Инвестиционная политика РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Инвестиции – относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось только одно понятие “капитальные вложения”, под которым понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Понятие инвестиций 3
2. Классифицирование инвестиций 4
классифицирование инвестиций относительно объекта приложения 4
классифицирование инвестиций по характеру использования 6
классифицирование инвестиций по фактору времени 6
аннуитет 6
3. Инвестиционная политика в Республике Казахстан 10
4. Общие принципы привлечения инвестиций 12
иностранные инвестиции в Республике Казахстан
5.Инвестиционная деятельность в регионах Казахстана 16
6. Особенности инвестирования в наукоемкие производства 18
6.1 кредитование наукоемкого производства 20
6.2 венчурное финансирование и венчурные фонды 21
6.3 региональные инновационные фонды 24
6.4 стимулирование инвестиций 24
7. Структура инвестиционной политики 25
8. Принципы стратегии экономического роста 26
9. Комментарии Министерства от «28.02.2003» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

курсовая инвестиционная политика.doc

— 282.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

В Казахстане инвестиции идут преимущественно в отрасли с высокой добавленной стоимостью. Дифференциация регионов по уровню инвестиционного развития в целом является обратной картиной в отношении к структуре регионов по показателю добавленной стоимости. Исключение составляет города Астана и Алматы, а также регионы с аграрной экономикой, где удельный вес и инвестиций, и добавленной стоимости примерно одинаков.

Особая роль в формировании инвестиционной ситуации отводится структурным факторам, между которыми прослеживается определенная взаимосвязь в отраслевой, воспроизводственной и технологической сферах. Общей же тенденцией явилось снижение доли инвестиций в производственные отрасли. В регионах с большим удельным весом инвестиций в непроизводственную сферу выше, как правило, удельный вес затрат на строительно-монтажные работы в составе капитальных вложений.  А там, где выше доля затрат на новое строительство, наблюдается тенденция роста удельного веса затрат на строительно-монтажные работы; где более высока доля затрат на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих предприятий, соответственно выше и удельный вес затрат на оборудование.

Значительные изменения происходит в динамике роста добавленной стоимости в регионах. Опережающие темпы имеют г. Астана, Алматы и Атырауская область. Средние темпы роста характерны для Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Жамбылской, Заподно-Казахстанской, Кызылординской, Кустанайской областей. В Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Мангистауской, Павлодарской  - происходит тенденции к снижению роста и соответственно снизилась их доля в валовой добавленной стоимости. Для этих регионов в перспективе еще более может сократиться, а удельный вес заказных регионов, напротив, расти дальше в связи с дальнейшим освоением нефтегазовых месторождений на западе страны и усилением развития двух столиц. Тенденция эта может измениться, если в данных регионах получат ускоренное индустриально-инновационное развитие отрасли с высокими добавленными стоимостями. В этом случае окажется востребованным и внутренний инвестиционный потенциал регионов – средства пенсионных накопительных фондов и личные сбережения граждан, лежащие в своем большинстве мертвым грузом на банковских счетах.

 

6.  Особенности инвестирования в наукоемкие производства

 

Развитие наукоемких производств остается одной из самых острых проблем современного Казахстана. Этот сектор экономики чаще других остается за рамками инвестиционных интересов потенциальных вкладчиков капиталов, в первую очередь, из-за боязни потерять размещенные здесь средства, во-вторых, из-за долгого их оборота и небольшого дохода, в-третьих, из-за элементарного незнания особенностей наукоемких производств инвестором, поскольку государством практически не проводится на этот счет разъяснительная работа.

 

 

 

По сути, вложения в наукоемкий сектор экономики могут охватывать как полный научно-технический и производственный цикл создания продукции (ресурсов, услуг), так и его отдельные элементы (стадии): научные исследования, проектно-конструкторские работы, расширение или реконструкция действующего производства, организация нового, запуск сверхсовременной продукции, рециклинг, утилизация и т.д. Для организации и управления этим процессом необходимо выработать общегосударственную политику специально для сферы высоких технологий и производства наукоемкой продукции, ей, естественно, на нынешнем этапе развития национальной экономики, нужна солидная финансовая поддержка.

Мировой опыт показывает, что на рубеже веков экономический подъем, как правило, определяется ведущей ролью научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных составляющих производства. На новые или усовершенствованные технологии продукцию, оборудование в развитых странах приходится от 70 до 85% прироста ВВП.

Объем мирового рынка наукоемкой продукции сегодня составляет 2300 млрд. долл. Из этой суммы 39% приходится на долю США, 30% - Японии, 16% - Германии, а России – только 0,3%. Причем ее производство обеспечивается всего 50 макротехнологиями. Семь наиболее развитых стран удерживают 80% этого рынка. США ежегодно получают от экспорта высокотехнологичной продукции около 700 млрд. долл., Германия – 530, Япония – 400 млрд. Такая ситуация - результат того, что за последние 10-15 лет страны «золотого миллиарда» в основном завершили четвертую технологическую революцию, связанную с интеллектуализацией производств, и приступили к созданию нового типа постиндустриального общества.

Сложившаяся в стране ситуация требует выработки долгосрочной промышленной и инновационной политики, которая должна способствовать концентрации финансовых и материальных ресурсов общества на приоритетных направлениях развития производства, науки, экономики в целом при одновременном энергичном использовании институциональных и инвестиционных факторов.

В условиях рыночной экономики прямое и непосредственное управление со стороны государства хозяйственными процессами, включая область научно-технического развития, хотя и осуществляется в гораздо меньших масштабах, однако, его роль особенно важна, так как регулирует создание и сохранение базы для эффективной деятельности всех участников рынка. Эта работа может вестись по нескольким направлениям:

- реализация функции прогнозирования, что связано с необходимостью обеспечения на ближайший и отдаленный периоды устойчивого положения хозяйствующих субъектов в постоянно меняющейся рыночной среде, поддержание широкой конкуренции и т.д.;             

- защита интеллектуальной собственности в форме патентования или ином виде, сертификация продукции, т.е. финансирования НИОКР на этапе закрепления прав на продукт интеллектуальной деятельности с тем, чтобы этот продукт стал конкурентоспособным товаром;

- формирование системы гарантий инвестиций в наукоемкие производства, в первую очередь на начальных стадиях жизненного цикла продукции;

- учет особенностей формирования затрат в наукоемких производствах с высокими абсолютными и относительными (к общим издержкам производства) расходами на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Такие производства – электротехническая, радиоэлектронная, авиационная, ракетная, космическая отрасли, приборостроение, микробиологическая промышленность, индустрия информатики и др.

Чтобы Казахстану войти на условиях равноправного партнера в мировое сообщество, ему необходимо определить круг макротехнологий, по которым он может стать конкурентоспособным на международном рынке наукоемкой продукции.

Приоритетными для республики в этом плане следует считать следующие направления: космос, энергетика, биотехнология, специальная химия, телекоммуникация и связь – те сферы, где она обладает собственными научными школами. Необходимо разработать целевые программы развития нескольких таких направлений, которые помогут отечественной экономике получить высокую отдачу на основе использования прямых инвестиций и применения внешнеторгового, налогового и других инструментов государственного регулирования, способных обеспечить производство новых конкурентных видов продукции.

При ограниченности бюджетных ресурсов важно направить их в первую очередь на поддержку базисных технологических инноваций с аккумуляцией на узком поле приоритетов. Есть три параметра, обязательных для режима рационального использования бюджетных средств:

- финансирование на безвозвратной основе главным образом инновационных проектов общенационального и стратегического характера в рамках госзаказа;

- возвратное финансирование прикладных работ, выполняемых за счет бюджета, а также инновационных проектов и программ, для реализации которых привлекаются и средства различных инновационных фондов;

- совместное (долевое) с частным бизнесом финансирование инновационных проектов, инициируемых государством по принципу «стартовых денег».

В последнем случае безвозмездные субсидии ограничиваются в основном этапом создания так называемого предконкурентного продукта, который затем дорабатывается в рыночный продукт промышленными предприятиями. Все это должно не только обеспечивать привлечение дополнительных источников финансирования инноваций, но и служить средством повышения роли государства в качестве заказчика и организатора инновационной и предпринимательской деятельности. Большую роль в этом играют инвестиционные институты и механизмы, необходимые для развития наукоемких производств.

6.1 Кредитование наукоемких производств. Источники финансирования инновационных проектов и наукоемких производств меняются по мере решения задач, связанных с соответствующими стадиями жизненного цикла продукции предприятия.

 

 

Высокая степень риска, незначительный собственный капитал, являющийся гарантией возврата кредита, довольно жесткие критерии кредитоспособности, выдвигаемые банками – все это препятствует активному участию последних в финансировании наукоемких производств на начальных этапах их деятельности – во время разработки концепции новой продукции и идущих параллельно исследований. Возможности участия банков в кредитовании растут с развитием сети страховых и других гарантийных фондов. Подобные структуры складывались в промышленно развитых странах десятилетиями. Различные модели кредитных гарантий использовались в Италии и Германии в период послевоенного восстановления хозяйства – с привлечением средств государства, региональных администраций, корпораций, что дополнялось механизмом льготного налогообложения.

Внедрение схем кредитных гарантий содействует расширению круга получателей банковского кредита и поддержанию инвестиционного процесса. Деятельность гарантийного фонда состоит в разделении коммерческого риска: он берет на себя часть- 30%-50%. А процедура предоставления кредитной гарантии – независимый анализ проекта и деловых качеств потенциального клиента, установление размеров рисков каждого из партнеров, величины залога, ставки вознаграждения фонда – определяется соглашением с банком.

Необходимый элемент механизма инвестирования наукоемких производств – организации, оказывающие услуги специального характера, т.е. по страхованию инновационной деятельности и ее субъектов. Но эта проблема еще не нашла своего полного решения. Более развиты коммерческие структуры страховой поддержки бизнеса. Такого рода услуги начали развиваться, к примеру, в России. Функциями подобных компаний становятся защита вновь созданных наукоемких фирм от неправомерных действий должностных лиц в ходе регистрации, лицензирования, открытия счетов, при неумышленной неуплате налогов; участие на выгодных условиях в качестве гаранта банковских кредитов, страхование владельцев, продавцов и покупателей интеллектуальной собственности.

Ключевая роль в поддержке наукоемких производств принадлежит инжинирингу – научно-техническому и управленческому консультированию с последующим участием в реализации проектов. Основная задача инжиниринга - перелив интеллектуального капитала из одной сферы в другую, что способствует скорейшему освоению инновационных разработок. Занимающиеся этим бизнесом фирмы берут на себя организацию всего технологического цикла – от определения идеи новой продукции до ее выпуска и продвижения на рынки, находят исполнителей для каждого этапа и вида НИОКР, увязываются их по срокам и качеству, обеспечивая тем самым скорость и комплексность в исполнении работ, минимизацию потерь и рисков при реализации наукоемких проектов.

6.2 Венчурное финансирование и венчурные фонды. Значительная часть важнейших нововведений в эпоху НТР возникла в рамках «рискового», или венчурного бизнеса.

 

 

 

Повсеместно финансирование фирм, занимающихся инновациями, стало намного привлекательнее для государственных и частных инвесторов, коммерческих организаций и даже для отдельных физических лиц. Например, средняя величина капиталовложений в этой области выросла в Америке с 3,5 млн. долл. В 1992 г. до более чем 7 млн. сегодня. Общий объем отдельных инвестиций (включая начальный капитал, плюс первичное и вторичное финансирование) поднялся с 9,5 млн. долл. (семь лет назад) до 24 млн. Мировым лидером по субсидированию фирм, занимающихся инновационной деятельностью, являются США.

До последнего времени наиболее распространенной «выходной стратегией» был метод изначально открытого предложения – IPO (первая продажа акций компании широкой публике). Но практика показывает, что лишь незначительное количество вновь созданных фирм доживает до стадии выпуска собственных акций. Несмотря на это, появляется все больше и больше венчурных предпринимателей, желающих вложить свои деньги в столь рискованные предприятия: в случае успеха они могут получить высокую прибыль. Так, малоизвестная фирма Sequoia Capital вложила 2 млн. долл. в «Yahoo» - самую популярную на сегодняшний день поисковую систему для сети Интернет. Сейчас ее доля в этой компании «весит» около 4,4 млрд. долл., т.е. капиталовложений окупились в 2200 раз!

В последние годы метод коммерциализации идеи принципиально изменился. Теперь самостоятельное существование и выпуск акций не являются приоритетным направлением развития для небольших инновационных фирм. Это объясняется тем, что крупные компании, доминирующие на рынке наукоемких производств, стали отдавать предпочтение не созданию собственных лабораторий, занимающихся НИОКР, а приобретению таких фирм. И многие предприниматели, только-только начавшие собственный инновационный бизнес, ставят себе  целью – продавать его какой-либо крупной компании. За последний год в США количество фирм, применяющих стратегию IPO, уменьшилось в два раза по сравнению с 1998 г.

Изменение «жизненной стратегии» инновационных фирм привело и к трансформации самой природы инновационных фирм привело и к трансформации самой природы инноваций. Они больше не направлены на создание «подрывных» технологий, которое вызывали глобальные пертурбации на рынке и свергали существующих лидеров (как Intel сделал с Fairchild и Microsoft с Word Perfect). Теперь инновации в основном заполняют пустующие ниши на рынке, а интересы новаторов и доминирующих на этом рынке компаний практически не пересекаются.

Развитие венчурного бизнеса в Казахстане неизбежно ведет к созданию целостной системы, которая включает в себя специфические институты и службы, обеспечивающие ее функционирование, и своеобразную модель финансирования-методы мобилизации капитала, соответствующая структура его источников, определение величины предоставляемых финансовых средств рисковым предприятиям. Метод венчурного финансирования может применяться в разных отраслях и производствах, в том числе и традиционных.

Информация о работе Инвестиционная политика РК