Издержки производства, доходы и экономическая прибыль: их взаимосвязи и проблемы максимизации последней

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Категория издержки обращения связана с процессом реализации товаров. Дополнительными издержками обращения являются издержки на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Этот вид издержек обращения близок к издержкам производства и, входя в стоимость товара, увеличивает последнюю. Дополнительные издержки возмещаются после продажи товаров из полученной суммы выручки. Чистые издержки обращения - издержки на торговлю (зарплата продавцов и т.д.), маркетинг (изучение потребительского спроса), рекламу, затраты на оплату персонала штаб-квартиры и т.д. Чистые издержки не увеличивают стоимости товаров, а возмещаются после продажи из прибыли, созданной в процессе производства товаров.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…..стр.3

Фирма как совершенный конкурент.
Фирма: экономическая природа фирмы. Основные формы деловых предприятий. Период деятельности фирмы......................................стр.5
Теория издержек производства: издержки производства и их эволюции………………………………………………………………стр.17
Теории рыночных структур: совершенная и не совершенная конкуренция…………………………………………………………...стр.22
Теория прибыли. Рентабельность.
Прибыль: сущность, функции. Теория прибыли. Формирование прибыли в условиях совершенной и не совершенной конкуренции…………………………………………….……………..стр.26
Рентабельность предприятий – соотношение «затраты – выпуск»..стр29
Заключение.........................................................................................стр.32

Список литературы…………………………………………………..стр34

Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экон. теории.doc

— 251.00 Кб (Скачать)
    1. Теории рыночных структур: совершенная и несовершенная конкуренция

    В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособленно и выступают по отношению друг другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимают соревнование экономических субъектов на рынке потребителей в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма хозяйствования, но характер и формы ее на различных рынках и в разных рыночных ситуациях неодинаковы. В условиях рыночной экономики конкуренция является важнейшим механизмом экономических связей между производителями и потребителями. Так, если на рынок доставляется больше товаров, чем способны приобрести покупатели, то продавцы будут бороться за покупателя, снижая при этом цены. Если же на рынок будет доставлено меньше товаров, чем готовы приобрести покупатели, то последние будут соревноваться за продавца, способствуя тем самым росту цен.

    Конкуренция хотя и связана с определенными издержками, вместе с тем обеспечивает немалый экономический эффект, стимулируя снижение цен, повышение качества и ассортимента выпускаемой продукции, внедрение научно-технических достижений. Конкуренция получила свое развитие вместе с развитием товарно-денежных отношений. Так, если для начала развития рыночных отношений характерна совершенная (свободная) конкуренция, которая определялась небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей, то со второй половины XIXв. картина начинает существенно меняться: крупные предприятия постепенно захватывают все большую долю рынка, диктуя свои условия бизнеса. Наряду с совершенной конкуренцией появились новые виды конкурентной борьбы, и прежде всего конкуренция несовершенная соревнование на рынке между многими продавцами, каждый из которых старается дифференцировать свой продукт или свою маркетинговую программу, чтобы показать потребителю особенности своего предложения.

    В современной экономической науке  выделяют четыре модели конкурентной борьбы: совершенную (чистую) конкуренцию, конкуренцию монополистическую, олигополию и монополию.

    Совершенная (чистая) конкуренция на практике редка, но эта модель рынка имеет весомое аналитическое значение, так как представляет собой простейшую ситуацию, в которой следует использовать понятия «доход» и «издержки». Для данного вида конкуренции характерны следующие черты:

  • Большое число фирм. Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов. Примером служат рынки с/х товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют. На таких рынках в обороте находится стандартизированная продукция. Конкурирующие фирмы производят однородную продукцию. При одинаковой цене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт. В следствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, т.е.  конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.
  • Практически отсутствует контроль над ценой продукции. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из следующего: в условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение или на цену продукта.
  •   Характерен свободный переход из отрасли в отрасль. Не существует никаких серьезных препятствий – законодательных, технологических, финансовых и других, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.
  •   Равный доступ к информации. Все продавцы имеют представление о ценах и возможной прибыли, так как по условиям свободной конкуренции спрос товара полностью зависит от цены.
  •   Все фирмы, действуя независимо, но одновременно, могут повлиять – и действительно влияют – на общий объем предложения и, следовательно, на рыночную цену. Если один производитель увеличивает или уменьшает выпуск при неизменных объемах производства у всех других конкурирующих фирм, это не оказывает существенного влияния на общий объем предложения и рыночную цену.
  •   Кривая спроса на продукцию фирмы является в то же время кривой дохода. Цена за единицу продукции пропорциональна доходу от этой единицы продукции.
  • Валовой доход при любом уровне продаж может быть легко определен путем умножения цены на соответствующее количество продукции, которое фирма может продать.

    Самой распространенной  в настоящее  время моделью рынка является монополистическая конкуренция. Она предполагает смешение конкуренции и монополии. Характерные черты монополистической конкуренции следующие:

  • Относительно большое число фирм.
  • Дифференциация продукции. Одним из  дифференциации продукта является то, что, наличие относительно большого числа фирм, производители в условиях монополистической конкуренции обладают ограниченной степенью контроля над ценами на свою продукцию. Олигополия – господство в некоторых отраслях промышленности нескольких компаний (трестов, концернов). Например, олигополия включает алюминиевую промышленность, в которой три фирмы имеют тенденцию господствовать на всем национальном рынке. Причина – эффект масштаба. Достаточно эффективное производство возможно только при небольшом числе производителей.

    Традиционную  модель рынка называют монополией. В этом случае одна фирма является производителем продукта. Характерные черты монополии следующие. Если одна фирма является единственным производителем и единственным поставщиком, то фирма приобретает качество отрасли. Ее продукция уникальная, не имеет заменителей.  

    2 Теория прибыли.  Рентабельность

    2.1. Прибыль: сущность, функции. Теория  прибыли. Формирование  прибыли в условиях совершенной и не совершенной конкуренции

    Разница между общими доходами и общими издержками производства называется прибылью, которая определяется путем вычета из общей суммы продаж всех видов затрат: амортизации, зарплаты, процентов по ссудам и т.д. В этом случае прибыль называют чистым доходом.

    В теории К. Маркса прибыль является превращенной формой прибавочной стоимости и  выступает в виде разницы между  стоимостью (ценой) и издержками производства. При этом прибыль как искаженная форма стоимости маскирует источник обогащения капиталистов – неоплаченный труд наемного работника. В обычном представлении прибыль выступает как надбавка к цене затраченных ресурсов.

    Современная трактовка прибыли противоречива: если доход на капитал выступает  в виде процента, то прибыль объединяет все формы доходов – процент, зарплату и ренту или выступает четвертой формой доходов. В экономической литературе существует несколько определений прибыли, как экономической категории. Одни экономисты считают, что прибыль это доход от нововведений, причем временный, как  бы плата за риск, удачу. Другие характеризуют прибыль как «монопольный доход» в условиях естественного или умышленного дефицита ресурсов.

    Прибыль является основной формой доходов и  источником расширенного производства. Прибыль – главный источник инвестирования капитала. Многим предпринимателям этот внутренний источник финансирования предпочтительнее росту внешней задолженности или выпуску акций. Если разница между общим доходом и издержками достаточно высока, в эту отрасль устремляются капиталы. Каждое предприятие старается на равные издержки получить равную среднюю прибыль, продавая товары или по рыночным ценам или по ценам производства независимо от сферы приложения ресурсов.

    В России итоговым показателем деятельности предприятия является валовая прибыль. Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации продукции, основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от нереализованных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию включаемых в себестоимость продукции. Доходы (расходы) нереализуемых операций включают доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, доходы по акциям. Облигациям и иным ценным бумагам и другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством продукции.

    Эффективность применения инвестированного капитала, авансированных затрат проявляется в сопоставлении прибыли, как главного показателя жизнедеятельности предприятия, с затратами, издержками, себестоимостью. Такое сопоставление выражается относительным показателем – рентабельностью. Рентабельность характеризует прибыльность, доходность использования капитала. Росту рентабельности способствует снижение себестоимости продукции и рост прибыли. Одним из противодействующих факторов является увеличение акционерного капитала (наряду с удешевлением элементов постоянного капитала и т.д.)

    Различают расчетную, текущую, нормативную, отраслевую и народохозяйственную рентабельность. Существует определенная последовательность для исчисления показателя рентабельности. Сначала определяют чистый доход, затем стоимость производственных фондов и после этого – норму рентабельности, как отношение чистого дохода к стоимости производственных фондов. Показатель рентабельности производства является основным показателем результативности деятельности предприятия.

    В рыночной экономике предпринимателю  важно знать, за счет каких производственных составляющих достигается эффективность  производства. Поэтому широко применяются  следующие показатели рентабельности производства и продукции.

      Рентабельность продаж. Рост рентабельности продаж означает:

    а) рост цен при неизменном уровне издержек;

    б) 0Снижение издержек при неизменных ценах.

    Снижение  спроса способствует снижению рентабельности продукции, что связно:

    а) со снижением цен при неизменных издержках;

    б) с ростом издержек при неизменных ценах;

    в) с ростом издержек и снижением  цен.

         Рентабельность активов.

  Активы  представляют для предприятия итог баланса на конец отчетного периода, включая стоимость имущества  предприятия, средства и запасы для  уплаты задолженности(материальная собственность, инвестиции, «цена фирмы», патенты, торговая марка, наличные деньги, ценные, т.е. не инвестированные, бумаги, материально-производственные запасы). Рентабельность активов отражает эффективность использования всего имущества фирмы.

         Рентабельность основного капитала.

    Основной  капитал – это использованный основной капитал минус его амортизация  на конец отчетного периода. Рентабельность основного капитала показывает эффективность использования основных фондов(фондоотдачу).

         Рентабельность собственного капитала.

  Риск  выражает эффективность использования  капитала, инвестированного фирмой за счет собственных источников финансирования. Его динамика влияет на уровень котировки  акций на фондовой бирже.

    Все эти показатели в комплексе отражают действительную картину доходности (убыточности) фирмы, показывая затраты – объем производства – прибыль. К примеру, рост рентабельности основного капитала при уменьшении рентабельности активов мог бы отражать увеличение оборотных средств, что привело бы к затовариванию готовой продукции, наличию излишних запасов сырья, материалов, росту наличности. Анализ динамики рентабельности отражает реальную картину доходности и конкурентоспособности фирмы в условиях рыночной экономики.

    2.2. Рентабельность предприятий – соотношение «затраты – выпуск» (Япония, США)

    Каждый производитель должен стремиться к сокращению издержек производства, снижению себестоимости продукции. При стабильной цене на реализуемую продукцию и прочих равных условиях, сокращение издержек приводит к росту прибыли, приходящейся на единицу продукции.

Информация о работе Издержки производства, доходы и экономическая прибыль: их взаимосвязи и проблемы максимизации последней