Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.
Система сбыта регулируется государством через государственные закупки (государственное потребление) и через потребительский кредит, который довольно широко развит в странах Запада. Система потребительского кредита расширяет емкость рынка, поскольку стимулирует рост совокупного спроса. В условиях дефицитной экономики речь может идти не столько о стимулировании спроса, сколько об его ограничении, поэтому система потребительского кредита в условиях начала и середины 1990-х гг. не нашла широкого применения в России. В настоящее время в России наблюдается постепенное развитие потребительского кредитования. При наличии приватизированного жилищного фонда и увеличении темпов роста строительства нового жилья коммерческие и государственные структуры будут вынуждены более широко применять потребительский кредит, поскольку государству выгоднее погасить часть стоимости кредита за счет собственных средств, чем полностью вкладывать свои средства в расширение жилищного фонда.
Государственные закупки существуют во всех странах, но особенно они развиты в США. Закупки осуществляются через государственный заказ у тех фирм, для которых он выгоден, поскольку гарантирует сбыт и, соответственно, прибыль. В силу этого госзаказ не навязывают, а наоборот, фирмы за ним гоняются. В нашей же стране в настоящее время госзаказ существует, но он, к сожалению, не всегда оплачивается вовремя, что не способствует развитию положительных рыночных тенденций в экономике.
Регулирование рынка рабочей силы осуществляется государством по ряду направлений, в частности установление:
– максимальной
продолжительности рабочей
– минимальной величины заработной платы;
– порядка
взносов на нужды социального
страхования (в России предприятия
уплачивают единый социальный налог
в размере 35,6% от фонда оплаты труда,
включающий с себя отчисления в государственный
Пенсионный фонд, в фонд обязательного
социального страхования и в
медицинские фонды
– государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров3.
Государственное
регулирование сферы НИОКР
Помимо вышеназванных форы государственного регулирования можно также еще выделить и такие формы, как государственное программирование, регулирование мелкого и среднего бизнеса, сельскохозяйственного производства и т.д.
Мировая практика показала, что система мер и форм государственного регулирования довольно многообразна, в каждой стране эта система имеет особенности. К числу наиболее важных инструментов государственного регулирования относятся: финансовая политика, денежно-кредитная политика, политика регулирования доходов, внешнеэкономическая политика, социальная политика.
Любое
государство с разной степенью активности,
но постоянно действует, ибо пассивность,
бездеятельность
Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.
Функции
государства — понятие
Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции между отдельными ее отраслями. Возникли государственный сектор экономики, т. е. государственная собственность, и государственное управление предприятиями и организациями, на ней базирующимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую массу ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны.
Экономическая
функция государства имеет
Словом,
экономическая функция
2. Инструменты государственного воздействия на экономику.
Реализация экономической политики возможна лишь при использовании совокупности мер, инструментов, образующих механизм государственного воздействия на экономику. Для умения рационального их применения требуется знание структуры данных мер. В зависимости от выбранных критериев существует несколько вариантов их классификации. В частности, по способу функционирования различаются методы прямого и косвенного влияния на экономику.
Методы
прямого воздействия
Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики.
Преимущества
данных методов воздействия на экономику
заключаются в том, что они
не нарушают рыночной ситуации, не вводят
неожиданный дисбаланс в
Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача принимаемых мер при этом - в создании наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Их функция - обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни, защита конкурирующей среды, сохранение прав собственности и возможностей свободного принятия экономических решений.Административные меры, в свою очередь, подразделяются на меры запрета, разрешения, принуждения.Степень активности применения административных мер может быть различной в зависимости от области экономики. Наиболее настойчиво они проявляются сейчас в сфере охраны окружающей среды, а также в области социальной защиты слабо обеспеченных слоев населения.
К экономическим инструментам относят те действия государства, которые имеют не столько предписывающий, сколько воздействующий на определенные аспекты рыночного процесса характер. Речь может идти о методах влияния на совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные и структурные аспекты экономики. К числу экономических мер относят:
- финансовую (бюджетную, фискальную) политику;
- денежно-кредитную (монетарную) политику;
- программирование;
- прогнозирование.
Понятие «финансовая политика» - емкая категория. В ней можно найти отражение двух подходов. С одной стороны, она представляет собой механизм по реализации целей экономической политики. С другой стороны, осуществление финансовых мер является одним из составных элементов общей экономической политики как таковой.
Категория
«денежно-кредитная политика»
В условиях
сложившейся рыночной экономики
принято, как правило, в первую очередь
рассматривать возможность
В
условиях же трансформируемой
экономики (или в случае
Составление
программ и прогнозов отражает
в основном косвенный вариант
государственного
Характеризуя
методы государственного воздействия,
можно также подчеркнуть их организационно-
- формирование
исполнительных структур
- создание
и поддержание объектов
- подготовка
экономических программ и
- поддержка
исследовательских центров по
экономике (имеющих разную
- обеспечение
функционирования институтов
- правовая,
информационная поддержка
- соучастие в создании форм экономической интеграции, организация регулярных международных встреч по экономическим вопросам (например представителей группы «семерки»).
Финансы
- одна из самых сложных
Процесс функционирования финансовой системы для выполнения определенных целей на уровне государства представляет собой финансовую политику. Это понятие многоплановое. Регулирование макроэкономического равновесия, достижение стабилизации с помощью доходов и расходов принято называть «фискальной политикой». Используя финансовые ресурсы, государство участвует также в решении других проблем, например, социально-распределительных. Полный спектр всех задач, выполняемых посредством государственных финансов, образует категорию «финансовой политики» (одним из элементов которой, таким образом, является фискальная политика). Что же представляют собой государственные расходы? Под этим термином принято понимать затраты государства на приобретение материальных благ и услуг, связанных с удовлетворением общественных потребностей. Основная задача политики расходования средств состоит в воздействии на совокупный спрос. Такое влияние носит достаточно прямой характер.
Информация о работе Экономические функции, формы и методы вмешательства государства в экономику