Экономическая политика современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 11:53, реферат

Описание работы

Цель работы – раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах, выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер; определить роль государственного регулирования в экономике современной России.

Содержание

Введение. 2
§ 1. Экономическая политика государства: 4
1.1. теоретические аспекты экономической политики государства;
1.2. цели и инструменты экономической политики государства.

§ 2. Механизмы экономической политики государства: 14
1. финансовый механизм;
2. денежно-кредитный механизм.
§ 3. Особенности экономической политики государства в России. 31
Заключение. 34
Список использованной литературы. 35
Приложения. 38

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория.doc

— 185.00 Кб (Скачать)
    • Периодически происходит изменение моделей регулирования в зависимости от состояния экономической ситуации в стране (кейнсианство - монетаризм).
    • Интернационализация хозяйственной жизни, интеграционные процессы ведут к взаимодействию банковской политики разных стран, к согласованности.

 

        §3. Особенности экономической политики государства в России.

       С начала 90-х годов Россия вступила на путь экономических преобразований. Этот путь оказался намного труднее и продолжительнее, чем предполагали в самом его начале. И все его трудности и проблемы испытал на себе каждый из нас.

       В течение 70 лет в нашей стране пытались построить экономическую систему, основанную на всемерном контроле и всеобщем влиянии государства. Именно государство распределяло природные и трудовые ресурсы в различные сферы экономики, определяло, что и как производить, а люди безропотно подчинялись, не проявляя со своей стороны никакой инициативы или энтузиазма.

       И вдруг началась горбачевская перестройка  экономики, а в начале 90-х годов  и радикальные экономические  преобразования, которые полностью  перевернули и поставили все  с ног на голову. Или вернее, с  головы на ноги, так как советская командно-административная система без свободы выбора и предпринимательской инициативы, без стимулов к развитию и росту доказала свою несостоятельность.

       Так называемые «молодые реформаторы», оказавшиеся  у власти, поставили себе целью  создать в России рыночную систему экономики. Они предполагали сделать это сразу и быстро, выбрав из учебника определенную экономическую модель развития и пытаясь воплотить ее в жизнь.

       «Молодые  реформаторы» хотели абсолютно либерализовать экономику страны, а провозгласив частную собственность, создать все условия для активной предпринимательской деятельности населения. Роль же государства, по их мнению, сводилась к минимуму, оно должно было участвовать лишь в сфере денежно-кредитной политики.

       Но  сейчас мы уже можем сказать о  полном провале данной монетаристской модели государственной политики. России она не подходит! Формируя экономическую политику государства, необходимо, просто обязательно учитывать специфические особенности нашей страны. К нам нельзя применять те же модели и схемы, что к экономикам других стран!

       В России на протяжении всей ее истории  государство играло определяющую роль, и в сознании людей уже выработалось определенное понимание государства  как основы и фундамента всей системы. Поэтому нельзя отвести государству место статического наблюдателя, оно должно играть ведущую роль во всех сферах жизни нашего общества, и в частности в развитии экономики.

       В связи с этим возникает проблема формирования правильной, оптимальной  для нашей страны экономической  политики государства.

       Самым наглядным и в то же время самым  жестоким примером неэффективной государственной  политики послужил экономический кризис августа 98-ого года. Тогда искусственно раздутые до предела финансовая и  банковская сферы рухнули, нанеся сильнейший, но не смертельный удар по всей экономике России. Но в то же время этот глубочайший спад открыл новые возможности для развития и роста, и государство было должно, просто обязано ими воспользоваться.

       По  моему мнению, для экономической  политики российского государства нужно разумное сочетание как монетаристских, так и кейнсианских рекомендаций.

       В сфере налоговой политики назрели  радикальные перемены, когда будет  отменена или снижена значительная часть налогов, и собираться они  будут дифференцировано. Возможно, в процентном отношении налогов будут собирать меньше, но в абсолютных величинах получаемых денежных средств будет значительно больше. Также все выведет большую долю предпринимателей их так называемой «теневой» экономики.

       Следует также обратить более пристальное внимание на социальную сферу, постоянное сокращение ассигнований на которую вызывает вполне справедливое недовольство людей, в интересах которых, кстати, и должна проводиться большая часть государственной политики в области экономики.

 

        Заключение.

       В процессе своей работы над данной курсовой я нашла огромное количество материала по этой теме как теоретического, так и практического, все интересные аспекты которого невозможно воплотить в данной работе. Но все же я постаралась раскрыть основные моменты темы.

       В целом же я считаю эту тему –  государственная экономическая  политика - не просто актуальной сегодня, но животрепещущей, особенно для нашей  страны. Это доказывают и многочисленные статьи и анализы в ведущих  печатных изданий России.

       И хотя существуют совершенно различные точки зрения на то, какой должна быть экономическая политика российского правительства в кратко- и долгосрочном плане, но, по моему мнению, должна быть хоть какая-нибудь, которая будет официально провозглашена и будет реально претворяться в жизнь. Это должна быть четкая программа действий всех государственных структур, которая не будет меняться каждый раз с приходом к власти новых людей.

       А для этого нужны высококлассные специалисты в области экономики, которые и сформулируют основные направления новой экономической политики России. Уверена, что среди них будут и студенты Московского Государственного Областного Университета.

 

        Список использованной литературы: 
 

  1. Бункина М. К., Семенов А.М., Макроэкономика, М. Изд. «Дело и Сервис» 2000.
  2. Т.Ю.Матвеева, «Введение в макроэкономику», М. Высшая Школа Экономики, 2002г.
  3. Я. С. Ядгаров, История экономических учений, М.: ИНФРА-М, 2000.
  4. Дайджест экономической теории. Под ред. Соколинского В. М. «Аналитика-Пресс», М., 1998.
  5. Микроэкономика: теория и российская практика. Под ред. Грязновой А. Г., Юданова А. Ю. М. ИТД «КноРус», М., 1999.
  6. Соколинский В. М. Государство и экономика. М., Изд. «КноРус» 1999.
  7. Соколинский В. М. Макроэкономическое регулирование: роль государства и корпораций. Учебное пособие для Вузов М. Изд. «КноРус», 2010г.
  8. Усоскин В. М. «Денежный мир» Милтона Фридмена. «Мысль», М., Изд «Наука» 1989.
  9. Экономика. Под ред. Булатова А. С. М: Изд. «Юристъ», 2002.
  10. Абалкин Л. «Определиться с приоритетами». «Экономика и жизнь», 1999, №14.
  11. Вольский А. «Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития». «Вопросы экономики», 1999, №1.
  12. Глазьев С. К правительственно – центробанковскому заявлению –99. «РЭЖ», 1999, №5-6.
  13. Матеров И. С. «Меры Правительства по стабилизации социально-экономической ситуации». «ЭКО», 1999, №5.
  14. Мясникович М. «Экономическая политика государства в современных условиях». «МЭиМО», 1999, №1.
  15. Никитин С. «Госрегулирование прямых иностранных инвестиций: проблемы повышения эффективности». «Инвестиции в России», 1999, №9.
  16. «Приоритет государственной промышленной политики – конкурентоспособность». «Рынок ценных бумаг», 1999, №2.
  17. Ровенский Ю. А. «О методах антикризисной поддержки предприятий на этапе формирования промышленной политики». «Социально-гуманитарные знания», 1999, №1.
  18. Рубвальтер Д. «Либеральные реформы в России сейчас невозможны». «Власть», 2005
  19. Сенчагов В. К. «О мерах правительства РФ и Банка России по стабилизации социально-экономического положения в стране». «ЭКО», 2007
  20. Сухомлинова Т. «Чем активнее общество, тем легче государству». «Экономика и жизнь», 1999, №22.
  21. Шмелев Н. «О консенсусе в российской экономической и социальной политике». «Вопросы экономики», 1999, №8.
  22. Сумароков В. Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. «Финансы и статистика», М., 1996,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1.

       Таблица 1.

       Некоторые примеры государственного вмешательства и  направлений правительственной  политики

Недостатки  «невидимой руки» Государственное вмешательство Примеры направлений правительственной  политики
Неэффективность    
Монополии Вмешательство на рынках Антитрестовые законы
Влияние внешних факторов   Регулирование уровня загрязнения окружающей среды, ограничение скорости на дорогах
Общественные  товары (и услуги) Субсидирование  имеющей смысл деятельности Национальная оборона, обслуживание маяков
Неравенство    
Неприемлемое  неравенство в распределении  доходов и богатства Перераспределение доходов Прогрессивное налогообложение дохода и богатства

Программы поддержки малообеспеченных (например, продовольственные талоны)

Нестабильность    
Инфляция, безработица, медленный рост Стабилизация  путем макроэкономической политики Денежная политика(например, изменения количества денег в  обращении и уровня процентных ставок)

Финансовая  политика (например, налоги и программы  расходования государственных средств)

       Источник: Сумароков В. Н. Государственные  финансы в системе макроэкономического  регулирования. «Финансы и статистика», М., 1996, стр. 12-13. 

Информация о работе Экономическая политика современной России