Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:15, курсовая работа
Раскрываются все основные аспекты экономической безопасности, пути их обеспечения и решения. Акцент делается на продовольственной и энергетической безопасности
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ 5
1.1 Экономическая безопасность как элемент национальной безопасности 5
1.2 Критерии и показатели экономической безопасности 8
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 13
2.1 Внутренние угрозы 13
2.1.1 Угрозы в реальном секторе 13
2.1.2 Угрозы в социальном секторе 17
2.2 Внешние угрозы 18
2.2.1 Угроза экспортно-сырьевой ориентации экспорта 18
2.2.2 Высокая внешняя задолженность 21
ГЛАВА 3. ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 23
3.1 Перевод российской экономики на путь инновационного развития 23
3.2 Уменьшение зависимости от стран-транзитеров 26
3.2.1 Южный поток 26
3.2.2 Северный поток 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра
Экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Экономическая безопасность России: содержание
и пути обеспечения
в условиях
трансформации»
Севастополь 2010г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема
обеспечения экономической
Опыт преобразований показывает, что при отсутствии грамотной экономической политики в период системного перехода, экономика государства может попасть в «трансформационную ловушку» с присущими ей кризисными явлениями: спадом производства, искажением структуры экономики, уменьшением научного потенциала и социального обеспечения, криминализацией и прочими негативными явлениями.
Экономический подъем последних лет, связанный с ростом цен на экспортируемые из России энергоносители и сырье лишь частично компенсировал потери, понесенные страной с 1991 по 1999 годы. В мировом разделении труда Россия оказалась на периферии мирового рынка, став энергетическим донором Европы. Пытаясь вырваться из «трансформационной ловушки» путем наращивания сырьевого экспорта, Россия оказалась перед проблемой превращения своей экономики в сырьевой придаток развитых стран.
В 2008 году правительство России разработало «Концепцию социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года», в которой обосновывается необходимость перевода российской экономики от экспортно-сырьевой к инновационной модели развития. Аспект перевода экономики на инновационные рельсы будет детально рассмотрен в этой работе как один из важнейших факторов обеспечения экономической безопасности.
На фоне глобального экономического кризиса, начавшегося в 2008 году, проблема экономической безопасности является сегодня как никогда актуальной и важной, и именно поэтому нами выбрана в качестве объекта исследования тема «Экономическая безопасность России: содержание и пути обеспечения в условиях трансформации».
Структура нашей работы такова: в первой главе дается комплексный анализ термина «экономическая безопасность», во второй главе анализируются основные угрозы экономической безопасности (не вдаваясь в детальный анализ каждой отдельной угрозы), в третьей главе акцентируется внимание на проблеме обеспечения экономической безопасности России в топливно-энергетическом и инновационном секторе экономики. Мы убеждены, что несмотря на все проблемы, у России есть возможность создать стабильную, конкурентоспособную экономику. Сырьевой сектор – это геополитический козырь России, который может создать нам материальную основу для будущей модернизации экономики государства.
.
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
1.1 Экономическая безопасность как элемент национальной безопасности
Стабильное существование государства в условиях стихийно меняющегося мирового рынка, который в той или иной степени интегрирует экономики всех стран, обязывает к выработке стратегии национальной безопасности.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации под национальной безопасностью понимает «безопасность многонационального народа России как носителя суверенитета и единственного источника власти»1.
Интересы личности, общества и государства как единой системы субъектов экономики, фиксируются и выражаются через систему национальных интересов, и последние становятся предметом и стержнем экономической безопасности. Национально-государственные интересы (личности, общества и государства), имеющие долгосрочный характер и определяющие стратегические задачи внутренней и внешней политики государства, формируют объектный состав национальной безопасности, включающий в себя следующие виды безопасности: экономическая, социальная, военная, геополитическая, экологическая, информационная, продовольственная, сырьевая, энергетическая и др.
При
всей важности различных аспектов национальной
безопасности, основополагающим базисом
следует признать экономику – совокупность
производственно-
«определяющим базисом всех составляющих национальной безопасности является отлаженный экономический механизм, от которого зависит уровень благосостояния населения»2.
Существуют различные
Так, с точки зрения В.Панькова, экономическая безопасность - это «такое состояние национальной экономики, которое характеризуется ее устойчивостью, «иммунитетом» к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающий повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу существованию государства»3.
Согласно Л.И. Абалкину, «экономическая безопасность – это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и в котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику»4.
В.Л. Тамбовцев под экономической безопасностью понимает «совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы»5.
М.В.
Сафрончук дает определение экономической
безопасности через «способность социально-экономической
системы противостоять
В.
Рубанов определял
С нашей точки зрения наиболее полную и точную дефиницию термину дает В.К. Сенчагов: «экономическая безопасность - это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов»8.
Термин «экономическая безопасность» тесно связан с такими понятиями как «устойчивость» и «развитие». Развитие – один из компонентов экономической безопасности: «если экономика не развивается, то у нее резко сокращаются возможность выживания, а также сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам»9. Устойчивость экономики отражает прочность ее элементов. Устойчивость можно рассматривать как качественную оценку экономической системы: «чем устойчивее развитие, тем меньше вероятность угроз. Вместе с тем устойчивость не есть стагнация или жизнь в бедности, устойчивость не может быть вне развития. Любая развивающаяся система периодически переходит от одного устойчивого состояния к другому».10Действительно, экономика без устойчивого и качественного экономического роста, без динамичного развития не сможет выжить в условиях неопределенности, и уж тем более сложно будет обеспечить стабильное существование такой экономической системы в кризисной ситуации трансформационного перехода.
Подытоживая
все вышесказанное, можно сделать
следующий вывод: экономическая
безопасность является неотъемлемой составляющей
системы национальной безопасности,
и в силу основополагающего потенциала
хозяйственной деятельности и международных
отношений приобретает роль важнейшей
составляющей национальной безопасности.
1.2 Критерии и показатели экономической безопасности
Сущность
экономической безопасности реализуется
в системе критериев и
Экономическая безопасность по своему смыслу рассматривается исходя из статического подхода. Однако трансформационные процессы, происходящие в России, обязывают рассматривать экономическую безопасность исходя из динамического подхода – через систему индикаторов, посредством которых производится мониторинг основных макроэкономических показателей.
Суть индикативного анализа – выявление тенденций изменения показателей экономической безопасности, их взаимосвязи в обеспечении стабильности экономики государства и его национально-государственных интересов.
Индикаторами экономической безопасности являются нормативные характеристики и показатели, обладающие следующими свойствами11:
Для построения системы экономической безопасности именно последнее свойство индикаторов (взаимосвязь) является особо значимым. Индикаторы всегда взаимодействуют друг с другом, но только при определенных условиях нарастания опасности это взаимодействие выходит за установленные границы, приобретает экстремальный характер и становится очевидным.
Для анализа экономической безопасности Центром финансово-банковских исследований ИЭ РАН было установлено 150 показателей, которые характеризуют практически все стороны социально-экономического развития страны. Однако перечень показателей для определения пороговых значений экономической безопасности состоит всего из 19 пунктов – именно столько индикаторов выделили эксперты Совета безопасности Российской Федерации из всего массива показателей12(см. таб.1).
В.А. Богомолов убежден, что «количественные характеристики пороговых значений грешат субъективизмом и эклектикой»13, но мы считаем, что именно в таком качестве индикативной системы как количественное выражение уровня угроз присутствует конкретика, которой так не хватает основному политическому документу в области обеспечения национальной безопасности – Концепции национальной безопасности РФ.
Таблица 1.Индикаторы экономической безопасности14.
№ п/п | Состав пороговых значений индикаторов | Уровень пороговых значений | Фактически за 2009 год |
1 | Объем ВВП, млрд. руб. | 29200 | 39063,6 |
2 | Валовой сбор зерна, млн. тонн | 70 | 97,1 |
3 | Доля машиностроения в промышленном производстве, % | 25 | 20 |
4 | Доля в ВВП инвестиций в основной капитал, % | 25 | 20,3 |
5 | Доля во всем населении лиц с доходами ниже прожиточного минимума | 7,0 | 13,4[2007 год] |
6 | Объем золотовалютных резервов, млрд. долл. | 15 | 396,2 |
7 | Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, % | 15 | 3,6[2007 год] |
8 | Доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов, % | 25 | 37[2007 год] |
9 | Соотношение прироста запасов полезных ископаемых к объемам погашения запасов в недрах, % | 125 | 100[2005 год] |
10 | Уровень безработицы по методологии МОТ, в % к ЭАН | 5 | 8,4 |
11 | Соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения, раз | 8 | 16,7 |
12 | Расходы в ВВП на гражданскую науку, % | 1,5 | 0,4 |
13 | Доля в ВВП расходов на оборону, % | 3 | 2,6 |
14 | Уровень монетизации (М2 на конец года), % к ВВП | 50 | 34,5 |
15 | Внешний долг, % к ВВП | 30 | 3 |
16 | Внутренний долг, % к ВВП | 30 | 3,8 |
17 | Доля расходов на обслуживание государственного долга, % к общему объему расходов федерального бюджета | 20 | 4,6[2005 год] |
18 | Дефицит федерального бюджета, % к ВВП | 3 | 6 |
19 | Уровень инфляции, % | 125 | 108,8 |