Инвестиции в человеческий капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данного научного исследования является изучение основных подходов к определению понятия «человеческий капитал» и способов оценки, для достижения которой необходимо решить следующие задачи:
1) Раскрыть понятие «человеческий капитал», определить его основные формы.
2) Изучить способы оценки человеческого капитала
3) Исследовать способы оценки человеческого капитала в Республике Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1 Человеческий капитал: понятие, сущность, инвестиции в него…….........5
1.1 Понятие и сущность человеческого капитала…………………………....5
1.2 Инвестиции в человеческий капитал………………………………...........8
2 Способы оценки человеческого капитала и их эволюция………..….....13
3 Оценка человеческого капитала в Республике Беларусь………….…...19
Заключение………………………………………………………………….....27
Список использованных источников………………………………………...28

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 78.71 Кб (Скачать)

Существует также деление  инвестиций в человеческий капитал  на вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического  формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей); ко вторым – накопленные затраты на общее  образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение  и перемещение рабочей силы.

Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное  образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем  и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.

Инвестиции в образование  по содержательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные [10]. Формальные инвестиции – это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение другого образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные – это самообразование индивида, к этому виду относится чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное занятие спортом и пр.

Наряду с образованием наиболее важными являются капиталовложения в здоровье. Это приводит к сокращению заболеваний и смертности, продлеванию  трудоспособной жизни человека, а  следовательно, времени функционирования человеческого капитала. Состояние  здоровья человека – это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая – приобретенной в  результате затрат самого человека и  общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого  капитала. Инвестиции, связанные с  охраной здоровья, способны замедлить  данный процесс.

Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.

1) Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя (от продолжительности трудоспособного периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу.

2) Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться.

3) По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а затем резко снижается.

4) Не всякие инвестиции в человека могут быть призваны вложениями в человеческий капитал. Например, затраты, связанные с криминальной деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал, поскольку общественно нецелесообразны и вредны для общества.

5) Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями.

6) По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества.

Центральное место в оценивании эффективности инвестиций в человеческий капитал занимает понятие внутренних норм отдачи. Обоснование нормы отдачи базируется на ряде микроэкономических методологических принципов.

Во-первых, предполагается, что различия в заработках отражают различия в производительности.

Во-вторых, постулируется  принцип постоянной максимизации доходов (индивиды как потребители заинтересованы в максимизации доходов всей жизни, а не отдельного периода).

В-третьих, теоретически представляется, что при вложении средств в  подготовку и образование учащиеся и их родители ведут себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. Подобно «обычным»  предпринимателям они сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью  альтернативных инвестиций (процентами по банковским депозитам, дивидендами по ценным бумагам и т.д.). В зависимости от того, что экономически целесообразнее, принимается решение либо о продолжении учебы, либо ее прекращении [1,c.23].

Решение человека о получении (или повышении) образования можно  рассматривать как инвестиционное, и как любое инвестиционное решение  оно определяется сравнением издержек и ожидаемых выгод от инвестиций. Издержки могут быть разовыми или  многократными, поскольку обучение требует времени, а выгода заключается  в ожидаемой разнице потока доходов  человека в зависимости от того, получил или не получил он данное образование. Конечно же, огромное значение на решение о получении человеком высшего или иного образования оказывают не только прямые расходы (плата за образование, за учебные пособия, за проезд и т.п.), но и альтернативные издержки – упущенный доход в виде незаработанных денег на рынке труда или в сфере предпринимательской деятельности. В реальной жизни обучение может быть связано как с издержками, так и с выгодами неденежного характера. К неденежным издержкам обучения можно отнести необходимость посещать лекции, сдавать экзамены (это и стресс, и возможное унижение – особенно неприятные для людей в зрелом возрасте. В то же время обучение в высшем учебном заведении таит в себе неденежные выгоды. Это, например, расширение круга общения, радости и удовольствия студенческой жизни, новые приятные и полезные знакомства, возможность найти спутника жизни среди перспективных и образованных людей, это престижная и интересная работа, возможно связанная с административной властью, и т.п. [15,c.423].

Как показывают многочисленные зарубежные и отечественные исследования, способность к творческой интеллектуализации человеческого ума никак не связана  с этническими особенностями  людей, но они обладают наследственными  признаками. Пятидесятипроцентный «социум» отличает аккуратного, дисциплинированного  немца от творческой концентрации ума  россиянина, ментальной рассудительности белоруса или юмористического сарказма украинца, умелого физиолога растений и человеческой души грузина. Эти  свойства этноса накладывают свой отпечаток  на профессиональные особенности работников разных национальностей. Именно поэтому  правомерно сказать, что воспроизводство  и развитие общества как целостной  системы детерминировано его  генетическими свойствами, которые  реализуются в адекватных конкретных исторических формах и социальных проявлениях [2,c.17].

Знания приносят эффект как  в результате индивидуального, так  и коллективного их потребления. В совокупности этих потребления  они приносят общественный эффект. Объединенные в одну или множество  организационных групп, знания могут  быть разделены на две основные группы – явные и неявные знания. Явные  знания – это обобщенные определенным образом кодифицированные и связанные  в информационную систему представления  о предметах и явлениях окружающей человека действительности. Неявные  знания – это аккумулированный в  сознании человека опыт, набор сведений, комплекс профессиональных действий, которым обладает личность. Неявные  знания могут стать достоянием других людей, но могут и не стать: все  зависит от сложившихся в обществе форм общения и коммуникабельности личности.

Организованные по какому-либо признаку знания обладают эффектом синергии, выражающимся в том, что обособленные в личности знания при групповом  использовании своими полезными  качествами как бы накладываются  друг на друга, наслаиваются, формируя множественный эффект воздействия, который и называется эффектом синергии. Он способен приносить организации  увеличивающийся, в зависимости  от объема и качества синергии, доход. При этом чем в большем объеме и продолжительнее фирма будет  пользоваться коллективными знаниями, тем более ценным становится результат  за счет роста самоусиливающегося цикла знаний. Эффект синергии усиливается за счет совершенствования существующих знаний в процессе обучения и переподготовки работников. Приобретенные вследствие этого знания, особенно специфические для данного производства, являются уникальным ресурсом и выступают надежным оружием в конкурентной борьбе, они приносят фирме ощутимую прибыль.

Развитие и пополнение внутрифирменных знаний может идти по трем основным направлениям. Во-первых, знания пополняются за счет внешней среды. Это происходит путем обучения работников в учреждениях образования, посредством стажировок в других фирмах, участия в работе семинаров, учебе в системе переподготовки кадров работников. Во-вторых, работники целенаправленно  или неосознанно занимаются самообразованием посредством чтения литературы, просмотра телепередач, посещения театра, кино, наконец, в процессе встреч и бесед с сослуживцами. В-третьих, идет постоянный обмен знаниями между отделами, службами, нижестоящими и вышестоящими структурами управлениями посредством предоставления отчетов о деятельности, подачи инструктивных материалов, обмена опытом и т.д. Поэтому все прогрессивно мыслящие управленческие структуры имеют перспективные планы обучения и переподготовки персонала. Любая структура в современном производстве и общественной жизни должна быть обучающейся   и саморазвивающейся, что создает атмосферу доверия, взаимопомощи и преданности организации [16,c.84].

Процесс накопления человеческого  капитала можно представить как  комбинацию из следующих факторов: комплекс профессиональных навыков  и знаний, которые человек использует в своей трудовой деятельности; способность  человека учиться и пополнять  свои знания: одаренность, целеустремленность и смекалка; способность человека делиться своими знаниями и умениями, терпимость и познавательность к  происходящему вокруг. Человек должен постоянно пополнять свою память информацией об окружающем мире и  тогда человеческое сознание будет  развиваться динамично и эффективно, а значит, будет значимым для прогресса  общества. Как утверждают специалисты, компьютеры и программы сами не создают  стоимости, пока умные, обученные и  хорошо осведомленные люди не кладут свои профессионально подготовленные руки на клавиатуру и начинают реализовывать  потенциал, заложенный в программном  обеспечении. Только технология, совмещенная  с хорошим и достаточным обучением, может сделать труд работников производительным и одновременно доставляющим творческое удовлетворение.

 

2 Способы оценки человеческого капитала и их эволюция

В западной традиции сложились три подхода к оценке человеческого капитала.

Первый подход рассматривает  человека не только как носителя профессиональных и трудовых навыков, знаний и способностей, требующих соответствующих инвестиций («неосязаемый капитал»), но и как  объекта вложений в него самого как  социально-биологическое существо («осязаемый капитал»). Так, Дж. Кендрик  оценивает масштабы «осязаемого  капитала» как сумму аккумулированных издержек, связанных с содержанием  детей до трудоспособного возраста. Альтернативные оценки основываются на накопленных за определенный период времени (например, до завершения периода  трудоспособности) вложений в медицинское  обслуживание населения. «Неосязаемый капитал» оценивается как накопленная  стоимость инвестиций в образование  и профессиональные навыки человека. По Дж. Кендрику, интеллектуальный, или  образовательный, капитал уже в  конце 60-х годов в США составлял 86 % стоимости «неосязаемого капитала», а весь человеческий капитал обеспечивал около 50 % валового капитала страны.

Второй, более распространенный подход, состоит в оценке человеческого капитала лишь как накопленных инвестиций (с поправкой на амортизацию) в навыки и образование людей. Это обосновывается тем, что в условиях рынка человек продает свои способности, но не самого себя, поэтому расходы на воспроизводство семьи не превращаются  в капитал.

Третий подход заключается  в выделении, наряду с интеллектуальной и социально-биологической компонентами человеческого капитала, его социальной компоненты. Последняя проявляется  в моральном состоянии общества, прочности социальных, в том числе  семейных отношений, социально-психологическом  климате (оптимистичный или депрессивный настрой), что влияет на социальные мотивации, производительность труда, уровень трудовой и предпринимательской  активности и т.п. Образно говоря, «социальный капитал»- это потенциал  взаимного доверия и взаимопомощи, рационально формируемый в межличностном пространстве. В отличии от капитала денежного «социальный капитал» по мере расходования только возрастает, поскольку чем интенсивнее практика кооперации и взаимовыручки, тем прочнее и эффективнее сети солидарности и больше масса взаимного доверия. «Социальный капитал» представляет собой необходимое условие для функционирования гражданского общества, его «сокровенную суть» [15,c.92].

Объем «социального капитала»  измеряется обычно по двум показателям: индексу доверия и членству в  общественных объединениях. И именно в процессе их измерения некоторые  исследователи обнаружили вдруг  явную тенденцию к сокращению «социального капитала» в Америке  на протяжении последней четверти прошлого века. Число членов разного рода добровольных ассоциаций за минувшие два десятилетия сократилось примерно на 25-50 %; время неформального общения с 1965г. Уменьшилось на четверть, а на деятельность общественных организаций – чуть ли не наполовину; и наконец, индекс доверия( процент положительных ответов на вопрос «можно ли доверять людям?») с 1972г. снизился примерно на треть.

Кризис советской системы  произошел в рамках определенного  мирового социально-экономического процесса, суть которого состоит в преобразовании индустриальных обществ в постиндустриальные. Советский Союз, соревнуясь с Западом, не смог адаптироваться к постиндустриальным вызовам и пал под тяжестью собственной индустриальной системы, ориентированной на производство чугуна и стали, а не на электронику и  информатику, на потребности производства, а не на потребности современного человека. Советская система сформировала образованного человека, ориентированного на постиндустриальные ценности, но не смогла создать адекватные условия  для реализации им этих ценностей [16,c.95].

Информация о работе Инвестиции в человеческий капитал