Инвестиции в человеческий капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данного научного исследования является изучение основных подходов к определению понятия «человеческий капитал» и способов оценки, для достижения которой необходимо решить следующие задачи:
1) Раскрыть понятие «человеческий капитал», определить его основные формы.
2) Изучить способы оценки человеческого капитала
3) Исследовать способы оценки человеческого капитала в Республике Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1 Человеческий капитал: понятие, сущность, инвестиции в него…….........5
1.1 Понятие и сущность человеческого капитала…………………………....5
1.2 Инвестиции в человеческий капитал………………………………...........8
2 Способы оценки человеческого капитала и их эволюция………..….....13
3 Оценка человеческого капитала в Республике Беларусь………….…...19
Заключение………………………………………………………………….....27
Список использованных источников………………………………………...28

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 78.71 Кб (Скачать)

Единой методики оценки человеческого  капитала не существует. Известны различные  точки зрения авторов, которые можно  кратко изложить следующим образом. Одним из наиболее распространенных методов является исчисление человеческого  капитала отдельной личности и его  оценки в структуре интеллектуального  капитала предприятия. Данной теории придерживаются такие ученые как У. Фарр, Л. Дублин и др.

В основу метода положена попытка  оценки приведенной стоимости потока затрат, связанных с формированием  человеческого капитала и будущего потока доходов, которое обеспечит  получение человеческого капитала конкретной личности. Рассмотрим подробнее  некоторые методы оценки человеческого  капитала.

Качественный (экспертный) метод  оценки человеческого капитала. Суть данного подхода к оценке человеческого капитала заключается в том, что оценке подвергаются качественные показатели, характеризующие как индивидуальные особенности конкретного работника, так и свойства работников предприятия в совокупности.

Качественные характеристики конкретного сотрудника являются неотъемлемой частью попытки его стоимостного измерения, поскольку именно наличие  таких качественных характеристик  как способность нестандартно мыслить, использовать навыки и опыт в сочетании  с интуицией и др. В частности, названные качественные характеристики являются неотъемлемой частью капитала знаний предприятия. Вклад персонала  в общие результаты определяется по следующим направлениям:

  1. Вклад в развитие новых научных направлений;
  2. Вклад в увеличение доходов предприятия;
  3. Вклад в развитие отношений с заказчиками;
  4. Вклад в координацию деятельности подразделений;
  5. Вклад в успешное выполнение линейных функций.

В рамках экспертного подхода  оцениваются как качественные характеристики конкретного работника, так и  совокупность свойств человеческого (кадрового) потенциала. При большей объективности данной методики используются весовые коэффициенты. Порядок расчета включает в себя три стадии:

  1. Определение ключевых показателей, идентифицирующих вклад работника в капитал знаний предприятия.
  2. Установление весовых долей (коэффициент значимости) для каждого показателя, исходя из того, насколько часто каждый показатель проявляется у аттестуемого.
  3. Определение по бальной шкале для оценки каждого показателя. 

Далее анализируются полученные результаты и определяется средний бал по каждому работнику. Данные значения сравнивают с эталонными, полученными эмпирическим методом (путем суммирования всех баллов по всем качественным показателям). Экспертный подход включает в себя различные модификации и является необходимым составляющим оценки человеческого капитала.

Для оценки стоимости человеческого  капитала и стоимости самого человека в основном применялись два метода: стоимость производства, т.е. оценивание реальных затрат (обычно чистого расхода  средств существования) на «производство  человека», и процедура капитализации  заработка, заключающаяся в оценке приведенной к настоящему моменту  времени ценности будущих доходов  индивида. Первый подход использовал  Э. Энгель для определения денежной ценности индивида [32]. Он считал, что рождение и воспитание стоило затрат их родителям и эти затраты могут быть взяты как мера денежной оценки стоимости детей для общества. Стоимость производства человека нельзя рассматривать только с точки зрения экономической цели, не существует простой и непосредственной зависимости между затратами на производство и соответствующей экономической ценностью человека. Тем не менее, модифицированный подход Э. Энгеля  полезен для оценивания таких компонентов человеческого капитала, как капитализированные услуги образования и здравоохранения.

Второй подход является наиболее известным и основывается на принципе капитализации будущих доходов [20]. При этом величина стоимости любого актива определяется экономическим эффектом от его использования, а дисконтируемая сумма будущих доходов составляет величину применяемого капитала. Стоимость человеческого капитала одного работника фиксированного возраста зависит от возраста окончания трудовой деятельности человека, общей суммы заработной платы, приходящейся на квалифицированный труд, и процентной ставки. В соответствии с монетарным подходом к оценке человеческого капитала его величина определяется ожидаемым годовым заработком, сроком предстоящей трудовой жизни и средней доходностью от всего имущества.

Существуют также комбинированные  методы оценки человеческого капитала. Немецкий экономист Т. Витстейн использовал подходы, разработанные У. Фарром (капитализированный заработок) и Э. Энгелем (цена производства). Он предположил, что величина заработка за время жизни индивида равна затратам на его содержание и образование. Этот подход порождает такие оценки человека, которые неизбежно равны нулю в момент его рождения, создается возможность удвоения величины.

Для ученых, занимающихся методами оценки величины человеческого капитала, основополагающим является труд американских экономистов, работающих в сфере  страхования жизни, Л.Дублина и  А.Лотки, которые наиболее точно  изложили суть метода капитализации  заработка. Цель их исследования –  расчет экономической ценности человека для его семьи. Денежная стоимость  человека в момент рождения V0   определялась по формуле

 

V0 =Vx ∙ Px ( Yx∙ Ex -  Cx),             (2.1)

 

где Vx = 1/(1+i)x- ценность в данный момент 1 доллара, полученного через x лет;

                i - рыночная процентная ставка;

Px - вероятность дожития человека до возраста x;

     Yx - годовой заработок человека с момента x до x+1 лет (предполагается полная занятость);

    Cx - величина затрат на жизнь человека в возрасте от x до x+1 лет.

Подобным образом рассчитывалась стоимость человека для любого возраста α [2,c.25].

Такой метод капитализации  заработка индивида ( за вычетом  затрат на его потребление) позволяет  определить экономическую ценность человека не только для его семьи, но и для общества. Для этих целей  может использоваться метод капитализации  налогов, выплаченных государству  данным индивидом.

Стоимость производства человека в возрасте α по методу Л.Дублина  и А.Лотки равна

 

Ca=1/Pa∙[∑Vx-a ∙Px(Cx - Yx∙Ex)].                (2.2)

 

Следовательно, стоимость  производства человека до возраста α  равна разности между его ценностью  в возрасте α и ценностью в  момент рождения, умноженной на (1+i)a / Pa. Это усовершенствованный вариант метода Э.Энгеля.

Разработанные методы экономической  ценности человека (при условии наличия  необходимых для этих расчетов данных) наиболее пригодны для практического  использования [2,c.27].

Очень важным направлением стал поиск новых измерителей, которые  наряду с натурально-стоимостными включают ценностные показатели. Последние разрабатываются  путем применения различных методов  субъективных оценок и позволяют  установить ценность для людей материальных благ, образования, здоровья, семьи, свободного времени, достоинства, человеческих отношений, политической системы и т.п.

Существенный интерес  представляет используемый в настоящее  время ООН и Всемирным банком индекс человеческого развития, который  отражает величину благосостояния и качества жизни населения и определяется как средняя арифметическая из трех наиболее наглядных индикаторов качества человеческого капитала и уровня жизни:

 

(I1 + I2 +I3) / 3,                    (2.3)

 

где I1 – индекс ожидаемой средней продолжительности жизни населения при рождении;

        I2 – индекс уровня образования населения (комбинированный показатель, рассчитываемый как индекс грамотности, взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее или высшее образование);

       I3 – индекс реального ВВП на душу населения, исчисляемого по паритету покупательной способности валют в долларах США [16,c.76].

Следует отметить, что различные  специалисты индекс человеческого  развития определяют неоднозначно. Данный показатель в значительной степени  изменяет способы, выбранные  для  измерения. Несмотря на это, сам индекс не лишен ценности. Создание такого индекса дало возможность по-новому определить понятие экономического роста с тем, чтобы развитие само по себе служило людям. Его анализ позволяет судить, сколько еще  предстоит сделать стране для  достижения принятых ориентиров и целей.

Еще один подход, позволяющий  перейти к оценкам уровня развития человеческого капитала, основан  на использовании производственной функции Кобба-Дугласа. Автором предлагается линейная зависимость для определения  темпов роста ВВП от темпов капитала и классического труда:

 

y(t) = α κ(t) +βℓ(t) + y + δ + n,                 (2.4)

 

  где        y(t) – темпы роста ВВП;

      κ(t) – темпы поста капитала;

      ℓ(t) – темпы роста классического труда;

      y – параметр НТП;

      δ – параметр  отдачи от человеческого капитала;

      n – корреляционное влияние НТП и человеческого капитала;

      α, β – коэффициенты [15,c.268].

          С учетом физического смысла и закона убывающей отдачи темпы роста качественных факторов, капитала и классического труда, описываемые обратной экспоненциальной зависимостью, со временем снижаются. Тогда из приведенной зависимости следует, что в долгосрочном периоде рост ВВП происходит в основном за счет научно-технического прогресса, человеческого капитала и их перекрестного влияния. Параметр НТП в современных условиях является функцией параметра человеческого капитала. В простой модели эту функцию можно представить в виде степенного ряда, в усложненной – необходимо учитывать временное запаздывание отдачи человеческого капитала. Характер степенной зависимости свидетельствует о том, что при недостаточном человеческом капитале, низкой отдаче от инвестиций, вложенных в него, отдача от инвестиций  в НТП будет невелика и не обеспечит стабильного роста ВВП. Эту закономерность подтверждает увеличивающийся разрыв в уровнях жизни населения стран с низким и высоким показателем человеческого капитала.

На каждом этапе экономическая  эффективность обучения определяется соотношением затрат и результатов.

Результатом инвестиций в  человеческий капитал следует считать  повышение производительности труда.

Между этими показателями существует определенная зависимость, которую можно выразить следующей формулой:

Э = (В - Вn) ∙ Ц / З,             (2.5)

где Э - эффективность инвестиций в человеческий капитал на i-м этапе;

       Bn - выработка работника до обучения;

        В - выработка работника после обучения;

        Ц - цена единицы продукции;

        З - инвестиции в человеческий капитал [15,c.274].

Специфика человеческого капитала и его оценки проявляется прежде всего в том, что он не может формироваться без прямой непосредственном участии (расходов времени и сил) его будущего владельца. Образование или профессиональная подготовка, которая финансируется за счет государства или предприятия, абсолютно бесплатная для потребителя, однако требует от него затрат времени и труда. Чаще наращивание человеческого капитала сопровождается и материальными затратами лица или семьи (потерянные заработки, частичная оплата обучения, расходы на канцтовары и многое другое. Поэтому необходимым условием эффективности инвестирования в человеческий капитал на уровне государства, регионов и предприятий является рациональное понимание и благосклонное отношение к наращиванию человеческого капитала со стороны его будущих владельцев. В этой связи особое значение приобретает необходимость создания в обществе положительного имиджа образованности, профессионализма, высокой квалификации. Одним из перспективных направлений решения этой задачи является распространение в обществе идей концепции человеческого капитала и человеческого развития [15,c.285].

 

3 Оценка человеческого  капитала в Республике Беларусь

Для нашей республики в условиях сравнительной бедности ресурсного капитала проблема оценки человеческого капитала имеет особое значение. Согласно экспериментальным расчетам потенциальных и реальных объемов накопленного человеческого капитала, на начало XXI в. его удельный вес в национальном богатстве Республики Беларусь составлял 55,4 % и был самым высоким среди всех стран СНГ, а по показателю накопленного человеческого капитала на душу населения Беларусь уступала только Россия (182 и 197 тыс.дол. США соответственно). В рамках программы развития ООН (ПРООН) в Республике Беларусь проведена оценка состояния и использования человеческого капитала за период с 1990 по 2003г., рассмотрено состояние науки, образования и здравоохранения с позиций инвестирования в человеческий капитал [27,c.148]. Было отмечено, что хотя в 2003г. Беларусь снова вошла в группу стран с высоким уровнем индекса человеческого потенциала, заняв 56-е место, предстоит еще длинный путь для достижения таких целей, как увеличение средней продолжительности жизни (в 85 лет) и обеспечение населению достойного уровня доходов (Приложение А).

Информация о работе Инвестиции в человеческий капитал