Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:49, реферат
В работе рассмотрена экономическая безопасность, которая представляет собой совокупность условий и факторов, гарантирующих недопущение нанесения хозяйству страны непоправимого ущерба путем внутренних и внешних экономических угроз и обеспечивающих стабильность и устойчивость национальной экономики.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вносится Правительством РФ в Государственную думу РФ не позднее 25 августа текущего года. Государственная дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в четырех чтениях. После утверждения проекта закона в четвертом, окончательном чтении он передается в Совет Федерации и после его одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
О динамике основных показателей федерального бюджета России свидетельствует табл. 2.
Конверсия — превращение долга в новые обязательства, учитывающие текущее или будущее положение заемщика, по которым не выплачиваются проценты. Конверсия государственных долговых обязательств осуществляется в следующем виде:
- обмен долга на акции (на собственность);
- обмен долга на долг — превращение существующего долга в новые, уменьшенные суммы долга либо иные сроки его выплаты;
- обмен долга на налоги — обмен компаниями — держателями внешнего долга долговых обязательств страны-должника на льготы по уплате налогов на производимые ими инвестиции на ее территории по выгодному для компаний курсу;
- обмен долга на ресурсы на цели развития — обмен на основе выкупа долга или пожертвований. Международные благотворительные организации или правительства развитых стран выкупают со скидкой коммерческие долги на вторичном рынке и затем переводят их в обязательства, подлежащие оплате в местной валюте либо по номиналу, либо со скидкой менее высокой, чем на вторичном рынке;
- обмен долга на экспорт (долг на товар) — погашение страной-должником своей задолженности посредством продажи товара по установленной цене;
- секьюритизация — выпуск новых ценных бумаг (акций или долговых обязательств), подтверждающих право на собственность или обязательства должника.[8] Под секъюритизацией понимается переоформление существующей государственной задолженности в новые рыночные долговые инструменты (ценные бумаги). Секьюритизация считается наиболее рыночной формой урегулирования долга.
2. Государственный долг РФ и финансовая безопасность
Структура внешнего государственного долга России следующая: задолженность странам-участницам Парижского клуба; долг странам Лондонского клуба, долг межгосударственным финансовым организациям (МВФ, МБРР, ЕБРР и др.), еврооблигационные займы и др.
Внешний государственный долг включает как долг бывшего СССР, так и новый российский долг. До сих пор нет точных данных об объемах долга СССР, поскольку, например, нет системы единого подхода к учету, регистрации и отслеживанию динамики долговых обязательств. Разные ведомства (Минфин, ЦБРФ, Внешэкономбанк) имеют разные сведения об объемах долгов по одним и тем же кредиторам, по видам и общему объему внешнего долга. Отсутствует четкая методика по приведению к общему знаменателю переводных рублей и клиринговых расчетов в иностранной валюте, ибо контракты формировались в разных валютах (форинты, левы, злотые, динары, леи), что не дает возможности навести порядок во взаимоотношениях со странами Восточной Европы. По некоторым данным, юридически правильно оформлены кредиты примерно $37-38 млрд. Поэтому по остальным, прежде чем возвращать, необходимо провести юридическую экспертизу. Это первая проблема управления государственным внешним долгом.[9]
Вторая проблема состоит в оценке объемов в реструктуризации долга, которая, как известно, не снимает долговой проблемы, а лишь переносит ее на более поздний срок. Таким образом, бремя погашения ложится на последующие поколения, а общая сумма платежей еще более нарастает за счет доначисленных процентов.
Третья проблема — обмена долга на акции национальных компаний. Однако конверсия долга в акции может быть успешной только в том случае, если она предлагает иностранным инвесторам наиболее выгодные местные активы, включая государственные предприятия.
Четвертая проблема — переуступки требований по долгам. Долг развивающихся стран перед Россией равен примерно $123 млрд, стран СНГ — около $6 млрд. Здесь возникает вопрос с определением курса валют. Так, Парижский клуб при пересчете долгов СССР взял за основу валютный курс, приравняв доллар к 62 копейкам.
Основным источником обслуживания и погашения задолженности являются бюджетные средства, которые в значительной мере зависят от объема экспорта, увеличение которого ведет к росту налоговых поступлений в государственный бюджет. Но большие объемы оттока капитала из страны за рубеж сокращают возможности торгового баланса погашать задолженность.
Не менее важен и вопрос о том, каким образом распорядиться привлеченными ресурсами, т. е. куда и на что их тратить. Например, их использование на текущее государственное потребление и оплату труда, когда новая добавленная стоимость не создается и, следовательно, отсутствует база для возврата кредита, — это не эффективный вариант. Другой, эффективный, способ использования кредитов — на высокодоходные инвестиционные проекты. Какова реальная ситуация в России?
В 1998-2001 гг. Россия привлекала внешние ресурсы в межгосударственных финансовых организациях. Так, МБРР, по состоянию на 1 сентября 2001 г. финансировал 41 заем на сумму $11,71 млрд. Куда были направлены эти ресурсы и эффективно ли они были потрачены?
Согласно данным Счетной палаты РФ, операционные расходы групп реализации проектов за период с 1995 — первое полугодие 2001 г. составили $65,4 млн., доля фонда оплаты труда в их структуре составила $42,3 млн., или 63%. Заработная плата руководителей групп реализации проектов была выше в сравнении со средней начисленной в сфере управления РФ в 27 раз, а технических секретарей — в 5 раз. Дополнительно к этому на консультационные услуги потрачено $319 млн. Следует отметить, что большинство работ, выполненных высокооплачиваемыми иностранными консультантами, реально остались невостребованными. Помимо всего прочего, отсутствует сама методика оценки эффективности займа. Из сказанного вытекает, что полученные кредиты были использованы крайне неэффективно. В Бюджетном послании Президента РФ на 2002 г. отмечается, что Российская Федерация отказывается от доказавшей свою неэффективность практики привлечения под государственные гарантии иностранных связанных кредитов, от кредитов МВФ на оказание консультативных услуг. Можно предположить, что подобные выводы относятся и ко многим другим видам внешних заимствований.[10]
В 90-е гг. XX в. в России господствовал всеобщий кризис, резко упал ВВП, были разорваны хозяйственные связи, финансово-бюджетная дисциплина практически полностью отсутствовала, денег в казне не хватало даже для финансирования самых необходимых расходов, регионы отказывались перечислять средства в федеральный бюджет, предприятия не платили налоги из-за кризиса неплатежей. В этих условиях Правительство РФ пыталось решить бюджетные проблемы посредством внешних заимствований, используя кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций (МВФ и МБРР) на покрытие увеличивающегося с каждым годом дефицита бюджета, что привело к значительному росту внешнего долга России, составившему к 2007 г. около $160 млрд. (табл. 3).[11]
Причем внешний государственный долг России ежегодно нарастал, несмотря на проведенную в начале 90-х гг. XX в. Реструктуризацию долгов бывшего СССР. Стремясь решить проблему платежей по внешнему долгу, Правительство РФ перешло к увеличению внутреннего долга посредством эмиссии государственных ценных бумаг ГКО и ОФЗ под чрезмерно высокий процент (до 150-200% годовых). Объем внутреннего долга за исследуемый период гг. увеличился с 88 млрд. руб. до почти 530 млрд. руб. В результате коренного изменения бюджетной политики к концу 2009 г. отношение внешнего долга к ВВП составило около 30% против более 100/6 в 2000 г., что позволяет ликвидировать одну из основных угроз экономической безопасности России.[12]
Под внутренним государственным долгом понимается задолженность государства гражданам, фирмам, учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством. Внутренним государственным долгом в России являются также «замороженные» правительством в 1992 г. вклады населения в Сбербанке страны. Общая сумма внутреннего государственного долга составляет 19,5 трлн. руб., в то время как годовой бюджет России равен 2,4 трлн. руб. Погашение внутреннего государственного долга составило: в 2004 г. - 2,3 млрд. руб., в 2005 г. - 8,2, в 2006 -16,0, в 2007 - 20, в 2008 г. - 25 млрд. руб.
Считается, что без ущерба для российской экономики за счет бюджетных доходов Россия может выплачивать $3-4 млрд. в год. В 2008 г. наша страна выплатила $17 млрд. внешнего долга и, по словам Президента РФ, даже не заметила (заметили ли бюджетники, пенсионеры, студенты и др.?).
Большинство бывших союзных республик СССР стало выплачивать компенсации. В Литве выдача началась в 1998 г. Вкладчикам восстановили сбережения по 6 тыс. руб. по курсу 1 лит за 1 советский рубль. Казахстан уже полностью расплатился с долгами Сбербанка СССР. Вклад компенсировали по курсу 20 коп. из 1 советского рубля. На Украине выплаты идут с 2002 г. Каждый пострадавший украинец получает компенсацию от 50 до 150 гривен (от 280 до 840 руб.). Молдова расплачивается с 2003 г., в Беларуси, Армении, Азербайджане программы вот-вот должны заработать (из 1 советского рубля будут компенсировать 30 коп.). В России с 2006 г. возвращаются советские
долги тем, кто родился до 1950 г. включительно, по курсу 1 советский рубль за 1 современный рубль. (Хотя, по данным независимых экспертов, советский рубль стоил 61,2 современных российских.)
Вплоть до 2015 г. наша страна должна возвращать $12-15 млрд. ежегодно. Изъятие из экономики России огромных денежных ресурсов на погашение внешнего государственного долга сократит на долгие годы возможность крупных инвестиций в промышленность, сельское хозяйство, строительство, развитие инфраструктуры и научно-технического прогресса, повышение заработной платы наемным работникам, бюджетникам, военным, пенсий и стипендий. Проблема с погашением внешнего государственного долга могла бы быть решена менее болезненно, если бы экономический рост составлял не менее 10% ежегодно. Однако он в России пока ниже этого значения.
Итак, внешний и внутренний долг нашей страны существенно ограничивает возможности обеспечения экономической и социальной безопасности страны, общества и человека. Тем более его объемы продолжают оставаться достаточно крупными. По данным Министерства финансов РФ только государственный внешний долг по состоянию на 1 января 2005 г. составил $110,5 млрд. В 2005 г. Россия досрочно выплатила Парижскому клубу $15 млрд., что позволило сэкономить, по словам министра финансов А. Кудрина, на процентах $400 млн. Директор Института проблем рынка академик РАН Петраков утверждает, что фактически Россия не выиграла. Его аргументы следующие. Во-первых, эти деньги уйдут в Стабилизационный фонд и будут вложены в американские ценные бумаги (под низкий процент). Во-вторых, выплачивать долг в рассрочку выгоднее, чем отдать огромный «кусок» сразу. В-третьих, деньги можно было бы вложить в какие-то проекты, прокрутить и получить прибыль. В-четвертых, он приводит аналогичный факт с досрочной выплатой в начале 2005 г. долга МВФ, когда сэкономили $204 млн., что обернулось для России тем, что она, став кредитором Фонда, внесла в него $73 млн. (будучи же должником, РФ освобождалась от взносов в ВФ).[13]
На экономическую безопасность страны оказывает влияние не только внешний государственный долг данной страны, но и задолженность перед ней других стран.
2.1. Иностранный долг перед Россией
Суммарный объем обязательств зарубежных стран перед Россией на 1 января 2004 г., по данным Внешэкономбанка, составлял $85 млрд., из них более $76 млрд. приходится на страны, не входящие в Парижский клуб кредиторов, и 75% задолженности — на пять стран: Афганистан, Ирак, КНДР, Кубу, Сирию (табл. 4).[14]
В настоящее время общий размер иностранного долга перед Россией соизмерим с размером внешнего долга России. Поэтому Россия могла бы выплачивать свой внешний долг только за счет платежей от погашения и обслуживания долга иностранных государств перед ней. Другими словами, произошел бы обмен российского долга на долг перед Россией.
Однако такой вариант на деле невозможен по следующим основаниям.
Во-первых, внешний долг России в основном урегулирован, и Россия уже не относится к беднейшим странам, и списание ее внешнего долга нереально.
Во-вторых, задолженность иностранных государств перед Россией в существенной части остается не урегулированной и приходится в значительной мере на беднейшие страны.[15]
В-третьих, на Россию как на члена Парижского клуба накладываются обязательства по списанию долгов иностранных государств перед ней, что и происходит фактически. За последние 10 лет, по некоторым данным, Россия списала задолженность своим должникам на сумму более $45 млрд. В 2002 г. федеральный бюджет за счет поступлений по задолженности иностранных государств перед Россией пополнился примерно на $508 млн., а ее платежи по погашению и обслуживанию внешнего долга составили около $15 млрд.
Несмотря на крупные масштабы финансовых потоков по погашению и обслуживанию Россией своего внешнего долга и иностранной задолженности перед ней, она продолжает предоставлять кредиты иностранным государствам. Так, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год» предусмотрены кредиты иностранным государствам в сумме 19,25 млрд. руб., эквивалентной $641,69 млн. [16]
Кредиты планируется представлять следующим странам (см. табл. 5).