Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 18:04, курсовая работа
Целью данного научного исследования является изучение основных подходов к определению понятия «человеческий капитал» и способов оценки, для достижения которой необходимо решить следующие задачи:
1) Раскрыть понятие «человеческий капитал», определить его основные формы.
2) Изучить способы оценки человеческого капитала
3) Исследовать способы оценки человеческого капитала в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………………...3
1 Человеческий капитал: понятие, сущность, инвестиции в него…….........5
1.1 Понятие и сущность человеческого капитала…………………………....5
1.2 Инвестиции в человеческий капитал………………………………...........8
2 Способы оценки человеческого капитала и их эволюция………..….....13
3 Оценка человеческого капитала в Республике Беларусь………….…...19
Заключение………………………………………………………………….....27
Список использованных источников………………………………………...28
Динамика человеческого
Сформированный, пусть и самый высокоразвитый человеческий капитал, станет мертвым грузом, если он не найдет себе адекватного применения. Для того, чтобы его использование способствовало продвижению страны по пути становления новой экономики, необходимо создать соответствующие институциональные, правовые, социальные и экономические условия.
В октябре 2009 года проводилась пресс-конференция
Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко
СМИ регионов России. Александр Григорьевич
сказал следующее: "…Один из наших
важнейших ресурсов — человеческий
потенциал. Этот капитал особенно ценен.
И для его сохранения стоит
подумать вот о чем. В нынешнем
году будет сдвоенный выпуск школьников.
Какие у них перспективы? Чтобы
этот вопрос не стоял жестко, по-моему,
имеет смысл обратить внимание на
возможность увеличения набора в
вузы, колледжи и профессиональные
училища. А заодно зафиксировать
стоимость получения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования вопросов истории, понятия, сущности человеческого капитала, его форм и способов оценки как в мире, так и в частности в Республике Беларусь были сделаны следующие выводы:
1) Человеческий капитал – мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Он неотделим от человека, его можно приобретать без дополнительных инвестиций путем обучения на рабочем месте. Человеческий капитал подвержен физическому и моральному износу: возможности человека могут со временем снижаться, познания скудеть, их носитель деградировать, а сами знания просто устаревать.
2) Анализ существующих подходов к измерению человеческого капитала позволяет прийти к выводу, что в мировой практике сложились два основных подхода к оценке человеческого капитала: затратный и доходный (рентный). Затратный подход основан на суммировании совокупных расходов на образование, профессиональную подготовку специалистов и другие затраты общества, относимым, как правило, к инвестициям в человеческий капитал. Стоимость человеческого капитала определяется результатом накопления чистых инвестиций в развитие как будущего работника на всех стадиях жизненного цикла. Доходный принцип предполагает оценку получаемых работниками доходов, которые отражают отдачу на средства, вложенные в соответствующие образовательный и квалификационный уровни. Применение доходного подхода к оценке человеческого капитала обеспечивает , прежде всего, капитализацию дохода, получаемого от использования данного вида капитала. Именно в этом случае отражаются накопление человеческого капитала каждым поколением и потенциал его использования в экономической деятельности на протяжении трудовой жизни работника.
3) С учетом тенденций развития экономической науки на Западе, акцентирующей внимание на роли человеческого капитала как фактора экономического роста, многие отечественные экономисты стали выдвигать идею о том, что инвестиции в человеческий капитал являются ключевым звеном успешного хода происходящих трансформационных процессов. Однако не стоит забывать, что рабочая сила может стать человеческим капиталом только в соответствующих институциональных и макроэкономических условиях. Естественно, что многие проблемы накопления и эффективного использования человеческого капитала как стратегического ресурса новой экономики носят дискуссионный характер. Однако не вызывает сомнения то, что привлечение внимания научной общественности, практиков хозяйствования политического руководства страны к этим проблемам будет способствовать продвижению Республики Беларусь по пути становления новой экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Агабекова, Н.В, Экономическая эффективность жизнедеятельности населения: методология и практика оценки: монография / Н.В. Агабекова. – Минск: БГЭУ, 2006. – 194 с.
2 Базылева, Н.М. Трудовые отношения и экономический рост в новой экономике / М.Н. Базылева, О.А. Бабаян. – Минск: Мисанта, 2008. – 128с.
3 Балыхин, Г.А. Управление развитием образования: организационно-экономические аспекты/ Г.А. Балыхин. – М., 2003. – 428с.
4 Беккер, Г. Человеческий капитал / Г. Беккер// США: экономика, политика, идеология. 2003. – Гл.11. – С.109-119.
5 Бондарь А.В., Корнеевец И.В., Яхницкая Н.А. Качественные аспекты состояния человеческого капитала в Республике Беларусь / Белорусский экономический журнал.- 2010. - №2. – С.63-66.
6 Валентен, С., Нестеров, Л., Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры// Вопросы экономики. – 2006. - №2. – С.101.
7 Высшая школа: функции, эффекты, концепции менеджмента / М.И. Демчук [и др]; под общ.ред. М.И. Демчука. – Минск: РИВШ, 2008. – 56с.
8 Ганчеренок, И.И. Управление кадровым резервом высшей школы: монография/ И.И. Ганчеренок, А.В. Ивановский. – Минск, 2006. – 171с.
9 Гуриев, С. Мифы экономики: заблуждения и стереотипы, которые распространяют СМИ и политики / С. Гуриев. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 210 с.
10 Зайцев, Г.Г. Управление персоналом: учеб.пособие / Г.Г. Зайцев. – Спб, 2007. – 213с.
11 История экономических учений: учеб.пособие / Г.А. Шмарловская, А.Н. Тур, Е.Е. Лебедько [и др.]; под общ. ред. Г.А. Шмарловской. – 5-е изд., стер. – Минск: Новое знание, 2006. – 340с.
12 Капранова, В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: учебн.пособие / В.А. Капранова. – Минск, 2004. – 222с.
13 Курганский, С.А. Предпринимательские способности – актив человеческого капитала / С.А.Курганский // Известия. – 2005. - № 1.- С.13-24.
14 Курганский, С.А. Человеческий капитал: сущность, структура, оценка: учебное пособие / С.А. Курганский. – Иркутск: Медуза,2007. – 361с.
15 Мазин, А.Л. Экономика труда. Теория и российская практика: учебное пособие: в 2т. / А.Л. Мазин. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002. – 332 с.
16 Макроэкономика: учебное пособие / П.Г. Никитенко и [др]; под общ.ред. Э.А.Лутохиной. – Минск: ОДО «Равноденствие», 2004. – 296с.
17 Марцинкевич, В.И. Экономика человека: учебник / В.И. Марцинкевич, И.В. Соболева. – М., 2004. – 250с.
18 Наука Республики Беларусь. Стат. сб. Мн., 2010. С. 95.
19 Национальная экономика: учебник / под. ред. П.В. Савченко. – М.: Экономистъ, 2005. – 813с.
20 Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. – Минск, 2006. – 431с.
21 Петти, В. Экономические и статистические работы: методическое пособие. – М.,2002.
22 Пресс-конференция Президента Беларуси А.Г. Лукашенко СМИ регионов России / Беларусь Сегодня. – 24 октября 2009.
23 Радьков, А.М. Образование – сила и главный ресурс прогресса / А.М. Радьков // Экономика Беларуси. – 2006. – №2. – С.20-23.
24 Репкин, С.Б. Экономическая оценка человеческого капитала и эффективность его использования инвестором в игровых видах спорта: автореф. дис. канд.экон.наук:08.0005 / С.Б.Репкин; Белорус.гос.экон.ун-т. – Минск, 2008. -24с.
25 Самойлов, В.А. Модернизация образования и человеческий капитал / В.А. Самойлов / / Высшее образование сегодня. – 2009.- №11. – С.16-22.
26 Санникова, И. Интегрированная модель непрерывного экономического образования / И.Санникова // Высшее образование в России. – 2005. - №9. – С. 63-66.
27 Симкина, Л.Г. Человеческий капитал в инновационной экономике / Л.Г. Симкина / . – СПб: Экономика, 2000. - 235с.
28 Соколова, Г.Н. Человеческий капитал в Республике Беларусь/ Г.Н.Соколова// Общество и экономика.- 2003. - №10.- С.148-159.
29 Труд и занятость в Республике Беларусь: Стат.сб. – Мн., 2004.
30 Фишер, С. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. – 2-е изд.- М: Дашко и К, 2003, 697с.
31 Хейне, П. Экономический образ мышления / П.Хейне. – М, 2002. – 201с.