Экономическая безопасность России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть экономическую безопасность.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать основные аспекты экономической безопасности страны;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о среде безопасности современной России;
3.Рассмотреть сущность и специфику пути обеспечения экономической безопасности России;
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I Теоретические аспекты обеспечения национальной безопасности……………………………………………………………..……….6
1.1.Экономическая безопасность: понятие, структура, элементы…………......6
1.2Классификация экономической безопасности……………………………..12
1.3 Механизм обеспечения экономической безопасности страны…………..14
Глава II.Анализ макроэкономических показателей экономической безопасности Российской Федерации в 2007-2009 года……………….…….21
2.1 Анализ внутреннего валового продукта в 2007-2008 гг……………….….21
2.2. Анализ инфляции в России в 2007-2008 гг……………………………….23
2.3 Основные тенденции социально-экономического развития в 2007-2009 годах………………………………………………………………………………29
Глава III Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России……………....................................................35
3.1.проблема обеспечения экономической безопасности в настоящее время……………………………………………………………………………...35
3.2.Необходимые меры для повышения экономической безопасности России…………………………………………………………………………....39
3.3 Пути обеспечения экономической безопасности России………………..43
Заключение……………………………………………………………………….47
Список используемых источников……………………

Работа содержит 1 файл

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации курсовая почти готова.docx

— 166.48 Кб (Скачать)

Разница в размерах прямых зарубежных инвестиций в экономику Китая  и России свидетельствует о разнице  отношения иностранцев к России и 

Китаю. Конфронтация Китая и США  не мешает последним вкладывать в  десятки раз большие суммы  в экономику Китая. Стали бы вы развивать экономику будущего конкурента и военного противника? Нет. Это означает, что Россию Запад воспринимает иначе, чем Китай, хотя по прозрачности экономики  Китай идёт следом за Россией. Об этом свидетельствует и инвестиционная деятельность (точнее отсутствие таковой) крупнейших ТНК в России. Главной  их задачей является захват той или  иной доли российского рынка для  расширения сбыта собственной продукции. Совокупность фактических и объявленных инвестиций крупнейших ТНК в российскую экономику составляет к общему объёму загранактивов чуть более 1%.[8,с. 16]

 Это означает, что никаких  крупных инвестиций крупнейшие  инвесторы в Россию не вложили,  и вкладывать не собираются (конечно если не будет совсем дармовых предложений, но для дешёвых приобретений больших денег и не требуется). Это означает, что Россию рассматривают как очень сильного потенциального соперника, в развитие экономики которого лучше не вкладываться – себе дороже будет. Так что большие инвестиции, которые вот-вот хлынут из-за рубежа широким потоком вслед за открытием и либерализацией рынка – это миф, от которого надо быстрее избавиться. Страны «семёрки» вкладываться в экономику России не будут (разве что купят по дешёвке «Газпром» да самые экономически выгодные генерирующие электростанции, либо что-то ещё). Ну что ж, в принципе не мы первые, не мы последние. Ведь происходит активное растаскивание электроэнергетики и газовой промышленности в Восточной Европе и в странах Балтии по бросовым ценам, до нас просто пока не добрались.

Ниже перечислены некоторые  меры, способствующие укреплению экономической  безопасности.

Государство должно взять управление развитием экономики на себя, ведь США при проповедовании либерализации  в других странах у себя дома проводит очень жёсткую политику по импортным  тарифам, защите собственного рынка, поддержке  производителей сельскохозяйственной продукции. И именно государство  своим госзаказом и рядом других мер вытянуло экономику США из депрессии 30-х годов и пытается то же самое сделать в настоящий  момент.

Ни в коем случае нельзя сейчас вступать в ВТО, более сильные  зарубежные конкуренты просто задавят  российских производителей. Необходимо провести ещё одну реформу таможенных тарифов, с целью защиты собственных производителей, а не открытия рынка для проникновения иностранных компаний.

Важной задачей является восстановление связей со странами Варшавского договора и странами СНГ, необходимо вернуть рынки сбыта

для российской экономики, желательно создание торговых союзов типа НАФТА.

Необходимы жёсткие меры, препятствующие нелегальному вывозу капитала за границу.

Фондовый рынок, в своей сегодняшней  форме сильно зависит от спекулятивной  игры нерезидентов. Это своего рода казино. Необходимо сделать российский рынок более конкурентоспособным, его архитектуру менее искажённой, ввести наконец, налоговые стимулы для инвестиций в ценные бумаги и начать создание «финансовой площадки «Россия»». Упор следует делать на развитие рынка корпоративных облигаций с большим сроком обращения.

В ближайшее время ожидается  спад мировой экономики, поэтому  необходимо развивать внутренний российский рынок, повышать платёжеспособность населения.

Следует повысить эффективность управления собственностью – и в частном, и в государственных секторах. Не приватизировать за копейки рентабельные государственные предприятия, как  это происходит сейчас. А увольнять  тех менеджеров, которые это советуют.

Необходимо провести полное расследование  приватизации крупнейших российских предприятий  с тем, чтобы приватизированные  с крупными нарушениями предприятия, неэффективно управляемые настоящими хозяевами национализировать, а  по эффективным предприятиям с прозрачной финансовой структурой урегулировать  все небольшие нарушения законодательства и закрыть дела. Таким образом, собственники будут твёрдо уверены в том, что это их собственность и государство больше не предъявит претензий за старые правонарушения.

Уменьшить существующий перекос национальной экономики в пользу экспортно  ориентированного сектора экономики  путём размещения масштабных государственных  заказов в ВПК, атомную, машиностроительную, авиационную и авиакосмическую, химическую и фармацевтическую, электронную  промышленность, и ряд других направлений, обеспечивающих создание товаров с  высокой добавочной стоимостью. Необходимо обеспечить максимальную прозрачность всего инвестиционного процесса, для постоянного мониторинга  и контроля.

Создавать налоговые льготы для  предприятий, кооперирующихся в  своей деятельности с предприятиями  из других регионов. Причём делать это  умнее, чем созданная льгота для  малого бизнеса в виде отмены НДС  для предприятий с квартальным  оборотом меньше одного миллиона рублей. После этого другие предприятия  просто отказались работать с льготниками, вследствие невозмещения государством НДС.

Пересмотреть план рестуктуризации РАО «ЕЭС», в настоящем виде ведущий только к кратному повышению цен на электроэнергию, разрыву единого энергетического пространства и растаскиванию наиболее экономически выгодных электростанций в собственность менеджмента и крупных зарубежных энергокомпаний.

Всеми мерами увеличивать благосостояние населения, через повышение заработной платы бюджетникам, признание государством долга перед гражданами и предприятиями, амнистия по долгам последних.

Построение государственной политики в области взаимодействия с национальными  ТНК, путём приобретения в них  блокирующего пакета за предоставление государством техники, земельных участков и определённой инфраструктуры.

3.3 Пути обеспечения  экономической безопасности России.

Россия сейчас находится в очень  сложных условиях: кроме глубочайшего экономического кризиса, у нас отсутствует  политическая стабильность (нет баланса  между ветвями власти), имеется  сложная демографическая и национальная ситуация. Это последствия социализма,выработавшего у людей определенные стереотипы мышления и поведения, пережитки командно-административной системы хозяйствования и управления.

С точки зрения экономической безопасности Россия далеко вышла за пределы безопасного  состояния. Как и во всех странах, проблемы экономической безопасности начали рассматриваться только когда экономика приблизилась, а потом и превысила пороговые значения показателей экономической безопасности. Сейчас экономическая политика не отличается ясностью. Во-первых,нет четкой продуманной политики, нет детально разработанных программ по обеспечению экономической безопасности страны.

В программном документе Правительства  РФ - концепции среднесрочной программы  на 1997-2000 гг.об угрозах безопасности страны в содержательном плане ничего не сказано.Отсутствует констатация угрозы утраты национального контроля над важнейшими секторами экономики России, нет анализа причин падения на треть эффективности производства и т.д. Невзирая на тенденцию к дальнейшему спаду и критическое состояние народно-хозяйственного комплекса утверждается, что “созданы решающие предпосылки для перехода к следующему этапу преобразований российской экономики, к её структурной перестройке и возобновлению на этой основе экономического роста”.[9,с.5]

Для реального решения проблем , связанных с состоянием экономики, необходимо осознание их важности верхами власти - Президентом,Правительством, Государственной Думой, чтобы и сами проблемы и действия по их разрешению являлись основой государственной программы по выводу экономики из затянувшегося кризиса.

Затрудненность обеспечения роста  экономики в нашей стране, обусловлено  такими основными причинами:

· недоступность кредитных ресурсов для производителей из-за их крайней дороговизны;

· инфляционным обесценением собственных  средств предприятий и массовыми неплатежами;

· падением эффективности производства вследствие резкого снижения загрузки производственных мощностей;

· неэффективной налоговой системой, давящей на производственный сектор;

· обесценением сбережений населения  в Сбербанке и “финансовых  пирамидах”, подорвавшим общественное доверие к финансовым институтам.[10,с.5]

В этих условиях основой государственной  стратегии экономической и в  целом национальной безопасности должна быть политика развития, которая бы учитывала стратегические приоритеты, национальные интересы и поэтому  угрозы безопасности будут сведены  к минимуму. Ведь без культивирования  промышленного и научно-технического подъема нельзя решить такие задачи экономической безопасности как  подавление инфляции, снижение бюджетного дефицита, обеспечение приемлемого уровня занятости населения, повышение качества жизни и социальной защищенности населения. Поэтому главная цель экономической стратегии должна состоять в восстановлении экономического роста. Для реализации этой цели представляется необходимым восстановление платежеспособного спроса, ведь именно спрос побуждает производителя повышать качество своей продукции, расширять объемы производства, просто производить её.

  Нужно установить контроль за ценами в высокомонополизированных отраслях (в особенности, в естественных монополиях) для снижения издержек производства и достижения паритета цен. Завышение цены на электроэнергию, воду, ресурсы существенно снижают рентабельность производства,приводят к удорожанию продукции, что, в свою очередь, ведет к снижению спроса на неё.

  Необходимо также провести  глубокую налоговую реформу,которая, в частности, должна снизить нагрузку на производство.

  Во-первых, следует снизить  уровень налоговых ставок на  добавленную стоимость, прибыль  и оплату труда, освободить  от налогов ту часть прибыли,  которая идет на развитие производства  и освоение новой техники, на  научные исследования и разработки, на пополнение оборотных средств  предприятия .

  Во-вторых, необходимо изменение  таможенной политики:ликвидировать все льготы и исключения по уплате таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов на импортируемые товары, которые российская промышленность в состоянии производить сама. Исключение, нужно сделать только для ввоза не производящегося в России наукоемкого оборудования и неприменяемых в стране новых технологий. Необходимо значительно повысить акцизы на предметы роскоши. Таможенные пошлины на экспорт сырьевых ресурсов должны быть повышены, при одновременном стимулировании вывоза продукции обрабатывающей промышленности.

  В России, необходимо защитить  прежде всего сельское хозяйство,  легкую и пищевую промышленность, повысив пошлины на ввозимые  из-за рубежа товары этих отраслей, за исключением тех, которые  мы не производим(например, тропические фрукты). Кроме того, необходимо ввести систему стандартов и качественных характеристик на импортируемые товары, что, во-первых, послужит средством ограничения импорта, а, с другой, улучшит его качество.

  В области финансовой сферы  необходимо ограничить иностранные  инвестиции в уязвимые для  национальной безопасности отрасли  и сферы деятельности (финансы,  торговля, обрабатывающая промышленность, недропользование, телекоммуникации, электроэнергетика и т.д.).

    Подъем производства, рост его объемов - вот та архимедова точка опоры, которая даст толчок к решению проблем экономической безопасности. Хотя, конечно, и политическую деятельность нужно подчинить национальным интересам и приоритетам, чтобы принятием политических решений не нанести вред экономике России. Политическая сфера может принести значительную пользу состоянию экономики. Таким образом, политическая сфера - ещё один фактор обеспечения экономической безопасности страны.[19,с.110]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Экономическая безопасность – это состояние защищенности экономики от внутренних и внешних  угроз. Целью экономической безопасности является обеспечение устойчивого  экономического развития страны в интересах  удовлетворения социальных и экономических  потребностей граждан при оптимальных  затратах труда и разумном использовании  природных ресурсов.

Угрозы в сфере экономики  носят комплексный характер. Это  означает, что экономическая безопасность подвержена воздействию со стороны  различных факторов; причем не только в чистом виде экономических. На нее  оказывают существенное влияние  геополитические, социальные, экологические  и другие факторы.

Государство должно осуществить  комплекс мер, прежде всего, по обеспечению  экономического роста, что и будет  гарантией экономической безопасности страны. Эти меры должны охватить все  сферы экономики. В число этих мер входят осуществление активной структурной и социальной политики, усиление активности государства в  инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере, продолжение  институциональных преобразований.

При этом социальная политика должна содействовать консолидации общества на условиях устойчивого экономического положения граждан, повышения их уровня жизни. Определенный позитивный сдвиг, наблюдавшийся в росте  среднемесячных денежных доходов населения  в течение последнего времени, имел место на фоне значительных задержек денежных выплат, усиления дифференциации в доходах различных социально-демографических  групп. Однако процесс расслоения общества на богатых и бедных продолжается, что оказывается дестабилизирующим  фактором, создающим потенциальную угрозу возникновения социальных конфликтов.

Информация о работе Экономическая безопасность России