Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:32, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть экономическую безопасность.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать основные аспекты экономической безопасности страны;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о среде безопасности современной России;
3.Рассмотреть сущность и специфику пути обеспечения экономической безопасности России;
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I Теоретические аспекты обеспечения национальной безопасности……………………………………………………………..……….6
1.1.Экономическая безопасность: понятие, структура, элементы…………......6
1.2Классификация экономической безопасности……………………………..12
1.3 Механизм обеспечения экономической безопасности страны…………..14
Глава II.Анализ макроэкономических показателей экономической безопасности Российской Федерации в 2007-2009 года……………….…….21
2.1 Анализ внутреннего валового продукта в 2007-2008 гг……………….….21
2.2. Анализ инфляции в России в 2007-2008 гг……………………………….23
2.3 Основные тенденции социально-экономического развития в 2007-2009 годах………………………………………………………………………………29
Глава III Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России……………....................................................35
3.1.проблема обеспечения экономической безопасности в настоящее время……………………………………………………………………………...35
3.2.Необходимые меры для повышения экономической безопасности России…………………………………………………………………………....39
3.3 Пути обеспечения экономической безопасности России………………..43
Заключение……………………………………………………………………….47
Список используемых источников……………………
Реализация мер по устранению
угроз экономической
Для обеспечения экономически безопасной интеграции России в мировую экономику государству, развивая специальные институты, необходимо завершить:
- формирование оптимальной
структуры экспорта, предполагающей
значительное повышение в нем
удельного веса и объемов
- исходя из имеющихся
конкурентных преимуществ,
- достижение благоприятного
торгового режима в отношениях
с зарубежными странами и их
торгово-экономическими
- обеспечение доступа
российских предприятий в
- долгосрочное регулирование
валютно-финансовых проблем во
взаимоотношениях как со
Многообразная роль системы
государственного и хозяйственного
управления в обеспечении экономической
безопасности страны в условиях глобализации
обусловлена выполнением
Во-первых, обеспечивать инструментарий для обоснования и принятия стратегических и текущих решений, охватывающих как макро-, так и микроэкономическое регулирующее воздействие и параметры функционирования государства;
Во-вторых, обеспечивать с
помощью экономических и
В-третьих, обеспечивать необходимую правовую и политическую защиту экономического суверенитета страны на основе выработки и последовательного проведения в жизнь законодательных и нормативных актов, предусматривающих охранительные, поощрительные и запретительные режимы в системе взаимоотношений с другими странами;
В-четвертых, формировать устойчивую и надежную систему распределения прав, функций и ответственности, взаимодействия органов и должностных лиц, позволяющую быстро и компетентно реагировать на все возникающие явления и проблемные ситуации в функционировании экономики. Таким образом, повышение экономической безопасности России в большой степени зависит от эффективности инструментов защиты национальных интересов на внутренних и внешних рынках. Однако, создавая такие инструменты, необходимо учитывать технологическую отсталость активной части основных производственных фондов, более высокую материалоемкость производимой российской продукции, пока еще слабую нормативную правовую базу и экономическую нестабильность.
Одним их эффективных механизмов
является проведение разумной протекционистской
политики, защищающей национальные интересы
отечественных
ГлаваII. Анализ макроэкономических показателей экономической безопасности Российской Федерации в 2007-2009 года
2.1 Анализ внутреннего валового продукта в 2007-2008 гг.
Мировой кризис в финансовой
сфере, о котором много говорили
в течение 2007-2008 годов, разгорелся в
сентябре текущего года. Волна кризиса
прокатилась по странам, образующим
Европейский союз: самые крупные
банковские учреждения висели на волоске
от банкротства. Неудивительно, что
развивающиеся государства
Первое полугодие текущего года показало,
что уровень валового внутреннего продукта
возрос на восемь процентов (по сравнению
с данными ушедшего года) и остановился
на отметке девятнадцать триллионов 112,8
миллиардов рублей. Такие сведения предоставил
Росстат (Федеральная служба государственной
статистики).
Первый и второй кварталы 2007 года продемонстрировали
рост внутреннего валового продукта на
7,8%, если сравнивать полученные цифры
с данными, актуальными в 2006 году (6,4%).
Объем валового внутреннего продукта
во II квартале 2008 года вырос на 7,5% по сравнению
с результатами II квартала 2007 года, составив
10 триллионов 274,7 миллиардов рублей. А
в первом квартале текущего года ВВП вырос
на 8,5%, если сравнивать данный показатель
с результатами аналогичного периода
ушедшего 2007 года.
Период с января по август этого года дал
увеличение роста производства промышленного
сектора на 5,3% в сравнении с тем же периодом
2007 года. Об этом стало известно из сообщения
Росстата.
Итогом развития промышленного сектора
Российской Федерации за текущий год (с
августа 2007 г. по август 2008 г.) стала цифра
104,7%, обнародованная в августе. Если сравнивать
показатель с результатами июля 2008 года,
то это 99,1%.[3,с.47]
Рис. 3 Структура валового внутреннего
продукта по видам первичных доходов за
2007 - 2008гг.[4,с.49]
Темп роста в добывающих отраслях увеличился
на 0,2% за период с января по август 2008 года
в сопоставлении с теми же месяцами ушедшего
года. Обрабатывающие отрасли могут похвастаться
ростом на 7,6%, сектор водораспределения
и газораспределения – на 4,2%. Нефтедобыча
(в том числе, добыча газового конденсата)
сократилась на 0,7% в сравнении с периодом
с января по август 2007 г., составив триста
двадцать пять миллионов тонн. Природного
газа стали добывать больше на 1,2% - четыреста
тридцать четыре миллиарда кубических
метров. За названный период времени вырос
показатель произведенной электроэнергии
– на 4,1%, что составило шестьсот восемьдесят
миллиардов киловатт в час.
Инфляция, выросшая в сентябре текущего
года на 0,8 процента, прогнозировалась
с отметками от 0,4% до 0,6%. С начала года
она взяла десять с половиной процентов
из установленного годового правительственного
ориентира в 11,8%.
Объем ВВП России за III квартал 2007г. составил
в текущих ценах 8852,2 млрд. рублей. Темп
роста его реального объема относительно
III квартала 2006г. составил 107,6%. Индекс-дефлятор
ВВП за III квартал 2007г. по отношению к ценам
III квартала 2006г. составил 113,5%.
Объем ВВП России за январь-сентябрь
2007г. составил в текущих ценах 23065,9
млрд. рублей, темп роста его реального
объема относительно соответствующего
периода 2006г. составил 107,8%, индекс-дефлятор
- 111,3%.
В докладе Росстата говорится о том, что
индекс потребительских цен в период с
двадцать третьего по двадцать девятое
сентября 2008 года стал равен 100,3%. В начале
сентября эта цифра была равна 100,8%, а в
январе текущего года - 107,5%. Специалисты
Федеральной службы государственной статистики
считают, что индекс цен на услуги и товары
потребительского сектора может дойти
до 100,8%.
2.2. Анализ инфляции
в России в 2007-2008 гг.
В 2007 г. инфляция формировалась под влиянием
растущего внутреннего спроса и шоков
предложения, выразившихся в росте цен
на отдельные виды продовольствия на мировых
товарных рынках. При этом увеличение
внутреннего спроса не соответствовало
возможностям неинфляционного роста экономики.
В январе-ноябре индекс потребительских
цен составил 10,6% против 8,2% годом ранее.
Продовольственные товары стали дороже
в среднем на 13,7% (за аналогичный период
прошлого года - на 7,5%), при этом в наибольшей
степени подорожали социально значимые
продукты питания, такие как хлеб, крупы,
молочные продукты. После непродолжительного
сезонного периода снижения цен на плодоовощную
продукцию в октябре-ноябре темпы прироста
цен вновь вернулись в положительный диапазон
и составили 0,9%) и 6,2% соответственно, с
начала года - на 15,7%) против 6,5%).[6,с.22]
Крайне неблагоприятная ценовая ситуация,
сложившейся на отдельных продовольственных
рынках, таких как молочный, зерновой рынок,
рынок масличных культур вызвана сокращением
предложения товаров, в первую очередь,
зарубежными производителями. Осенний
рост цен во многом спровоцирован подорожанием
продовольствия во всем мире. Одной из
причин высокой зависимости от роста мировых
цен на продукты является повышение курса
рубля, наблюдавшееся все последние годы
и приведшее к увеличению импортной зависимости.
Россия зависит от импорта мясных продуктов
на 40%, от импорта молочных продуктов -
на 25%. Кроме того, в целях упорядочения
торговли принято решение об ограничении
числа иностранных торговцев на мелкооптовых
рынках, что привело к временному росту
издержек.
До недавнего времени из всех групп потребительских
товаров и услуг цены на непродовольственные
товары вели себя наиболее стабильно.
С августа же отмечается ускорение темпов
роста цен. В ноябре, как и месяцем, ранее,
непродовольственные товары подорожали
на 0,9%, что более чем в два раза превышает
среднемесячные показатели прироста,
зафиксированные в первом полугодии текущего
года. При этом увеличились темпы прироста
цен практически на все виды непродовольственных
товаров, что говорит о том, что причиной
являются фундаментальные монетарные
факторы. С начала года непродовольственные
товары подорожали на 5,8%) против 5,5% за
январь-ноябрь прошлого года. Если сравнивать
суммарные темпы прироста с начала года
с аналогичными показателями за 2006 год
по различным товарным группам, то прошлогодние
показатели практически по всем категориям
товаров уступают текущим значениям. Исключение
составляют цены на бензин, которые на
протяжении большей части текущего года
росли умеренными темпами. В ноябре-декабре
ситуация принципиально изменилась: прирост
цен на бензин в ноябре составил 2,3% против
0,1% в октябре и (-0,6%") в ноябре 2006 года,
а за 17 дней декабря т.г. еще 2,8%.
Нынешняя ситуация в денежно-кредитной
сфере показала ограниченность инструментов
Банка России, применяемых как в целях
стерилизации, так и для пополнения ликвидности
в экономике.[13,с.26]
Динамика, как темпов прироста денежного
предложения, так и процентных ставок
на рынке межбанковского кредитования
(4,5% в среднем за текущий год) свидетельствует
о том, что в последние годы проводится
"мягкая" денежно-кредитная политика,
не требованиям макроэкономической устойчивости.
В ближайшее время влияние данного фактора
на инфляцию усилится, что создаст серьезные
препятствия для замедления базовой инфляции.
Необходимо отметить, что влияние денежной
массы на инфляцию в т.г. ослаблялось замедлением
скорости оборота денег под действием
целого ряда факторов, из которых важнейшие
- "дедолларизация" сбережений населения
и других активов, сокращение доли наличных
денег в структуре рублевой денежной массы.
Доля депозитов в иностранной валюте в
структуре широкого агрегата денежной
массы снизилась с 16,3% на начало 2006 года
до 10,1% на начало ноября 2007 года. Доля наличных
денег в структуре денежного агрегата
М2 сократилась с 33,2% на начало 2006 года
до 28,5% на начало ноября 2007 года.[7,с.32]
Скорость обращения наличных денег снизилась
в 2007 году почти на четверть по сравнению
с 2006 годом. При этом "дедолларизация"
сбережений сильно скоррелирована с укреплением
рубля. Уже на следующий год темпы повышения
курса рубля по отношению к доллару и темпы
"дедолларизации" замедлятся. Это
приведет к тому, что замедление оборота
денег, как антиинфляционный фактор, ослабнет.
Соответственно, инфляционное давление
денег усилится.
Во-вторых, среди факторов, способствующих
ускорению инфляции, немаловажную роль
играет ослабление бюджетной политики.
Непроцентные расходы федерального бюджета
ежегодно увеличиваются не только в меру
роста экономики, но и существенно опережая
его. В результате доля непроцентных расходов
в ВВП возросла с 14,6% в 2004 году до 15,3-15,4%
в 2005-2006гг. и, по оценке, 17,8% в текущем году.
В-третьих, ускоренному росту цен на продукты
питания будут способствовать и внешние
факторы. Негативные тенденции, наблюдающиеся
в последние месяцы на мировых рынках
продовольствия, по оценкам носят долгосрочный
характер. Следовательно, поведение цен
на продукты питания будет во многом определять
динамику инфляции в последующие годы.
Если говорить о краткосрочной перспективе,
то после прекращения действия соглашения
о замораживании цен, по мнению Минфина
России, стоит ожидать новый всплеск инфляции.
В-четвертых, помимо внешних факторов,
которые во многом будут определять динамику
цен на продовольственные товары в среднесрочной
перспективе, повышательное давление
на цены продуктов питания продолжает
оказывать высокая степень монополизированности
отдельных товарных рынков и недостаточно
благоприятный предпринимательский климат,
прежде всего для малого и среднего бизнеса,
который не позволяет реагировать на повышающийся
спрос увеличивающимся предложением товаров.
С помощью таможенно-тарифного регулирования
на короткий период можно решить проблему
потребления, но необходимо решать ее
фундаментально.
В-шестых, особого внимания требует консолидированный
долг государства и частного сектора перед
нерезидентами, объем которого на 1 июля
т.г. составлял 384,4 млрд.долл.США, в то время
как золотовалютные резервы на ту же дату
составляли 405,8 млрд.долл.США. Наблюдается
ускоренная динамика роста задолженности
банков и нефинансовых предприятий, и
прежде всего тех, в которых органы государственного
управления и денежно-кредитного регулирования
напрямую или опосредованно владеют 50
и более процентами участия в капитале
или контролируют их иным способом. За
первое полугодие т.г. она увеличилась
на 54 млрд. долл. США, а доля в общем объеме
внешнего долга предприятий и банков увеличилась
с
32,9% до 35,7%.
Совокупный объем еврооблигаций Газпрома,
Транснефти, ВТБ, Сбербанка, Газпромбанка
и Россельхозбанка сопоставим с объемом
суверенных еврооблигаций в обращении
(порядка 40 млрд. долл. США). После некоторой
передышки в августе-сентябре т.г. компании
и банки со значительным государственным
участием продолжают занимать за рубежом.
В-седьмых, среди других факторов риска,
препятствующих ослаблению инфляционного
давления в экономике, можно выделить
продолжающийся на протяжении последних
лет ускоренный рост заработной платы,
который происходит без адекватного увеличения
производительности труда, что создает
дополнительное давление на цены. Также
в последние месяцы усилилось влияние
инфляционных ожиданий, что повышает инерционность
инфляционных процессов и снижает эффективность
принимаемых Правительством антиинфляционных
мер.
Кроме того, ожидается существенное повышение
цен и тарифов на продукцию и услуги естественных
монополий в 2008-2010 гг.[25]
Несмотря на то, что накопленные с начала
года темпы прироста цен на бензин уступают
аналогичным показателям за прошлый год
(за январь-ноябрь т.г. 4,7% против 11,1%), дальнейшее
ускорение темпов роста цен может также
серьезно осложнить задачу снижения прироста
цен.
Если проанализировать динамику индекса
цен производителей, то за десять месяцев
т.г. они выросли на 17,0%, что заметно превосходит
уровень предыдущего года (12,1%).
Наиболее серьезные опасения вызывает
динамика цен производителей в "потребительских"
отраслях. Прежде всего, речь идет об индексе
цен производителей пищевых продуктов,
который октябре вырос на 3,7%), а за десять
месяцев текущего года - на 15,6% против 6,5%
за аналогичный период прошлого года.
Принимая во внимание сложившуюся ситуацию
на некоторых товарных рынках, ускорение
темпов роста цен производителей продуктов
питания, скорее всего, продолжиться в
ближайшие месяцы. Отмеченные тенденции
могут негативно сказаться на динамике
потребительских цен в начале следующего
года.
Проведенный анализ показал, что наряду
с мерами, принимаемыми Правительством
Российской Федерации, главную, ключевую
роль в снижении инфляции играет Банк
России. Целевой показатель инфляции на
2008 год 8,5% с точки зрения Банка России
является достижимым. По мнению Минфина
России, это потребует ужесточения денежно-кредитной
политики и строгого выполнения требований
Бюджетного кодекса Российской Федерации
в части использования нефтегазовых доходов
федерального бюджета. Остальные меры
по антиинфляционной политике представлены
в Плане мероприятий по снижению темпов
роста потребительских цен на 2008 год, представленного
в Правительство Российской Федерации
Минэкономразвития России.
2.3 Основные тендеции социально-экономического развития в 2007-2009 годах.
Мировой финансовый кризис
оказал достаточно сильное влияние
на социально-экономическое
Таблица 2.1 Изменение основных макроэкономических показателей с исключением сезонного фактора (темп роста, в % к предыдущему периоду)
2009 г. | ||||
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ВВП |
93,0 |
98,8 |
101,5 |
102,4 |
Промышленность |
93,6 |
99,8 |
102,4 |
101,2 |
Инвестиции |
92,3 |
95,6 |
96,4 |
94,7 |
Реальная заработная плата |
97,9 |
98,2 |
99,2 |
99,3 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
101,6 |
101,1 |
94,9 |
95,7 |
Оборот розничной торговли |
95,4 |
97,3 |
99,3 |
99,9 |
Снижение ВВП за январь - август 2009 г. составило 10,2 % по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. При этом значительно сократился и внутренний спрос, прежде всего, в части валового накопления, как за счет падения инвестиций в основной капитал, так и сокращения запасов (табл. 2.1).
Положительный вклад в
динамику ВВП вносит чистый экспорт
товаров и услуг. С апреля по август
цены на нефть выросли почти в
1,5 раза. При этом физические объемы
экспорта также начали восстанавливаться
к середине 2009 года. Реализация антикризисных
мер Правительства Российской Федерации
способствовала стабилизации социально-экономической
ситуации в стране и переходу к
положительным темпам экономического
роста. В результате в июне - июле
2009 г. произошел перелом в