Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 18:04, курсовая работа
Целью данного научного исследования является изучение основных подходов к определению понятия «человеческий капитал» и способов оценки, для достижения которой необходимо решить следующие задачи:
1) Раскрыть понятие «человеческий капитал», определить его основные формы.
2) Изучить способы оценки человеческого капитала
3) Исследовать способы оценки человеческого капитала в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………………...3
1 Человеческий капитал: понятие, сущность, инвестиции в него…….........5
1.1 Понятие и сущность человеческого капитала…………………………....5
1.2 Инвестиции в человеческий капитал………………………………...........8
2 Способы оценки человеческого капитала и их эволюция………..….....13
3 Оценка человеческого капитала в Республике Беларусь………….…...19
Заключение………………………………………………………………….....27
Список использованных источников………………………………………...28
Единой методики оценки человеческого капитала не существует. Известны различные точки зрения авторов, которые можно кратко изложить следующим образом. Одним из наиболее распространенных методов является исчисление человеческого капитала отдельной личности и его оценки в структуре интеллектуального капитала предприятия. Данной теории придерживаются такие ученые как У. Фарр, Л. Дублин и др.
В основу метода положена попытка
оценки приведенной стоимости потока
затрат, связанных с формированием
человеческого капитала и будущего
потока доходов, которое обеспечит
получение человеческого
Качественный (экспертный) метод оценки человеческого капитала. Суть данного подхода к оценке человеческого капитала заключается в том, что оценке подвергаются качественные показатели, характеризующие как индивидуальные особенности конкретного работника, так и свойства работников предприятия в совокупности.
Качественные характеристики конкретного сотрудника являются неотъемлемой частью попытки его стоимостного измерения, поскольку именно наличие таких качественных характеристик как способность нестандартно мыслить, использовать навыки и опыт в сочетании с интуицией и др. В частности, названные качественные характеристики являются неотъемлемой частью капитала знаний предприятия. Вклад персонала в общие результаты определяется по следующим направлениям:
В рамках экспертного подхода оцениваются как качественные характеристики конкретного работника, так и совокупность свойств человеческого (кадрового) потенциала. При большей объективности данной методики используются весовые коэффициенты. Порядок расчета включает в себя три стадии:
Далее анализируются полученные результаты и определяется средний бал по каждому работнику. Данные значения сравнивают с эталонными, полученными эмпирическим методом (путем суммирования всех баллов по всем качественным показателям). Экспертный подход включает в себя различные модификации и является необходимым составляющим оценки человеческого капитала.
Для оценки стоимости человеческого капитала и стоимости самого человека в основном применялись два метода: стоимость производства, т.е. оценивание реальных затрат (обычно чистого расхода средств существования) на «производство человека», и процедура капитализации заработка, заключающаяся в оценке приведенной к настоящему моменту времени ценности будущих доходов индивида. Первый подход использовал Э. Энгель для определения денежной ценности индивида [32]. Он считал, что рождение и воспитание стоило затрат их родителям и эти затраты могут быть взяты как мера денежной оценки стоимости детей для общества. Стоимость производства человека нельзя рассматривать только с точки зрения экономической цели, не существует простой и непосредственной зависимости между затратами на производство и соответствующей экономической ценностью человека. Тем не менее, модифицированный подход Э. Энгеля полезен для оценивания таких компонентов человеческого капитала, как капитализированные услуги образования и здравоохранения.
Второй подход является наиболее известным и основывается на принципе капитализации будущих доходов [20]. При этом величина стоимости любого актива определяется экономическим эффектом от его использования, а дисконтируемая сумма будущих доходов составляет величину применяемого капитала. Стоимость человеческого капитала одного работника фиксированного возраста зависит от возраста окончания трудовой деятельности человека, общей суммы заработной платы, приходящейся на квалифицированный труд, и процентной ставки. В соответствии с монетарным подходом к оценке человеческого капитала его величина определяется ожидаемым годовым заработком, сроком предстоящей трудовой жизни и средней доходностью от всего имущества.
Существуют также
Для ученых, занимающихся методами оценки величины человеческого капитала, основополагающим является труд американских экономистов, работающих в сфере страхования жизни, Л.Дублина и А.Лотки, которые наиболее точно изложили суть метода капитализации заработка. Цель их исследования – расчет экономической ценности человека для его семьи. Денежная стоимость человека в момент рождения V0 определялась по формуле
V0 =Vx ∙ Px ( Yx∙ Ex - Cx), (2.1)
где Vx = 1/(1+i)x- ценность в данный момент 1 доллара, полученного через x лет;
i - рыночная процентная ставка;
Px - вероятность дожития человека до возраста x;
Yx - годовой заработок человека с момента x до x+1 лет (предполагается полная занятость);
Cx - величина затрат на жизнь человека в возрасте от x до x+1 лет.
Подобным образом
Такой метод капитализации заработка индивида ( за вычетом затрат на его потребление) позволяет определить экономическую ценность человека не только для его семьи, но и для общества. Для этих целей может использоваться метод капитализации налогов, выплаченных государству данным индивидом.
Стоимость производства человека в возрасте α по методу Л.Дублина и А.Лотки равна
Ca=1/Pa∙[∑Vx-a ∙Px(Cx - Yx∙Ex)]. (2.2)
Следовательно, стоимость производства человека до возраста α равна разности между его ценностью в возрасте α и ценностью в момент рождения, умноженной на (1+i)a / Pa. Это усовершенствованный вариант метода Э.Энгеля.
Разработанные методы экономической ценности человека (при условии наличия необходимых для этих расчетов данных) наиболее пригодны для практического использования [2,c.27].
Очень важным направлением стал поиск новых измерителей, которые наряду с натурально-стоимостными включают ценностные показатели. Последние разрабатываются путем применения различных методов субъективных оценок и позволяют установить ценность для людей материальных благ, образования, здоровья, семьи, свободного времени, достоинства, человеческих отношений, политической системы и т.п.
Существенный интерес представляет используемый в настоящее время ООН и Всемирным банком индекс человеческого развития, который отражает величину благосостояния и качества жизни населения и определяется как средняя арифметическая из трех наиболее наглядных индикаторов качества человеческого капитала и уровня жизни:
(I1 + I2 +I3) / 3, (2.3)
где I1 – индекс ожидаемой средней продолжительности жизни населения при рождении;
I2 – индекс уровня образования населения (комбинированный показатель, рассчитываемый как индекс грамотности, взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее или высшее образование);
I3 – индекс реального ВВП на душу населения, исчисляемого по паритету покупательной способности валют в долларах США [16,c.76].
Следует отметить, что различные специалисты индекс человеческого развития определяют неоднозначно. Данный показатель в значительной степени изменяет способы, выбранные для измерения. Несмотря на это, сам индекс не лишен ценности. Создание такого индекса дало возможность по-новому определить понятие экономического роста с тем, чтобы развитие само по себе служило людям. Его анализ позволяет судить, сколько еще предстоит сделать стране для достижения принятых ориентиров и целей.
Еще один подход, позволяющий перейти к оценкам уровня развития человеческого капитала, основан на использовании производственной функции Кобба-Дугласа. Автором предлагается линейная зависимость для определения темпов роста ВВП от темпов капитала и классического труда:
y(t) = α κ(t) +βℓ(t) + y + δ + n, (2.4)
где y(t) – темпы роста ВВП;
κ(t) – темпы поста капитала;
ℓ(t) – темпы роста классического труда;
y – параметр НТП;
δ – параметр
отдачи от человеческого
n – корреляционное влияние НТП и человеческого капитала;
α, β – коэффициенты [15,c.268].
С учетом физического смысла и закона убывающей отдачи темпы роста качественных факторов, капитала и классического труда, описываемые обратной экспоненциальной зависимостью, со временем снижаются. Тогда из приведенной зависимости следует, что в долгосрочном периоде рост ВВП происходит в основном за счет научно-технического прогресса, человеческого капитала и их перекрестного влияния. Параметр НТП в современных условиях является функцией параметра человеческого капитала. В простой модели эту функцию можно представить в виде степенного ряда, в усложненной – необходимо учитывать временное запаздывание отдачи человеческого капитала. Характер степенной зависимости свидетельствует о том, что при недостаточном человеческом капитале, низкой отдаче от инвестиций, вложенных в него, отдача от инвестиций в НТП будет невелика и не обеспечит стабильного роста ВВП. Эту закономерность подтверждает увеличивающийся разрыв в уровнях жизни населения стран с низким и высоким показателем человеческого капитала.
3 Оценка человеческого капитала в Республике Беларусь