Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 01:51, курсовая работа
Цель работы: изучить тенденции изменения экономических концепций социал-демократии в Западной Европе.
– жесткого ограничения государственных затрат (включая расходы на социальные потребности);
– оздоровления государственных финансов за счет минимизации или полной ликвидации дефицита госбюджета;
–
отказа от решения экономических
и социальных проблем путем искусственного
увеличения платежеспособного спроса
населения эмиссионной «
Все
это сегодня является уже традиционным
набором так называемых «монетаристских»
рецептов, или «тетчеризма», «рейганомики».
2.Национальные
и региональные отличия экономических
программ.
Среди
экономических проблем
Хотя, достижение экономических целей социал-демократического движения мыслится без революционных изменений в отношениях собственности, реформированию последних уделяется определенное внимание.
В первые послевоенные годы под давлением левого крыла ряда партий Социалистического Интернационала в программные документы были включены требования расширить государственный сектор. Наиболее радикальную программу демократической национализации разработала Французская социалистическая партия. С 1981г. после прихода социалистов к власти были приняты меры по реализации этой программы. Тем не менее, национализацию нельзя считать основным средством реализации социал-демократических установок. С конца 80-х гг. большинство государственных предприятий во Франции функционируют в том же режиме рыночной конкуренции, что и предприятия частного сектора, значительная их часть подвергнута реприватизации.
В Западной Европе в целом непосредственно после второй мировой войны вплоть до начала 80-х гг. преобладала тенденция к росту государственного сектора. Частное предпринимательство без помощи государства не могло быстро восстановить экономику, перестроить хозяйственную структуру, повысить эффективность и конкурентоспособность отдельных отраслей, обеспечить регулирование социальных процессов.
В 80-90-е гг. начинает преобладать противоположная тенденция, когда частные корпорации стали внедряться в выгодные модернизированные отрасли государственного сектора, вытеснять национализированные предприятия с рынка, проводить кампании по доказательству неэффективности государственного предпринимательства. Начатая в 80-е гг. консервативным правительством Великобритании приватизация как феномен хозяйственной политики быстро распространилось по всей Европе. Правительство Франции, Бельгии, Италии, ФРГ, Нидерландов, а также возглавляемые социалистами правительства, Испании, Австрии, и Швеции приватизировали или заявили о намерении приватизировать по крайней мере часть государственного сектора. [3, c. 97]
Высказываясь против национализации крупнейших компаний обрабатывающей промышленности, лейборист А. Кросленд уже в 70-е гг. изображал государственные корпорации как «безответственных левиафанов» и «менеджериальную бюрократию».
Заместитель лидера лейбористкой партии Великобритании Рой Хаттерсли обращал внимание сторонников массовой национализации и всеобъемлющего планирования на опыт СССР, где, по его мнению, сверхжесткая централизация и директивное планирование привели к хроническому дефициту товара, очередям, черному рынку. И хотя в СССР не было безработицы, «цены, которую общество платит за все в категориях личной свободы и экономической эффективности, слишком велика».
Поэтому
гораздо большее
«Соучастие» и социальное партнерство являются основными принципами лейборизма Австралии и Великобритании. Раздел о «промышленной демократии» был включен на 33-й Национальной конференции Австралийской лейбористкой партии в платформу партии (1979), Под «промышленной демократией» подразумевалось представительство наемных работников в органах управления предприятий, принимающих решения на всех уровнях; создание «самоуправляющихся или полуавтономных групп рабочих» на предприятиях; заключение соглашений между профсоюзом и администрацией предприятия о взаимных правах и обязанностях; предоставление трудящимся возможности обучаться методам управления и т.д. Особо подчеркивалась необходимость закрепление законодательным путем прав трудящихся на управление и обязательность обсуждения деталей законодательства о «промышленной демократии» на встречах представителей правительства, профсоюзов и администрации предприятия.
Таким
образом, смешенная экономика трактуется
социал-демократами как
Французские социалисты Ф. Миттерана в 1981 г. сменили консервативное правительство крайнего либерала Раймона Барра, которое проводило политику «жесткой экономии». Его курс впервые за много лет привел к реальному снижению доходов населения и неоднократному росту безработицы. При этом правительство Барра откровенно заявляло, что его действия основываются на отказе от социал-демократической модели регулирования и кейнсианства.
ФСП пришла к власти в союзе с коммунистами, выдвинув не просто сверхлевую программу, но даже программу «разрыва с капитализмом»: «выйти из кризиса — значит найти выход из находящегося в состоянии кризиса капитализма» (Программа ФСП, 1980 г.). ФСП открыто отмежевалась от «социал-демократических ревизионистов», превратившись в наиболее левую партию Социнтерна. Практические рекомендации предусматривали:
– резкое стимулирование потребительского спроса путем повышения доходов малооплачиваемых слоев трудящихся;
– национализацию самых крупных предприятий в промышленной и банковской сфере;
– внедрение социалистической системы планирования и административного управления.
От коммунистических программ французских социалистов отличало осознание необходимости сохранения принципа максимизации доходов и сохранение частной собственности в рамках «смешанной экономики».
После прихода к власти социалисты принялись последовательно реализовывать свои экономическую и социальную программы. Произошло резкое увеличение размеров заработной платы, минимальных пенсий, помощи семьям и дотаций на жилье; была осуществлена беспрецедентная по масштабам программа национализации. Правительство уменьшило налоговое давление на малообеспеченных, внедрив:
– чрезвычайный налог приблизительно на 100.000 налогоплательщиков с наиболее высокими доходами;
– налог на представительские расходы компаний;
– чрезвычайный налог на доходы банков и нефтяных компаний.
Был внедрен налог на большие земельные владения, повышены налоги на яхты, отели 1-го разряда и т. п.
Однако осуществленные мероприятия достаточно быстро привели к невообразимому количеству отрицательных последствий. Скачок инфляции заставил трижды, на протяжении 1981-1983 гг., девольвировать франк. Резко обострились проблемы торгового и платежного балансов, вырос бюджетный дефицит. Налогообложение «сверхдоходов» привело к бегству капитала из страны. Эффективность работы национализированных предприятий снизилась.
В результате, начиная с 1983 г., социалистическое правительство было вынуждено начать поворот (в итоге, на сто восемьдесят градусов) в текущей экономической политике: программы дальнейшей национализации были свернуты; правительство объявило о введении режима «жесткой экономии», включавшей в себя сдерживание платежеспособного спроса путем ограничения роста минимальной гарантированной зарплаты; резко уменьшились социальные выплаты по безработице; повысилась плата за пребывание в больнице. В 1984 году абсолютным приоритетом была провозглашена политика модернизации. Было принято решение отказаться от субсидирования «хронически больных» отраслей, прежде всего горной, металлургической, судостроительной, автомобильной, текстильной и т. д.
При этом было свернуто немало программ обеспечения занятости: количество безработных превысило в 1984 г. 2,5 миллиона человек (на время прихода социалистов к власти — 1,8 млн.).
Однако,
проводимая ФСП политика «модернизации»
и «жесткой экономии» органически
вбирала в себя традиционные элементы
экономической политики консерваторов
и неолибералов. Это разрешило ФСП сохранить
себя как влиятельную общественную силу,
которая, время от времени переходя к оппозиции,
постоянно претендует на власть — и приходит
к власти. [5, c. 60-65]
Новые
тенденции непосредственно
Опыт шведского социализма уникален. После прихода к власти в 1932 году Социал-демократическая рабочая партия Швеции продолжает удерживать ее до сих пор, уступив место буржуазным правительствам лишь в 1976-1982 и 1991-1994 годах. Можно предположить, что такой успех в значительной мере объясняется тем, что в ключевом вопросе экономической политики — отношении к собственности — шведские социал-демократы традиционно занимали либеральные позиции. Шведская социалистическая модель базировалась на безусловном признании и полном господстве частной собственности и отказе от национализации (национализированный сектор представлен преимущественно предприятиями связи, транспорта и судоверфями, охватывая при этом лишь 10% предприятий). Шведская модель исходит из того, что:
– децентрализованная рыночная система производства является эффективной;
– государство не должно вмешиваться в производственную деятельность предприятия;
– активная политика на рынке труда должна свести к минимуму расходы рыночной экономики.
Смысл
тут в максимальном росте производства
в частном секторе и как
можно более возможном
Часть государственных затрат, включающих в себя потребление, капиталовложения и трансферты, в 1989 г. достигала 61% ВВП. Она возросла с 33% в 1960 году до 45% в 1970-м, 50% — в 1975-м и 67% — в 1982 году (что является абсолютным рекордом капиталистического мира).
Однако, в конце 70-х — начале 80-х гг. шведская модель вошла в полосу кризиса. Резко снизилась конкурентоспособность шведской экономики, замедлились темпы экономического роста. Известна и причина: экономике оказались не по плечу государственные расходы, половину которых составляли социальные затраты. Попытки на первых порах социалистического, а затем буржуазного правительства ограничить рост зарплаты и снизить стоимость рабочей силы особого успеха не имели. Социал-демократы, исполнившись решимости использовать традиционные неолиберальные меры, спровоцировали незначительный рост безработицы и это, по мнению аналитиков, привело к их поражению на выборах 1991 г. Однако, буржуазное правительство резко усилило неолиберальный курс. Осенью 1992 года оно подписало с социал-демократами невиданное соглашение о существенном сокращении социальных программ, реализация которого привела к падению реального жизненного уровня населения почти на 10%. Началось применение жестких монетарных антиинфляционных мер, повышался уровень безработицы.
Социал-демократы,
которые в 1994 году вернулись к власти
в значительной мере благодаря критике
либерализма и монетаризма своих буржуазных
оппонентов, на практике продолжают движение
в направлении либеральных реформ, правда,
в более мягкой форме. Как следствие, разница
между социал-демократами и либеральными
консерваторами в Швеции практически
сошла на нет. И те, и другие руководствуются
не столько партийными программами и принципами,
сколько сугубо прагматическими оценками
экономических реалий и требований. [5,
c. 70-71]
Информация о работе Экономическая концепция европейской социал-демократии на рубеже 20-21 вв