Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 07:11, курсовая работа
Цель работы – изучить место и роль государства в современной экономике. Достижение поставленной цели предполагается через рассмотрение экономических функций государства, изучение государственной собственности, её видов и последствий, связанных с повышением доли государственных предприятий на рынке.
Введение.
1. Необходимость экономической деятельности государства
2. Роль государства в смешанной экономике
2.1 Экономические функции государства
2.2 Государственное регулирование
3. Государственный сектор и государственная собственность
4. Государство как предприниматель
5. Разгосударствление
5.1 Способы разгосударствления
5.2 Приватизация: содержание и формы
Заключение
Библиографический список
Стабилизационная функция представляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста страны, полной занятости населения и стабильности цен на рынках. Основная проблема здесь заключается в том, что для увеличения объема производства необходим рост расходов, обеспечить который рыночная экономика сама не в состоянии. В результате возможны две неблагоприятные ситуации: безработица и инфляция. Для достижения полной занятости государству следует увеличить совокупные расходы. Это возможно путем роста собственных совокупных расходов и расходов частного сектора. Для их стимулирования необходимо снижение ставок налогообложения. В случае же инфляционной экономики у правительства возникает абсолютно противоположная цель — уменьшение расходов.
Достигается это путем сокращения государственных закупок и увеличения налогов на частный сектор.
Прогностическая функция. Она определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики: выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. В ходе реализации указанной функции государство выполняет координирующую роль, что предполагает налаживание гибкой системы взаимодействия государства с экономическими и административно-хозяйственными структурами общества.
2.2 Государственное регулирование
Государство выполняет свои функции, применяя различные методы государственного регулирования.
Государственное регулирование экономики (далее госрегулирование) – система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям[7].
В современной экономике госрегулирование осуществляется через систему особых методов – административно-правовых и экономических регуляторов. Административно-правовое регулирование проявляется, прежде всего, в создании государством правовых основ экономики. Они применяются на уровне не только центральных (федеральных) правительств, сколько штатов и земель (в федеративных государствах), провинций и регионов (в унитарных государствах), а также местных (муниципальных) органов. Экономическое регулирование используется как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм. Именно экономические регуляторы несут на себе основную нагрузку в процессе создания наиболее эффективных условий хозяйствования. Различают прямое и косвенное экономическое регулирование[8].
К мерам прямого экономического регулирования, непосредственно воздействующих на производство товаров и услуг, относят целевое финансирование и государственные закупки.
Целевое финансирование – выделение денежных средств государством из бюджета целевым назначением для использования в качестве средства решения определенной социально-экономической проблемы или создания определенного объекта[9]. Важнейшим объектом целевого финансирования являются государственные программы и заказы. Программы разрабатываются в различных областях, например, в сфере освоения космоса или мирового океана, строительства крупных сооружений, в проведении крупных научных исследований. При этом правительство делает соответствующий государственный заказ фирмам на производство определенных видов продукции. Эти заказы надежны и выгодны, поэтому предприятия охотно участвуют в конкурсах на их получение.
Государственные закупки – часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета[10]. Такие покупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупка оборудования) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, закупки зерна и продовольствия для создания государственных резервов).
Косвенное экономическое регулирование влияет на общественное производство в основном посредством мер бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики и осуществляется, например, с помощью предоставления налоговых льгот или льготных кредитов. Возможности и границы эффективности госрегулирования не могут получить точной количественной оценки уже потому, что имеют много аспектов. Особое значение имеет тот факт, что ресурсы, с помощью которых государство участвует в общественной жизни, - это, с одной стороны, все то, владельцем чего оно является, а с другой стороны – доходы и расходы бюджета. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором – об их потоке. При этом особенность государства состоит в том, что, пользуясь законным правом принуждения, оно систематически осуществляет перераспределение, поэтому доля государственного сектора в национальном доходе, как правило, существенно отличается от его доли в совокупном капитале и в производстве реализуемых на рынке товаров и услуг[11].
3 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР И ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Помимо участия государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта – это так называемый государственный сектор.
Государственный сектор (далее госсектор) – комплекс хозяйственных субъектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам[12].
Основой государственного сектора является совокупность государственных предприятий, которые независимо от сферы деятельности и национальных особенностей можно сгруппировать в три большие группы[13]:
а) несамостоятельные публично-правовые предприятия (монетные дворы, тюрьмы, государственные и муниципальные школы, детские сады);
б) самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права (почта, железные дороги, государственные холдинги и корпорации);
в) юридически самостоятельные предприятия, действующие в рамках частного права (в форме акционерных обществ).
В России в соответствии с постановлением правительства от 4 января 1999 г. «О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации» в состав государственного сектора экономики входят: государственные унитарные предприятия, государственные учреждения, акционерные общества, в уставном капитале которых контролирующий пакет голосующих акций (более 50%) находится в государственной собственности. Основой такой классификации является функционально-управленческий принцип, т. е. в состав госсектора включаются только те хозяйственные объекты, функционирование и развитие которых полностью определяется и контролируется государством. Исключение из состава государственного сектора муниципальных предприятий неявно вводит в оборот понятие трехсекторной экономики, состоящей из государственного, муниципального и негосударственного (частного) секторов, что противоречит международной практике. Один из возможных подходов к этому вопросу предполагает использование своеобразной «государственной цепочки». Если более 50% акций материнской компании находится у государства, то она относится к государственному сектору. Если, в свою очередь, эта компания держит более 50% акций дочерней фирмы, то последняя тоже относится к государственному сектору. Иными словами, если материнская компания контролируется государством, а дочерняя – материнской, то, следовательно, дочерняя фирма также косвенно регулируется государством[14].
Итак, государственный сектор – двойственное и противоречивое образование. Он включает в себя нацеленность не только на рыночные, но и на не рыночные мотивы[15]. Это выражается в том, что государственные предприятия в отличие от частных обладают меньшей конкурентоспособностью. У них нет обязательств перед другими предприятиями, им не грозит банкротство. Государственные предприятия с одной стороны, пользуются финансовыми льготами и на них несколько выше заработная плата, чем на частных предприятиях, лучше условия труда. Но, с другой стороны, на рабочих государственных предприятий может обрушиться политика замораживания заработной платы, ограничение прав в трудовых конфликтах с администрацией (например, запрет на забастовки).
Навязывание государственным предприятиям некоммерческих операций, искусственное ограждение от конкуренции, гарантированное правительством финансовой поддержки делают зачастую государственные предприятия менее эффективными в технико-экономическом и финансовом плане, чем частные предприятия. Это выражается в низкой производительности труда, высокой капиталоёмкости, малой прибыльности, слабой восприимчивости к инновациям, слишком большому управленческому аппарату. Как следствие, рыночная экономика сама ограничивает деятельность государства, так как некоторые его действия снижают эффективность государственных предприятий. Поэтому периодически к государству предъявляются претензии, а при высокой доле государственного сектора в экономике ставится вопрос о разгосударствлении[16]. Такая картина наблюдалась во всех развитых странах Запада в 80-х годах, что вызвало массовый процесс разгосударствления.
4 ГОСУДАРСТВО КАК ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
Важную роль в современной экономике играет государственное предпринимательство.
Государственное предпринимательство – инициативная деятельность предприятий и других государственных структур, направленная на получение прибыли и осуществляемая непосредственно собственником имущества или управляющим на условиях договора (контракта)[17].
Другими словами, государственное предпринимательство - это форма предпринимательства, при которой принятие стратегических решений в отношении целей предпринимательской деятельности и контроль над ней осуществляются государственными органами.
В настоящее время можно обнаружить множество сфер, где государство выступает в роли предпринимателя. Сферой государственного участия всегда были производства с высокой капиталоемкостью (атомная энергетика, транспортные коммуникации); со значительной степенью неопределенности коммерческого результата (космонавтика, научные исследования) и производства, представляющие большую общественную значимость (общественные блага) и т. д.
Государство выступает в качестве крупного хозяйственного субъекта, непосредственно участвующего в рыночной экономике. Объектами государственной собственности являются предприятия, которые оказываются экономически неэффективными для целей частного бизнеса, например, капиталовложения в научно-технические разработки. Кроме того, к государственной собственности относятся отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегическим потребностям всего народного хозяйства, например, энергетика, транспорт, связь, оборона. Связанное с непосредственной хозяйственной деятельностью государственное предпринимательство, в отличие от государственного регулирования, является микроэкономическим способом достижения макроэкономических целей и выступает в качестве инструмента повышения конкурентоспособности национальной экономики. Поэтому основные его функции связаны с развитием отраслевой структуры экономики, рационализацией распределения ресурсов и поддержанием конкурентности рынков.
Целью же государственного предпринимательства является максимизация общего благосостояния и рост эффективности общественного производства[18].
Кроме того, государственное предпринимательство выступает в качестве способа предупреждения «провалов» рынка или содействия развитию экономики, в том числе осуществлению структурных сдвигов через государственные инвестиции.
5 РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ
Прежде всего, разгосударствление не означает, что государство перестает играть свою роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается важным элементом смешанной экономики, стремясь наилучшим образом приспособиться к рыночным отношениям путем изменения форм своей деятельности[19].
Современный процесс разгосударствления не равнозначен денационализации (изменение собственности государственных предприятий). Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в госсекторе предприятий.
5.1 Способы разгосударствления
На мировом опыте развитых стран выделяют следующие наиболее распространенные современные способы разгосударствления. Прежде всего, либерализация рынков. В рамках этого процесса отменяются барьеры для доступа на рынок новых конкурентов, стимулируется производство и продажи, в результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки. Государство поощряет также малый бизнес (через налоговые льготы), снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.
Другой способ разгосударствления – стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных). Это достигается с помощью льготного налогообложения или особого режима кредитования. Еще один путь разгосударствления – создание для государственных предприятий рыночных условий функционирования. С этой целью государство использует меры, направленные на ликвидацию нерыночной обстановки, в которой находятся государственные предприятия: сокращение государственных субсидий, отказ от списаний банковской задолженности, отмена налоговых льгот.
Также, широко используется способ изменения собственности государственных предприятий – денационализация. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в руки частных лиц, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.