Инвестиционная политика и оценка перспектив инвестиционной активности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 11:50, реферат

Описание работы

Цель работы заключается в исследовании государственной инвестиционной политики и оценке перспектив инвестиционной активности в России.
В соответствии с целью выдвигаются следующие основные задачи:
- дать общую характеристику понятию инвестиций и инвестиционной деятельности;
- рассмотреть косвенные формы инвестирования;
- описать инвестиционный климат в России;
- провести анализ инвестиционной деятельности РФ.

Содержание

Введение 3
Теоретические аспекты инвестиционной политики 4
Основные понятия и содержание инвестиционной деятельности 4
1.2. Классификация инвестиций 6
Роль инвестиций в функционировании экономики 9
1.4. Государственное регулирование инвестиционной деятельности 11
Косвенные формы инвестирования 15
2.1. Понятие финансовых посредников 15
2.2. Виды и роль финансовых посредников в инвестиционном процессе 16
2.2.1. Банки 16
2.2.2. Небанковские финансово-кредитные институты 17
2.2.3. Инвестиционные институты 19
Инвестиционный климат в России 20
3.1. Формирование инвестиционного климата 20
3.2. Инвестиционные риски. Меры по снижению инвестиционных рисков 20
Показатели состояния инвестиционной деятельности в РФ 23
Анализ развития инвестиционной деятельности РФ. Стратегия инновационного развития Российской Федерации 30
Заключение 32
Список литературы 34

Работа содержит 1 файл

Инвестиционная политика в России - копия.docx

— 280.81 Кб (Скачать)

     7. По рискам различают агрессивные,  умеренные и консервативные инвестиции.

     Агрессивные инвестиции характеризуются высокой  степенью риска. Они характеризуются  высокой прибыльностью и низкой ликвидностью.

     Умеренные инвестиции отличаются средней степенью риска при достаточной прибыльности и ликвидности вложений.

     Консервативные  инвестиции представляют собой вложения пониженного риска, характеризующиеся  надежностью и ликвидностью.

     1.3. Роль инвестиций в функционировании  экономики.

 

     Инвестиции  играют существенную роль в функционировании и развитии экономики. Обеспечивая  накопление фондов предприятий, производственного  потенциала, инвестиции непосредственно  влияют на текущие и перспективные  результаты хозяйственной деятельности. При этом инвестирование должно осуществляться в эффективных формах, поскольку  вложение средств в морально устаревшие средства производства, технологии не будет иметь положительного экономического эффекта. Нерациональное использование  инвестиций влечет за собой замораживание  ресурсов и вследствие этого сокращение объемов производимой продукции. Таким  образом, эффективность использования  инвестиций имеет важное значение для экономики: увеличение масштабов инвестирования без достижения определенного уровня его эффективности не ведет к стабильному экономическому росту.

     Инвестиции  находятся в определенной зависимости  от фактора экономического роста, для  выяснения которой следует предварительно определить понятия валовых и  чистых инвестиций.

     Валовые инвестиции – это затраты на замещение  старого оборудования (амортизация) плюс прирост инвестиций на расширение производства.

     Чистые  инвестиции – это валовые инвестиции за вычетом суммы амортизации  основного капитала.

     Динамика  показателя чистых инвестиций является индикатором состояния экономики: величина чистых инвестиций показывает, в какой фазе развития находится  экономика страны. Если объем валовых  инвестиций превышает объем амортизационных  отчислений, то прирост производственного  потенциала обеспечивает расширенное  воспроизводство, экономика находится  в стадии подъема.

     При равенстве валовых инвестиций и  амортизационных отчислений, т.е. нулевом  значении чистых инвестиций, в экономику  в данном периоде поступает такое  же количество инвестиционных средств, какое и потребляется, имеет место  простое воспроизводство общественного  продукта, характеризующееся отсутствием  экономического роста.

     Если  величина валовых инвестиций меньше суммы амортизационных отчислений, показатель чистых инвестиций является отрицательной величиной. Сокращение инвестиций вызывает уменьшение производственного  потенциала и , как следствие, экономический  спад.

     Изменение объема чистых инвестиций ведет к  изменению доходов, происходящему  в том же направлении, но в большей  степени, чем исходные сдвиги в инвестиционных расходах.

     Зависимость дохода и инвестиций выражается в  мультипликаторе.

     Мультипликатор (лат. multiplico -  умножаю) – это коэффициент, показывающий связь между изменением инвестиций и изменением величины дохода.

     При росте инвестиций рост ВНП будет  происходить в гораздо большем  размере, чем первоначальные дополнительные инвестиции. Этот множительный, нарастающий  эффект в размере ВНП и называют мультипликационным эффектом.

     Мультипликатор (МР) – это числовой коэффициент, который показывает размеры роста  ВНП при увеличении объема инвестиций. 

     ∆ ВНП = МР * ∆ инвестиций,

     т.е. мультипликатор, умноженный на приращение инвестиций, показывает приращение ВНП. 

     1.4. Государственное регулирование инвестиционной деятельности РФ 

     Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных  подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.

     Целью бюджетных инвестиций является создание мощностей по производству общественных благ (учреждений образования, здравоохранения, оборонных предприятий и др.). Как правило, они направляются в  государственный сектор. Инвестиции целесообразно учитывать в составе  целевых программ, перечень которых  утверждается законодательно.

     Бюджетные инвестиции могут предоставляться  не только государственным предприятиям. Если они направляются другим юридическим  лицам, это влечет возникновение  права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную  часть уставных капиталов и имущества  этих лиц.

     К основным принципам инвестиционной политики государства на  современном  этапе можно отнести:

  • снижение реальных процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции;
  • проведение налоговой реформы, предполагающей рассмотрение инвестиционных возможностей субъектов рынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройки существующей налоговой системы, а также совершенствования амортизационной политики;
  • осуществления процесса реформирования предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности;
  • формирование организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков с целью стимулирования сбережений населения;
  • эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе их конкурсного размещения, представления государственных гарантий;
  • ключевая роль формирования капиталовложений для реформирования экономики России;
  • пути реструктуризации источников инвестиций;
  • приоритеты федеральной инвестиционной программы;
  • государственных инвестиций на социальные программы;
  • критерии отбора проектов, финансирование которых будет осуществляться с участием средств федерального бюджета (эффективность, окупаемость, вложения в «точки роста» экономики);
  • ориентиры (примерные нормативы с учетом состояния мирового рынка капиталов) для привлечения иностранных инвестиций;
  • задачи по активизации участия регионов в привлечении отечественных и иностранных инвестиций;
  • пути развития инфраструктуры инвестиционного процесса (в частности, развития информационно-консультативной системы);

     Государственное регулирование инвестиционной деятельности, направленное на экономическое и  социальное развитие страны, осуществляется: в соответствии с государственными инвестиционными программами; прямым управлением государственными инвестициями; введением системы налогов с  дифференциацией налоговых ставок и льгот; предоставлением финансовой помощи из федерального бюджета в  форме субсидий и бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей хозяйства и производств; проведением взвешенной амортизационной, кредитной и ценовой политики исходя из реального состояния хозяйственной  системы: действующими на территории РФ правилами пользования землей, ее недрами и другими природными ресурсами.

     Налоговая политика – система экономических, финансовых и правовых мер государства  в формировании налоговой системы  страны с целью реализовать те или иные задачи, стоящие перед  обществом. Принципы построения налоговой  политики: соотношение косвенных  и прямых налогов.

     Инвестиционная  сфера России испытывает комплексное  воздействие следующих негативных факторов:

     1) сохраняется тенденция сокращения  государственных инвестиций из  федерального бюджета в основные  производственные фонды; 

     2) исключительно высокая степень  экономических рисков в регионе  обусловливает резкое снижение  объемов банковских инвестиций;

     3) государство не создало материальных  и организационных стимулов для  того, чтобы сбережения населения  республики трансформировались  в инвестиции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Косвенные формы инвестирования.

     2.1. Понятие финансовых посредников.

 

     В соответствии с объективными рыночными  закономерностями инвестирование предполагает функционирование развитого финансового рынка. Взаимодействие инвестиционного и финансового рынков является важным условием макроэкономического равновесия в рыночном хозяйстве. Финансовый рынок обеспечивает аккумулирование временно свободных денежных средств одних субъектов рынка и эффективное использование их другими, бесперебойное формирование финансовых ресурсов, их наиболее эффективное инвестирование и целенаправленное использование.

     Согласно  положениям теории финансового посредничества основным собственником инвестиционных ресурсов является население, а основным потребителем — предприятия и организации.

     При анализе инвестиционной значимости сбережений населения принято выделять организованные и неорганизованные формы сбережений. Под организованными сбережениями понимают сбережения, осуществляемые в виде вкладов в банки и ценные бумаги. Неорганизованные сбережения — это сбережения в форме наличной валюты, которые остаются на руках у населения. Данная форма сбережений населения представляет собой потенциальный инвестиционный ресурс.

     Реализация  инвестиционного спроса и предложения  осуществляется финансовыми посредниками. Рыночный механизм мобилизации инвестиционных ресурсов и их эффективного размещения предполагает наличие развитой инфраструктуры инвестиционного процесса, различных институциональных органов инвесторов, соответствующих рыночной экономике.

       Экономике развитых стран присуща  сложная и многообразная структура  институтов, осуществляющих мобилизацию  инвестиционных ресурсов с последующим их вложением в предпринимательскую деятельность. Эти институты аккумулируют отдельные сбережения домашних хозяйств и фирм в значительные массы инвестиционного капитала, который затем размешается среди потребителей инвестиций (см. прил. рис.2).

     Потребность в косвенных формах инвестирования возникает потому, что традиционные финансовые инструменты оказываются  недоступны мелким инвесторам из-за высокой  цены, сложностей работы с ними, или  нежелания эмитентов и посредников  возиться с небольшими сделками.

     Актуальность  косвенных форм инвестирования связана  также с тем, что для снижения риска инвестиционный портфель следует  разнообразить.

     В наиболее общем виде финансовые институты  включают следующие типы:

  • коммерческие банки (универсальные и специализированные);
  • небанковские кредитно-финансовые институты (финансовые 
    и страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, кредитные союзы и товарищества);

     • инвестиционные институты (инвестиционные компании и фонды, фондовые биржи, финансовые брокеры, инвестиционные консультанты и пр.)

     2.2. Виды и роль финансовых посредников  в инвестиционном         процессе.

     2.2.1. Банки.

     Значительный  инвестиционный потенциал концентрируется  в учреждениях банковской системы. Банковская система является важным источником удовлетворения инвестиционного  спроса.

     Базовой основой банковской системы являются универсальные коммерческие банки, являющиеся многофункциональными учреждениями, оперирующими в различных секторах финансового рынка. Вместе с тем развитие тенденции к специализации банковских услуг привело к выделению специализированных инвестиционных банков. Особенностью деятельности инвестиционных банков является их ориентация на мобилизацию долгосрочного капитала и предоставление его путем выпуска и размещения акций, облигаций, других ценных бумаг, долгосрочного кредитования, а также обслуживание и участие в эмиссионно-учредительской деятельности нефинансовых компаний.

     Инвестиционные  банки выступают в качестве организаторов первичного и вторичного обращения ценных бумаг третьих лиц, гарантов эмиссии, посредников и кредиторов при осуществлении фондовых операций.

     Инвестиционные  банки первого вида функционируют  в основном на первичном внебиржевом рынке ценных бумаг, осуществляя посредническую деятельность по размещению ценных бумаг.

     Основные  задачи инвестиционных банков второго вида состоят в средне- и долгосрочном кредитовании различных секторов и отраслей экономики, реализации специальных целевых проектов в области передовых технологий, а также государственных программ стабилизации экономики и социально экономического развития.  

     2.2.2. Небанковские финансово-кредитные  институты.

     К небанковским финансово-кредитным  институтам относят ломбарды, кредитные товарищества, кредитные союзы, общества взаимного кредита, страховые общества, пенсионные фонды, финансовые компании и др.

     Ломбарды  представляют собой кредитные учреждения, выдающие ссуды под залог движимого имущества. Ломбарды специализируются на предоставлении потребительского кредита под обеспечение в виде залога движимого имущества.

     Кредитные товарищества создаются в целях кредитно-расчетного обслуживания своих членов: кооперативов, арендных предприятий, предприятий малого и среднего бизнеса, физических лиц.

     Кредитные союзы представляют собой кредитные кооперативы, организуемые группами частных лиц или мелких кредитных организаций. Они представлены двумя основными типами. Кредитные союзы первого типа организуются группой физических лиц, объединяемых по профессиональному или территориальному признаку. Кредитные союзы второго типа создаются в виде добровольных объединений ряда самостоятельных кредитных товариществ.

Информация о работе Инвестиционная политика и оценка перспектив инвестиционной активности в России