Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 01:51, курсовая работа
Цель работы: изучить тенденции изменения экономических концепций социал-демократии в Западной Европе.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
экономической теории и истории
экономических учений
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине: История экономических учений
на
тему: Экономическая
концепция европейской
социал-демократии на
рубеже 20-21 вв.
Студент
ФМЛ, 3 курс
Руководитель
Доцент,
кандидат экономических
наук
МИНСК 2010
тема: «Экономическая
концепция европейской
социал-демократии на
рубеже 20-21вв».
РЕФЕРАТ
Курсовая
работа: 27 с., 15 источников.
Социал-демократия,
демократический социализм, смешанная
экономика, третий путь, национализация,
приватизация, НТР, социальная защита.
Объект исследования – экономическая концепция социал-демократии.
Предмет исследования – трансформация идей социал-демократии в конце 20в. начале 21в.
Цель работы: изучить тенденции изменения экономических концепций социал-демократии в Западной Европе.
Методы исследования: системный подход, монографический, сравнительного анализа, статистический.
Исследования и разработки: рассмотрены теоретические аспекты концепции социал-демократии , изучены особенности функционирования данной теории в Западной Европе, проанализированы существовавшие проблемы претворения в жизнь этих идей, а также мероприятия, предпринимавшиеся по решению данных проблем.
Автор
работы подтверждает, что приведённый
в ней аналитический материал
правильно и объективно отражает
состояние исследуемой теории, а
все заимствованные из литературных
и других источников теоретические,
методологические и методические положения
и концепции сопровождаются ссылками
на их авторов.
Введение
Формирование
социал-демократических
Отмеченные процессы наложили отпечаток на изменение социальной базы современной социал-демократии. Традиционной базой социал-демократических партий всегда служил рабочий класс. Теперь же помимо лиц физического наемного труда в их рядах растет доля носителей квалифицированной рабочей силы (не обязательно рабочих), повышается удельный вес занятых в непроизводственной сфере и других слоев населения. Так, социал-демократическая партия Германии (СДПГ) в начале 90-х гг. включала в себя не только квалифицированных рабочих (26% на западе страны и 20% - в восточных землях), но и разнородное гетерогенное смешение «синих», «белых» и «серых» воротничков, мелких предпринимателей, части менеджеров крупных многонациональных корпораций, домашних хозяек, рантье, пенсионеров(44% на западе и 47 – 52% на востоке), около 25% студентов и преподавателей. [3, c. 83]
Лейбористская партия Великобритании в 70-е гг. росла за счет трех категорий населения: молодых, получивших образование, работников нефизического труда (учителей, работников здравоохранения, местного самоуправления); профсоюзных активистов; части активных представительниц набирающего силу женского тред-юнионизма.
В
результате в социал-демократических
партиях выросла доля представителей
новых средних слоев. Многие лидеры
социал-демократического движения также
вышли из этого сегмента западного общества.
1. ИДЕЙНЫЕ
ИСТОКИ, ИСХОДНАЯ ИДЕЯ И ОБЩАЯ ПЛАТФОРМА
СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ
В основе воззрения социал-демократов лежит стержневая концепция – демократический социализм. Термин «демократический социализм» впервые был использован в конце ХIХ в. Д.Б. Шоу. До первой мировой войны его исользовали Э. Берштейн и О. Бауэр, а в межвоенный период – К. Каутский и Р. Гильфердинг. В 1940г. появилась книга английского лейбориста Эвана Дурбина «Политика демократического социализма». В послевоенный период демократический социализм становится официальной доктриной Социалистического Интернационала.
Какого-то четкого однозначного определения демократического социализма не существует. Нет и временных рамок его реализации. Он трактуется и как длительный процесс общественных преобразований, и как общество будущего, и как принцип деятельности.
В первые послевоенные десятилетия программа «демократического социализма» чаще всего интерпретировалась в качестве «третьего пути» между западным капитализмом и восточным социализмом. От капитализма ее отличала ориентация на большие масштабы государственного сектора, более равномерно распределение национального дохода, а от государственного социализма – сохранение институтов плюралистической парламентарной демократии, смешенной экономики, возможности максимальной децентрализации при принятии политических и экономических решений.
Программа «демократического социализма» родилась в ходе противоборства с вариантами государственного регулирования, которые выдвигались правоконсервативными партиями Запада. Социал-демократы активно критиковали такие отрицательные черты послевоенного капитализма, как сохранение резкого имущественного неравенства, неудовлетворенность многих социальных потребностей, чрезмерно высокая плата за технологически прогресс (загрязнение окружающей среды, нервное перенапряжение трудящихся). Однако в отличие от коммунистов социал-демократические партии стремились достичь своих целей без революционного свержения капитализма, без потрясения основ отношений собственности. В частности, экономические требования рабочего класса, чьи представители составляли значительную часть социал-демократического электрода, предполагалось удовлетворить через демократизацию хозяйственного законодательства, экономической политики, с помощью сильных профсоюзных организаций, посредством мер, которые укрепляют положение потребителей по отношению к производителям.
В общей форме «демократический социализм» интерпретируется в документах Социалистического Интернационала как строй, воплощающий единство трех основных принципов: свободы, справедливости и общественной солидарности. При этом современный экономический строй Запада трактуется как переходный, он еще не тождествен социализму, но уже и не сводим целиком к капитализму, так как содержит элементы социалистических отношений (в сфере народного образования, медицинского обслуживания, социального обеспечения и страхования и т. д.). Свою задачу социал-демократы видят в усилении социалистических тенденций западной экономики, превращении их в доминирующие.
Симптоматично, что при обсуждении проблем будущего социализма, современные социал-демократы апеллируют чаще всего не к К.Марксу, а к Э.Бернштейну. Так, Хорст Хайман – видный теоретик СДПГ, доктор политических наук, директор академии им. Густава Хайнемана написал книгу «Предпосылки демократического социализма и задачи социал-демократии», название которой отличается от известной книги Э.Бернштейна лишь добавлением одного слова- «демократического». И это не случайно, так как Х. Хайман считает Э. Бернштейна идейным предшественником современной социал-демократии и утверждает, что в свое время СДПГ проявила неблагодарность к Бернштейну, заклеймив его как оппортуниста и ревизиониста. Э. Бернштейн, по мнению Х. Хаймана, лишь освободил марксизм от ошибок и заблуждений. Крушение системы реального социализма в СССР и Восточной Европе социал-демократы рассматривают как бесспорную победу реформистской концепции социализма. Они считают, что Бернштейн одержал победу над Лениным по всем линиям. Бернштейн, пишет Хайман, обосновал отказ от научного социализма, так как с помощью науки невозможно доказать, что общественное движение закономерно и естественно ведет к социализму. Будет ли история развиваться в направлении социализма – зависит не от объективных законов развития, а от субъективного сознания, политической воли людей, от целей, которые они сами формулируют и стремятся осуществить на практике. [1, c. 158]
Однако не все социал-демократы согласны с выдвижением субъективного начала на первое место. Главный редактор журнала «Новое общество» Петер Глотц отмечал, что возможно, это было преувеличение - толковать историю как историю классовой борьбы,- но если мы откажемся от анализа экономических причин политических процессов и вернемся к тому, что было до Маркса, мы быстро почувствуем себя беспомощными. Петер Глотц отмечал, что хотя некоторые гипотезы «Капитала» Маркса оказались непригодными, но совсем отказаться от его идей невозможно.
Послевоенный период экономического развития четко делится на два подпериода: 1945-1973 года и после 1973 года.
Первый этап, несмотря на циклические спады, характеризовался небывалым экономическим ростом в развитых странах мира. Этот феномен во многом объяснялся экстенсивным характером роста экономики за счет усиленного использования всех видов ресурсов (притом, что цена ресурсов была фактически низкой, отражая политическое и экономическое бесправие «сырьевых государств»).
В этой ситуации экономические и социальные задачи социал-демократии стран Запада были довольно простыми: обеспечить «справедливое» распределение постоянно растущего «общественного пирога» в интересах тех социальных сил, которые представляли социал-демократы (прежде всего, индустриальных наемных работников). Для этого использовался вполне «буржуазный» арсенал кейнсианского госрегулирования:
– всестороннее стимулирование спроса за счет усиления дефицитного бюджетного регулирования;
– увеличение денежной массы;
– активное вмешательство государства в экономику с целью поддержки «слабых» предприятий, предупреждения их банкротства и увольнения работников — вплоть до национализации низкоэффективных и убыточных предприятий с дальнейшей их бюджетной поддержкой.
В 1973 году разразился первый нефтяной кризис. Его спровоцировали четвертая арабо-израильская война («война Судного дня») и, как следствие, согласованные действия экспортеров нефти, хорошо отдававших себе отчет в собственных интересах. Затем началось резкое подорожание сырьевых ресурсов вообще. В этой ситуации традиционные методы госрегулирования перестали быть эффективными. Возникла необходимость:
– жесткой экономии всех видов ресурсов;
– снижения цены на рабочую силу;
– коренной модернизации производства, снижения не только его материало- и энергоемкости, но и трудоемкости (это повлекло за собой высвобождение рабочей силы и рост безработицы).
Государственные предприятия всегда были менее эффективными, чем частные, но во времена сверхдешевых сырьевых ресурсов и энергоносителей это не имело решающего значения. В новых условиях на повестке дня появилась приватизация.
Как мне кажется, можно утверждать, что социал-демократия не сразу нашла ответы на такие резкие перемены в экономической ситуации, что спровоцировало так называемую «консервативную революцию», то есть повсеместный переход власти к неолибералам и (в особенности после второго «нефтяного шока» 1979 г.) — сторонникам:
– рациональной приватизации;
–
максимального ограничения
Информация о работе Экономическая концепция европейской социал-демократии на рубеже 20-21 вв