Эколого-экономические проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 18:40, контрольная работа

Описание работы

Процесс взаимодействия человека с природой есть содержание любого производства. Экономика поэтому представляет собой искусство рационального и эффективного управления этим процессом, иначе, как показывает мировой и наш опыт хозяйствования, природопользования, неизбежны экономические и экологические кризисы.

Работа содержит 1 файл

эколого - экон проблемы.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

     Оценка  экологических последствий в  качестве национального инструмента  осуществляется в отношении предполагаемых видов деятельности, которые могут  оказать значительное негативное влияние на окружающую среду и которые подлежат утверждению решением компетентного национального органа (принцип 17). Государство немедленно уведомляет другие государства о любых стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуациях, которые могут привести к неожиданным вредным последствиям для окружающей среды в этих государствах. Международное сообщество делает все возможное для оказания помощи пострадавшим от этого государствам (принцип 18). Государства направляют государствам, которые могут оказаться затронутыми, предварительные и своевременные уведомления и соответствующую информацию о деятельности, которая может иметь значительные негативные трансграничные последствия, и проводят консультации с этими государствами на раннем этапе и в духе доброй воли (принцип 19). Государства должны сотрудничать в целях укрепления деятельности по наращиванию национального потенциала для обеспечения устойчивого развития благодаря углублению научного понимания путем обмена научно-техническими знаниями и расширения разработки, адаптации, распространения и передачи технологий, включая новые и новаторские технологии (принцип 9).

     Все государства и все народы сотрудничают в решении важнейшей задачи искоренения бедности - необходимого условия устойчивого развития - в целях уменьшения различия в уровнях жизни и более эффективного удовлетворения потребностей большинства населения мира.

     Особое  значение придается положению и  потребностям развивающихся стран, в первую очередь наименее развитых и экологически наиболее уязвимых стран. Международные действия в области окружающей среды и развития должны быть также направлены на удовлетворение интересов и потребностей всех стран.

     Восьмая группа характеризует принципы, обеспечивающие право на информацию. В соответствии с принципом 10 Декларации Рио-де-Жанейро экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан - на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек должен иметь соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности, и возможность участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого предоставления информации. Обеспечивается эффективная возможность использования судебных и административных процедур, включая возмещение и средства судебной защиты.

     Девятая группа устанавливает обязательства  охраны окружающей среды в случаях вооруженных конфликтов. Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов, и при необходимости должны сотрудничать в деле его дальнейшего развития.

     Мир, развитие и охрана окружающей среды  взаимозависимы и неразделимы. Государства  должны разрешать все свои экологические  споры мирным путем и надлежащими  средствами в соответствии с Уставом ООН.

     Государства и народы сотрудничают в духе доброй воли и партнерства в выполнении принципов, воплощенных в настоящей  Декларации, и в дальнейшем развитии международного права в области  устойчивого развития.

     Модель  устойчивого развития, как и всякая социальная модель, представляет собой систему интегрированных компонентов, их существенных отношений и связей, отражающих основное содержание процессов сбалансированного социально-экономического и экологического развития. Согласно краткому определению устойчивого развития общества, суть которого - удовлетворение нужд современного поколения без нанесения ущерба будущим поколениям людей, эта модель включает комплекс компонентов, отражающих ключевые аспекты функционирования и взаимодействия социальной, экономической и экологической сфер [12].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Международные экологические  организации. Международные  конференции по  охране окружающей  среды 

     Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде 1972 г.

     Она стала поворотным пунктом в экологической политике государств и международного сообщества. Она состоялась в г. Стокгольме 5 -16 июня 1972 г. Приняла два основных документа: Декларацию принципов и План мероприятий.

     Декларация  принципов включает 26 принципов, выражающих отношение мирового сообщества к проблеме окружающей среды в настоящее время и на перспективу.

     План  мероприятий содержит 109 пунктов. В  них решаются организационные, экономические, политические вопросы охраны окружающей среды и взаимоотношений государств и международных организаций.

     По  решению конференции был организован  постоянно действующий орган  ООН по охране окружающей среды - ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде), образован Фонд окружающей среды; 5 июня провозглашено Всемирным днем окружающей Среды.

     Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.

     Проходящее  в г. Хельсинки в августе 1975 г. с участием всех европейских стран, США и Канады (за исключением Албании) Совещание приняло Заключительный акт, в котором наряду с политическими  вопросами обеспечения безопасности были вопросы экологической безопасности.

     Окружающей  среде посвящен пятый раздел Заключительного  акта, В нем определяются цели, области, формы и методы экологического сотрудничества государств. В частности, международное  экологическое сотрудничество имеет такие области сотрудничества, как борьба с загрязнением атмосферы, охрана вод от загрязнения, охрана морской среды, охрана почвы, заповедников, окружающей среды в городах, намечены фундаментальные исследования по экологии.

     В числе форм и методов такого сотрудничества предлагались: обмен информацией, организация конференций, обмен научными работниками, совместные разработки проблем охраны окружающей среды.

     В плане реализации хельсинских решений  странами-участниками впоследствии было принято несколько документов по предотвра) цению загрязнения окружающей среды. В частности. Конвенция о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха (1979 г.) и Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.). Организация выполнения обязательств России, вытекающих из решений этих конвенций, возлагается на Минприроды России. Функции по оповещению об аварии и действия по ликвидации последствий промышленных аварий возлагаются на ГКЧС Российской Федерации.

     Венская встреча представителя государств - участников СБСЕ (ноябрь 1986 г.)

     Наряду  с политическими вопросами выполнения Заключительного акта СБСЕ на этой встрече было уделено внимание состоянию  окружающей среды и степени выполнения хельсинских договоренностей в  части ее охраны. В Итоговом документе  Венской встречи по разделу окружающей среды содержатся следующие рекомендации:

     –сокращение выбросов серы до 1995 г. на 30%, снижение выбросов углеводородов и других загрязнителей;

     –разработка соответствующих методов альтернативных захоронению опасных отходов  в море;

     –обмен  информацией по потенциально опасным  химическим веществам, включая оценку риска для здоровья и окружающей среды;

     –укрепление и развитие совместной программы  наблюдения и оценки распространения  загрязнителей на большие расстояния в Европе (ЕМЕП);

     –поощрение  мер по сокращению производства озоноразрушающих веществ;

     –исследование явлений глобального потепления климата и роли при этом выбросов двуокиси углерода и газов.

     Конференция ООН по окружающей среде и раавитию (3 -14 июня 1992 г Рио-де-Жанейро)

     Организованная  для подведения итогов двадцатилетней охраны окружающей среды после Стокгольмской  конференции ООН по окружающей среде 1972 г., Конференция собрала около15 тысяч делегатов из 178 стран мира. Основные решения ее:

     –Декларация, где сформулированы принципы политики охраны окружающей среды и развития;

     –Повестка дня - XXI век, представляющая собой обширную программу действий на предстоящее  столетие;

     –Заявление  о принципах охраны и рационального  использования лесов всех климатических  зон;

     – Конвенция по климату;

     –Конвенция  об охране биологического разнообразия.

     Решено  было образовать Комиссию ООН по окружающей среде и развитию для разработки проекта Конвенции по пустыням и  засушливым зонам.

     Международные природоохранительные организации 

     Охраной окружающей среды занимаются все  известные виды международных организаций - специализированные учреждения и  органы ООН, межправительственные организации, международные неправительственные  организации универсального типа, региональные и субрегиональные органы.

     По  содержанию охватываемых экологических  проблем все международные организации  можно разделить на три группы: природоохранительного направления (ЮНЕП, МСОП), комплексного природоохранительного  профиля (ФАО, ВОЗ, ВМО), специального природоохранительного профиля (охрана перелетных птиц, рыбных запасов, международных рек и т.п.).

     Ведущая роль в международном экологическом  сотрудничестве принадлежит Организации  Объединенных Наций, ее специализированным учреждениям. Защита окружающей человека среды непосредственно вытекает из Устава ООН. Ее цель и задача - в оказании содействия разрешению международных проблем в области экономической, социальной жизни, здравоохранения, повышения уровня жизни населения, соблюдения прав человека.

     Генеральная Ассамблея ООН определяет основные направления экологической политики международного сообщества, разрабатывает принципы взаимоотношений государств по охране окружающей среды, принимает решения о проведении международных конференций ООН по важнейшим проблемам окружающей среды, разрабатывает проекты международных конвенций, рекомендации по охране окружающей среды, создает новые природоохранительные органы, способствует развитию многостороннего и двустороннего сотрудничества государств с целью защиты окружающей среды.

     Природоохранительная  деятельность ООН осуществляется непосредственно  либо через ее главные и вспомогательные  органы или систему специализированных учреждений. Одним из главных органов  ООН является Экономический и  социальный Совет (ЭКОСОС), в рамках которого действуют функциональные и региональные комиссии и комитеты.

     Все эти органы наряду с другими политическими, экономическими и социальными вопросами  занимаются экологическими проблемами. Вместе с тем система ООН имеет  специальный центральный орган, который занимается исключительно охраной окружающей среды.

     Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) создана  резолюцией Генеральной Ассамблеи  ООН 15 декабря 1972 г. в соответствии с  рекомендациями Стокгольмской конференции  ООН по окружающей среде (1972). ЮНЕП имеет Совет управляющих, куда входят представители государств, Совет по координации охраны окружающей среды. Фонд окружающей среды.

     Основные  направления деятельности ЮНЕП определяются на Совете управляющих. В качестве первоочередных на ближайшую перспективу названы 7 направлений:

     1) населенные пункты, здоровье человека, санитария окружающей среды; 

     2) охрана земель, вод, предотвращение  опустынивания; 

     3) океаны;

     4) охрана природы, диких животных, генетических ресурсов;

Информация о работе Эколого-экономические проблемы