Экономическая безопасность России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Президент РФ Путин Владимир Владимирович, в своём ежегодном обращении к нации прямо сказал, что у России есть два возможных пути развития – либо Россия будет сильным государством, либо данное государство исчезнет с атласа мира, по крайней мере в том виде, в каком оно существует сегодня. Многим иностранцам Россия нужна в виде сырьевого придатка их экономики, живущая за счёт продажи своих ресурсов. Это гибельный путь для России. Для того, чтобы выжить, государству необходимо строить свою экономическую политику с учётом требований техногенного развития мирового сообщества в 21 веке, необходимо найти свои точки роста в виде новых технологий, в которых мы должны не догонять, а опережать зарубежных конкурентов.

Работа содержит 1 файл

Экономическая безопасность россии.docx

— 91.05 Кб (Скачать)

В целом, при  рассмотрении данной проблемы можно  выделить три основных направления, формирующих её содержание:

Концепция территориальной, «губернской» федерации, что предполагает отказ от национально-территориального деления РФ.

Концепция «укрупнения  регионов», что ведёт к сокращению числа субъектов РФ, в первую очередь, не располагающих достаточным экономическим  потенциалом.

Концепция развития и укрепления горизонтальных связей в РФ на основе консолидирующих процессов  формирования межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия.

Третий путь значительно проще, но менее эффективен. Недавнее разделение России на семь федеральных  округов, переподчинение судебной власти данным федеральным структурам, изменение  правил назначения прокуроров означает, что властные структуры избрали  гибрид 1 и 2 концепции. В пользу данной версии говорят и «утечки» информации о разделении Курганской области  между тремя соседними регионами, и недавнее обращение жителей  Ивановской области о присоединении  их к более благополучным соседям. Реализация 1 и 2 концепции будет  значительно затруднена целым рядом  политических обстоятельств, нежеланием руководства депрессивных регионов отказаться от власти.

Экономическая интеграция регионов выступает обязательным условием функционирования общероссийского  рынка. Однако отдельные районы, особенно богатые природно-сырьевыми ресурсами, стремятся к одностороннему использованию  своих преимуществ. Отсюда вытекает необходимость территориально –  дифференцированной политики государства, с тем, чтобы создать для регионов примерно равные рыночные условия (с  использованием мер прямого и  косвенного регулирования, включая  различные формы государственного программирования и прогнозирования).    

В связи с  этим тезис, что государство постепенно должно «уйти» из сферы экономики, является явно необоснованным. Для нашей страны с её обширной территорией и большими межрегиональными различиями необходимо, наоборот, сохранение координирующей роли государства. Оно обеспечивает согласованное экономическое поведение  хозяйствующих субъектов, функционирующих  в резко различных природных  и экономических условиях конкретных территорий.

В общих чертах структура формирования региональной экономической безопасности России – это прежде всего комплекс экономических, геополитических, экологических правовых и иных условий, которые призваны обеспечивать:

Предпосылки для  её выживания и сохранения её региональных структур в условиях кризиса и  будущего развития.

Защиту жизненно важных интересов страны и её территорий в отношении ресурсного потенциала.

Создание внутреннего  иммунитета и внешней защищённости от дестабилизирующих воздействий.

Конкурентоспособность регионов на внутренних и мировых  рынках и устойчивость финансового  положения страны.

Условия и образ  жизни, достойные цивилизованного  человека и возможности устойчивого  и нормального воспроизводства  общественных процессов.

Экономическая безопасность региона – это совокупность условий и факторов, характеризующих  текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность её развития.[17]

В этом году правительство  приняло проект «Основных направлений  социально-экономической политики правительства РФ на долгосрочную перспективу», разработанный центром стратегических разработок Германа Грефа. В нём признаётся , «в новом веке возрастёт интерес мирового сообщества к малозаселённым территориям России как к стратегическому резерву общепланетарного значения… Различные контактные зоны будут испытывать разные внешние притяжения».[18]

Авторы «Направлений»  обоснованно считают, что «активное  включение России в процесс экономической  глобализации… должно использоваться для усиления внутренней экономической  интеграции». И предлагают для этого  развивать трансконтинентальные коммуникации, сдерживая рост тарифов на перевозку  грузов на дальние расстояния. 

Системообразующие отрасли и структуры.

Макроэкономические  показатели.

Первая группа индикаторов экономической безопасности касается производственной сферы, её способности  функционировать при минимальной  зависимости от внешнего мира. Крайне важными  здесь считаются пороговые значения по общему объёму производства. Принята следующая величина пороговых значений: объём ВВП в целом – в размере 75% от среднего показателя по странам «большой семёрки», на душу населения – 50% от среднего по «семёрке», и 100% – от среднемирового показателя ВВП.

По размерам ВВП Россия занимала в 1999 году 14 место  после США, Китая, Японии, Германии, Индии, Франции, Великобритании, Италии, Бразилии, Мексики, Канады, Испании  и Южной Кореи. По паритету покупательной способности ВВП составлял порядка 700 млн. долларов, что составляет 27% от среднего по «семёрке», на душу населения – примерно 18% от среднего по «семёрке», и 24% - от среднемирового. В 2001 году ожидается рост ВВП на 4,3%, тогда как в 2000 году он составил 8,9%.[19] 

По мнению некоторых  экономистов росту ВВП необоснованно  придаётся слишком большое значение, особенно в экономике, ориентированной  на экспорт сырья и материалов. Ведь от увеличения объёма экспорта товаров  с низкой добавленной стоимостью ВВП растёт, но положение производственной сферы от этого не улучшается.

Пороговые значения для индикаторов, характеризующих  структуру производства и долю импорта  во внутреннем производстве: доля в  промышленном производстве обрабатывающей промышленности – 70%, машиностроения – 20%, доля импорта во внутреннем потреблении  населения – 30%, в том числе  продовольственного – 25%.

После кризиса 1998 года доля обрабатывающей промышленности возросла до 53 – 54%, а машиностроения – до 17 – 18%, доля импорта упала, но в данный момент наблюдается тенденция  к увеличению импорта в связи  с укреплением рубля. В целом  за год импорт оценивается в 49 – 50 млрд. долларов (на 10 – 11% больше прошлого года). 

Инвестиции в  производство росли до июня 2000 года, и за 1999 год составили 26% ВВП при  пороговом показателе 25%, однако впоследствии произошло замедление роста инвестиций, и начиная с сентября 2000 года начался спад.[20]

Второй важной группой являются пороговые значения индикаторов уровня жизни населения. О коэффициентах Джини и разницы в доходах упоминалось выше, а вот пороговые индикаторы продолжительности жизни – 70 лет, показателя безработицы – 7%.

По данным Госкомстата  за 1999 год средняя продолжительность  жизни – 64 года, а показатель безработицы  находится на уровне 10% (по методике МОТ).

Третьей, наиболее обширной группой являются пороговые  значения индикаторов финансового  состояния:

Пороговый объём  внутреннего долга в процентах  к ВВП – 30% (сейчас  примерно 17% ВВП);

Пороговый объём  внешнего долга в процентах к  ВВП – 25% (сейчас примерно 54% ВВП);

Дефицит бюджета  в процентах к ВВП – до 5% (на данный момент наблюдается устойчивый профицит примерно в 2% от ВВП);

Пороговое значение объёма иностранной валюты в наличной форме к объёму наличных рублей – 25% (более 100% на сегодняшний день);

Пороговое значение денежной массы (М2) в процентах к ВВП – 50% (порядка 20 – 21% на данный момент).

Наибольшую угрозу экономической безопасности России в настоящий момент представляют показатели денежной массы и внешнего долга.

В России сохраняется  крайне низкая монетизация экономики, в то время, как в промышленно развитых странах этот показатель нередко превышает 100%. Рыночной экономике для развития требуется гораздо больше живых денег, это является одной из причин значительной долларизации денежного обращения.

На 2003 – 2004 годы приходятся пиковые выплаты по внешней  задолженности государства, составляющие 14 и 17 млрд. долларов соответственно, что  составляет порядка 33% и 41% федерального бюджета. Это очень тяжёлая нагрузка на Россию, особенно в свете предстоящего падения цен на нефть и металлы  на мировом рынке.

Правительство решило использовать часть профицита бюджета на создание накопительного фонда для выплаты внешней задолженности, однако правильнее было бы не замораживать эти средства на счёте а вложить их в виде инвестиций в российскую экономику. 

Системообразующие отрасли.           

По размеру  и протяжённости территории Россия занимает первое место в мире. Три  оставшихся монополиста связывают  воедино всю страну. Три естественные монополии – МПС России, «Газпром»  и РАО «ЕЭС» присутствуют практически  во всех регионах РФ и существенно  влияют на экономическую ситуацию в  стране. Генри Кессинджер когда-то сказал, что Россию не победить, не разорвав её энергетическую и транспортную сеть. Так как РАО «ЕЭС» существенно зависит от «Газпрома», то его также можно включить в этот список. Правительство намерено реформировать все три отрасли, и от результата реформирования будет напрямую зависеть вопрос жизнеспособности России как единого государства.

МПС России.

Железнодорожный транспорт представляет собой единый производственно-технологический комплекс, с входящими в него предприятиями  и учреждениями производственного  и социального назначения, государственное  управление которым осуществляет Министерство путей сообщения РФ.

Единство и  целостность сети железнодорожных  дорог создаёт условия для  гибкого маневрирования финансовыми  ресурсами, позволяет сосредотачивать  их на устранении узких мест, обеспечивать реализацию выбираемых приоритетов  по развитию и обновлению материально-технической  базы отрасли и соответствующей  социальной сферы.

В 1991 году съём продукции  с одного километра пути был в 4 раза выше, а себестоимость перевозок  – вдвое ниже, чем на железных дорогах США. [21]  Правительственным проектом «Концепций реформирования железнодорожного транспорта РФ» (существовавшим в 1998 году), предусматривается расчленение единой производственно-технологической структуры железных дорог, путём создания самостоятельных компаний по перевозкам грузов и пассажиров, выделения из состава отрасли заводов по ремонту подвижного состава и производству запасных частей и других изделий для железнодорожного транспорта, общестроительных подрядных организаций, закрытие или распродажа малодеятельных линий и предприятий подсобно-вспомогательного профиля, передача в муниципальную собственность жилищно-коммунального комплекса, отраслевых организаций культуры, просвещения и значительной части учреждений здравоохранения.

Реформа нацелена на выполнение требования МВФ и ЕБРР. В общем, предлагается сделать всё  то, что было сделано с автомобильным, морским и воздушным транспортом.

С учётом финансовых результатов подсобно-вспомогательной  деятельности железные дороги страны можно считать достаточно рентабельными. Их финансовое положение значительно  лучше, чем на железных дорогах западноевропейских государств. Например, на железных дорогах  ФРГ дефицит по основной деятельности относительно общих расходов примерно 56%, во Франции – 50%. Удельная величина тарифа на грузовые перевозки на отечественных  железных дорогах на порядок ниже, чем за рубежом. Показатели эксплуатационной работы наших железных дорог также  лучше, чем зарубежных.

При реформировании железных дорог выдвигаются ложные предпосылки, что они не испытывают конкуренции со стороны других видов  транспорта. Это не так. При перевозке  малогабаритных грузов на небольшие  расстояния с железной дорогой конкурирует  автомобильный транспорт, перевозке пассажиров на небольшие и средние расстояния – междугородние автобусы, на большие расстояния – авиация.

Дробление вагонного  парка приведёт к ухудшению его  использования, увеличением затрат на его содержание и обновление.

Что касается широкого доступа пользователей транспорта к инфраструктуре железных дорог, то уже сегодня тысячи грузоперевозчиков (отечественных и зарубежных) через  сотни транспортно-экспедиторских предприятий разных форм собственности  работают с клиентурой на договорных условиях.

Взглянув на состояние других видов транспорта видно, что будет после реорганизации  с железнодорожным транспортом.

«Газпром».

Европа, не способная  в течение трёх последних десятилетий  обеспечить свои энергопотребности, чувствует себя весьма уязвимой в этом плане. Если учесть, что сейчас идёт процесс консолидации энергетических европейских компаний, становится ясным интерес Европы к дешёвым и стабильным поставкам газа из России. В начале октября 2000 года глава Еврокомиссии Романо Проди предложил увеличить экспорт российского газа в Европу с 80 до 150 – 160 млрд.[22] кубометров. Европа готова взамен помогать строить трубопроводы из России в Европу и вкладывать деньги в освоение новых нефтегазовых месторождений. О том, что российское руководство согласилось с предложенным планом свидетельствует ускорение строительства газопровода в обход Украины, завершение строительства трубопровода «голубой поток» и ряд других показателей.

Информация о работе Экономическая безопасность России