Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 11:53, реферат
Цель работы – раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах, выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер; определить роль государственного регулирования в экономике современной России.
Введение. 2
§ 1. Экономическая политика государства: 4
1.1. теоретические аспекты экономической политики государства;
1.2. цели и инструменты экономической политики государства.
§ 2. Механизмы экономической политики государства: 14
1. финансовый механизм;
2. денежно-кредитный механизм.
§ 3. Особенности экономической политики государства в России. 31
Заключение. 34
Список использованной литературы. 35
Приложения. 38
Конечно, на глобальном уровне основная цель всей экономики - достижение максимального благосостояния общества. Кроме основной цели существуют также цели второго уровня. Все они находятся в диалектическом взаимодействии: достижение нижестоящей цели есть средство для выполнения цели более высокого порядка. К подгруппам основных целей относятся:
Рассмотренные 3 главные цели экономической политики являются методами достижения наивысшей цели - обеспечения благосостояния населения. На практике они проявляются в стремлении к максимальному, наиболее оптимальному ВНП.
И хотя на первый взгляд эта задача проста и понятна, на практике она вызывает немало вопросов и проблем: данный показатель не всегда отражает реальный уровень и качество жизни. Во-первых, важно учитывать не только абсолютный, но и относительный объем ВНП, то есть о показателе ВНП на душу населения: если население растет быстрее, чем увеличивается ВНП, то реальный уровень благосостояния падает, несмотря на абсолютный рост ВНП. Во-вторых, существует слабая сторона ВНП, связанная с оценкой благосостояния: важен не только объем произведенной продукции, но и характером его распределения.
Практика экономической политики государства выработала определенную группу показателей, отражающих итоговую цель государственного регулирования. В экономической литературе принята следующая их совокупность:
Показатель экономического роста является ведущим среди остальных. Он отражает рост реального ВНП и прогресс в области производительности труда, но, к сожалению, он не показывает социальное неравенство в распределении доходов населения, а также отрицательные последствия экономической деятельности для окружающей среды.
Цель обеспечения полной занятости предполагает достижение максимально возможного в долгосрочной перспективе использования трудовых ресурсов Конечно, реалии жизни таковы, что полностью избавиться от некоторых видов безработицы (фрикционной, сезонной) невозможно. Состояния оптимальной занятости в стране достигается тогда, когда степень безработицы составляет от 1,5 до 4%6. Государство же в любом случае активно ведет борьбу с безработицей, создавая новые рабочие места и возможности для переквалификации и переподготовки.
Цель стабильности уровня цен и устойчивости национальной валюты считается достигнутой. Если норма инфляции составляет 1-2% в год. Полностью застывший уровень цен экономика обеспечить не может: постоянно меняются объемы спроса, предложения, соотношение между ними. Устойчивый процесс денежного обращения играет роль кровеносной системы, поэтому данная конкретная цель является для государства важнейшим ориентиром.
Задача обеспечения внешнеэкономического равновесия заключается в том, чтобы снять преграды, стоящие на пути свободного межстранового перемещения потоков товаров, услуг, денег и капитала. Свобода международной торговли, движения факторов производства есть естественное условие для успешного существования и роста рыночных структур. Отмечена интересная закономерность: чем более высоким уровнем развития обладает экономика той или иной страны, тем более открытой она становится к внешней среде. В связи с этим возникает следующая проблема: рыночная система, сделав себя открытой (в целях экспансии), должна быть готовой выдерживать конкуренцию и не давать оттеснить себя на периферию мирового рынка. Задачей же государства становится подстраховка своей экономики в международном экономическом соперничестве.
Некоторые экономисты называют также и другие главные цели государства в экономике, например, справедливое распределение доходов и защита окружающей среды.
Итак, перед экономической политикой государства стоит большое количество многообразных целей, между которыми имеется иерархическая соподчиненность.
Разрабатывая концепцию целей, государство должно выработать логически обоснованную, непротиворечивую схему. Однако в ходе практической реализации экономической политики достаточно трудно создать гармоническую систему из совокупности данных конкретных подходов.
Во-первых, сама формулировка конкретной цели содержит определенный элемент сложности, так как всегда существуют различные представления о целях, а это есть основа для конфликтной ситуации.
Во-вторых,
практическое регулирование экономики
показывает, что выполнение одной
цели способно затормозить выполнение
другой или вообще сделать его
невозможным. Однако следует понимать,
что экономический процесс
Например, достижение полной занятости и обеспечение стабильности цен. Чем выше уровень занятости населения, тем выше уровень оплаты совокупной рабочей силы и соответственно выше совокупный спрос, который в свою очередь неизбежно повышает цены. И наоборот: усиление инфляции вызывает конъюнктурный спад производства, что приведет к сокращению занятости.
Для
умения рационально применять
Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором участники хозяйственного процесса вынуждены приходить к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Например, налоговое законодательство. Прямые методы, имеющие высокую степень эффекта из-за оперативного достижения экономического результата, имеют и существенные недостатки: такие методы создают различные помехи в рыночном процессе.
Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые экономическими субъектами решения, оно только создает предпосылки к тому, чтобы при принятии экономических решений они тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики.
Но
наиболее важной классификацией методов
экономической политики государства является
классификация по организационно-
Административные методы - это совокупность регулирующих действий, которые направлены на обеспечение правовой инфраструктуры.
Их задача - создание разумных правовых условий, а их функции заключаются в обеспечении стабильной юридической обстановки для деловой жизни, защите конкурирующей среды, сохранении прав собственности и возможностей свободного принятия экономических решений.
Степень активности применения административных рычагов воздействия меняется в зависимости от области экономики. Наиболее активно они проявляются в настоящее время в сфере охраны окружающей среды и социальной защиты малообеспеченных слоев населения.
Инструменты экономической политики государства - это те его действия, которые имеют не предписывающий, а воздействующий характер на определенные аспекты рыночного процесса. Это методы влияния на совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные и структурные элементы экономики.
К числу экономических методов относят:
Фискальная политика проводится министерством финансов, а монетарная - Центральным Банком, поэтому последняя имеет более косвенный характер. При реализации экономической политики государством в первую очередь рассматриваются денежно-кредитные меры, а затем - финансовые. Это связано с тем, что использование монетарных методов в большей степени отражает типичное, естественное соотношение рыночного и государственного начал в экономике. В условиях же переходного периода соотношение мер экономической политики может быть другим.
Относительно
институциональных методов
Таким
образом, существует большое число
разнообразных методов и инструментов
экономической политики государства,
которыми оно активно пользуется.
§2. Механизмы экономической политики государства.
Финансовая (фискальная) политика - это «процесс функционирования финансовой системы на уровне государства»7. Основная задача такой политики заключается в достижении долговременного макроэкономического равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением, а также в достижении равновесного уровня производства.
Так как равновесный уровень национального производства может быть достигнут при состоянии неполной занятости ресурсов (из-за неэффективности совокупного спроса), то образовавшийся разрыв может быть аннулирован с помощью инструментов экономической политики государства: изменения величины государственных расходов и налоговых отчислений в государственный бюджет.
В связи с этим можно дать другое определение фискальной политики: это «меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного ВНП»8.
Различают 2 типа фискальной политики: стимулирующая (фискальная экспансия) и сдерживающая (фискальная рестрикция).
В
краткосрочном плане
В экономической литературе сложилась определенная традиция при рассмотрении проблем, связанных с финансовой политикой государства. Обычно авторы начинают анализ с характеристики расходов, а потом - доходов, так как главная цель финансовой политики заключается в расходовании государственных средств, а формирование доходов - это способ обеспечения возможности расходовать финансовые ресурсы.
Итак, начнем с расходов. Государственные расходы - это затраты государства на приобретение товаров и услуг, необходимых для удовлетворения общественных потребностей.
«Английский экономист А. Пигу предложил такую классификацию государственных расходов:
Информация о работе Экономическая политика современной России