Экономическая теория и ее место в системе общественных наук

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Человеческое общество на длительном пути развития создало различные культуры, хозяйства и религии, но очень важным в жизни общества является материальная составляющая. А экономика это именно та сфера жизнедеятельности, которая создает обществу материальную базу, которая будет комфортна для данного уровня развития техники и технологии.

Производство материальных благ проходит много этапов и является главной составляющей экономики и одновременно является двигателем человеческой цивилизации. Целью производства является удовлетворение человеческих потребностей.

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория и ее место в системе общественных наук.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

      Формально-логические приемы и методы основываются на формальной логике, науке, изучающей формы, мысли и формы их сочетаний, отвлекаясь от конкретного содержания суждений. Основателем формальной логики считается Аристотель. Формальная логика включает в себя ряд методов и приемов познания, важнейшими из которых являются анализ и синтез, индукция и дедукция (от частного к общему, от общего к частному), сравнение, аналогия, гипотеза, доказательство. К числу основных законов формальной логики относятся:

    • закон тождества – каждая мысль должна иметь строго определенное устойчивое содержание;
    • закон противоречия две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятые в одном и том же времени, не могут быть истинными;
    • закон исключенного третьего из двух отрицающих друг друга мыслей об одном и том же предмете, взятом в одном и том же времени, одно непременно истинно;
    • закон достаточного основания требует, чтобы всякая истинная мысль обосновывалась другими мыслями, истинность которых была доказана ранее.

      Эти законы формальной логики способствуют достижению определенности, непротиворечивости и, в известном смысле, доказательности  мышления.

      Метафизический  метод используется для исследования экономических явлений и процессов в состоянии покоя и неизменности.

      В экономической науке этот метод  применяется для изучения отдельных  элементов системы, выявления внутренней структуры, классификации экономических явлений (типы собственности, виды рынков, причины безработицы).

      Диалектический  метод – это изучение хозяйственных процессов в движении, в развитии. При изучении экономических процессов устанавливаются их взаимообусловленность и взаимодействие, вскрываются противоречия, позволяющие находить компромиссные решения в условиях противоборства разных сторон.

      Исторический  метод предполагает рассмотрение экономических процессов на разных этапах их исторического развития. Так, реализация экономических принципов и законов в исторически разные периоды времени осуществляется по-разному.

      Логический  метод позволяет формировать положения на основе определенных умозаключений, использования мыслительной деятельности, что помогает вырабатывать рациональные приемы развития социально-экономических процессов.

      Логика  как научный инструмент позволяет  глубже понимать складывающиеся в реальной хозяйственной жизни причинно-следственные связи.

      Единство  исторического и логического. Исторический метод представляется логическим, облаченным в историческую форму; логический представляется историческим, взятым как необходимое, т. е. освобожденное от случайной исторической формы.

      Использование математики и статистики резко повышает научную обоснованность анализа экономических явлений, а также практических разработок.

      В экономической теории используется совокупность таких общенаучных  методов, как статистические наблюдения, социологические опросы, моделирование  экономических процессов, построение гипотез и проведение эксперимента, анализ, синтез.

      В настоящее время возрастает значение применения количественных методов, математическое выражение сущностных зависимостей и закономерностей, а также экономического эксперимента.

      Под экономическим экспериментом понимается искусственное воспроизведение экономического явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях. Эксперименты могут проводиться на макро- и микроуровнях. К числу наиболее известных относится эксперимент на микроуровне по проведению безденежного обмена английского экономиста Р. Оуэна (1771–1858). В 1832 г. в Лондоне был создан меновой базар, где в обмен на товары выдавали боны, в которых значилось количество трудового времени, затраченного на производство определенных продуктов. На эти боны можно было приобретать любые представленные на базаре товары. Эксперимент Р. Оуэна потерпел неудачу, и в 1834 г. меновой базар был ликвидирован.

      Французский экономист П. Прудон (1809–1865) выдвинул идею о мировом переустройстве общества посредством реформ кредита и  обращения. Для осуществления своей идеи он предпринял в 1849 г. попытку основать «народный банк», банк для справедливого обмена.

      В начале XX в. широкое распространение  в США получил эксперимент Ф. Тейлора – система научной организации труда, который привел к резкому увеличению интенсивности труда рабочих.

      В нашей стране к числу наиболее крупных экспериментов на макроуровне  относится введение в России в 1918–1920 гг. «военного коммунизма», в результате которого была установлена продразверстка, согласно которой крестьяне должны были сдавать государству все излишки продовольствия и сырья.

      В 1921 г. в России был введен НЭП, новая  экономическая политика, предусматривавшая  широкое использование товарно-денежных отношений, развитие многоукладности  в экономике, оживление деятельности частных предприятий при сохранении регулирующей роли государства.

      В 1965 г. в СССР была предпринята попытка  осуществления крупномасштабной экономической  реформы, в соответствии с которой  в качестве важнейшего показателя результативности производства должна была выступать прибыль.

      Экономические эксперименты проводятся в трех случаях:

  1. Изучаемая хозяйственная система отличается значительными размерами и сложностью, охватить ее макроэкономическим наблюдением невозможно.
  2. Макроэкономические наблюдения не позволяют получить ответа на вопрос о сущности наблюдаемых внутренних закономерностей и процессов.
  3. Экономический процесс плохо изучен, и возможные результаты воздействия на него в реальной действительности могут быть непредсказуемыми.

      Ограничения возможностей применения эксперимента:

  1. Многообразие экономических связей в процессе общественного производства исключает изоляцию экономического эксперимента от окружающей обстановки.
  2. В отличие от естественнонаучного объект экономического эксперимента не  является пассивным по отношению к вводимым факторам эксперимента, а объект сам активно действует и искажающе влияет на результативность эксперимента.

      По объекту воздействия эксперименты подразделяются на три вида:

  1. Реальные — опыты в реальной обстановке.
  2. Модельные — воздействие оказывается не на сам экономический объект, а на его модель.
  3. Человекомодельные — деловые или хозяйственные игры. Они предназначены для обучения хозяйственных руководителей принятию правильных решений.

      По  цели экономические эксперименты подразделяются на два типа:

  1. Хозяйственные.
  2. Исследовательские.

      По  характеру исследуемых факторов:

  1. Стимулирующие (дестимулирующие).
  2. Организационные.

      Первые  связаны с введением экономических  показателей, использованием форм коллективного  и индивидуального стимулирования, применением соответствующих нормативов.

      Вторые  связаны с перестройкой организационных  структур, с исследованием различных  форм распределения прав и ответственности, методов доведения решений до исполнителей, с выдвижением кадров на руководящие должности.

      Экономические эксперименты позволяют на практике отрабатывать рекомендации и программы  с целью недопущения крупных  просчетов и разрушительного  их воздействия на народное хозяйство  страны.

      Своеобразие общей экономической теории заключается  в том, что общество выступает и как объект, и как субъект познания. Люди творят историю, они же и познают ее. Отсюда следует, что метод экономической науки в отличие от методов естественных наук потенциально содержит в себе больше субъективных, случайных, привносимых деятельностью исследователя элементов. Метод экономической теории – это совокупность познавательных и диалектико-логических принципов, применяемых для исследования системы экономических отношений.

Взаимосвязь экономической теории с другими  науками и экономической политикой
 

      Объектом  исследования экономическая теория и других общественными науками  является человек и общество.

      Частные экономические науки, изучающие  конкретные проблемы общественного  производства, в своей теоретической части базируются на выводах экономической теории.

      Среди частных экономических дисциплин  можно выделить следующие группы: историко-экономических дисциплин (история экономических учений, история народного хозяйства), социальных (экономика труда, бухгалтерский учет, экономическая статистика, финансы, кредит и др.), отраслевых (экономика промышленности, экономика АПК, экономика торговли и др.) и ряд пограничных наук, таких как экономическая география, теория управления и др.

      Исходной  задачей экономической теории является определение содержания и структуры экономической системы, выявление ее элементов целей и форм движения. Далее, анализируя экономические отношения, наука рассматривает механизм функционирования и взаимосвязь элементов системы, а также отвечает на вопрос: какое влияние оказывает на нее принятие экономических решений. И, как следствие, экономическая теория раскрывает особенности взаимодействия системы экономических отношений с другими социальными сферами и политикой.

      В силу сложности экономических систем, только изучив особенности их функционирования и реальные экономические процессы, экономическая теория вырабатывает основу для принятия эффективных решений конкретных задач экономической политики.

      Таким образом, экономическая теория взаимодействует  со всеми общественными науками, выполняет вполне определенные функции, синтезируя научные знания и используя их в практических целях в интересах хозяйствующих субъектов.

Заключение
 

     Экономическая теория взаимосвязана со многими  экономическими, общественными и историческими науками, но при этом она не копирует данные дисциплины, а обладает своим собственным потенциалом и предметом изучения. Предметом экономической теории является совокупность экономических отношений, охватывающих производственную и непроизводственную сферы. В России предмет экономической теории формировался на основе марксизма.

     История экономики находится на стыке  двух социально-гуманитарных наук: экономической  и исторической, и поэтому она  использует методы исследований, принадлежащие  обеим наукам, может изучать как экономику в целом, так и историю конкретных и функциональных экономик по отдельности.

      Своеобразие общей экономической теории заключается  в том, что общество выступает  и как объект, и как субъект  познания. Люди творят историю, они  же и познают ее. Отсюда следует, что метод экономической науки в отличие от методов естественных наук потенциально содержит в себе больше субъективных, случайных, привносимых деятельностью исследователя элементов. Метод экономической теории – это совокупность познавательных и диалектико-логических принципов, применяемых для исследования системы экономических отношений.

     Экономическая теория взаимодействует со всеми общественными науками, выполняет вполне определенные функции, синтезируя научные знания и используя их в практических целях в интересах хозяйствующих субъектов.

 

Список используемой литературы

 
      
  1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2006. - 384 с.
  2. Израэл М. Кирцнер. Конкуренция и предпринимательство / Пер. с англ. Под ред. проф. А.Н. Романова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  3. Лойберг М.Я. История экономики: Учебно-методическое пособие. / Инфра- М. 2010.
  4. Нестеренко А.Н. Экономика и институциональная теория / РАН. Ин-т экономики, Ин-т междунар. экон. и полит. исслед.; Отв. ред. Л.И. Абалкин. - М.: Эдиториал УРСС, 2008. - 415 с.
  5. Седов В.В. Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2006. 115 с.
  6. Хрестоматия по экономической теории. / Сост. Е.Ф. Борисов. - М.: Юристъ, 2007. - 536 с.
  7. Экономика: Учебное пособие. / Е.Г. Ефимова. - М.: МГИУ, 2009. – 261 с.
  8. Экономическая теория. / Сост. Николаева Л.А., Черная И.П.. - Вл.: ВГУЭС, 2010.
  9. Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой. М, ЮНИТИ, 2008.
  10. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина. АСА, 2009.
  11. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика / Под ред. И.П. Николаевой. М., ЮНИТИ, 2006.
  12. Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой / М., Проспект, 2006.

Информация о работе Экономическая теория и ее место в системе общественных наук