Экономическая безопасность России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть экономическую безопасность.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать основные аспекты экономической безопасности страны;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о среде безопасности современной России;
3.Рассмотреть сущность и специфику пути обеспечения экономической безопасности России;
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I Теоретические аспекты обеспечения национальной безопасности……………………………………………………………..……….6
1.1.Экономическая безопасность: понятие, структура, элементы…………......6
1.2Классификация экономической безопасности……………………………..12
1.3 Механизм обеспечения экономической безопасности страны…………..14
Глава II.Анализ макроэкономических показателей экономической безопасности Российской Федерации в 2007-2009 года……………….…….21
2.1 Анализ внутреннего валового продукта в 2007-2008 гг……………….….21
2.2. Анализ инфляции в России в 2007-2008 гг……………………………….23
2.3 Основные тенденции социально-экономического развития в 2007-2009 годах………………………………………………………………………………29
Глава III Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России……………....................................................35
3.1.проблема обеспечения экономической безопасности в настоящее время……………………………………………………………………………...35
3.2.Необходимые меры для повышения экономической безопасности России…………………………………………………………………………....39
3.3 Пути обеспечения экономической безопасности России………………..43
Заключение……………………………………………………………………….47
Список используемых источников……………………

Работа содержит 1 файл

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации курсовая почти готова.docx

— 166.48 Кб (Скачать)

Основным фактором восстановления ВВП во II полугодии 2009 г. является рост промышленного производства, связанный, прежде всего, с увеличением объемов  экспорта и постепенным восстановлением  производственных запасов.

Индекс промышленного  производства за январь - август 2009 г. сократился на 14 % к соответствующему периоду  предыдущего года. В большей степени  падение затронуло обрабатывающие отрасли промышленности – за период с начала года сокращение составило 19,8 %, охватив как экспортеров (особенно металлургию), так и машиностроительный комплекс и промышленность строительных материалов. Наиболее сложным был I квартал 2009 г., а в последующие месяцы восстановление мировых рынков сырья привело к улучшению конъюнктуры в отраслях, ориентированных на экспорт (металлургия, химия, производство нефтепродуктов). В июне - августе оживление внутреннего спроса и процессы импортозамещения способствовали началу восстановления выпуска в большинстве производств, ориентированных на внутренний рынок. Ожидается, что динамика промышленного производства продолжит поступательный рост в результате позитивных импульсов как со стороны запасов, так и внешнего спроса[15, с.35].

 В 2009 году в целом  прогнозируется спад промышленного  производства на 11,4 %, в том числе  в обрабатывающих производствах  на 15,5 процента.

В отличие от промышленности сельское хозяйство продемонстрировало высокую устойчивость к кризисным  явлениям. В январе - августе производство в сельскохозяйственном секторе  экономики снизилось на 3,7 % и в  целом по итогам года ожидается, что  производство сельскохозяйственной продукции  останется на уровне 2008 года.

В январе - августе 2009 г. инвестиции в основной капитал сократились  на 18,9 % по сравнению с соответствующим  периодом 2008 года. В условиях неопределенности развития экономической ситуации и  сложностей с кредитованием активного  восстановления инвестиций во II полугодии 2009 г. не ожидается, сокращение инвестиций в основной капитал по итогам года оценивается на уровне 20 процентов (Приложение 2.3).

До настоящего времени  не прекратился спад в строительном комплексе. Объем работ по виду деятельности «Строительство» за январь - август 2009 г. сократился на 18,5 % к соответствующему периоду предыдущего года.

Вместе с тем в жилищном строительстве в указанный период наблюдался рост объемов ввода жилья, который поддерживался вводом объектов индивидуального домостроения, осуществляемого  населением за счет собственных и заемных средств (прирост данного показателя за I полугодие 2009 г. составил 6,2 % к соответствующему периоду предыдущего года). Хотя в январе - июне ввод жилья за счет средств федерального бюджета сократился на 25,6 %, принятые Правительством Российской Федерации меры по поддержке ипотечного рынка, региональных жилищных программ стали важным фактором, обеспечившим продолжение позитивной динамики ввода жилья. В целом за восемь месяцев текущего года было введено 29,7 млн. кв.м. общей площади жилых домов, что на 1,2 % больше, чем за соответствующий период предыдущего года. По итогам года ожидается объем ввода жилья на уровне 52-55 млн. квадратных метров.

Объемы потребительского спроса снизились за первые восемь месяцев 2009 г. значительно меньше, чем  другие компоненты валового внутреннего  продукта. Оборот розничной торговли уменьшился на 4,7 %, объем платных  услуг населению – на 3,5 процента. Ожидается, что продолжающееся сокращение потребительского кредитования и неопределенность на рынке труда приведут к стагнации  потребительских расходов до конца  года. В целом в 2009 году оборот розничной  торговли будет на 6 % ниже, чем в 2008 году.

Под влиянием экономического спада и роста безработицы  реальная заработная плата в январе - августе 2009 г. сократилась на 3,3 процента. Снижение реальных располагаемых денежных доходов населения составило 0,7 % к соответствующему периоду 2008 года. Сказалось повышение пенсий и  социальных выплат, а также эффект увеличения покупки населением валюты в начальный период кризиса. В  целом за 2009 год, по оценке Минэкономразвития  России, реальная заработная плата  снизится по сравнению с предыдущим годом на 4,6 %, снижение реальных располагаемых  денежных доходов населения составит 4,1 процента (Приложение 2.4).

За январь - август 2009 г. индекс потребительских цен составил 108,1 %, что на 1,6 процентных пункта ниже соответствующего показателя за тот же период предыдущего  года. По состоянию на август 2009 г. оценка инфляции в годовом выражении  снизилась до 11,6 % против 12 % в июле. Такое изменение обусловлено, прежде всего, нарастающими спросовыми ограничениями населения, а также достаточно жесткой денежной политикой. Таким образом, во II полугодии 2009 г. инфляция может быть на уровне 3-3,3 %, что ниже чем годом ранее (4,2 %) и в целом за год она не превысит 11-12 процентов (Приложении 2.4).

Экспорт товаров в январе - августе 2009 г. составил 180,9 млрд. долларов США (54,9 % к соответствующему периоду  прошлого года). Снижение стоимостных  объемов связано не только с драматическим  падением экспортных цен, но также с  существенным уменьшением физических объемов поставок по сравнению с 2008 годом. При этом физические объемы экспорта начали восстанавливаться  к середине 2009 г., что обеспечило общее оживление экономики. Во II полугодии ожидается увеличение объемов экспорта, как за счет положительной  ценовой динамики (несмотря на прогнозируемое снижение нефтяных цен), так и за счет дальнейшего наращивания физических поставок сырья. Таким образом, в  целом за год экспорт составит 285 млрд. долларов США (что на 39,6 % ниже 2008 года), при этом снижение физических объемов не превысит 5 % (в I полугодии – 11,3 процента) [2, с.24].

Сокращение внутреннего  спроса в первой половине года в  наибольшей степени было связано  со снижением спроса на импортные  товары. Импорт товаров в январе - августе составил 114 млрд. долларов США и сократился на 40,4 % по отношению  к соответствующему периоду прошлого года. Во II полугодии ожидается достаточно быстрое увеличение спроса на импорт, прежде всего, в результате возобновления  роста производственных запасов. В целом за год импорт товаров составит 190,3 млрд. долларов США (снижение к 2008 году на 34,8 процента).

Таким образом, внутренние и  внешние факторы благоприятствуют переходу российской экономики от спада  к оживлению, однако, из-за слабости инвестиционного и потребительского спроса, накопленных финансовых дисбалансов  и высокого уровня безработицы, он не набрал необходимой устойчивости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России

3.1.проблема обеспечения  экономической безопасности в  настоящее время

Для выявления проблем  обеспечения безопасности прежде всего необходимо выделить уровни, на которых рассматриваются эти проблемы.

Первый уровень – глобальная экономическая безопасность – характеризует уязвимость России перед угрозами и вызовами глобальной экономики со стороны других стран по всему периметру границ.

Второй уровень – региональная безопасность – включает три-четыре пояса. По мнению ряда специалистов, можно выделить Южный, Северо-Кавказский, Западный и Дальневосточный пояса. Понятно, что необходимы классификация этих поясов и признание их особой роли на государственном уровне.Конечно, существующая ныне в России система округов достаточно действенна. Но еще нужны ранжирование округов и выделение указанных поясов.

Третий уровень – внутренняя безопасность всех элементов, всех субъектов федерации, хозяйственных организаций, т.е. системы вертикальных (центр, субъекты федерации и хозяйствующие субъекты) и горизонтальных связей в целом.

Рассмотрим проблемы глобальной экономической безопасности России. Для начала оценим текущее состояние России, сложившиеся в последние годы.

Анализ информации, приведенной  в табл. 3.1 позволяет сделать ряд  фундаментальных выводов.

Вывод первый. При самых высоких показателях в сравнении с США, ЕС и Японией по размеру территории, природным ресурсам, добыче газа, нефти, лесным ресурсам в России производится на порядок меньший объем ВВП, а также ВВП на душу населения.

Таблица 3.1  Сопоставление России с ведущими странами, % [21, с.18-23]

 

Россия/

Россия/

Россия/

Россия/ мир

 

США

ЕС

Япония

в целом

Территория

174,0

683,6

4525,3

3,0

Население

47,1

45,1

111,2

2,2

ВВП

9,3

10,6

29,4

2,4

ВВП по ППС

15,1

20,3

48,7

3,2

Добыча нефти

145,1

   

12,2

Запасы нефти (доказанные)

270,1

9925,0

 

6,4

Добыча газа

111,3

693,0

 

20,7

Запасы газа (доказанные)

747,0

19756,1

 

25,2

Лесные ресурсы*

186,0

651,5

1894,1

20,1

Вырубка леса*

33,3

73,3

805,9

5,8

Производство  леса и лесопродуктов*

10,4

18,3

69,1

3,1

Экспорт товаров и услуг**

23,4

7,7

31,6

2,3

Импорт товаров и услуг**

9,3

4,9

28,8

1,4

Золотовалютные резервы

676,1

93,5

49,1

8,8

Доходы консолидированного бюджета

12,0

9,1

   

Расходы консолидированного бюджета

9,3

7,7

   

Активы банковской системы

7,0

2,3

11,6

 

Инвестиции в основной капитал

11,8

14,0

24,7

 

Кроме того, низки позиции  в экспорте продукции обрабатывающих отраслей и конкурентоспособности, более низкий уровень качества жизни. Есть все основания утверждать, что  обширная территория и огромные природные ресурсы могли бы давать гораздо большую финансовую отдачу, однако, к сожалению, этого не происходит, даже несмотря на финансовые резервы, накопленные в последние годы.

Вывод второй. В системе обеспечения внутренней безопасности нарушены законы гармоничного развития, принципы справедливого распределения богатств и доходов.

Гармонизация – это, прежде всего сбалансированность основных сфер и секторов экономики.

В России, по оценке специалистов, наибольшим потенциалом обладают ресурсодобывающие  отрасли, а в обрабатывающих и  перерабатывающих секторах ощущается  значительное отставание. Правда, в  последние два года некоторое  оживление фиксируется и здесь. Однако заметный прирост производства дают связь и транспорт, тогда  как основной потребитель новаций  – машиностроение – остался на низком уровне.  [23, с.117].

Технологический уровень  экономики зависит от двух факторов – инвестиций и инноваций. И если в России состояние дел в сфере  инвестиций постепенно улучшается, то доля инноваций в них едва достигает 10%. Следовательно, конкурентоспособные  технологии, машины и оборудование, включая импорт, имеют такой же удельный вес в технологической  базе страны. «Мы покупаем машины, а  не лицензии, поэтому уже завтра оказываемся без запчастей. Такая  инновационная политика, к сожалению, не приводит к быстрому экономическому росту и высокому качеству продукции», - констатирует академик [23, с.118].

Для России характерная проблема продовольственной безопасности. Имея около 10% мировых запасов сельскохозяйственных угодий, страна использует это богатство  неэффективно: доля страны в мировом  Агропроизводстве  не превышает 1,34%. Причина в том, что около 30% пахотных земель являются бесхозными и неиспользуемыми. Россия, располагая 240 млн га сельскохозяйственных угодий, производит лишь 62% необходимого стране продовольствия.Причем продовольственная зависимость России от импорта усугубляется с каждым годом и уже приблизилась к 40%. А в ряде мегаполисов импортное продовольствие составляет 80-85%. [23, с.119]

Другой важной проблемой  экономической безопасности является сокращение количества и качества трудовых ресурсов. Статистики ООН прогнозируют демографический спад. По их расчетам, к 2050 г. в России число трудоспособных уменьшится на 42-43%, т.е. на 40 млн человек. Фактически это означает, что инновационный прорыв, о котором заявлено в «Стратегии национальной безопасности до 2020 г., у нас некому будет осуществлять. [23, с.121]

По мнению специалистов, выход здесь может быть только один – кардинальное(в 4-5 раз) увеличение производительности труда. В этих условиях крайне важно четко определить приоритетные направления развития экономики, в которых можно совершить прорыв и многократно увеличить производительность труда, обеспечить конкурентоспособность нашей продукции. Для этого нужно разработать и реализовать национальные инновационных программы и проекты. Причем эти программы должны быть конкретными, обеспечены реальными ресурсами, специалистами-профессионалами.

Что касается национальной безопасности, то указом Президента Российской Федерации  от от 12 мая 2009 г., №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» была утверждена Концепции национальной безопасности Российской Федерации. В этом документе сформулированы важнейшие направления, принципы государственной политики, национальные интересы, угрозы национальной

безопасности, а также основные направления, цели, задачи и принципы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Концепция имеет следующую  структуру [22]:

  1. Общие положения.
  2. Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития
  3. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты.
  4. Обеспечение национальной безопасности.
  5. Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации Стратегии
  6. Основные характеристики состояния национальной безопасности

Реализация Стратегии  национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года призвана стать  мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни  населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной  безопасности и правопорядка, повышения  конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации

Необходимо обеспечить единство системы управления в решении  стратегических задач. Нужен орган  управления, который на научной основе определил бы объемы наших ресурсов, оценил возможности науки, отладил  систему натуральных и стоимостных  балансов. На этой базе возможно построение комплексной стратегии долгосрочного  развития страны.

 

3.2.Необходимые  меры для повышения экономической  безопасности России

Информация о работе Экономическая безопасность России