Инвистиционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Понятие “инвестиции” (от лат. invest – “вкладывать”) представляет собой совокупность материальных, трудовых затрат, а также денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Капитальные вложения могут осуществляться в различные отрасли экономики как внутри страны, так и за границей.
Инвестиции относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие “валовые капитальные вложения”, под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт.

Работа содержит 1 файл

22076 (Восстановлен).docx

— 105.74 Кб (Скачать)

2.2 Анализ инвестиционного  климата РК

2.2.1 Общее состояние  инвестиционного  климата

     Как показывает мировой опыт преодоления  кризисов, при обозначении достаточно устойчивых признаков макроэкономического  восстановления, даже с одновременным  сохранением проблем у корпоративного сектора, как правило, начинается нарастание инвестиционной активности, что придает  стабильность процессу выхода из кризиса. исходя из публикуемых статистических данных и материалов независимых  исследований, в нашей стране подобному  развитию событий препятствует ряд  системных вопросов.

     Казахстанская экономика, согласно данным статагентства  за 5 месяцев текущего года, на основе Краткосрочного экономического индикатора (КЭИ) демонстрирует бурный рост - 9%1 к соответствующему периоду прошлого года. И хотя у экспертов есть серьезные замечания относительно адекватности оценки ситуации в секторе  услуг (торговля, операции с недвижимым имуществом и др.), тем не менее  усиление промышленности (11,9%) определяет значительный рост нашей экономики.

     Вместе  с тем объем инвестиций в основной капитал, по итогам января-мая 2010 г., продолжил  свое снижение (-5,9%). Если исходить из данных отчитавшихся предприятий, падение  составляет 13,9%.

     В отраслевом разрезе можно отметить рост инвестиций в сырьевой сектор (горнодобывающая промышленность +5,7%, металлургия + 11%) и в государственные  услуги (государственное управление +46,9%, образование +22,4%, здравоохранение +46,9%). В то же время, к примеру, в  производстве продуктов питания  падение составляет 53%, производстве прочих неметаллических минеральных  продуктов - 36% и т. д.

     Анализируя  данные Нацбанка об инвестициях из нашей страны, можно отметить прямо  противоположную тенденцию. Так, по итогам 2009 г. объем инвестиций из Казахстана превысил $5 млрд, что эквивалентно 5% ВВП (рис. 1). За последние 5 лет их объем вырос в 17 раз, а за 2007-2009 гг. - почти в 2 раза, что достаточно наглядно демонстрирует привлекательность отечественной экономики для внутренних инвесторов даже в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

     Таким образом, на основе статистических данных можно отметить несколько достаточно тревожных тенденций:

     - текущий рост экономики не  подкрепляется достаточным ростом  инвестиций, что демонстрирует его  восстановительный характер и  относительную неустойчивость;

     - наблюдаемый государственно-сырьевой  крен грозит повышением уязвимости  национальной экономики от колебаний  мировых цен на сырьевые товары;

     - отмечается определенное нарастание  оттока инвестиционных ресурсов  из страны.

     Безусловно, рассмотрению подлежит комплексно экономическая, политическая, правовая и финансовая среда и, конечно, сам корпоративный  ландшафт.

     Рассматривая  гипотезы, определяющие подобное инвестиционное поведение, можно отметить несколько  основных.

     Сложное финансовое состояние казахстанских  компаний несыръевого сектора. Согласно данным научного проекта «Зарождение  рыночных экономик в Центральной  Азии», ситуация с начала кризиса (август 2007 г.), по оценкам опрошенных экспертов, значительно ухудшилась. К примеру, иностранные компании отмечают падение  продаж или товарооборота на 20-30%, а казахстанские на 30-40%. Схожие оценки падения спроса в экономике можно  сделать, исходя из того факта, что показатель выдачи кредитов банками сократился за 2008-2009 гг. на сумму, эквивалентную 35% ВВП. С учетом продолжающегося снижения выдачи кредитов и прогнозов АФН  РК, за 2008-2010 гг. уровень падения составит порядка 40% ВВП.

     Кроме того, как сходятся во мнении эксперты международных организаций и  казахстанские предприниматели, с  учетом высокой долговой нагрузки (в 3-4 раза превышающей уровень капитализации) казахстанский бизнес находится  в стагнации и не ориентирован на инвестирование.

     Слом  прежней системы финансирования предприятий. В частности, ранее  ключевым источником инвестиционных средств  для несырьевого сектора выступали  банковские кредиты. В настоящее  время уровень кредитов, не обслуживаемых  свыше трех месяцев, превышает половину всех выданных кредитов, что определяет уровень кредитных рисков в экономике. Государство, тоже ответственное за перегрев экономики в 2003-2007 гг., породивший эти проблемы, кроме благих пожеланий  и «победных реляций» должных  мер не предпринимает.

     В регулировании финансового рынка  ситуация развивается по классической схеме - «обжегшись на молоке, дуют на воду». Чрезмерное ограничение внешних заимствований без адекватных мер по созданию внутренней базы фондирования определяет отсутствие адекватной по срокам и цене базы фондирования у банков, а значит, и отсутствие значительной доли инвестиционных средств. Введение требований по вложениям активов пенсионных фондов лишь в ценные бумаги компаний, имеющих, по сути, инвестиционный рейтинг, практически полностью отсекает отечественные компании несырьевого сектора от фондового рынка.

     Низкая  гибкость отечественного предпринимательского корпуса, как основного получателя инвестиций. На сегодня отечественный  предпринимательский контингент представлен  во многом бизнесменами, имеющими опыт развития компаний преимущественно  в условиях бурного роста экономики, стоимости активов, спроса и т.д. Как следствие, многие компании не готовы к развитию в новой реальности - небольшие темпы роста экономики  и рентабельности, повышение конкуренции  и необходимость выведения компаний на качественно новый уровень. В  частности, если раньше основное финансирование компаний несырьевого сектора приходило  со стороны банков, то в настоящее  время очевидно, что для его  развития необходимы другие источники. Однако большой активности в сфере  сделок по слияниям и поглощениям  или другим формам привлечения капитала, к сожалению, не наблюдается.

     Другим  проявлением низкой гибкости отечественных  предпринимателей можно считать  текущее состояние банков. По мнению отдельных экспертов, одной из важных составляющих проблемы является отсутствие цивилизованного инвестиционного  мышления и инструментария у банков для хотя бы частичного разрешения проблемы «плохих долгов». Парадокс в том, что до кризиса многие банки  развивались, по сути, как инвестиционные, с оценочной долей инвестиционного  портфеля («проекты акционеров») в 20-60% в зависимости от банка. В последние  несколько лет банкиры больше предпочитают «корректировать» отчетность по клиентам, на что, судя по оценкам Fitch Ratings, закрывает глаза регулятор8, а не предпринимать каких-либо активных действий для разрешения ситуации.

     Высокий уровень неопределенности на рынке. Как отмечено выше, спрос в экономике  сократился на несколько десятков процентов  ВВП, что и определяет сложность  понимания развития ситуации на различных  рынках. Например, неопределенность ситуации на рынке недвижимости выступает  важным фактором, определяющим сдержанное кредитование банками.

     Регулярно объявляемые государством программы  развития, призванные принести определенность и ориентиры для частных инвесторов, особого доверия не вызывают. К  примеру, как показывает упомянутое выше исследование немецких ученых, иностранные инвесторы стремятся занять выжидательную позицию относительно осуществления крупных проектов в РК. Во-первых, кризис больно ударил по казахстанской экономике, которая пока не в состоянии начать реализацию программы по диверсификации. Во-вторых, многие из ранее принятых стратегий не были доведены до конца. Например, оценивая степень эффективности реализации программы по семи кластерам, можно отметить, что ее осуществление по разным причинам в большей степени осталось в области благих пожеланий.

     Ситуацию  в среднесрочной перспективе  еще более осложняет галопирующее формирование единого экономического пространства с Россией, все более  жестко защищающей свои реальные или  мнимые интересы и имеющей постоянно  расширяющейся перечень различных  торговых войн с соседями. В этот же ряд можно отнести и сдвиг  сроков реализации большой кашаганской  нефти.

     Как следствие, предприниматели воздерживаются от реализации более-менее крупных  и длительных проектов.

     Изменение негласных правил во внутриэлитных  взаимоотношениях в стране. Как показало проведенное NB «Исследование стратегической среды 2009-20109», этот фактор получает все  большее значение в снижении инвестиционной активности в экономике. В частности, громкие и не однозначно обоснованные аресты и судебные решения в отношении  крупных государственных чиновников и бизнесменов в недавнем прошлом  также выступают сдерживающим фактором для части инвесторов. Речь идет о как минимум коррупционных  доходах высокопоставленных чиновников. Если исходить из уровня «откатов»  по государственным закупкам в 10-20%, то сумма подобных доходов оценивается  в $2-5 млрд в год. И это без учета  таких крупных составляющих коррупционных  доходов чиновничества, как взятки при лицензировании и продаже/ покупке  государственных активов.

     Если  ранее большая часть этих средств  реинвестировалась в экономику, в т.ч. и в виде иностранных  инвестиций из оффшорных зон, то теперь, судя по данным НБ РК об инвестировании резидентов за рубеж (см. рис. 1), данные средства, по-видимому, почти полностью  утекают из республики. 

 

Глава 3 Совершенствование  инвестиционной политики в Республике Казахстан

3.1 Государственное  регулирование инвестиционной  деятельности

     На  разных стадиях функции государства  и принципы регулирования инвестиционной деятельности будут различаться. Кроме  того, функции и принципы будут  различаться по формам зарубежного  капитала. С этой точки зрения сфера международного кредитования и неакционерных форм предпринимательства подлежит большему объему регулирования со стороны государства, нежели сфера привлечения и использования частного иностранного капитала в форме международного предпринимательства. Именно с этой спецификой связано и то, что законодательство в области зарубежного капитала разделено на законодательство по внешнему заимствованию и законодательство по иностранным инвестициям. На следующей схеме показаны функции регулирования государства при привлечении и использовании зарубежного капитала.

     Методы  регулирования будут также различаться  в зависимости от форм иностранного капитала и инвестиций.

     Степень регулирования международного государственного кредитования определяется тем, что государство является промежуточным заемщиком международных кредитов.

     Роль  государства в данном случае определяется тем, что: 

     
  • оно является наиболее активным участником международных  кредитных отношений, выступая в роли кредитора, гаранта и заемщика;
  • государственное кредитование осуществляется путем аккумулирования бюджетных средств;
  • государство поощряет внешнеэкономическую деятельность с помощью субсидий, кре­дитов, таможенных льгот, гарантий, субсидирования процентных ставок. Государствен­ные гарантии по экспортным кредитам являются самыми употребляемыми;
  • в большинстве стран за счет госбюджета фирмам и банкам выдаются экспертные креди­ты;
  • для поощрения прорыва на мировые рынки создаются государственные или полугосу­дарственные экспортно-импортные банки, осуществляющие кредитование и страхова­ние внешнеторговых операций, гарантирующие экспортные кредиты частных банков. 
    Например, ЭКСИМ БАНК США - обеспечивает 40% всех кредитов США иностранным государствам, ЭКСИМ БАНК Японии - 80%.

     Государство с сильным бюрократическим аппаратом  иногда не может мириться с положе­нием  независимости от них инвесторов и начинает вмешиваться в скрытых  формах в процесс прямых иностранных инвестиций. Чаще всего это выражается в отношениях между государст­вом и инвесторами.

     Каждое  государство имеет собственный  закон о зарубежных инвестициях. Именно из это­го закона можно определить, как государство понимает свою роль в привлечении и использова­нии иностранного капитала и инвестиций.

     Важным  элементом отношений государства  и инвесторов выступает функция  контроля го­сударства. Это важно  для иностранных инвестиций, связанных  со слиянием, поглощением, при­обретением или передачей в управление действующих  национальных компаний при участии  за­рубежных физических и юридических лиц.

     Функция государственного контроля широко используется в регулировании иностранных  инвестиций во всех развитых стран, независимо от того, существует ли в стране специальный закон об иностранных инвестициях, или он отсутствует. Однако контроль государства в данном случае носит не административный характер, а форму антимонопольного регулирования.

Информация о работе Инвистиционная политика