Инвистиционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Понятие “инвестиции” (от лат. invest – “вкладывать”) представляет собой совокупность материальных, трудовых затрат, а также денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Капитальные вложения могут осуществляться в различные отрасли экономики как внутри страны, так и за границей.
Инвестиции относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие “валовые капитальные вложения”, под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт.

Работа содержит 1 файл

22076 (Восстановлен).docx

— 105.74 Кб (Скачать)

     Принципиальным  моментом в установлении отношений  государства и иностранного инве­стора выступает, то, что иностранные инвестиции используются только в целях повышения  кон­курентоспособности экономики. Вообще следует отметить, что принятие в развитых странах законов об иностранных инвестициях первоначально было вызвано не только попытками при­влечения, но и необходимостью усиления в результате интенсивного проникновения зарубежно­го капитала защищать национальный рынок.

     Доктрина  конкуренции служила своеобразным критерием для государственных  мер. Она исходила из того, что основная цель иностранных инвестиций - обеспечение присутствия на на­циональном рынке максимального числа производителей. Именно в этих целях государство обеспечивает свободный доступ на национальный рынок иностранных товаров и капиталов.

     Применение  доктрины конкуренции позволяет  сочетать меры государственного регулиро­вания разной направленности в зависимости  от поведения участников рынка, и  сохранять равно­весие на национальном рынке. Чтобы введение ограничений в отношении иностранных инве­стиций было оправданным и правомерным, важно следовать установленным в таких случаях критериям принятия решений.

     Функция поддержания конкуренции с помощью  зарубежных инвестиций столь очевидна на западе, что в тех странах, которые не имеют законов о них, государство осуществляет регу­лирование импорта капитала с помощью национального антимонопольного законодательства. Предметом специальной административной процедуры, предусматриваемой по антимонополь­ному законодательству, являются действия, направленные на осуществление инвестиций, неза­висимо от их организационно-правовой формы: соглашение о приобретении акций националь­ного предприятия или о передаче национальному предприятию имущества в какой-либо его форме в качестве вклада в совместное производство или создание усилиями самого инвестора нового юридического лица.

     Без проходящей либерализации режимов  иностранных инвестиций расширение междуна­родного производства было бы невозможно.

     Либерализация иностранных инвестиций конечной своей  целью имеет повышение темпов экономического роста и уровня благосостояния страны.

     На  современном этапе развития Казахстана как нового независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических  реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких  темпов экономического роста и повышение  эффективности экономики.

     Для решения этих задач, а также для  обеспечения структурных преобразований экономики на основе программы действий правительства по углублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно  важное значение приобретает привлечение  иностранного капитала в экономику  республики. Привлечение и эффективное  использование иностранных инвестиций в экономику республики является основой, одним из направлений взаимовыгодного  экономического сотрудничества Казахстана с зарубежными странами. 

     В процессе перехода  Республики Казахстан  на рыночные отношения параллельно  создавалась и нормативно – законодательная  база в области инвестиций.

     28 февраля 1997 года №75- 1  ЗРК вышел  Закон “О государственной поддержке  прямых инвестиций”, в котором  регулировались отношения, возникающие  в процессе поддержке прямых  инвестиций в РК, и в котором  определялся единственный государственный  орган, уполномоченный осуществлять  государственную поддержку и  представлять РК – “Агентство  РК по инвестициям”, председатель  которого назначается и освобождается  от должности только Правительством  РК.

     Кроме того 5 апреля 1997 года  №3444 Указом Президента  “Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики для привлечения  прямых отечественных и иностранных  инвестиций “, был определен список наиболее приоритетных и важных производств для привлечения инвестиций до 2000 года . В частности, такие отрасли как: производственная инфраструктура, обрабатывающая промышленность, объекты г. Астана, жилье, объекты социальной сферы и туризма, сельское хозяйство.

     Указом  Президента РК от 6 марта 2000 года №349 были утверждены правила предоставления льгот и преференций при осуществлении  инвестиционной деятельности.

     Но  иностранных предпринимателей не устраивала неполнота и нестабильность нормативно-правовой базы хозяйственной деятельности, действовавшая  система бухгалтерского учета и  отчетности, высокий уровень налогообложения (несовершенство налоговой системы  в РК) и ее изменчивость, дороговизна  кредита, коррупция чиновников и  самоуправство местных властей, криминал в экономике, отсутствие гарантий безопасности и несоответствие бухгалтерского учета международным стандартам. Все это сыграло и большую  положительную роль.

     Так как бухгалтерский учет – это  международный учет бизнеса, то его  надо было в первую очередь усовершенствовать  и привести к международному образцу, так как действующий  до 1996 года в РК не соответствовал этому.

     Первым  и важным этапом реформирования системы  бухгалтерского учета было отменено старое положение и Указом Президента, имеющим силу Закона, 26 декабря 1995 года №2732 было введено новое Положение  о бухучете и отчетности с 1 января 1996 года, которое регулировало систему  бухгалтерского учета и финансовую отчетность. Кроме того, Национальная комиссия по бухучету была преобразована  в Департамент бухгалтерского учета  и аудита при Министерстве финансов  Республики Казахстан. Был принят и  введен с 1 января 1997 года новый Генеральный  план счетов хозяйственно-финансовой деятельности, на основе разработанных  к нему Стандартов и Методических указаний к ним – все это  позволило приблизить систему бухгалтерского учета к международному уровню.

     Следующим этапом было совершенствование налоговой  системы, так как все налоги в  конечном итоге отражаются на финансовом результате – чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и  которая является одним из источников для осуществления инвестиций.

     В РК был принят новый налоговый  кодекс, который разработан в области  налогообложения с учетом лучших наработок в этой области как  в нашей республике так и за рубежом, что несомненно улучшило правовую базу налогообложения.

     Закон РК “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” № 2235 от 24 апреля 1995 года, предусмотрел в основном одинаковые ставки налогов, как для резидентов, так и для нерезидентов и других инвесторов.

     На  улучшение инвестиционной деятельности влияет также и уровень развития малого и среднего бизнеса в республике, так как экономика любого государства  не может нормально функционировать  и развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса, причем малый бизнес играет все возрастающую роль в экономике  республики. Поэтому было принято  ряд постановлений, направленных на развитие, улучшение и защиту среднего и малого бизнеса (на поддержку малого предпринимательства).

     Но  эффективное использование инвестиционных ресурсов не мыслимо без Рынка  ценных бумаг и в частности  – Фондового Рынка, который в  Казахстане, по сути, отсутствует, а  значит, это является еще одной  проблемой которую необходимо решить.

     И вот, в целях реализации стратегии  развития Казахстана до 2030 года, 28 января 1998 года за №3834 был принят Указ Президента РК, в котором была принята программа  действий и в том числе в  области инвестиционной политики, определены цели и приоритеты. В Указе рассмотрены  вопросы по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике в условиях рыночной экономики, (наряду с экономическими и социальными  вопросами), а также освещены вопросы, связанные с обеспечением эффективной  защиты иностранных инвестиций. В  разделе “Благоприятный инвестиционный климат” принято решение об ускоренном развитии Фондового Рынка, защите и  поддержке малого бизнеса, и др.

3.2  Правовой режим  привлечения иностранных  инвестиций

     В процессе перехода  Республики Казахстан  на рыночные отношения параллельно  создавалась и нормативно – законодательная  база в области инвестиций.

     Казахстан стремится создать благоприятный  социальный, финансово- экономический, правовой режим для деятельности иностранных инвесторов и соответствующий  их интересам инвестиционный климат, решать одновременно свои проблемы и  достигать поставленных целей. В  связи с этим, Правительством Республики Казахстан сделан существенный шаг: был разработан и введен в действие в декабре 1994 г. Закон "Об иностранных  инвестициях", который определил  правовой режим иностранных инвестиций в Казахстане, установил формы  осуществления и объекты вложения иностранных инвестиций в Республике Казахстан. А в июле 1997 г. был принят новый закон с существенными  дополнениями и изменениями.

     28 февраля 1997 года №75- 1  ЗРК вышел  Закон “О государственной поддержке  прямых инвестиций”, в котором  регулировались отношения, возникающие  в процессе поддержке прямых инвестиций в РК, и в котором определялся единственный государственный орган, уполномоченный осуществлять государственную поддержку и представлять РК – “Агентство РК по инвестициям”, председатель которого назначается и освобождается от должности только Правительством РК..

     Указом  Президента РК от 6 марта 2000 года №349 были утверждены правила предоставления льгот и преференций при осуществлении  инвестиционной деятельности.

     Правовой  режим предусматривает гарантии для иностранных инвесторов, основные их которых:

     1) национальный режим, т.е. иностранные  инвесторы вправе пользоваться  условиями не менее благоприятными, чем отечественные инвесторы;

     2) правительственные гарантии от  имени республики;

     3) гарантии от изменений законодательства  и политической ситуации;

     4) гарантии от экспроприации и  др.

     Также Правительством Республики Казахстан  были разработаны и введены в  действие другие законы и нормативные  акты, регулирующие инвестиционную деятельность в республике. С точки зрения политиков  и экономистов республики, с участием иностранного капитала можно решать следующие задачи:

     – повысить эффективность экспортного  потенциала, преодолеть его сырьевую направленность и развить импортозамещающие  производства;

     – усилить экспортную экспансию страны и упрочить ее позиции на внешних  рынках;

     – повысить научно-технический уровень  производства с помощью новотехники  и технологий, методов управления и сбыта продукции;

     – увеличить налоговые поступления  в государственный бюджет;

     - содействовать развитию отсталых  и депрессивных районов и создать  но- вые рабочие места в национальной  экономике;

     - использовать современный производственный  и управленческий опыт через  обучение и переподготовку кадров;

     -достигнуть  экономической самостоятельности  Казахстана.

     Таким образом, зарубежное инвестирование выступает  как объективно необходимый процесс  для Казахстана, т.к. он способствует обузданию кризиса и, одновременно, финансовой стабилизации экономики, решает стратегические и тактические задачи макроэкономического характера, такие  как борьба с инфляцией, структурная  перестройка, искоренение технологической  и управленческой отсталости экономики. То есть все эти факторы доказывают важность привлечения и использования внешних капитальных вложений.

     Самым главным фактором, препятствующим притоку  портфельных инвестиций в республику, является то, что в Казахстане отсутствует  нормально функционирующий рынок  ценных бумаг - реальная основа для  привлечения подобных инвестиций в  эту область. Несмотря на успешный дебют  казахстанских еврооблигаций на мировом рынке капиталов (их выпуск произошел в декабре 1996 г. в Амстердаме) и на мнения специалистов о том, что Казахстан сделал свой первый удачный шаг в развитии интеграции в международный рынок ценных бумаг, внутренний фондовый рынок республики развит недостаточно. Он функционирует на относительно низком уровне и пока не признан на мировом фондовом рынке. Законодательство, регулирующее эту область экономики, находится в стадии становления, нестабильно. Остальные факторы непосредствен- но вытекают из предыдущего: неопределенность, "непрозрачность" рынка ценных бумаг республики, огромные риски, сопряженные с ними, - все это сдерживает иностранного инвестора от вложения денег в ценные бумаги Казахстана. 
 

Информация о работе Инвистиционная политика