Издержки производства

Автор: e**********@yahoo.com, 27 Ноября 2011 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Основную цель деятельности любого производителя составляет максимизация прибыли. Возможности её получения ограничены, во-первых, издержками производства и, во-вторых, спросом на произведённую продукцию. Производители, однако, могут сталкиваться с особыми ситуациями, выдвигающими на первый план решения проблем, не укладывающихся в русло максимизации прибыли, или даже вызывающих противоречия с этой целью: например, резкое снижение цен для выхода на новые рынки или приведения дорогостоящих рекламных кампаний для привлечения потребителей, осуществление мер экологического порядка и т.п. Но все подобные шаги носят всё же тактический характер и, в конечном счете, подчинены решению главной стратегической задаче – получение возможно большей прибыли.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие издержек производства и реализации продукции, их место в системе экономических показателей…………………………….6
Сущность и состав издержек производства……………………….….6
Структура издержек производства………………………………….…7
Издержки производства в долговременном периоде……………….11
Закон убывающей отдачи…………………………………………....14
Глава 2. Прибыль предприятия………………………………………….18
Сущность прибыли и ее формирование…………………………….18
Экономические формы прибыли предприятий……………………..22
Издержки производства и прибыль предприятий в различных экономических концепциях……………………………………….....26
Проблема экономии издержек и максимизации прибыли предприятия…………………………………………………………...35
Заключение………………………………………………………………….40
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Издержки производства - Курсовая.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

     Глава 2. Прибыль предприятия. 

     2.1 Сущность прибыли и ее формирование.

     Прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой — от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.[7]

     Все эти факторы, влияющие на величину массы  прибыли, являются функцией многих условий. Так, во-первых, объем продаж зависит от эффективности осуществления коммерческой работы: от умения создавать выгодные условия для реализации своей продукции, т.е. организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и товарную политику и т.д.; во-вторых, уровень издержек производства зависит от рациональности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности предприятия.

     Вместе  с тем прибыль на предприятии  зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Ее название говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.).[11]

     Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая  представляет собой балансовую прибыль  за минусом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом.

     Во  всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения.

     В результате на предприятии, как это принято называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль.

     Из  чистой прибыли предприятие выплачивает  дивиденды и различные социальные налоги и образует фонды. В результате остается нераспределенная прибыль. Она предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования в производство. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных ресурсов предприятия, обеспечивающих его производственное развитие.[12]

     В условиях рыночных отношений, как свидетельствует  мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли.

     Первый  — это монопольное положение  предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.[12]

     Второй  источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под него развитие производства. Величина прибыли в данном случае зависит: во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства.[11]

     Получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском — над предприятием постоянно висит угроза потерять вложенный капитал целиком или частично. Именно поэтому в теории и на практике используется понятие «предпринимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк.

     Величина  предпринимательской прибыли определяется с учетом стратегии развития предприятия, которую принимает его руководство и собрание акционеров. При расчете нормальной предпринимательской прибыли учитываются:

     • затраты, обеспечивающие нормальное расширенное  воспроизводство (сложившиеся в отрасли), — капитальные вложения в основные фонды и прирост оборотных средств;

     • затраты из прибыли, направленные на развитие НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), обеспечивающие НТП;

     • текущие затраты на социальные нужды, финансируемые из прибыли;

     • отчисления в различные ассоциации, объединения;

     • выплата дивидендов по акциям;

     • отчисления налогов, уплачиваемых за счет прибыли;

     • затраты на жилищное и другое социальное строительство.[1]

     В предпринимательских издержках (цене товара) также учитывается налог  на добавленную стоимость (НДС), акцизы, которые, по существу, являются для предприятия издержками, поскольку оно вносит их сумму в бюджет.[7]

     В предпринимательские издержки также  входят таможенные пошлины, тарифы и сборы в размерах, установленных законодательными актами и постановлениями правительства. И наконец, в них включаются альтернативные или вмененные издержки, под которыми понимаются потери или упущение возможности в результате отказа от каких-то других альтернативных решений. Приведем условный пример неявных издержек. Допустим, предприятие располагает суммой 10 млн руб. (А), которое оно хочет вложить в расширение производства. Проведение расчета показало, что предприятие при затратах 10 млн руб. получит дополнительно продукции на 11 млн руб., т.е. прибыль (М) составит 1 млн руб., или 10% к вложенному капиталу:

                                        (1)

     Между тем если бы предприятие положило эти деньги на депозитный счет в банке при 12% годовых, то оно получило бы 1,2 млн руб. за счет начисленных процентов. Следовательно, при расчете вмененных, альтернативных издержек предприятию необходимо учесть 0,2 млн руб. упущенной выгоды.[12]

     Существует  целый ряд эпизодических затрат, которые уменьшают прибыль в момент своего возникновения. Примером таких затрат могут быть маркетинговые и административные расходы. К сожалению, действующие правила не всегда признают эти расходы. Например, расходы на рекламу учитываются в затратах предприятия согласно определенным нормативам. Если же норматив превышен, величина этого превышения возмещается за счет оставшейся после уплаты налогов прибыли.[9]

     2.2 Экономические формы  прибыли предприятий

           Финансовый результат  деятельности предприятия  характеризуется  объёмом реализации, затратами на производство продукции, внереализационными доходами, налоговыми отчислениями и прибылью.

              Прибыль является основным обобщающим  показателем финансовых результатов  хозяйственной деятельности предприятий  всех видов, независимо от их  организационной формы. Прибыль  представляет собой разницу между  общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учётом убытков от различных хозяйственных операций. Имеет место балансовая, валовая, налогооблагаемая и чистая виды прибыли. [5]

  1. Балансовая

           Включает прибыль  от реализации продукции, иных материальных ценностей, от внедрения внереализационных  операций. К данным операциям относятся: долевое участие в совместных предприятиях; сдача имущества в  аренду; дивиденды по акциям и другим ценным бумагам, принадлежащих предприятию и другого рода деятельности.

     Балансовая  прибыль является источником распределения  и использования средств предприятия.[5]

  1. Валовая

     Валовая отличается от балансовой прибыли тем, что при включении в валовую  прибыль прибыли от реализации Основных Фондов и иного имущества, учитывается превышение между продажной ценой и первоначальноё или остаточной стоимостью этого имущества. При этом указанная первоначальная или остаточная стоимость умножается на индекс инфляции. В прибыль валовую, в отличие от балансовой, так же включается сумма превышения расходов на оплату труда работников, занятых в основной деятельности, над их нормируемой величиной.

     В составе валовой прибыли учитывается  прибыль от всех видов деятельности. Прежде всего, валовой доход от реализации товарной продукции, исчисленный путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции (работ, услуг) налога на добавленную стоимость, акцизов. Выручка от реализации товарной продукции - основная часть валового дохода.

     Во-вторых, в состав валового дохода включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, т.е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, а также детских садов, поликлиник, домов отдыха и прочих организаций, находящихся на балансе основного предприятия. На долю этой прибыли приходится несколько процентов валового дохода. Результаты от прочей реализации могут быть как положительными, так и отрицательными. Организации, находящихся на балансе предприятия, могут иметь от реализации своей продукции, работ, услуг не только прибыль, но и убытки, что соответственно скажется на объеме валового дохода.

     В состав валового дохода входит также  прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. Этот элемент подразумевает, что у предприятий могут образовываться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения. Поэтому от реализации ненужных товарно-материальных ценностей образуется не только прибыль, но и убытки.

     Наконец, в составе валового дохода отражаются внереализационные доходы и расходы, т.е. результаты внереализационных операций. Эти расходы и доходы непосредственно не связаны с производством и реализацией продукции. [5]

  1. Налогооблагаемая

     Часть прибыли предприятия, облагаемая налогом  в соответствии с законом Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Для определения налогооблагаемой прибыли необходимо из балансовой или валовой прибыли вычесть льготы по налогу на прибыль, отчисления на прибыль в страховой или другие аналогичные по назначению фонды, а так же прибыль (доход), облагаемый налогом в ином законодательном порядке. Оставшаяся после этих корректировок балансовая прибыль является объектом налогообложения. С этой прибыли уплачивается в бюджет налог на прибыль, налог на землю, налог с владельцев транспортных средств, налог на недвижимость. После уплаты данных налогов у предприятия остается прибыль, находящаяся в распоряжении предприятия. [6]

  1. Чистая

     Прибыль предприятий, остающаяся в их распоряжении после уплаты всех налогов, акцизов  и платежей в государственные и местные бюджеты. Для определения чистой прибыли из баланса предприятия вычитается налог на прибыль, налог на рекламу и другие налоги и платежи, оставшаяся разница в виде чистой прибыли используется предприятием по своему усмотрению. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.

           Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности  за счет чистой прибыли, предприятие  должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия.

Информация о работе Издержки производства