Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:08, курсовая работа
Большую роль в рыночной экономике играют фирмы - производственные единицы, которые используют факторы производства, чтобы создать товары и услуги, а затем продать их другим фирмам, домохозяйствам или государству.
Рентабельность характеризует прибыльность, доходность использования капитала. Росту рентабельности способствует снижение себестоимости продукции и рост прибыли. Одним из противодействующих факторов является увеличение акционерного капитала (наряду с удешевлением элементов постоянного капитала и т.д.)
Норма прибыли как писал К. Маркс, имеет тенденцию к понижению (т.е. противодействующие, замедляющие, искажающие факторы). Это связано с ростом органического строения капитала (производства), т.е. ростом фондовооруженности, а также с периодическим обновлением основного капитала и продукции, имеющей цикл жизнедеятельности. Сказывается так же противоречие между прибылью (ограниченной целью) и потенциально безграничными возможностями производства на базе НТП.
Различают
расчетную, текущую, нормативную, отраслевую
и народохозяйственную
Существует определенная последовательность для исчисления показателя рентабельности. Сначала определяют чистый доход, затем стоимость производственных фондов и после этого – норму рентабельности, как отношение чистого дохода к стоимости производственных фондов. Показатель рентабельности производства является основным показателем результативности деятельности предприятия.
В рыночной
экономике предпринимателю
Рентабельность продаж.
Рост рентабельности продаж означает:
а) рост цен при неизменном уровне издержек;
б) 0Снижение издержек при неизменных ценах.
Снижение спроса способствует снижению рентабельности продукции, что связно:
а) со снижением цен при неизменных издержках;
б) с ростом издержек при неизменных ценах;
в) с ростом издержек и снижением цен.
Рентабельность активов.
Активы представляют для предприятия итог баланса на конец отчетного периода, включая стоимость имущества предприятия, средства и запасы для уплаты задолженности(материальная собственность, инвестиции, «цена фирмы», патенты, торговая марка, наличные деньги, ценные, т.е. не инвестированные, бумаги, материально-производственные запасы). Рентабельность активов отражает эффективность использования всего имущества фирмы.
Рентабельность основного капитала.
Основной капитал – это использованный основной капитал минус его амортизация на конец отчетного периода. Рентабельность основного капитала показывает эффективность использования основных фондов(фондоотдачу).
Рентабельность собственного капитала.
Риск выражает эффективность использования капитала, инвестированного фирмой за счет собственных источников финансирования. Его динамика влияет на уровень котировки акций на фондовой бирже.
Все эти
показатели в комплексе отражают
действительную картину доходности
(убыточности) фирмы, показывая затраты
– объем производства – прибыль. К примеру,
рост рентабельности основного капитала
при уменьшении рентабельности активов
мог бы отражать увеличение оборотных
средств, что привело бы к затовариванию
готовой продукции, наличию излишних запасов
сырья, материалов, росту наличности. Пофакторный
анализ динамики рентабельности отражает
реальную картину доходности и конкурентоспособности
фирмы в условиях рыночной экономики.
2.2. Рентабельность предприятий – соотношение «затраты – выпуск» (Япония, США)
Несомненно, каждый производитель должен стремиться к сокращению издержек производства, снижению себестоимости продукции. При стабильной цене на реализуемую продукцию и прочих равных условиях, сокращение издержек приводит к росту прибыли, приходящейся на единицу продукции.
Как известно, производство продукции повышенного качества требует более высокого уровня издержек производства. Однако в конце 70-х - начале 80-х годов этот постулат был практически опровергнут японскими машиностроительными компаниями. Оказалось, что производящие продукцию высокого качества предприятия имеют повышенную производительность труда и пониженные издержки производства. Передовые предприятия автомобильной и электронной промышленности Японии по производительности труда превышают показатели предприятий тех же отраслей в США в 2-2,5 раза. Японские фирмы обычно тратят на 1600 долл. меньше, чем американские фирмы на производство малолитражного легкового автомобиля. Изучение конкретных издержек японских автомобилестроителей показало, что эта разница возникает преимущественно из-за организации производства по методу “точно вовремя”.
Метод “точно вовремя” является сердцевиной системы управления производством японской автомобильной фирмы “Тойота”. Главная цель этой системы - сокращение издержек. Система способствует росту эффективности производственной деятельности, увеличивает оборачиваемость капитала (отношение объема продаж к общей стоимости основного капитала). Новая система управления развивает лучшие черты прежних систем научного управления Ф.Тейлора и конвейерной системы Г.Форда.
Для снижения издержек необходимо приспособление системы к ежедневным колебаниям спроса путем непрерывного регулирования номенклатуры и объема производимой продукции, обеспечение высококачественными комплектующими деталями, нужен рост заинтересованности, активности работников. Главные принципы системы “точно вовремя” - автономизация и гибкое использование персонала. Этот метод требует производства необходимого типа продукции в необходимое время и в необходимом количестве. Автономизация означает самостоятельность контроля за браком. Невозможно поступление дефектных изделий на дальнейшую обработку. Под гибким использованием персонала подразумеваются колебания количества рабочих из-за происходящего время от времени изменения спроса на продукцию, а также поощрение творчества и воплощения идей.
Применение передовых японских методов организации производства позволяет добиться высокой эффективности. В чем же заключены основные преимущества системы фирмы “Тойота”? При работе по методу “точно вовремя” на участке, предшествующем данному процессу производства, производится точно заказанное данным (последующим) участком количество деталей и поставляется в конкретно обусловленные им сроки. Здесь последующий этап производства как бы вытягивает необходимое ему для определенного временного периода количество деталей у предшествующего этапа. При обычном в России и других странах календарном планировании производства, предшествующий участок как бы “выталкивает” заранее запланированный и произведенный им объем деталей на последующий участок процесса производства.
В системе “Тойота” производственный участок отправляет предшествующему карточку под названием “канбан”. На карточках двух типов указывается либо количество деталей, которое нужно забрать на предшествующем участке, либо то количество деталей, которое нужно изготовить на предшествующем участке. Часто смешивают три понятия: система фирмы “Тойота”, система “точно вовремя” и система “канбан”. Система “Тойота” - это метод организации производства продукции. Система “точно вовремя” - принцип производства необходимого количества деталей в необходимое время. Система “канбан” - средство реализации системы “точно вовремя”, информационная система быстрого регулирования объема продукции на разных ступенях производственного процесса. “Канбан” - одно из условий функционирования системы “точно вовремя”.
Система “Тойота” предусматривает возможность изменения объема ежедневно выпускаемой продукции, причем соответственно меньше или больше (за счет сверхурочного времени) будет произведено в этот день комплектующих деталей. Используется и метод “точной настройки” производственного процесса, выравнивания объема продукции путем постоянного приспособления к спросу с помощью поэтапного колебания частоты производимых партий продукции при неизменном размере партий.
При продолжительном использовании одного и того же штампа, происходит сокращение средних издержек производства. Однако в условиях широкого ассортимента продукции и минимального количества заготовок, необходимо сократить время замены, издержки по переналадке штампа. в целях автономизации и автоматизации контроля качества продукции, станки снабжаются устройствами автоматической остановки при поломке, рабочие получают право останавливать производственную линию при обнаружении отклонения, брака. На заводах “Тойота” практически все рабочие участвуют в “кружках качества”. Там рабочие имеют возможность предлагать различные пути улучшения производства, повышения качества продукции. Предложения рабочих материально поощряются.
В целом,
система “Тойота” нацелена на рост
прибыли через сокращение издержек
на излишние рабочую силу и запасы. Идет
снижение, как издержек производства,
так и издержек обращения, благодаря постоянному
вниманию к колебаниям рыночного спроса.
Заключение
Подведём итог исследований курсовой работы. Издержки фирмы в любой период равны стоимости ресурсов, использованных для производства реализованных в течение этого периода товаров и услуг. Прибыль предприятия, зависит от цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Здесь, цена изменяется под воздействием законов рыночного ценообразования, а издержки могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых или материальных ресурсов.
Конкретный состав затрат, которые могут быть отнесены на издержки производства, регулируются законодательно практически во всех странах.
Основные виды издержек. Итак, принято подразделение издержек производства предприятия на постоянные, переменные, валовые и предельные. Постоянные и переменные издержки вместе составляют валовые издержку производства.
На предприятиях под структурой издержек нередко понимают соотношение между постоянными и переменными издержками, что позволяет анализировать структуру и делать выводы о качестве производства.
Важнейшими путями снижения затрат на производство продукции является определение оптимальной величины закупаемых ресурсов и запускаемой продукции, потребляемых в производстве, - трудовых и материальных. А так же снижение трудоёмкости продукции и рост производительности.
Основное
положение современной
Заинтересованность предприятий в производстве и реализации качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема реализации этой продукции.
Прибыль является основным источником собственных средств фирмы. С одной стороны, прибыль рассматривается как результат деятельности фирмы, с другой, ¾ как основа дальнейшего развития. Для страны прибыль фирм означает наполняемость доходной части бюджета, возможность решения социальных проблем страны или региона.
Затраты всегда являются результатом действия спроса и предложения. Возрастание спроса на любое благо повысит затраты на приобретение этого блага лишь постольку, поскольку оно не вызовет роста величины предложения.
В данной работе были рассмотрены основные виды издержек, оценка издержек на различных этапах существования фирмы.
Анализом
своих издержек обязана заниматься
каждая фирма, желающая выжить на рынке,
так как минимизация издержек является
обязательным условием получения наибольшей
прибыли. Так же минимизация издержек
ведет к уменьшению цен на производимые
фирмой товары или услуги, и как следствие
повышение конкурентоспособности своего
товара или услуги на рынке и увеличение
спроса на них.
Библиографический список