Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 07:11, курсовая работа
Цель работы – изучить место и роль государства в современной экономике. Достижение поставленной цели предполагается через рассмотрение экономических функций государства, изучение государственной собственности, её видов и последствий, связанных с повышением доли государственных предприятий на рынке.
Введение.
1. Необходимость экономической деятельности государства
2. Роль государства в смешанной экономике
2.1 Экономические функции государства
2.2 Государственное регулирование
3. Государственный сектор и государственная собственность
4. Государство как предприниматель
5. Разгосударствление
5.1 Способы разгосударствления
5.2 Приватизация: содержание и формы
Заключение
Библиографический список
РЕФЕРАТ
Курсовая работа содержит 29 с., 25 источников.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АГЕНТ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, СОБСТВЕННОСТЬ, ГОССЕКТОР, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ, ПРИВАТИЗАЦИЯ.
Объектом исследования в данной курсовой работе выступает государство как экономической субъект.
Цель работы – изучить место и роль государства в современной экономике. Достижение поставленной цели предполагается через рассмотрение экономических функций государства, изучение государственной собственности, её видов и последствий, связанных с повышением доли государственных предприятий на рынке.
Следовательно, основными задачами данной работы являются, во-первых, выяснение необходимости хозяйственной деятельности государства в рыночной экономике. Во-вторых, раскрытие социально-экономического содержания государственной собственности. И, наконец, в-третьих, выявление проблемы государственного предпринимательства.
Исследование проводится на основе ознакомления с учебными пособиями по данной теме и глубокого изучения научных трудов, различных публикаций научной периодики.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
1. Необходимость экономической деятельности государства
2. Роль государства в смешанной экономике
2.1 Экономические функции государства
2.2 Государственное регулирование
3. Государственный сектор и государственная собственность
4. Государство как предприниматель
5. Разгосударствление
5.1 Способы разгосударствления
5.2 Приватизация: содержание и формы
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Современная рыночная экономика функционирует на основе конкурентного рынка. Но рыночный механизм не может самостоятельно решить все вопросы рыночного хозяйствования. В связи с этим возникает немало социально-экономических проблем и так называемых «провалов», где рынок бессилен.
Ими занимается государство.
Государство всегда играет важную роль в развитии рыночной экономики. Даже свободная конкуренция не может обойтись без государства, которое берет на себя ответственность за организацию денежного обращения, обеспечение правовой основы рыночной экономики.
Необходимость в деятельности государства вызывается потребностями развития самой рыночной системы, обнаруживающей и плюсы, и минусы своего функционирования. Поэтому рыночный механизм нуждается в коррекции, которую способно осуществить только государство через свои функции.
Для современной рыночной экономики характерно наличие многообразия форм собственности. В развитых странах наряду с частной собственностью существует и государственная собственность. Государство в современной рыночной экономике – это еще и предприниматель, который распоряжается своей собственностью через разгосударствление и приватизацию. Приватизация особенно актуальна для нашей страны.
1 НЕОБХОДИМОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Роль государства в рыночной экономике остается главным предметом дискуссий между экономистами и политиками России. Одни считают государственное вмешательство злом для экономики, другие, наоборот, - условием ее развития[1]. Но далеко не всегда спорящие стороны четко определяют, что может делать рынок, а что - государство, и какие механизмы регулирования будут при этом использованы. Каждая из сторон нередко обращается к опыту развитых стран, но трактует его, как правило, исходя из собственных убеждений, поскольку в истории этих стран можно найти как периоды усиления государственного вмешательства, так и периоды его ослабления, как сторонников масштабного вмешательства государства в экономику, так и его противников.
Рынок, по сути своей – анархия высшего порядка, то есть саморегулирующаяся анархия[2]. Управляющей системой рыночного механизма является свободная конкуренция. Но в некоторых случаях сил одной конкуренции недостаточно для синхронизации всех рыночных процессов. Возникающий дисбаланс расшатывает саморегулирующий механизм, и если не устранены причины сбоя, рынок терпит крах, или, выражаясь экономическими терминами, фиаско.
«Рыночная экономика» означает качественный скачок в экономической истории человечества. Ведь это – «рынок покупателя», в котором производитель утрачивает диктаторский статус. Сам по себе производитель (продавец) – это еще не рынок. Таковым он становится только с появлением свободного, имеющего возможность выбора своей потребительской выгоды покупателя[3]. Избавляя общество от дефицита, стимулируя научно-технический прогресс, рыночная организация вместе с тем демонстрирует явную неспособность решать другие, может быть, не менее важные социально-экономические проблемы.
К первой, прежде всего, относится удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платёжеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей весьма широк, а их игнорирование абсолютно немыслимо. Никакое общество не может обходиться без национальной системы обороны, народного образования, единой энергетической системы, охраны общественного порядка, аппарата управления государством и т. п. Поскольку речь идёт о товарах и услугах, которыми поровну пользуются все граждане страны, они получили название «общественных» (или «коллективных») товаров. «Производство» этих товаров и услуг целиком вынуждено брать на себя государство, финансируя его из средств бюджета за счёт налогов на доходы предприятий и отдельных граждан. При этом государство должно учитывать, что «общественные товары» имеют весьма сложную структуру, ибо часть из них (например, национальная оборона) «потребляется» всем населением страны поровну, другая - лишь частью населения (услуги милиции данного региона), третья - лишь малым коллективом коммунальные услуги, предоставляемые муниципалитетом данного населённого пункта). Но, тем не менее, совершенно ясно, что удовлетворение потребностей на «общественные товары» не может происходить на рыночной основе.
Вторая проблема, лежащая за пределами досягаемости рыночного механизма, связана с так называемыми «внешними эффектами». Суть их в том, что деятельность предприятий рыночного типа может иметь как отрицательные, так и положительные последствия, не имеющие, но реально влияющие на благосостояние других членов общества. Таковы, к примеру, внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды в результате производственной деятельности, исчерпание природных запасов из-за возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение региональных и структурных диспропорций в производстве, и пр. Конечно же, рыночный механизм «сам по себе» не способен нейтрализовать эти негативные последствия, потому что ориентирует экономику исключительно на постоянно возрастающий платёжеспособный спрос. Поэтому регулирование внешних эффектов по необходимости должно взять на себя государство. Оно делает это путём их измерения и организации перераспределения доходов через госбюджет с целью погасить негативные внешние эффекты или справедливо перераспределить выгоды, полученные от положительных внешних эффектов (например, работы, инициатором которых выступил один производитель, а положительными результатами пользуются многие).
Ликвидация негативных внешних эффектов возможна и путём прямого администрирования, т.е. запрета эксплуатации части невосполнимых природных ресурсов, применения вредных технологий, производства товаров и услуг, наносящих ущерб здоровью людей, и т.п. Виновные в нарушении таких запретов подвергаются штрафам, размер которых многократно превосходит возможные выгоды производителя. В своей борьбе с негативными внешними эффектами государство не одиноко. Ему помогают многочисленные общества по защите прав потребителей, свободная пресса, институты представительной демократии[4].
Всё это даёт возможность существенно корректировать действие рыночного механизма, смягчать или вовсе ликвидировать негативные последствия слепой игры рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах.
Наконец, третья группа проблем, порождаемых ограниченностью рыночного механизма, связана с важнейшими социально-экономическими правами личности и, в первую очередь, с правом на труд. Надо иметь в виду что теоретически немыслима и практически невозможна рыночная экономика с полной занятостью. Роль государства в этой сфере отношений сводится вовсе не к тому, чтобы любой ценой обеспечить «полную занятость». Это означало бы разрушение самого рыночного механизма.
Существуют и требуют государственного вмешательства и иные проблемы, которые рынок также решить не в состоянии. Сюда относятся крупные инвестиционные проекты, не обещающие скорой прибыли и связанные с большим риском, неравномерность регионального развития, необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом, и многое другое.
Итак, с одной стороны, рынок представляет собой наилучший, т.е. наиболее эффективный способ хозяйственной организации из всех известных истории, а с другой стороны, у него есть весьма существенные недостатки, которые могут и должны быть нейтрализованы или смягчены с помощью разных форм вмешательства государства, политических и общественных организаций. Именно поэтому, нормальной экономикой повсюду считается регулируемая рыночная экономика, в которой более или менее удачно решается задача совмещения саморегуляции рыночных отношений с их корректировкой государством. Неслучайно неотъемлемым свойством рыночной системы является её многосекторность, т.е. разнообразие форм собственности и хозяйственной деятельности. Удельный вес каждой формы определяется только рыночной эффективностью и неодинаков в разных странах.
В рыночной экономике основным регулятором экономических пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.
2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Государство является основным институтом экономической и политической системы общества, оно направляет и контролирует совместную деятельность людей и их отношения между собой. По отношению к иным субъектам государство обладает определенным статусом, который и позволяет ему занимать особое место среди хозяйственных агентов. В данном случае имеются в виду следующие отличительные признаки[5]:
а) во-первых, это суверенитет, то есть верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Говоря точнее, государство обладает неограниченной высшей властью на своей территории, поэтому оно выступает единственным субъектом рыночной экономики, требования которого обязательны для всех иных агентов;
б) во-вторых, это монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения страны. В данном случае речь идет о разработке нормативных актов, обеспечивающих стабильное функционирование рыночных структур;
в-третьих, это монопольное право на взимание налогов и сборов с физических и юридических лиц. Этот признак позволяет сделать вывод о “нерыночном” происхождении государственного дохода. Так как известно, доход является рыночным, если он создается и приумножается за счет участия субъекта в производстве, ведения хозяйства, дохода от средств, вложенных в кредитно-финансовые учреждения, акции, другие ценные бумаги и т.п. Если же исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий — как перераспределение части доходов домохозяйств и фирм в пользу государства;
г) в-четвертых, государство является регулирующим субъектом.
2.1 Экономические функции государства
Место и роль государства в любой экономической системе во многом определяются его функциями, так как они отражают основные направления его деятельности. Для российского государства можно выделить следующие главные функции[6]:
а) правовая;
б) воспроизводственно-
в) защита конкуренции;
г) стабилизационная;
д) прогностическая.
Правовая функция представляет собой своеобразный институт общественной жизни, призванный регулировать наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны. Речь идет об оформлении статуса экономического агента, установлении норм и правил хозяйствования, формировании организационной структуры управления, регламентации отношений собственности, конкретизации правил создания и ликвидации предприятий и т.п.
Воспроизводственно-
Функция защиты конкуренции. Конкуренция определяется как соревнование хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство необходимых потребителю товаров. Полной противоположностью является монополия, под которой понимается ситуация, когда число продавцов становится бесконечно малым и это позволяет им оказать влияние на объем производства, а, следовательно, — и на цену. В соответствии с кривой спроса на свою продукцию монополист может манипулировать объемом производства и ценой, что чаще всего приводит к понижению первого и росту второй. В результате сложившаяся ситуация благоприятствует интересам монополистов-производителей, а не целям общества, что вызывает нерациональное распределение ресурсов. Для предотвращения последствий монополизации государство вмешивается в экономику и тщательно изучает рынки, рассчитывает для них коэффициенты концентрации, и на этой основе выявляет конкурентные и монополизированные отрасли. Необходимо отметить, что государство должно придерживаться дифференцированного подхода по отношению к монополиям. Дело в том, что в данном случае преследуется цель сохранения в экономике зоны естественной монополии, по отношению же к другим фирмам должна проводиться жесткая антимонопольная политика.