Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 18:04, курсовая работа
Целью данного научного исследования является изучение основных подходов к определению понятия «человеческий капитал» и способов оценки, для достижения которой необходимо решить следующие задачи:
1) Раскрыть понятие «человеческий капитал», определить его основные формы.
2) Изучить способы оценки человеческого капитала
3) Исследовать способы оценки человеческого капитала в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………………...3
1 Человеческий капитал: понятие, сущность, инвестиции в него…….........5
1.1 Понятие и сущность человеческого капитала…………………………....5
1.2 Инвестиции в человеческий капитал………………………………...........8
2 Способы оценки человеческого капитала и их эволюция………..….....13
3 Оценка человеческого капитала в Республике Беларусь………….…...19
Заключение………………………………………………………………….....27
Список использованных источников………………………………………...28
Существует также деление
инвестиций в человеческий капитал
на вещественные и невещественные.
К первым относятся все затраты,
необходимые для физического
формирования и развития человека (издержки
рождения и воспитания детей); ко вторым
– накопленные затраты на общее
образование и специальную
Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.
Инвестиции в образование по содержательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные [10]. Формальные инвестиции – это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение другого образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные – это самообразование индивида, к этому виду относится чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное занятие спортом и пр.
Наряду с образованием наиболее важными являются капиталовложения в здоровье. Это приводит к сокращению заболеваний и смертности, продлеванию трудоспособной жизни человека, а следовательно, времени функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека – это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая – приобретенной в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс.
Инвестиции в человеческий
капитал имеют ряд
1) Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя (от продолжительности трудоспособного периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу.
2) Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться.
3) По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а затем резко снижается.
4) Не всякие инвестиции в человека могут быть призваны вложениями в человеческий капитал. Например, затраты, связанные с криминальной деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал, поскольку общественно нецелесообразны и вредны для общества.
5) Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями.
6) По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества.
Центральное место в оценивании эффективности инвестиций в человеческий капитал занимает понятие внутренних норм отдачи. Обоснование нормы отдачи базируется на ряде микроэкономических методологических принципов.
Во-первых, предполагается, что различия в заработках отражают различия в производительности.
Во-вторых, постулируется принцип постоянной максимизации доходов (индивиды как потребители заинтересованы в максимизации доходов всей жизни, а не отдельного периода).
В-третьих, теоретически представляется,
что при вложении средств в
подготовку и образование учащиеся
и их родители ведут себя рационально,
взвешивая соответствующие
Решение человека о получении
(или повышении) образования можно
рассматривать как
Как показывают многочисленные зарубежные и отечественные исследования, способность к творческой интеллектуализации человеческого ума никак не связана с этническими особенностями людей, но они обладают наследственными признаками. Пятидесятипроцентный «социум» отличает аккуратного, дисциплинированного немца от творческой концентрации ума россиянина, ментальной рассудительности белоруса или юмористического сарказма украинца, умелого физиолога растений и человеческой души грузина. Эти свойства этноса накладывают свой отпечаток на профессиональные особенности работников разных национальностей. Именно поэтому правомерно сказать, что воспроизводство и развитие общества как целостной системы детерминировано его генетическими свойствами, которые реализуются в адекватных конкретных исторических формах и социальных проявлениях [2,c.17].
Знания приносят эффект как в результате индивидуального, так и коллективного их потребления. В совокупности этих потребления они приносят общественный эффект. Объединенные в одну или множество организационных групп, знания могут быть разделены на две основные группы – явные и неявные знания. Явные знания – это обобщенные определенным образом кодифицированные и связанные в информационную систему представления о предметах и явлениях окружающей человека действительности. Неявные знания – это аккумулированный в сознании человека опыт, набор сведений, комплекс профессиональных действий, которым обладает личность. Неявные знания могут стать достоянием других людей, но могут и не стать: все зависит от сложившихся в обществе форм общения и коммуникабельности личности.
Организованные по какому-либо признаку знания обладают эффектом синергии, выражающимся в том, что обособленные в личности знания при групповом использовании своими полезными качествами как бы накладываются друг на друга, наслаиваются, формируя множественный эффект воздействия, который и называется эффектом синергии. Он способен приносить организации увеличивающийся, в зависимости от объема и качества синергии, доход. При этом чем в большем объеме и продолжительнее фирма будет пользоваться коллективными знаниями, тем более ценным становится результат за счет роста самоусиливающегося цикла знаний. Эффект синергии усиливается за счет совершенствования существующих знаний в процессе обучения и переподготовки работников. Приобретенные вследствие этого знания, особенно специфические для данного производства, являются уникальным ресурсом и выступают надежным оружием в конкурентной борьбе, они приносят фирме ощутимую прибыль.
Развитие и пополнение внутрифирменных знаний может идти по трем основным направлениям. Во-первых, знания пополняются за счет внешней среды. Это происходит путем обучения работников в учреждениях образования, посредством стажировок в других фирмах, участия в работе семинаров, учебе в системе переподготовки кадров работников. Во-вторых, работники целенаправленно или неосознанно занимаются самообразованием посредством чтения литературы, просмотра телепередач, посещения театра, кино, наконец, в процессе встреч и бесед с сослуживцами. В-третьих, идет постоянный обмен знаниями между отделами, службами, нижестоящими и вышестоящими структурами управлениями посредством предоставления отчетов о деятельности, подачи инструктивных материалов, обмена опытом и т.д. Поэтому все прогрессивно мыслящие управленческие структуры имеют перспективные планы обучения и переподготовки персонала. Любая структура в современном производстве и общественной жизни должна быть обучающейся и саморазвивающейся, что создает атмосферу доверия, взаимопомощи и преданности организации [16,c.84].
Процесс накопления человеческого
капитала можно представить как
комбинацию из следующих факторов:
комплекс профессиональных навыков
и знаний, которые человек использует
в своей трудовой деятельности; способность
человека учиться и пополнять
свои знания: одаренность, целеустремленность
и смекалка; способность человека
делиться своими знаниями и умениями,
терпимость и познавательность к
происходящему вокруг. Человек должен
постоянно пополнять свою память
информацией об окружающем мире и
тогда человеческое сознание будет
развиваться динамично и
2 Способы оценки человеческого капитала и их эволюция
В западной традиции сложились три подхода к оценке человеческого капитала.
Первый подход рассматривает
человека не только как носителя профессиональных
и трудовых навыков, знаний и способностей,
требующих соответствующих
Второй, более распространенный подход, состоит в оценке человеческого капитала лишь как накопленных инвестиций (с поправкой на амортизацию) в навыки и образование людей. Это обосновывается тем, что в условиях рынка человек продает свои способности, но не самого себя, поэтому расходы на воспроизводство семьи не превращаются в капитал.
Третий подход заключается
в выделении, наряду с интеллектуальной
и социально-биологической
Объем «социального капитала» измеряется обычно по двум показателям: индексу доверия и членству в общественных объединениях. И именно в процессе их измерения некоторые исследователи обнаружили вдруг явную тенденцию к сокращению «социального капитала» в Америке на протяжении последней четверти прошлого века. Число членов разного рода добровольных ассоциаций за минувшие два десятилетия сократилось примерно на 25-50 %; время неформального общения с 1965г. Уменьшилось на четверть, а на деятельность общественных организаций – чуть ли не наполовину; и наконец, индекс доверия( процент положительных ответов на вопрос «можно ли доверять людям?») с 1972г. снизился примерно на треть.
Кризис советской системы произошел в рамках определенного мирового социально-экономического процесса, суть которого состоит в преобразовании индустриальных обществ в постиндустриальные. Советский Союз, соревнуясь с Западом, не смог адаптироваться к постиндустриальным вызовам и пал под тяжестью собственной индустриальной системы, ориентированной на производство чугуна и стали, а не на электронику и информатику, на потребности производства, а не на потребности современного человека. Советская система сформировала образованного человека, ориентированного на постиндустриальные ценности, но не смогла создать адекватные условия для реализации им этих ценностей [16,c.95].