Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:35, курсовая работа
Инвестиции – относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось только одно понятие “капитальные вложения”, под которым понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Понятие инвестиций 3
2. Классифицирование инвестиций 4
классифицирование инвестиций относительно объекта приложения 4
классифицирование инвестиций по характеру использования 6
классифицирование инвестиций по фактору времени 6
аннуитет 6
3. Инвестиционная политика в Республике Казахстан 10
4. Общие принципы привлечения инвестиций 12
иностранные инвестиции в Республике Казахстан
5.Инвестиционная деятельность в регионах Казахстана 16
6. Особенности инвестирования в наукоемкие производства 18
6.1 кредитование наукоемкого производства 20
6.2 венчурное финансирование и венчурные фонды 21
6.3 региональные инновационные фонды 24
6.4 стимулирование инвестиций 24
7. Структура инвестиционной политики 25
8. Принципы стратегии экономического роста 26
9. Комментарии Министерства от «28.02.2003» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
Список использованной литературы 32
все возрастающую роль в экономике республики. Поэтому было принято ряд постановлений, направленных на развитие, улучшение и защиту среднего и малого бизнеса ( на поддержку малого предпринимательства).
Но эффективное использование инвестиционных ресурсов не мыслимо без Рынка ценных бумаг и в частности – Фондового Рынка, который в Казахстане по сути отсутствует, а значит, это является еще одной проблемой которую необходимо решить.
И вот, в целях реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года, 28 января 1998 года за №3834 был принят Указ Президента РК, в котором была принята программа действий и в том числе в области инвестиционной политики, определены цели и приоритеты. В Указе рассмотрены вопросы по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике в условиях рыночной экономики, (наряду с экономическими и соц.вопросами), а также освещены вопросы, связанные с обеспечением эффективной защиты иностранных инвестиций. В разделе “Благоприятный инвестиционный климат” принято решение о ускоренном развитии Фондового Рынка, защите и поддержке малого бизнеса, и др.
Таким образом, в политическом и правовом плане в Республике Казахстан создан весьма благоприятный инвестиционный климат.
4.Общие принципы привлечения инвестиций
Анализируя опыт дальнего и ближнего зарубежья, восточноазиатских соседей, можно на его основе вывести принципы, способствующие привлечению иностранных капиталов. В частности это:
- расширение практики участия внешних капиталов в пусковых объектах с учетом накопленного опыта совместного (долевого) коммерческого финансирования;
- направление средств зарубежных финансовых институтов на реализацию особо эффективных и быстро окупаемых проектов и объектов малого бизнеса;
- использование отечественных и иностранных инвестиций на конкурсной основе, с предварительной и обязательной экспертизой каждого инвестиционного проекта на соответствие перспективным планам развития экономики;
- усиление контроля над целевым расходованием внешних капиталов;
- введение в действие гибкой системы льгот и преференций, позволяющей индивидуально подойти к каждому инвестору;
- упрощение всех административных процедур, связанных с деловым пребыванием иностранных бизнесменов в регионе.
Инвестиционная политика создания” интереса” к стране строится с учетом социальных приоритетов и ориентиров развития, а также пропаганды социально-экономического потенциала региона или территории, имеющихся здесь всех видов ресурсов.
Основной принцип такой политики – “встречная инициатива”, т.е. активная позиция местных органов власти и управления в поиске и привлечении капиталов, отстаивании интересов территории своевременным вмешательством при решении вопросов реализации инвестиционных проектов.
Приоритетными направлениями в инвестиционной сфере определены:
- повышение инвестиционной активности путем привлечения отечественных компаний государственного и частного хозяйственных секторов к реализации проектов экономической модернизации города и области;
-эффективное и рациональное использование государственных инвестиций;
-увеличение притока частных вложений;
-обеспечение доступности кредитных ресурсов при финансировании инвестиционных проектов в малом и среднем бизнесе.
Успех в претворении в практику этих планов зависит во многом от качества инвестиционного потенциала, характерезующего возможности в привлечении и использовании средств отечественных и зарубежных вкладчиков, предпринимателей, населения для решения социально-экономических проблем.
На этом пути есть и свои препоны, являющиеся, по сути, негативными факторами:
- отсутствие продуманной инвестиционной политики и ее координатора;
- низкая инвестиционная активность органов власти и населения;
- недостаточный уровень бизнес-планирования на промышленных предприятиях (неумения квалифицировать предприятие в качестве потенциального субъекта и объекта инвестирования);
- слабая работа строительного комплекса;
- неблагоприятная экологическая обстановка.
В условиях, когда основные производственные мощности сохранены и не малыми возможностями обладают строительные организации различных форм собственности, необходимо для наращивания инвестиционной активности мобилизовать внутренние инвестиционные ресурсы. Принципы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Казахстан приведены в таблице 1.
Таблица-1 Принципы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Казахстан.
Принципы | Содержательные характеристики |
Экономическая и экологическая безопасность суверенитета | Экономическая и экологическая безопасность с целью обеспечения национальных интересов Республики Казахстан |
Экономическая целесообразность | Экономическая целесообразность инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов, получения займов и кредитов для Республики Казахстан |
Социально-экономическая эффективность | Социально-экономическая эффективность инвестиционных проектов с участием иностранных компаний, предоставление займов и кредитов |
Корреляция с целями экономической политики |
Вложение иностранных инвестиций в приоритетные объекты в соответствии с проводимой в стране структурой и инвестиционной политикой |
Приоритетный выбор стран-доноров | Приоритетный выбор стран-доноров на основе надежностей их репутации и без ущерба от иностранных инвестиций для экономики Республики Казахстан |
Минимальный коммерческий риск | Минимизация коммерческого риска, достигаемая на основе взаимной информированности национальных и иностранных партнеров об их финансовом состоянии, правах и обязанностях в их соответствии с законодательно-правовым инвестиционном режимом РК |
Среди особенностей казахстанского рынка зарубежных инвестиций надо отметить то, что официально некоторое количество иностранных компаний регулярно вкладывают свои средства в экономику Казахстана. Но, тем не менее, национальных инвестиционных компаний на местном рынке практически нет. Их роль выполняют банки разных уровней, к которым вкладчики не испытывают доверие, особенно, если это касается долгосрочных вкладов и долгосрочных инвестиции. Поэтому инвестиционный рынок Казахстана пока не конкурентен, закрыт для возможностей местных инвесторов. В первую очередь - населения.
4.1 Иностранные инвестиции в РК.
Иностранные инвестиции играют очень важную роль в экономике любого государства или отдельной республики. Уже не первое десятилетие прямые иностранные инвестиции растут быстрее, чем международная торговля.
Основными инвесторами, вложившими в экономику Республики Казахстан свои капиталы являются такие крупные страны как США, Германия, Великобритания, Япония, Южная Корея, Франция и др. Эти страны не только оживляют инвестиционный климат в РК, но и помогают развитию отечественной экономики.
Иностранные инвестиции разделяют на государственные и частные.
Под государственными инвестициями понимаются главным образом займы, кредиты, которые одно государство или группа государств предоставляют другому государству и которые регулируются международными соглашениями, к которым применяются нормы международного права.
Под частными инвестициями понимают инвестиции, осуществляемые частными предприятиями, гражданами одной страны в предметы инвестиций, расположенные на территории другой страны.
Иностранные инвесторы имеют право на осуществление инвестиций в РК в следующих формах:
1. Долевое участие в предприятиях, создаваемых совместно с казахскими юридическими лицами и гражданами РК.
2. Учреждение предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам.
3. Приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, государственными предприятиями.
4. Приобретение иных имущественных прав и другое.
Основной формой является долевое участие в создании совместных и зарубежных предприятий.
В соответствии с действующим законодательством РК иностранные инвесторы на территории РК обеспечиваются полной и безусловной правовой защитой.
Так, принятый 27 декабря 1994 года № 266 – XIII “Закон об иностранных инвестициях” определяет правовые и экономические основы привлечения иностранных инвестиций в экономику РК, закрепляет государственные гарантии и защиту иностранных инвестиций. Предприятия с иностранным участием могут создаваться в форме хозяйственного товарищества, акционерного общества, а также иных формах (кооперативы), не противоречащих законодательству РК. Предприятия с иностранным участием учреждаются в таком же порядке, в каком учреждаются юридические лица.
Иностранные инвестиции могут вкладываться в любые объекты и виды деятельности, не запрещенные для таких инвестиций законодательством РК.
В соответствии с Законом “Об индивидуальном предпринимательстве”, принятым 19 июня 1997 года иностранные организации могут быть субъектами малого предпринимательства,
т. е. Численность работающих в этих фирмах не более 50 человек и стоимость активов за год не более 60 тысяч месячных расчетных показателей.
Принятие Закона об инвестициях способствовало привлечению иностранных инвестиций в экономику РК, что оказало влияние на повышение произво-
дительного потенциала и послужило важным инструментом в передаче технических и управленческих навыков из – за границы.
Взносы в уставный капитал иностранными инвесторами могут вноситься в установленном законодательством РК порядке в виде зданий, сооружений, оборудования и других материальных ценностей, право пользования землей, водой и другими природными ресурсами, а также иными имущественными правами, включая право на интеллектуальную собственность.
В целях упорядочения заключения контрактов с иностранными инвесторами установлены единые правила, понятия и процедура оформления контрактов, что нашло отражение в Постановлении № 1 – 206 от 21 марта 1997 года “Об утверждении Рамочного контракта о государственной поддержке и предоставления мер стимулирования инвестору осуществляющему инвестиционную деятельность в приоритетные сектора экономики РК”.
Согласно данным Нацстатагенства в 1998 году в РК действовало 1475 предприятий с иностранным участием из которых почти 60 % в форме совместных предприятий.
В привлечении прямых иностранных инвестиций в 1998 году лидировала нефтегазовая отрасль (64, 9 % ), вторым идет энергетический комплекс (8, 7 %).
Среди стран – доноров в период с 1995 – 1997 года лидировали Великобритания, Южная Корея, Япония, США. А уже в первой половине 1998 года стали преобладать инвестиции США (19, 5 %), а Южнокорейские корпорации стали наоборот сокращать сферы своей деятельности.
Доля иностранных инвестиций в основной капитал РК возросла с 1% в 1994 году до 20 % в 1997 году.
Между тем потребность РК в притоке иностранных инвестиций очень велика. Только в ключевые отрасли промышленности требуется десятки миллиардов долларов (обрабатывающая, топливная, металлургическая).
Большой круг инвестиционных проблем в легкой и пищевой промышленностях, а также в сельском хозяйстве.
Предполагается, что в 2001 году РК получит прямых инвестиций на общую сумму около 2, 5 миллиарда долларов. А объем иностранных инвестиции к 2001 году составит не меньше, чем 1, 5 – 2 миллиарда долларов.
Иностранные инвестиции не могут быть национализированы, экспроприированы или подвергнуты иным мерам, имеющим такие же последствия, как национализация или экспроприация, за исключением случаев, когда такая экспроприация осуществляется в общественных интересах, с соблюдением надлежащего законного порядка и производится без дискриминации с выплатой немедленной адекватной и эффективной компенсации.
5. Инвестиционная деятельность в регионах Казахстана
При оценке ресурсного потенциала важно учитывать активность инвестиционной деятельности по регионам. Ее анализ, характеризующийся данными Комитета статистики и анализа, показывает, что при более или менее свободном межрегиональном переливе ресурсов сохраняется единое инвестиционное пространство. Следовательно, тенденции, присущие регионам, проявляются на уровне всей республики. Вместе с тем, при общности этих процессов: инвестиционном спаде, диспропорциях в отраслевой, технологической, воспроизводственной структуре инвестиций, изменениях источников финансирования и роли различных форм собственности, - наблюдаются некоторые особенности. Наиболее заметны они именно в областях, эти межрегиональные различия определяют новую инвестиционную ситуацию, причем, если сегодня она не особенно заметна, то в будущем, при сохранении ситуации, в случае невмешательства государства, это непременно обернется значительными социально-экономическими различиями в состоянии между областями, территориальными узлами, крупными регионами и внутри них. Так, за период 1993-1998 гг. общий объем капитальных вложений за счет всех источников финансирования сократился в 8,6 раза, в то время как, например, в Жамбылской в 12 раз, Западно-Казахстанской 10,5. В 1998 г. при 13%-ом росте инвестиций в основном капитал в целом по республике по сравнению с 1997 г. сокращение инвестиций произошло в Мангистауской (на 30%). Одновременно наблюдается увеличение объемов в Атырауской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Кызылординской областях. В 1998 г. по сравнению с 1997 г. наибольший рост произошел в Акмолинской области в 1,6 раза. Особенностью активизации инвестиционной деятельности стало строительство объектов по добыче нефти и газа на Карачаганском месторождении. Это привело почти к десятикратному увеличению объемов инвестиций в основной капитал в Заподно-Казахстанской области менее чем за год. Из-за неравномерности социально-экономического развития доля регионов в общереспубликанском объеме, по данным Агентства по статистике, только за первое полугодие 1999 г. колебалось от 35% (Атырауская), 8,5% (Актюбинская), до 1,3% (Южно-Казахстанская), 0,1% (Акмолинская) области. Наибольшее снижение наблюдается в Северо-Казахстанской (на 68%), Кызылординской (на 37%), Карагандинской (на 36%) и Актюбинской (на 19%).
Прямые инвестиции в РК направляется в основном в регионы с нефтегазовой промышленностью (Атырауская, Западно-Казахстанская и Актюбинская), а также в области с развитой строительной отраслью, ощутимым малым и средним бизнесом (это города Астана и Алматы).
Следующую группу образуют Карагандинская, Павладарская, Восточно-Казахстанская области, где дислоцированы предприятия черной и цветной металлургии и нефтедобывающая промышленность. Третья группа - Мангистауская и Кызылординская области, четвертую- регионы с аграрной экономикой: Алматинская, Жамбылская, Акмолинская, Северо-Казахстанская и Южно-Казахстанская.