Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 01:47, контрольная работа
Термин «интеграция» происходит от латинского integratio - восстановление отдельных частей в единое целое. Интеграция может происходить в различных сферах - экономической, политической, социальной и др., как на макроэкономическом (межгосударственном), так и на микроэкономическом (фирменном) уровнях. Она может иметь институциональную модель (в рамках подписанного государствами договора) и мягкую модель (без институционального оформления, в силу высокого уровня экономической взаимозависимости и взаимодополняемости). Различают также поверхностную интеграцию (затрагивающую только рыночную сферу) и глубокую интеграцию (проявляющуюся и в сфере производства).
Интеграционные объединения как субъект мирового хозяйства
Европейский союз (ЕС)
НАФТА
АСЕАН
АТЭС
Создан Североамериканский банк развития, финансирующий инвестиционные проекты по снижению уровня загрязнения окружающей среды, в частности, Мексике выделены средства на реализацию 37 инвестиционных проектов, в основном в сфере водоснабжения.
Североамериканское соглашение по сотрудничеству в сфере трудовых отношений призвано содействовать разрешению трудовых проблем, расширению сотрудничества по улучшению условий труда, сближению национальных стандартов в сфере труда.
В целом, НАФТА создана в основном в 2003г., а полное формирование завершится к 2008 г. Она является крупнейшей зоной свободной торговли в мире, а по экономическому потенциалу занимает 1 место в мире с совокупным ВВП в 12,9 трлн.долл. (что равно 1/3 мирового ВВП).
Еще один важный результат - повышение инвестиционной привлекательности региона и стимулирование притока взаимных и внерегиональных ПЗИ. За 10 лет объем взаимных прямых инвестиций увеличился в 2 раза.
Максимальные преимущества от интеграции получают США благодаря более емкому внутреннему рынку, объем которого более чем в 8 раз превышает совокупную емкость канадского и мексиканского рынков. Немалые преимущества имеет и Мексика. Главной причиной является закрытость национальной экономики на момент подписания соглашения. Под влиянием США правительство Мексики провело либерализацию и дерегулирование национальной экономики, что намного повысило ее привлекательность для зарубежных инвестиций, товаров и услуг.
Одновременно
возросла конкурентоспособность
Один из негативных моментов функционирования НАФТА связан с ассиметричностью интеграционных процессов, наиболее сильно развитых между Мексикой и США, Канадой и США, тогда как между Мексикой и Канадой связи сохраняются на низком уровне (в 2005 г., доля Мексики в экспорте Канады несколько выросла до 0,7%, для сравнения в экспорте США – 13,3%). Среди других издержек функционирования НАФТА следует выделить проблему субсидирования сельскохозяйственного экспорта США, что негативно сказывается на уровне конкурентоспособности аналогичной мексиканской продукции и ведет к сокращению числа занятых в сельском хозяйстве Мексики. Есть и негативные социальные последствия для Мексики от членства в НАФТА – углубление разрыва в уровнях доходов населения, снижение уровня оплаты труда на 20% в отдельных секторах, рост безработицы, разорение малых и средних компаний, не выдержавших конкуренции со стороны более конкурентоспособных компании США и Канады.
Одной из острых сохраняется проблема нелегальной миграции мексиканцев в США. В 2000г. президент Мексики предложил постепенно перейти к свободному перемещению лиц в НАФТА в течение 10 лет. Состоялись переговоры, которые были сорваны из-за сентябрьских событий в США 2001 г. В 2006 г. конгресс США принял решение о строительстве зоны протяженностью в 400-700 миль вдоль американо-мексиканской границы для упрощения легальной миграции между двумя странами.
Несмотря на сохраняющиеся проблемы, все три страны положительно оценивают итоги членства в НАФТА и стремятся расширить членство в других интеграционных группировках, тем более, что формат ЗСТ это позволяет.
Каковы перспективы североамериканской экономической интеграции? Не раз высказывались предложения о формировании Североамериканского сообщества, но сохраняющиеся дезинтегрирующие факторы объективного и субъективного порядка мешают этому. Из их числа следует выделить:
1) дифференциацию в уровнях экономического развития между США и Канадой, с одной стороны, и Мексикой, с другой стороны;
2) разрыв в объеме ВВП, когда американский ВВП в восемь раз превышает совокупный ВВП Канады и Мексики;
3) разрыв в среднедушевых доходах между США и Канадой, с одной стороны, и Мексикой, с другой стороны;
4)
ассиметричность
4.Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)
Созданная в 1967 г. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии - АСЕАН (Association of South East Asian Nations – ASEAN) включает десять стран – Бруней, Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Лаос, Малайзию, Мьянму, Сингапур, Таиланд и Филиппины.
Основные цели АСЕАН, определенные Бангкокской декларацией 1967г.: военно-политическая стабилизация в Юго-Восточной Азии; создание таможенного союза, содействие экономическому росту стран. В 1970-1980-е гг. страны развивали производственное сотрудничество, вели строительство совместных объектов, как на многосторонней, так и на двусторонней основах, а также сформировали зону преференциальной торговли (с небольшими по объему преференциями на ограниченный круг товаров взаимной торговли).
В 1992г. на саммите в Сингапуре принято решение о формировании зоны свободной торговли АФТА (ASEAN Free Trade Agreement – AFTA) в течение 15 лет (в последующие годы конечной датой был назван 2000г. для шести более развитых стран – Сингапура, Малайзии, Таиланда, Филиппин, Индонезии и Брунея).
Стратегическая
цель АФТА – повышение
1)
сокращение ставок пошлин до 0-5
% на промышленную и
2)
введение общего эффективного
преференциального тарифа (СЕПТ) для
взаимной торговой
3)
гармонизацию национальных
4)
ликвидацию количественных
5)
введение принципа взаимного
признания в отношении
6)
координацию
7) либерализацию взаимной торговли услугами.
В сфере нетарифных ограничений страны перешли на ускоренную таможенную очистку товаров в рамках «зеленого коридора» (за 1-2 часа); использование Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) в национальных таможенных тарифах, общую методику определения таможенной стоимости (метод цены сделки). С 1988 г. действует Рамочное соглашение о взаимном признании стандартов производства 20 ведущих экспортных товаров (холодильники, кондиционеры, телефоны, радиоприемники, телевизоры, косметика, фармацевтические товары, телекоммуникационное оборудование), на которые приходится существенная доля взаимной торговли.
Страны АСЕАН создали зону свободной торговли в основном (для шести стран в 2000г. и для Вьетнама в 2003 г.), реализовав главную цель - снижение пошлин до 0-5 %. Три других страны (Камбоджа, Мьянма, Лаос) присоединятся в 2010 г. Следующим этапом станет ликвидация пошлин к 2015 г. для АСЕАН-6 и к 2018 г. для стран Индокитая.
В 1994 г. подписано Рамочное соглашение АСЕАН по услугам, основная цель которого – ликвидация барьеров. В нем предусмотрено проведение переговоров по особым обязательствам стран-членов по доступу на рынки, национальному режиму и дополнительным обязательствам в отношении всех секторов услуг и способов поставки. В т.н. первый пакет либерализации включены семь сфер услуг (финансы, морской транспорт, телекоммуникации, воздушный транспорт, туризм, строительные и предпринимательские услуги). В перспективе предусмотрена полная либерализация сферы услуг к 2020 г.
На данный момент результаты либерализации торговли услугами оказались слабыми. Сохраняются ограничения в отношении доли участия иностранного капитала, форм коммерческого присутствия иностранного капитала в сфере услуг, миграции физических лиц, оказывающих услуги за рубежом.
Соглашение о формировании Инвестиционной зоны АСЕАН подписано в 1998 г. в целях повышения инвестиционной привлекательности стран-участниц. Оно включает пять инвестиционных программ по взаимному сотрудничеству, содействию и либерализации в рамках АСЕАН. Намечено завершить либерализацию взаимных инвестиций к 2010 г.; распространить национальный режим на инвесторов из стран-участниц к 2010 г., а инвесторов из третьих государств к 2020 г.
В 2003 г. Балийский саммит АСЕАН принял историческое решение о формировании АСЕАНовского сообщества как экономического, политического и социального сообществ к 2020 г. Подобное решение стало отражением стремления стран-участниц (как и большинства других стран мира) качественно эволюционировать интеграционный процесс. Как указано в документе «Балийское Согласие-2», в котором оформлена цель и направления достижения качественно иной формы экономической интеграции, Сообщество станет общим рынком со свободным перемещением товаров, услуг и инвестиций, лиц квалифицированного труда и более свободного перемещения капитала. На Втором Восточноазиатском саммите (2006г.) решено ускорить формирование АСЕАНовского сообщества к 2015г.
В
рамках АСЕАН сохраняются
Тем
не менее, как показала практика интеграционного
сближения стран Ассоциации, есть все
объективные и субъективные условия для
достижения намеченной цели – формирование
АСЕАНовского Сообщества возможно и в
более короткие сроки.
5.Форум Азиатско-Тихоокеанское Экономическое сотрудничество (АТЭС)
С 1989 г. функционирует первая в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) межправительственная экономическая организация – Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» – АТЭС (Asia Pacific Economic Cooperation Forum - APEC). Первоначально в ее состав вошли 12 стран: США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Республика Корея и страны-члены АСЕАН (Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индонезия и Бруней). В 1991 г. приняты КНР, Гонконг (Китай) и Тайвань, в 1993 г. - Мексика и Папуа-Новая Гвинея, в 1994 г. - Чили, в 1998 г. - Российская Федерация, Перу и Вьетнам. В настоящее время в Форуме АТЭС состоит 21 страна и территория Тихоокеанского бассейна.
Цели деятельности Форума определены в Сеульской декларации (1991 г.):
1)
содействие экономическому
2)
укрепление многосторонней
3)
проведение торговой и
Впервые идея создания Тихоокеанского сообщества прозвучала в 1993 г. На первом саммите в Сиэттле (США). Спустя год, в 1994 г. на Богорском саммите (Индонезия) принято решение о готовности стран АТЭС создать зону свободной торговли товарами и движения капиталов к 2010-2020 гг. При оценке эффективности реализации идеи следует учитывать принципы деятельности АТЭС. Это: недискриминация; прозрачность; сотрудничество; гибкость; соответствие нормам ВТО; невзаимность; стэндстил; сравнимость; всеобщий охват; синхронное начало; продолжающийся процесс; дифференцированные сроки реализации либерализационных мер.
На филиппинском саммите (1996 г.) была принята Манильская программа действий (МАПА) как комплексный пакет мер по достижению стратегический цели формирования Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сообщества (АТЭС). Она включает три раздела: (1) индивидуальные планы действий (ИПД) каждой страны-участницы; (2) коллективный план действий (КПД) АТЭС; (3) развитие экономического и технического сотрудничества.
ИПД предусматривают меры по либерализации торговли и инвестиций в 16 областях, в частности, по таможенным пошлинам, нетарифным барьерам, услугам, инвестициям, политике конкуренции, правительственным закупкам, урегулированию споров, миграции предпринимателей, национальным стандартам. Как показывает анализ ИПД, зафиксированные меры - совокупность обязательств в ВТО, субрегиональных интеграционных группировках и национальных программ либерализации, т.е. либерализационные меры, осуществляемые одновременно на трех уровнях - национальном, региональном и международном. В итоге получается, что разработанные и реализуемые меры не связаны непосредственно с участием страны в АТЭС, который становится лишь дискуссионным форумом в процессе торговой (и не только) либерализации. В последние годы стали проводиться ежегодные отчеты стран-членов о результатах выполнения планов, что служит стимулом для их реализации.
КПД включают направления торговой и инвестиционной либерализации, а также содействие формированию более благоприятного предпринимательского климата - более прозрачного, упрощенного, с меньшими издержками на основе ежегодного уточнения направлений, которые включаются с учетом мониторинга мнений стран-участниц. Среди уже выполненных мер можно выделить: упрощение и гармонизацию процедур таможенной очистки; гармонизацию таможенных номенклатур, разработку компьютерной базы данных по таможенным пошлинам; сокращение административных формальных на пути миграции предпринимателей на основе введения единого миграционного документа.