Экономическая теория А. Маршалла

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 12:34, контрольная работа

Описание работы

Связь экономических учений с экономикой общества наиболее непосредственная. Роль их в общественном развитии весьма велика. Экономические учения не пассивно отражают процессы, совершающиеся в экономике, а оказывают на них определённое воздействие, способствуя общественному развитию, ускоряя или, наоборот замедляя его. Общеизвестно, что многие концепции (например, неоклассические или кейнсианские), явились основой государственных экономических программ.
Данная контрольная работа рассказывает об экономической теории Альфреда Маршалла, основателя Кембриджской школы в Англии, вошедшего в историю экономической мысли в первую очередь как автор синтетической теории цены.

Содержание

Введение 3
Глава 1. История жизни Альфреда Маршалла (1842 - 1924) 5
1.1. Появление концепции. 8
1.2. Основные произведения 12
Глава 2. Основные экономические концепции идеи А. Маршалла
2.1. Сущность экономической теории. 13
Глава 3. Экономическая теория А.Маршалла. 21
Заключение 33
Список используемой литературы 35

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория А. Маршалла.docx

— 57.93 Кб (Скачать)

Тем самым Альфред Маршалл  сумел построить теорию цены, по существу, полностью без обращения  к стоимости (реальным издержкам) ограничив  анализ только вопросами соотношения  спроса и предложения. Цена товаров  складывается под воздействием спроса и предложения, издержки производства, к которым тяготеет указанная  цена при равенстве спроса и предложения  на рынках товаров, складываются под  воздействием спроса и предложения  на факторы производства, формирующие  соответствующие издержки. Более  глубокий анализ Маршалл считал излишним.

"Анализ издержек производства  товара, - пишет он, - может быть  доведен до любой глубины, он  редко имеет смысл заходить  в нем слишком далеко. Например, часто достаточно признать в   качестве окончательной цену  предложения различных видов   сырья, применяемого в данном  производстве, не вдаваясь в анализ  отдельных элементов, из которых   эта цена складывается; в противном   случае анализ, по существу, станет  бесконечным. Можно, следовательно,  подразделить элементы, требующиеся   для изготовления товара на  любые подходящие для нашей   цели группы, и назвать их 1факторами   производства0. В таком случае  издержки производства определенного  количества данного товара будут  равны ценам предложения соответствующих  количеств факторов его производства" (см. "Основы политической экономии", кн. V, гл. III) .

Прежде всего, эта теория объясняет цены ценами. В такой  постановке вопроса исчезают причинно-следственные связи, и на первое место выдвигаются  связи функционального характера, т.е. связи, по отношению к которым  решающим становится определение всестороннего  взаимодействия различных элементов  ценообразования и условий их равновесия. Эта сторона теории цены Маршалла вызвала серьезные замечания  в свой адрес, в том числе и со стороны ряда буржуазных экономистов, которые рассматривали подобный подход как вращение в одном и том же заколдованном круге цен без конечного объяснения последних.

Все эти замечания имеют  серьезные основания. Очевидно, что  подобный подход Альфреда Маршалла способствовал  окончательному отходу буржуазной политэкономии  от исследования глубинных закономерностей  капиталистического производства, выраженных в проблемах теории стоимости. Маршалл, по существу, ограничился исследованием  проблем ценообразования с позиции  отдельного капиталистического предприятия. Недаром и весь соответствующий  анализ он строил применительно к  так называемой представительной фирме, под которой подразумевал фирму  со средними отраслевыми характеристиками. Тем самым Маршалл создал основу для развития микроэкономического  раздела буржуазной политэкономии, занимающегося прежде всего изучением  проблем ценообразования применительно  к отдельным товарам, предприятиям и рынкам.

Изменение спроса Альфред  Маршалл полностью связал с категорией предельной полезности. По Маршаллу, предельные полезности соизмеренные в денежных единицах, выступают на рынке как  максимальные цены (так называемые цены спроса) , которые потребитель  готов уплатить за то или иное благо. С ростом предложения того или  иного блага цены спроса снижаются, с падением предложения - увеличиваются. Необходимо отметить выдвинутое А. Маршаллом  конкретное понятие эластичности спроса, которое затем прочно вошло в  теорию потребления.

Степень эластичности (или  быстрота реакции) спроса на рынке зависит  от того, в какой мере его объем  возрастает при данном снижении цены или сокращении при данном повышении  цены". Спрос на товар считается  эластичным, если при снижении (или  росте) цены на 1% спрос на указанный  товар повысится (или упадет) более  чем на 1%. Спрос на товар считается  неэластичным, если при снижении (или  росте) цены на 1% спрос повысится (или  упадет) менее чем на 1%.

Маршалл в исследовании эластичности спроса отметил два важных момента: во-первых, неэластичный характер спроса на товары, удовлетворяющие наиболее насущные потребности населения, и  спроса на отдельные предметы роскоши, покупаемые богатейшими слоями населения  на незначительную часть своего дохода; во-вторых, исторический характер категории  эластичности спроса (поскольку включение  потребления какого-либо товара в  круг наиболее насущных потребностей населения может превратить спрос  на него из эластичного в неэластичный) .

3. Экономическая  теория А.Маршалла.

Маршалл, держа свои знания при себе до тех пор, пока не смог изложить их в завершенном виде. «Экономическая наука, — утверждал  он, — это не совокупность конкретной истины, а лишь орудие для открытия конкретной истины». Это орудие, в  том виде, в каком мы его используем сегодня, в значительной мере представляет собой творение Маршалла. Он вручил его своим ученикам задолго до того, как предоставил его миру. Создание этого орудия явилось главным  достижением исключительного таланта  Маршалла. И чем не менее он настойчиво охотился за «конкретной истиной», хотя сам для себя отрицал возможность  ее открытия, да и не обладал необходимыми качествами для этого.

С перерывами, обусловленными его назначением в Оксфорд, переходом  в Кембридж, подготовкой к лекциям, участием в споре о биметаллизме и выступлениями в Комиссии по золоту и серебру, Маршалл последующие  девять лет посвятил работе над своими знаменитыми «Принципами...».

Сначала он намеревался уместить все темы в один том. Его теория распределения сложилась в 1883 и 1884 гг. Летом 1885 г. книга начала приобретать  свою окончательную форму.

Труд Маршалла быстро двигался к завершению и был издан в  июле 1890 г. К этому времени слава  Маршалла была уже велика, и том I «Принципов экономической науки» был  представлен миру, который ждал этой публикации. Книга сразу же имела  огромный успех. Ей были посвящены передовицы и пространные рецензии в печати. Журналисты не могли точно определить вклад и новшества, внесенные  этой книгой в науку, но они заметили ту необычную быстроту, с которой  она возвестила наступление новой  эры в экономической мысли. 

Предпримем попытку с  помощью заметок,  указать на некоторые  наиболее примечательные аспекты вклада, внесенного в науку этой книгой.

(1) Порожденное невразумительностью  Рикардо и безапелляционностью  Джевонса неизбежное противоречие  в толковании роли соответственно  спроса и издержек производства  в определении стоимости было  наконец разрешено. После данного  Маршаллом анализа этой проблемы добавить уже было нечего.

Новый подход к пониманию  издержек производства,  позволил более  четко выявить огромную роль, которую  они играют в определении стоимости; как однажды заметил Маршалл, классики правомерно руководствовались  своей интуицией, когда подчеркивали преобладание фактора предложения  над фактором спроса.

(2) Общая идея, лежащая  в основе утверждения о том,  что стоимость устанавливается  на равновесном уровне спроса  и предложения, получила такое  дальнейшее развитие, что обнаружила  всю своеобразную систему Коперника,  согласно которой все элементы  экономической вселенной прочно  удерживают свое место путем  взаимного уравновешивания и  взаимодействия. (Еще в 1872 г. в  своей рецензии на книгу Джевонса  Маршалл уже развивал идею  о взаимозависимости позиций  экономических факторов. «Точно  так же, как каждая планета  Солнечной системы, — писал  он, — подверждена воздействию  движения и оказывает воздействие  на движение любой другой планеты,  обстоит дело и с составными  элементами проблемы политической экономии»). Общая теория экономического равновесия была подкреплена и сделана эффективной в качестве системы научного познания двумя глубокими дополнительными концепциями — а именно теориями «предела» и «замещения». Понятие «предел» было распространено за рамки понятия «полезность», чтобы охарактеризовать равновесную точку в данных условиях любого экономического фактора, который можно считать способным на небольшие колебания относительно данного уровня стоимости, или чтобы выявить его функциональную связь с данными уровнем стоимости. Понятие «замещение» было введено для характеристики процесса, посредством которого «равновесие» восстанавливается или устанавливается. В частности, идея «замещения» на «пределе» не только между альтернативными предметами потребления, но также и между факторами производства оказалась чрезвычайно плодотворной.

Этот метод позволил подчинить  категорию заработной платы и  прибыли действию общих законов  стоимости, предложения и спроса, так же как ранее теория денег  была включена в теорию указанных  общих законов. Одновременно были подвергнуты  всестороннему анализу особенности  функционирования спроса и предложения, которые определяют уровни заработной платы рабочего и прибыли предпринимателя.

(3) Четким введением элемента  «времени» в качестве фактора  в экономическом анализе мы  обязаны главным образом Маршаллу. Понятия «долгосрочного» и «краткосрочного»  периодов принадлежат ему, а  одна из его задач состояла  в том, чтобы провести «линию  непрерывности, связывающую приложения  общей теории равновесия спроса  и предложения к различным  периодам...». К этому следует  также добавить другие различия, которые мы теперь считаем  очень важными для четкого  экономического анализа и которые  впервые ясно сформулировал Маршалл,  особенно различия между «внешней»  и «внутренней» экономией и  между «основными» и «дополнительными»  издержками.

Установление различия между  долгосрочным и краткосрочным периодами  придало точность значению понятия  «нормальная» стоимость, а с помощью  двух других чисто маршалловских  концепций — «квазиренты» и «репрезентативной  фирмы» — получила развитие доктрина «нормальной прибыли».

(4) Особая концепция «потребительской  ренты» или «потребительского  избытка», явившаяся естественным  продолжением идей Джевонса, оказалась,  быть может, наименее плодотворной  по своим практическим результатам,  чем могло показаться на первый  взгляд. Но без этой концепции  как органической части механизма  анализа уже обойтись невозможно, и она занимает особенно важное  место в «Принципах...», поскольку ее использование «показывает, что laissez-faire, т. е. максимум выгоды, достигаемый неограниченной конкуренцией, вовсе не обязательно обеспечивает достижение наибольшей возможной выгоды».

Приведенное Маршаллом доказательство того, что при определенных условиях принцип неограниченной конкуренции, рассматриваемый как принцип  максимальной общественной выгоды, оказывается  несостоятельным не только практически, но и теоретически, имело огромное философское значение. Но Маршалл  недостаточно глубоко развил это  конкретное доказательство, и дальнейшее исследование данной проблемы выпало на долю любимого ученика и преемника  Маршалла, проф. Пигу, который показал, каким мощным двигателем при прокладке  путей в запутанной и трудной  области служит маршалловский метод  анализа для того, кто получил  достаточное образование, чтобы  его хорошо понимать.

(5) Здесь следует также  отметить проделанный Маршаллом  анализ монополии. Возможно, что  его анализ возрастающей отдачи, особенно там, где существует  внешняя экономия, заслуживает рассмотрения  скорее в данном случае, чем  в приведенном выше.

(6) Разработкой терминологии  и аналитического аппарата Маршалл  вряд ли сослужил экономистам  большую службу, чем четким формулированием идеи «эластичности». В гл. III кн. III первого издания «Принципов...» дано фактически самое первое истолкование этой концепции, без помощи которой прогрессивная теория стоимости и распределения едва ли может получить дальнейшее развитие. Представление о том, что спрос может реагировать на изменение цены в большей или меньшей пропорциональности, было, конечно, известно еще со времени дискуссий в начале XIX в. относительно связи между предложением пшеницы и ценой на нее. В самом деле, весьма примечательно, что ни Милль, ни Джевонс не дали себе труда более обстоятельно охарактеризовать это представление. Но это так. И формула целиком принадлежит Маршаллу.

Способ, посредством которого Маршалл вводит понятие «эластичность» без какого-либо указания на то, что  эта идея новая, примечателен и характерен для Маршалла. Сфера исследования, открытая этим инструментом анализа, снова  относится к тем, в которых  зрелые плоды были собраны проф. Пигу, а не самим Маршаллом.

(7) Историческое введение  к «Принципам...» заслуживает некоторого комментария. В первом издании кн. I включает две главы, озаглавленные «Рост свободной индустрии и предпринимательства». В последних изданиях большая часть из сохраненного содержания этих глав была отнесена в Приложение. К этому вопросу Маршалл всегда подходил двояко. С одной стороны, его взгляды относительно постоянно изменяющегося предмета — экономической науки — побуждали его придавать большое значение истории происхождения проблемы в качестве поправки к идее о том, что сегодняшние аксиомы вечны. Его не удовлетворяли также научные, но довольно путаные труды немецкой исторической школы. С другой стороны, он боялся затрачивать на эти вопросы слишком много времени (был период, когда он занимался историческими исследованиями, которые, как он говорил, могли бы заполнить шесть томов) и перегрузить ими главное содержание его книги. В то время, когда он занимался экономической историей, было очень мало готового для использования материала, и он, вероятно, зря потратил много сил на блуждание по историческим проселкам и на колебания по поводу места, которое следовало уделить историческому фону в его собственной книге. Принятое Маршаллом компромиссное решение в том виде, в каком оно было реализовано в «Принципах...», оказалось не очень удовлетворительным. Все здесь было сведено к широким обобщениям, для иллюстрации которых фактическим материалам места не осталось. Вероятно, наилучшим историческим трудом Маршалла является его книга «Промышленность и торговля», изданная в 1919 г., т. е. много лет спустя после ее написания.  

Информация о работе Экономическая теория А. Маршалла