Экономическая безопасность России: содержание и пути обеспечения в условиях трансформации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Раскрываются все основные аспекты экономической безопасности, пути их обеспечения и решения. Акцент делается на продовольственной и энергетической безопасности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ 5
1.1 Экономическая безопасность как элемент национальной безопасности 5
1.2 Критерии и показатели экономической безопасности 8
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 13
2.1 Внутренние угрозы 13
2.1.1 Угрозы в реальном секторе 13
2.1.2 Угрозы в социальном секторе 17
2.2 Внешние угрозы 18
2.2.1 Угроза экспортно-сырьевой ориентации экспорта 18
2.2.2 Высокая внешняя задолженность 21
ГЛАВА 3. ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 23
3.1 Перевод российской экономики на путь инновационного развития 23
3.2 Уменьшение зависимости от стран-транзитеров 26
3.2.1 Южный поток 26
3.2.2 Северный поток 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 788.50 Кб (Скачать)
 

    Но  в то же время высокая сырьевая зависимость свойственна российскому  экспорту. Из таблицы 4 видно, что доля углеводородного и минерального сырья в 2009 году составила около 70% от общей стоимости экспортируемых товаров. Иначе говоря, она была в 10 раз выше, чем в произведенном ВВП. При этом доля машиностроения в общем объеме экспорта составила не более 5%.

    Таблица 4.Экспорт России важнейших товаров, 2009 год.32

Наименование Всего
товара тыс. млн.
  тонн долл.
Всего: - 301652,3
Пшеница и меслин 16 821,2 2 753,0
Фосфаты кальция 1 943,2 363,8
Руды  и концентраты железные 20 483,4 911,7
Уголь каменный 105 143,2 7 367,1
Кокс  и полукокс 1 827,5 361,4
Нефть сырая 225 881,2 93 486,5
Нефтепродукты 120 576,9 46 795,0
Бензин  автомобильный 4 500,6 1 876,6
Дизельное топливо 37 460,6 17 885,9
Топлива жидкие 63 850,6 20 093,0
Газ природный 150,7 39 380,6
Электроэнергия 15 014,6 659,2
Аммиак  безводный 3 089,4 625,8
Метанол 814,4 156,5
Удобрения минеральные 
азотные
11 210,1 1 990,4
Удобрения минеральные 
калийные
3 519,8 1 595,9
Удобрения минеральные 
смешанные
6 607,4 1 916,3
Каучук  синтетический 641,2 1 139,2
     

    Бюджет  Российской Федерации формируется во многом благодаря нефтегазовым доходам, полученным от экспорта минерально-сырьевых товаров. Из таблицы 5 видно, что доля нефтегазовых доходов за январь-декабрь 2009 года составила около 40% от всех доходов федерального бюджета.

Таблица 5.Параметры исполнения федерального бюджета за январь-декабрь 2009 года, % ВВП33

Показатель Утверждено  федеральным законом о ФБ на 2009 год Бюджет  на 2009 год с поправками Исполнение
2008 2009 Изме-нение, п.п.
январь-декабрь январь-декабрь
Доходы 21,2 17,2 22,3 18,8 -3,5
Нефтегазовые  доходы 9,1 5,3 10,5 7,6 -2,9
Ненефтега-

зовые доходы

12,1 11,9 11,7 11,2 -0,6

    Опасность заключается в том, что при  таком высоком удельном весе сырьевой продукции в экспорте наша экономика  попадает в зависимость от внешней конъюнктуры цен на нефть: «доминирование сырьевых и инвестиционных товаров в экспорте ставит платежный баланс в более жесткую зависимость от циклических колебаний, чем в диверсифицированной экономике»34

    13 мая 2009 года Президент России Дмитрий Медведев подписал указ "О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года"; главной угрозой в экономической сфере в этом документе было названо «сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики»35.

    Тот факт, что угрозу сырьевой специализации российской экономики рассматривают на высшем государственном уровне, позволяет оценить масштаб угрозы и необходимость структурной, взвешенной экономической политики с переходом на инновационное развитие в долгосрочном аспекте. 

    2.2.2 Высокая внешняя  задолженность

    По  данным Минфина, внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд. долларов36. На сегодняшний день это один из самых низких показателей в Европе37. Однако в последнее время наблюдается лавинообразное наращивание частного внешнего долга Российской Федерации. На рисунке 2 проиллюстрирована динамика государственного и корпоративного долга. Можно видеть, что, начиная с 2005 года, государственный внешний долг неуклонно снижался, в то время как долг частного  сектора экспоненциально рос. А. Навой объясняет эту негативную тенденцию следующим образом: «уже с 2005 года большая часть вновь осуществленных заимствований направлялась на рефинансирование долга»38.

    Рисунок 2. Динамика внешнего долга Российской Федерации39.

    

    В. Мау обращает внимание на тот факт, что большая часть корпоративных  заимствований фактически является квазигосударственной40.

    Вместе  с процентами (около 8-9% годовых) итоговая сумма внешнего долга к концу 2009 года составила около 620 млрд. долларов, и, по мнению специалистов не имеет источников возврата на основе вновь создаваемой стоимости41.

    Таким образом, Российская Федерация имеет  ряд крайне важных, требующих как можно более скорого разрешения проблем. Мировой кризис 2008 года дал понять, что экономика России крайне слабо защищена от внешних угроз экономической безопасности.

ГЛАВА 3. Пути обеспечения экономической безопасности России

    3.1 Перевод российской экономики на путь инновационного  развития

    Ряд экономистов важнейшей причиной текущего мирового кризиса называют разрушение старого (пятого) технологического уклада и структурной перестройки экономики на основе следующего технологического уклада - шестого42.

    Общеизвестно, что замещение одного технологического уклада другим требует глобальных изменений в институциональных и социально-экономических системах. Эти изменения способствуют созданию новой воспроизводственной и потребительской  модели, нового образа жизни.

    Шестой  технологический уклад пока еще  находится в зародышевом состоянии, но он неизбежно будет расти, укрепляться и со временем станет основой экономического роста.

      Можно утверждать, что экономическая безопасность государства в ХХI веке будет определяться в первую очередь научно-технологическим уровнем развития, соответствием последнего новому технологическому укладу.

    Осознавая эту проблему, правительство России утвердило в 2008 году «Концепцию долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года», в которой рассматривается 3 сценария развития государства: инерционный, энерго-сырьевой и инновационный; при этом базовым признается именно инновационный сценарий43.

    В последние годы в экономике России наблюдался рост, за исключением кризисных 2008-2010 годов. Однако серьезной преградой становлению инновационной модели развития следует признать тот факт, что значительная часть доходов не превращалась в инвестиции, но уходила в прирост наличности, в погашение внешнего долга, в банковские вклады – в том числе за границу. В итоге происходил рост, но рост без развития.

    Так, отношение объема инвестиций к ВВП на сегодняшний день составляет 20% от ВВП (см. таб. 1). Однако международный опыт свидетельствует о том, что страны, которым пришлось осуществлять модернизацию и структурную перестройку своей экономики, в течение длительного времени демонстрировали высокий нормы накопления. Так в послевоенной Европе норма накопления вплоть до 1970-х годов составляла 25%, в Японии достигала 30%, а в Южной Корее была еще выше44. Отсюда можно сделать вывод, что правительству необходимо увеличивать объем инвестиций в реальные фонды как минимум до значения, соответствующего пороговому – 25% ВВП, однако, учитывая необходимость высокого темпа модернизации, следует ориентироваться на цифру 30% ВВП.

    К аналогичному выводу пришел Министр финансов Российской Федерации А. Кудрин: «Модернизация требует ресурсов. Сейчас, включая 2009 год, объем инвестиций в основные фонды в России достиг фактически 8 трлн. рублей в год. Это примерно 20% ВВП – на этом уровне мы держимся последние несколько лет. Чтобы пройти быструю модернизацию, нам нужно в год инвестиций примерно до 30% ВВП. Это значит – в год не 8 трлн., а примерно 14 трлн. инвестиций в основные фонды во всех сферах»45.

    Необходимое условие для осуществления перевода экономики России на инновационный  путь развития – высокий, стабильный внутренний спрос. Концентрация исключительно на разработке новых технологий без ориентации на реальный внутренний спрос, который будет предъявляться на инновационную продукцию – пустое действие, которое не принесет никаких результатов нашему государству. Лишь немногие инициативы правительства затрагивают рынок спроса на инновации. Программа «Новый свет»46 — один из таких примеров. Суть программы заключается в следующем: отказ государственных органов от покупки ламп накаливания вкупе с инвестициями в создание замещающей технологии производства светодиодов. Рынку задан долгосрочный ориентир, обеспеченный поэтапным отказом от закупок ламп накаливания, и подключен ресурс Роснано для финансирования создания российской технологии, позволяющей перейти от сборочного производства светодиодов к отечественному. Остальные же проекты реализованы в рамках закрытых структур типа Росатома, где предложение и спрос закольцованы.

    Важнейшим фактором для становления инновационной  модели развития следует считать  развитие науки. У ведущих стран Запада расходы на НИОКР составляют 2–3% ВВП, в том числе у США – 2,7%, а у таких стран, как Япония, Швеция, Израиль, достигают 3,5–4,5% ВВП47. В нашей стране расходы на гражданскую науку находятся ниже порогового значения (см. таб. 1) и составляют 0,4% ВВП при пороговом значении в 1,5% ВВП. Учитывая важнейшую роль, которую наука и инновации играют в формировании инновационной модели развития, необходимо довести объем финансирования науки до уровня в 2% ВВП (1% за счет государственного финансирования и 1% за счет частных расходов).

    Ни  в коем случае государству не стоит  прекращать  поддерживать традиционные отрасли экономики (добывающего, перерабатывающего  и других секторов). Необходимо продолжать направлять инвестиции в эти отрасли, т.к. возможность получать высокую природную ренту – огромное конкурентное преимущество России. Однако необходимо помнить о том, что если в кратчайшие сроки не будет проведена полномасштабная перестройка российской экономики на основе нового, шестого технологического уклада, то можно с высокой долей уверенности утверждать, что у России нет будущего как у страны-сверхдержавы. 
 

3.2 Уменьшение зависимости  от стран-транзитеров

    Нестабильность и непоследовательность политики правительств отдельных стран-транзитеров нефти и газа вынуждает правительство России искать способы обеспечения бесперебойной и надежной поставки энергоресурсов странам-импортерам российского топлива. Сейчас происходит  проектирование 2 газопроводов (Южный поток и Северный поток), которые должны обеспечить уменьшение зависимости от ненадежных партнеров – стран-транзитеров нашего топлива. 

    3.2.1 Северный поток

    «Северный поток» - это проект газопровода, который  должен будет пройти между Россией и Германией по дну Балтийского моря (см. рис. 3), минуя страны-транзитеры: Белоруссию, Польшу, Эстонию.

         Согласно информации с официального сайта проекта «Северный поток», приступить к строительству газопровода протяженностью 1,2 тыс. км. планируется уже весной 2010 года, а первая прокачка газа по нему запланирована на весну 2011-го. Пропускная способность первой нитки газопровода составит 27,5 млрд. кубометров в год. К 2012 году мощность трубопровода должна вырасти до 55 млрд. кубометров газа в год48.

<

Информация о работе Экономическая безопасность России: содержание и пути обеспечения в условиях трансформации