Издержки производства, доходы и экономическая прибыль, их взаимосвязи и проблемы максимизации прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Большую роль в рыночной экономике играют фирмы - производственные единицы, которые используют факторы производства, чтобы создать товары и услуги, а затем продать их другим фирмам, домохозяйствам или государству.

Работа содержит 1 файл

издержки произ.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

ЛС —  ликвидационная стоимость (стоимость  реализации данного элемента после  окончания срока его службы);

СС —  срок службы этого элемента основного капитала (период времени, на протяжении которого планируется использование данного элемента).

5. «Прочие  издержки». Сюда относятся расходы  на эксплуатацию и ремонт машин,  и прочие элементы основного  капитала, издержки на различные виды энергоносителей, расходы на доставку продукции покупателю, телекоммуникационные издержки, почтовый сбор и некоторые другие.

Следует сказать также о том, что на предприятиях и фирмах зарубежных стран  под структурой издержек нередко  понимается процентное соотношение переменных и постоянных издержек предприятия (фирмы) в рамках его валовых издержек. По такому соотношению делают определенные выводы.

Так, например, представим структуру издержек предприятий  А и Б

(в процентах)10.

Анализ  представленной структуры издержек предприятий А и Б позволяет сделать вывод о том, что предприятие А имеет меньший уровень механизации и автоматизации производства и обладает большей потребностью в использовании малопроизводительного ручного труда. Вследствие этого постоянные издержки фирмы А на амортизацию и выплату процентов на капитал, использованный на приобретение машинного парка, будут относительно невелики. Переменные издержки на оплату труда работников предприятия А будут относительно высокими. На предприятии Б картина обратная: относительно высокие постоянные издержки на амортизацию и выплату процентов на капитал и соответственно низкие переменные издержки на оплату ручного труда, обусловленные высоким уровнем механизации и автоматизации производства.

На предприятиях и фирмах зарубежных стран осуществляется также сравнительный анализ издержек производства конкурентов. Такой анализ позволяет сопоставить структуру издержек собственного производства со структурой издержек конкурентов, выявить их преимущества, а также излишние издержки у конкурентов и на основе этого анализа принять необходимые меры, направленные на улучшение структуры издержек производства, снижение этих издержек.

Подводя вывод, хочется ещё раз выделить основные виды издержек.

Итак, принято  подразделение издержек производства предприятия на постоянные, переменные, валовые и предельные. Постоянные и переменные издержки вместе составляют валовые издержку производства.

Так же, следует отметить, что на предприятиях под структурой издержек нередко  понимают соотношение между постоянными и переменными издержками, что позволяет анализировать структуру и делать выводы о качестве производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Теории  рыночных структур: совершенная и  несовершенная конкуренция

В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособленно и выступают по отношению к друг другу как конкуренты.

Под экономической конкуренцией понимают соревнование экономических субъектов на рынке потребителей в целях получения наибольшей прибыли.

Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма хозяйствования, но характер и формы ее на различных рынках и в разных рыночных ситуациях неодинаковы.

В условиях рыночной экономики конкуренция  является важнейшим механизмом экономических  связей между производителями и  потребителями. Так, если на рынок доставляется больше товаров, чем способны приобрести покупатели, то продавцы будут бороться за покупателя, снижая при этом цены. Если же на рынок будет доставлено меньше товаров, чем готовы приобрести покупатели, то последние будут соревноваться за продавца, способствуя тем самым росту цен.

Конкуренция хотя и связана с определенными издержками (усиливает социально-экономическую дифференциацию в обществе), вместе с тем обеспечивает немалый экономический эффект, стимулируя снижение цен, повышение качества и ассортимента выпускаемой продукции, внедрение научно-технических достижений.

Конкуренция получила свое развитие вместе с развитием  товарно-денежных отношений. Так, если для начала развития рыночных отношений  характерна совершенная (свободная) конкуренция, которая определялась небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей, то со второй половины XIX в. Картина начинает существенно меняться: крупные предприятия постепенно захватывают все большею долю рынка, диктуя свои условия бизнеса. Наряду с совершенной конкуренцией появились новые виды конкурентной борьбы, и прежде всего конкуренция несовершенная – соревнование на рынке между многими продавцами, каждый из которых старается дифференцировать свой продукт или свою маркетинговую программу, чтобы показать потребителю особенности своего предложения.

В современной  экономической науке выделяют четыре модели конкурентной борьбы: совершенную (чистую) конкуренцию, конкуренцию монополистическую, олигополию и монополию.

Совершенная (чистая) конкуренция на практике довольно редка, но эта модель рынка имеет  весомое аналитическое значение, так как представляет собой простейшую ситуацию, в которой следует использовать понятия «доход» и «издержки». Для данного вида конкуренции характерны следующие черты.

  • Большое число фирм. Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов. Примером служат рынки с/х товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют. На таких рынках в обороте находится стандартизированная продукция. Конкурирующие фирмы производят однородную продукцию. При одинаковой цене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт.В следствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, т.е.  конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.
  • Практически отсутствует контроль над ценой продукции. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из следующего: в условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение или на цену продукта.
  • Характерен свободный переход из отрасли в отрасль. Не существует никаких серьезных препятствий – законодательных, технологических, финансовых и других, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.
  • Равный доступ к информации. Все продавцы имеют представление о ценах и возможной прибыли, так как по условиям свободной конкуренции спрос товара полностью зависит от цены.
  • Все фирмы, действуя независимо, но одновременно, могут повлиять – и действительно влияют – на общий объем предложения и, следовательно, на рыночную цену. Если один производитель увеличивает или уменьшает выпуск при неизменных объемах производства у всех других конкурирующих фирм, это не оказывает существенного влияния на общий объем предложения и рыночную цену.
  • Кривая спроса на продукцию фирмы является в то же время кривой дохода. Цена за единицу продукции пропорциональна доходу от этой единицы продукции.
  • Валовой доход при любом уровне продаж может быть легко определен путем умножения цены на соответствующее количество продукции, которое фирма может продать.

Самой распространенной  в настоящее  время моделью рынка является монополистическая конкуренция. Она предполагает смешение конкуренции и монополии. Характерные черты монополистической конкуренции следующие.

  • Относительно большое число фирм.
  • Дифференциация продукции. Одним из важных значений дифференциации продукта является то, что, несмотря на наличие относительно большого числа фирм, производители в условиях монополистической конкуренции обладают ограниченной степенью контроля над ценами на свою продукцию.

Олигополия – господство в некоторых отраслях промышленности нескольких компаний (трестов, концернов).

Например, олигополия включает алюминиевую промышленность, в которой три фирмы имеют тенденцию господствовать на всем национальном рынке. Причина – эффект масштаба. Достаточно эффективное производство возможно только при небольшом числе производителей, другими словами, эффективность требует, чтобы производственная мощность каждой фирмы занимала большую долю рынка; ситуация, при которой в отрасли имеется большое число фирм с высокими издержками, каждой из которых не удается реализовать эффект масштаба, является неустойчивой.

Традиционную  модель рынка называют монополией. В этом случае одна фирма является производителем продукта.

Характерные черты монополии следующие. Если одна фирма является единственным производителем и единственным поставщиком, то фирма  приобретает качество отрасли. Ее продукция  уникальная, не имеет заменителей, и покупатель вынужден обращаться только к ней. Это позволяет фирме осуществлять контроль над ценой и воздействовать на общий объем предложения. Переход других производителей в свою отрасль фирма блокирует. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Теория прибыли.  Рентабельность

2.1. Прибыль: сущность, функции. Теория прибыли. Формирование прибыли в условиях совершенной и не совершенной конкуренции

Разница между общими доходами и общими издержками производства называется прибылью, которая определяется путем вычета из общей суммы продаж всех видов затрат: амортизации, зарплаты, процентов по ссудам и т.д. В этом случае прибыль называют чистым доходом

В теории К. Маркса прибыль является превращенной формой прибавочной стоимости и  выступает в виде разницы между  стоимостью (ценой) и издержками производства. При этом прибыль как искаженная форма стоимости маскирует источник обогащения капиталистов – неоплаченный труд наемного работника. В обычном представлении прибыль выступает как надбавка к цене затраченных ресурсов.

Современная трактовка прибыли противоречива: если доход на капитал выступает в виде процента, то прибыль объединяет все формы доходов – процент, зарплату и ренту или выступает четвертой формой доходов. В экономической литературе существует несколько определений прибыли, как экономической категории. Одни экономисты считают, что прибыль это доход от нововведений, причем временный, как  бы плата за риск, удачу. Другие характеризуют прибыль как «монопольный доход» в условиях естественного или умышленного дефицита ресурсов.

К. Макконелл и С.Брю считают плату за выполнение предприятием своих функций нормальной прибылью, а если общий доход выше всей суммы издержек ( нормальная прибыль включается в издержки), то разница, по их мнению, будет называться чистой, или экономической прибылью. Другие экономисты определяют прибыль как вознаграждение за удачное  использование факторов производства, смешивая разные формы доходов, или же она выступает как плата за риск.

Прибыль является основной формой доходов и  источником расширенного производства. Прибыль – главный источник инвестирования капитала. Многим предпринимателям этот внутренний источник финансирования предпочтительнее росту внешней задолженности или выпуску акций.

Если  разница между общим доходом  и издержками достаточно высока, в  эту отрасль устремляются капиталы. Каждое предприятие старается на равные издержки получить равную среднюю прибыль, продавая товары или по рыночным ценам или по ценам производства независимо от сферы приложения ресурсов.

В России итоговым показателем деятельности предприятия является валовая прибыль. Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации продукции, основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от нереализованных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию включаемых в себестоимость продукции. Доходы (расходы) нереализуемых операций включают доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, доходы по акциям. Облигациям и иным ценным бумагам и другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством продукции.

Эффективность применения инвестированного капитала , авансированных затрат проявляется в сопоставлении прибыли, как главного показателя жизнедеятельности предприятия, с затратами, издержками, себестоимостью. Такое сопоставление выражается относительным показателем – рентабельностью.

Информация о работе Издержки производства, доходы и экономическая прибыль, их взаимосвязи и проблемы максимизации прибыли