально-распределительных. Полный спектр всех задач, выполняемых посредством государственных финансов, образует категорию «финансовой политики» (одним из элементов которой, таким образом, является фискальная политика). Что же представляют собой государственные расходы? Под этим термином принято понимать затраты государства на приобретение материальных благ и услуг, связанных с удовлетворением общественных потребностей. Основная задача политики расходования средств состоит в воздействии на совокупный спрос. Такое влияние носит достаточно прямой характер.

Информация о работе Экономические функции, формы и методы вмешательства государства в экономику