Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 07:11, курсовая работа
Цель работы – изучить место и роль государства в современной экономике. Достижение поставленной цели предполагается через рассмотрение экономических функций государства, изучение государственной собственности, её видов и последствий, связанных с повышением доли государственных предприятий на рынке.
Введение.
1. Необходимость экономической деятельности государства
2. Роль государства в смешанной экономике
2.1 Экономические функции государства
2.2 Государственное регулирование
3. Государственный сектор и государственная собственность
4. Государство как предприниматель
5. Разгосударствление
5.1 Способы разгосударствления
5.2 Приватизация: содержание и формы
Заключение
Библиографический список
В действительности все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики. В экономической теории и в практике современный процесс разгосударствления приравнивают к приватизации.
5.2 Приватизация: содержание и формы
Наиболее популярными формами приватизации государственной собственности в развитых странах являются: продажа предприятий непосредственно в частные руки; выкуп акций государственных предприятий менеджерами; продажа акций работникам предприятия; распространение акций предприятия среди населения. Кроме того, практикуется сдача государственных предприятий в аренду и заключение контракта на управление предприятием.
Продажа государственных предприятий в частные руки осуществляется путем организации конкурсных торгов и аукционов. Аукцион позволяет стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившего наибольшую цену. С помощью аукциона государственные предприятия приватизируются в относительно короткие сроки и с существенной финансовой прибылью для государства. Владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны государства, поэтому волен поступать со своей собственностью, как ему захочется (ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересами общества. Преодолеть этот недостаток аукционной торговли можно с помощью конкурсных торгов. Конкурсные торги – это продажа государственной собственности частным лицам в соответствии с требованиями и условиями, выдвинутыми государством. Но проведение конкурсов увеличивает текущие расходы (содержание специальных комиссий), снижает доходы (более низкая цена приватизации) и требует более длительного времени.
Выкуп акций государственного предприятия менеджерами («управленческие выкупы») осуществляется не только за наличные средства управляющих, но и за счет банковских кредитов, средств пенсионных и страховых фондов. Поэтому «управленческие выкупы» выступают своеобразным видом кредитования менеджеров под залог имущества предприятия. Привлекательность «управленческих выкупов» состоит в активизации предприимчивости менеджеров, которые становясь совладельцами предприятия, заинтересованы в повышении эффективности его функционирования, улучшении управления и реализации собственных интересов.
Приватизация в форме продажи акций работникам предприятий означает развитие рабочей акционерной собственности. Продажа акций рабочим является эффективным средством повышения их заинтересованности в результатах своей работы, росте производительности труда и прибыльности предприятий.
Одна из наиболее распространенных форм приватизации – публичная продажа акций населению, при которой государственное предприятие превращается в акционерное общество открытого типа. Продажа акций населению осуществляется по фиксированной или конкурсной цене. При продаже акций по фиксированной цене возможны завышение или занижение стоимости имущества. При конкурсной цене достигается более точная оценка имущества государственных предприятий. Покупка акций мелкими инвесторами стимулируется широко используемыми льготами: премии для купивших акции в максимально короткий срок, отсрочка платежей или разрешение оплаты акций по частям, установление более низкой цены на акции. Публичная продажа акций ориентируется на сбережения населения. Ее главное преимущество состоит в открытости и доступности для всех желающих.
В приватизации государственных предприятий могут участвовать и иностранные инвесторы. Однако их доля, как правило, четко определена законодательством в интересах и поддержания конкурентоспособности национальной экономики.
Приватизация не всегда сопровождалась продажей государственного имущества. Нередко государственную собственность смешивали с частным капиталом, образуя смешанные предприятия.
В 80-е годы в мире приватизация достигла значительных масштабов. В Великобритании доля ВВП, производимая государственными предприятиями, упала с 9% в 1979 г. до 3% в1990 г. доля рабочих на государственных предприятиях сократилась за этот период на 1,3 млн. человек, составив в 1990 г. 2,8% всех занятых. Всего за 1979-1985 гг. в частную собственность было передано 20 государственных компаний (из 51 на1979 г.). Во Франции за 1986-1988 гг. было приватизировано 15 крупных предприятий[20].
В ряде случаев приватизация заменялась переводом предприятий из одной индустриальной категории в другую.
Таким образом, приватизация в развитых странах осуществляется в разных формах, используется разные способы продаж, приватизируемые предприятия получают разный юридический статус, контролирующими собственниками становятся индивидуальные лица, институты (в основном финансовые), управляющие, персонал предприятия или только рабочие. Процесс приватизации, как правило, занимает много лет.
Во-первых, осуществляемая в разных странах приватизация идет более успешно, если является организованным сверху процессом. Приватизация – это экономическая политика государства, поэтому именно государство должно стать главным организатором новых рыночных структур.
Во-вторых, успех процесса приватизации во многом определяется его четкой правовой основой и гибкой приватизационной политикой государства.
Для успешного осуществления приватизации в России необходимо создание определенных условий. Прежде всего, должны существовать объекты государственной собственности, то есть учреждения, которые по закону имеют право ей распоряжаться (продавать или покупать акции государственных предприятий). В западных странах такими субъектами являются холдинговые компании, находящиеся под контролем законодательной власти.
Первым шагом в этом направлении в нашей стране стало образование Российского фонда федерального имущества (субъект государственной собственности), выступающего продавцом приватизированных долей государственных предприятий (паев, акций). Деятельность фонда финансируется за счет средств, полученных от приватизации.
Важнейшая черта приватизации в России – ее централизованный характер. Приватизация отечественных предприятий – это организованный сверху процесс, она представляет собой государственную экономическую политику[21]. В результате государство регулирует и контролирует приватизационные процессы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение данной работы после рассмотрения всех вопросов и задач, поставленных нами перед её выполнением, следует отметить следующие моменты и выводы:
1. В функционировании современной рыночной экономики государство играет важную роль и занимает не последнее место;
2. Функции государства заключаются в обеспечении правовой базы рыночных отношений, защиты от монополии, в перераспределительной политике, регулировании экономики с целью ее стабилизации и повышении эффективности;
3. В смешанной экономике существует несколько видов собственности, в том числе и государственная; и государство, реализуя права собственности, может распоряжаться ею по своему усмотрению;
4. При критическом снижении эффективности государственных предприятий активно разворачивается процесс разгосударствления, к способам которого относятся: либерализация рынков, стимулирование и создание смешанных предприятий (государственно-частных), приватизация;
5. К популярным формам приватизации относятся: продажа предприятий в частные руки, выкуп акций предприятия менеджерами, продажа акций рабочему коллективу и распространение акций среди населения;
6. Государственное предпринимательство – это неотъемлемое составляющее благоприятного развития и функционирования экономики, и связанных вместе с ней общественных процессов, следовательно, поддержка на должном уровне сектора государственной собственности и предпринимательства является одной из приоритетных задач государства.
7. Как вывод из всего вышеперечисленного необходимо отметить, что государство является важным субъектом экономических отношений и стабильное функционирование экономики немыслимо без его участия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Арсюхин, Е. «Поменьше государства» // Российская Бизнес-газета. - №657. Режим доступа: http://www.rg.ru/2008/06/10/
2 Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности., уч. пос. / Под общей ред. проф. Г.Л.Багиева. - СПб.: СПбГУЭФ, 2001. - 231 с. Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m72/1_
3 Балацкий, Е. «Место госсектора в экономической политике» // Информ. портал «реальный голос» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.real-voice.info/
4 Балацкий, Е. «Трехсекторная модель экономики» » // Информ. портал «реальный голос» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.real-voice.info/
5 Булатов, А. С. Экономика: учеб. / под ред. доц. А.С. Булатова. – М.: «БЕК», 1997.
6 Видяпина, В. И. Бакалавр экономики: в 3 т. [Электронный ресурс] / В. И. Видяпина. – М.: «Триада», 1999. – Т.2 : 1056 с. - Режим доступа: http://lib.vvsu.ru/books/
7 Виссарионов, А. «Государственный сектор российской экономики: контуры бюджетного регулирования» // Проблемы теории и практики управления. – 2002. - №1
8 Калужский, М.Л. «Понятие «глобализация» в мировой экономике». Режим доступа: http://nbene.narod.ru/econom/
9 Конопляник, А. « КОНЦЕССИИ: Государство - предприниматель» // Ведомости. – Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/
10 Либман, А. М., Мовсеян, А. Г. «Фактор власти в экономике» // Власть. - 2002. - №3. // Эконом. портал. – Режим доступа: http://institutiones.com/
11 Логиновский, О. В. «Информационно-аналитическое обеспечение принятия решений по социально-экономическому развитию государства» // Программные продукты и системы. – 2005. - №4. Режим доступа: http://www.swsys.ru/index.php?
12 Лукаш, С. А. «Эволюция экономических функций в условиях глобализации: социальные аспекты» - 20.04.2009. Режим доступа: http://dibase.ru/article/
13 Малых, О. Е. «Экономическое поведение государства в современных условиях» // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2009. - №3. Режим доступа: http://www.bagsurb.ru/journal/
14 Морозова, Т. Г. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие / Т.Г. Морозова, Ю.М. Дурдыев. — М. : «ЮНИТИ-ДАНА», 2002. - 255 с.
15 Осадчая, И. «Государство в российской экономике. Некоторые выводы» // Наука и жизнь. – 2001. - №10. – Режим доступа: http://www.nkj.ru/archive/
16 Осадчая, И. «Как развивалось государственное вмешательство в экономику» // Наука и жизнь. – 2001. – №10. – Режим доступа: http://www.nkj.ru/archive/
17 Осадчая, И. «Соотношение частного и государственного» // Наука и жизнь. – 2006. - №6. – Режим доступа: http://www.nkj.ru/archive/
18 Рыбцев В.В. «Развитие инфраструктуры как объект государственного регулирования» // Молодой ученый. - 2011. - №3. – Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/
19 Семякин, М.Н. «Государственно-правовое регулирование экономики в России» // Научный вестник. – 2010. - №3. Режим доступа: http://vestnik.uapa.ru/issue/
20 Сидорович, А. В. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории : учеб. пособие / А. В. Сидорович — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Дело и Сервис», 2001. — 832 с. — (Серия «Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова).
21 Смирнов, А. «Государственно-корпоративный сектор и его развитие» // Экономист. - 2008. - № 1. – 96 с.
22 Чичелев, М. Е. «Об участии государства в субъектах экономической деятельности» // Финансы. - 2000. - №5. Режим доступа: http://www.gossector.narod.ru/
23 Янова, В. В. Экономическая теория : учеб. пособие / В. В. Янова, Е. А. Янова. – М. : «Эксмо», 2009. – 512 с. – (Высшее экономическое образование)
24 Ханс Петер Штиль «Государство на страже рыночной экономики» » // Информ.-науч. портал «Реальный голос» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.real-voice.info/
25 Ханс Петер Штиль «Сотрудничество экономики и государства» // Информ.-науч. портал «Реальный голос» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.real-voice.info/
29
[1] Осадчая, И. «Как развивалось государственное вмешательство в экономику» // Наука и жизнь. – 2001. – №10.
[2] Чичелев, М. Е. «Об участии государства в субъектах экономической деятельности» // Финансы. - 2000. - №5
[3] Грязнова А. Г., Экономическая теория. Экспресс-курс: Учеб. пос. / под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. М.: КНОРУС, 2005.
[4] Видяпина, В. И. Бакалавр экономики: в 3 т. [Электронный ресурс] / В. И. Видяпина. – М.: «Триада»
[5] Сидорович, А. В. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории : учеб. пособие / А. В. Сидорович — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Дело и Сервис», 2001
[6] Лукаш, С. А. «Эволюция экономических функций в условиях глобализации: социальные аспекты»
[7] Ханс Петер Штиль «Сотрудничество экономики и государства» // Информ.-науч. портал «Реальный голос»
[8] Чичелев, М. Е. «Об участии государства в субъектах экономической деятельности» // Финансы. - 2000. - №5
[9] Видяпина, В. И. Бакалавр экономики: в 3 т. [Электронный ресурс] / В. И. Видяпина. – М.: «Триада»
[10] Булатов, А. С. Экономика / под ред. доц. А.С. Булатова. – М.: Издательство БЕК, 1997
[11] Рыбцев В.В. «Развитие инфраструктуры как объект государственного регулирования» // Молодой ученый. - 2011. - №3.
[12] Балацкий, Е. «Место госсектора в экономической политике» // Информ. портал «Реальный голос»
[13] Балацкий, Е. «Трехсекторная модель экономики» » // Информ. портал «Реальный голос»
[14] Виссарионов, А. «Государственный сектор российской экономики: контуры бюджетного регулирования» // Проблемы теории и практики управления. – 2002. - №1
[15] Смирнов, А. «Государственно-корпоративный сектор и его развитие» // Экономист. - 2008. - № 1.
[16] Смирнов, А. «Государственно-корпоративный сектор и его развитие» // Экономист. - 2008. - № 1
[17] Конопляник, А. «КОНЦЕССИИ: Государство-предприниматель» // Ведомости.
[18] Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности., уч. пос. / Под общей ред. проф. Г.Л.Багиева. - СПб.: СПбГУЭФ, 2001.
[19] Осадчая, И. «Соотношение частного и государственного» // Наука и жизнь. – 2006. - №6.
[20] Экономика: Учебник/ под ред. доц. А.С. Булатова. – М.: Издательство БЕК, 1997
[21] Ханс Петер Штиль «Государство на страже рыночной экономики» » // Информ.-науч. портал «Реальный голос»