Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 01:47, контрольная работа
Термин «интеграция» происходит от латинского integratio - восстановление отдельных частей в единое целое. Интеграция может происходить в различных сферах - экономической, политической, социальной и др., как на макроэкономическом (межгосударственном), так и на микроэкономическом (фирменном) уровнях. Она может иметь институциональную модель (в рамках подписанного государствами договора) и мягкую модель (без институционального оформления, в силу высокого уровня экономической взаимозависимости и взаимодополняемости). Различают также поверхностную интеграцию (затрагивающую только рыночную сферу) и глубокую интеграцию (проявляющуюся и в сфере производства).
Интеграционные объединения как субъект мирового хозяйства
Европейский союз (ЕС)
НАФТА
АСЕАН
АТЭС
С 1981 г. расширился состав ЕС до 10 государств за счет вступления Греции (третий этап расширения).
Третий, или современный этап развития западноевропейской интеграции охватывает период, начиная с середины 1980-х гг. по настоящее время. Этот этап отличается наивысшей динамичностью, качественной и количественной эволюцией.
В 1985 г. был принят план устранения сохранявшихся барьеров во взаимной торговле до конца 1992 г., получивший название Белой книги (1985г.). Цели и программа создания единого внутреннего рынка (ЕВР) были разработаны в Едином Европейском Акте (1986 г.). ЕВР стал вторым этапом эволюции западноевропейской интеграции как общего рыночного пространства со свободным перемещением товаров, услуг, капитала и лиц.
В 1992 г. подписан Маастрихтский Договор (вступивший в силу с 1 ноября 1993 г.) о Европейском Союзе. Договор поставил цель сформировать единый экономический, валютный и политический союз, дал новое название ЕС как Европейского Союза, зафиксировал план формирования экономического и валютного союза. В нем определены три опоры ЕС: Европейские сообщества, общая внешняя политика и политика безопасности, сотрудничество в судебной сфере и сфере правосудия.
С 1993г. действует соглашение о едином Европейском экономическом пространстве между 19 странами ЕС и ЕАСТ как пространства, свободного от барьеров на пути перемещения товаров, услуг, капитала и лиц.
В 1995 г. вступило в силу Шенгенское соглашение о едином визовом пространстве (не участвуют Великобритания и Ирландия). В рассматриваемый период были подписаны два важных договора: Амстердамский (1999г.) о политическом сотрудничестве и Ниццский договор (2000г.) о реформе институциональной структуры Союза. В 1997 г. был подписан, а с 1999г. вступил в силу Амстердамский договор, изменивший Договор о Европейском Союзе, договоры, учреждающие Европейские сообщества, и некоторые относящиеся к ним акты. В договоре определена концепция продвинутого сотрудничества, в соответствии с которой страны, принимающие меры по углублению интеграционных процессов, могут вводить во взаимных отношениях решения по ускорению реализации целей и задач, определённых в учредительном договоре.
C
1 марта 2002 г. функционирует
В рамках третьего этапа эволюции европейской интеграции состав Евросоюза расширялся четырежды: в 1986 г. вступили Испания и Португалии (третий этап расширения), в 1995г. - Австрия, Финляндия и Швеция (четвертый этап расширения).
В 2003 г. подписан Афинский договор о присоединении, определивший дату пятого расширения Союза (май 2004 г.) за счет вступления 10 стран – Венгрии, Польши, Чехии, Словакии, Словении, Эстонии, Литвы, Латвии, Мальты и Кипра. С января 2007 г. вступили Болгария и Румыния (шестой этап расширения). Таким образом, количество стран-членов ЕС увеличилось до 27. Что касается перспектив дальнейшего расширения ЕС, то возможными членами называются Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория и Албания, имеющие далеко неодинаковые шансы на вступление в ЕС. С 2005 г. ведутся переговоры с Турцией и Хорватией, а в 2004 г. подала заявку на вступление в ЕС Македония.
Как записано в Маастрихтском договоре, в ЕС может вступить любое европейское государство, уважающее принципы свободы, демократии, права человека, фундаментальные свободы, нормы закона. Критерии членства были утверждены на Копенгагенском заседании Европейского Совета в 1993 г. и включают наличие стабильных институтов, гарантирующих демократию, нормы закона, права человека и права национальных меньшинств; наличие рыночной экономики, способной конкурировать с экономиками других стран-членов; выполнение прав и обязанностей членства, поддержка целей и задач ЕС; наличие административных структур, реализующих законы Евросоюза.
Европейский союз прошел шесть этапов расширения. Экономический эффект расширения связан с увеличением емкости внутреннего рынка ЕС, его консолидацией, что позитивно сказывается на экономическом росте всех стран-членов независимо от даты вступления. Больший эффект получают новые страны за счет беспошлинного ввоза товаров, притока инвестиций, использования финансовых ресурсов ЕС на цели экономического, регионального и социального развития. По оценкам, спустя два года после вступления темпы экономического развития новых стран растут более динамично по сравнению с показателями старых членов, что стимулирует расширение экспорта и капиталовложений из других стран, рост благосостояния населения, сокращает разрыв в уровнях экономического развития и уровнях жизни внутри ЕС.
Однако, благоприятные этапы расширения практически пройдены. Начиная с 1973 г. (даты членства Ирландии), к ЕС присоединялись страны с более низким уровнем экономического развития (исключение – четвертый этап расширения, когда вступили Австрия, Швеция и Финляндия). Чтобы сгладить влияние неодинаковых уровней развития выделялись финансовые ресурсы (Фонд сплочения) и устанавливались более длительные сроки реализации интеграционных планов для Ирландии, Испании, Португалии и Греции. Ситуация обострилась в рамках пятого и шестого этапа расширения, когда в состав ЕС вошли страны с намного более низким уровнем развития. ВВП на душу населения в среднем составляет порядка 40% от среднего уровня ЕС. Диспропорция, когда 10 стран ЦВЕ, в которых проживает более 100 млн. человек, увеличили численность населения ЕС на 27,9%, а совокупный валовой продукт - лишь на 4,3%, привела к понижению среднедушевого ВВП в ЕС в целом примерно на 20%. По оценкам, среднедушевой ВВП новых стран достигнет 70% среднего показателя ЕС к 2020-2030 гг. В итоге, политический фактор стал основным фактором расширения ЕС за счет принятия 12 государств.
Расширение ЕС ведет к негативным экономическим и социальным последствия для развития европейской экономической интеграции, в том числе, к необходимости реформирования институциональной структуры ЕС, ослаблению позиций более экономически развитых стран, составляющих т.н. ядро Евросоюза в условиях, когда немалый вес при принятии решений принадлежит странам, чей экономический, финансовый и научно-технический потенциал намного ниже средних показателей по ЕС, что скажется на характере утверждаемых законов; к увеличению объемов финансирования на содействие экономическим преобразованиям и росту, а также перераспределению средств среди стран-получателей помощи, что приведет к обострению противоречий между ними; к замедлению динамики интеграционных процессов в ЕС вследствие необходимости адаптации новых стран к нормам единого внутреннего рынка, единой валютной зоны и др. Эти и иные проблемы и последствия пятого и шестого этапов расширения ЕС скажутся на содержании интеграционных процессов в ЕС.
Основы
институциональной структуры
Административные структуры ЕС включают Совет ЕС, Европейский парламент, Европейскую комиссию и Европейский Суд.
Высшим политическим институтом является Совет ЕС, действующий на двух уровнях – уровне министров разных отраслей и уровне глав государств и правительств стран-членов.
Совет ЕС на уровне министров (главным служит Совет ЕС на уровне министров иностранных дел, часто называемый Советом министров) выполняет законодательные и исполнительные функции. Заседания проводятся не реже нескольких раз в месяц; голосование проводится на основе квалифицированного большинства, когда каждая страна имеет взвешенное количество голосов с учетом численности населения и интересов малых стран. Для принятия решения необходимы не менее 258 голосов из 346, при этом должны проголосовать «за» не менее 14 стран и поданные голоса будут представлять 62% населения ЕС. Принцип единогласия применяется при решении самых важных вопросов налоговой и внешней политики, миграции.
Вторым уровнем Совета ЕС является Европейский Совет на уровне глав государств и правительств в ранге саммитов, проводимых четыре раза в год. Основные функции – определение основ европейской политики, разрешение проблем, возникших на более низком уровне.
Законодательные функции выполняет Европейский парламент, в составе которого 732 парламентария от 25 стран, избираемых на основе прямых выборов. Парламент действует на основе принципа партийной принадлежности; в его составе 100 партий, самыми крупными из которых являются либеральная и социалистическая. Он утверждает основные законопроекты Союза и единый бюджет.
Исполнительным органом служит Европейская комиссия (ЕК) в составе которой по 1 представителю от каждой страны-члена во главе с Председателем. Штаб-квартира находится в Брюсселе. Ее состав избирается сроком на 5 лет Европарламентом. ЕК подотчетна Европарламенту (который вправе ее распустить, что произошло в 2004 г. из-за коррупционного скандала). Комиссия независима от национальных правительств, содействует реализации интересов ЕС, разрабатывает законопроекты и претворяет законодательные нормы; подписывает международные соглашения от имени ЕС; проводит переговоры и подписывает договоры и соглашения с третьими странами.
Европейский Суд является судебным органом, призванным осуществлять правовое толкование законов ЕС, содействовать единообразному толкованию одних и тех же норм национальными судами, разрешать споры между государствами, институтами, юридическими и физическими лицами ЕС. В составе – по одному судье от каждой страны. Штаб-квартира расположена в Люксембурге.
Консультативными
структурами ЕС являются Экономический
и социальный комитет и Комитет регионов.
3.Североамериканское соглашение о зоне свободной торговли (НАФТА)
Первым интеграционным соглашением в Северной Америке стало Соглашение о Канадо-американской зоне свободной торговли - КУСФТА (Canada-USA Free Trade Agreement - CUSFTA), которое вступило в силу с 1 января 1989 года. Главная цель формирования КУСФТА – достижение зоны свободной торговли на основе ликвидации пошлин во взаимной торговле в течение 10 лет, а также уменьшения дискриминации в отношении взаимных прямых инвестиций, включая расширение права на регистрацию компаний и применение национального режима. Исключения были сделаны в отношении сфера телекоммуникаций двух стран и допуска американских инвестиций в канадскую сферу культуры.
На базе КУСФТА было подписано Североамериканское соглашение о зоне свободной торговли между США, Канадой и Мексикой - НАФТА (North American Free Trade Agreement - NAFTA), вступившее в силу с января 1994 года. Основные цели соглашения:
1)
стимулирование взаимной
2)
разработка согласованных
3)
обеспечение справедливой
4)
содействие защите прав
5)
стимулирование взаимного
Договорно-правовую основу составляют Североамериканское соглашение о зоне свободной торговли, Североамериканское соглашение по сотрудничеству в сфере трудовых отношений, Североамериканское соглашение по экологическому сотрудничеству и соглашения (в том числе двустороннего плана) по автомобилям, сельскому хозяйству, текстилю и одежде.
В сфере либерализации взаимной торговли предусмотрена
1) ликвидация пошлин в течение 10 лет в отношениях между Канадой и Мексикой, между США и Мексикой на большинство промышленной и сельскохозяйственной продукции (за исключением молочной продукции, сахара, хлопка, срок либерализации в отношении которых – 15 лет);
2)
гармонизация нетарифных
3)
либерализация взаимной
4)
ликвидация ограничений в
5)
создание механизма по
6) проведение общей политики по защите прав интеллектуальной собственности (патентов, торговых марок, копий).
Североамериканское соглашение по экологическому сотрудничеству нацелено на ужесточение требований по защите окружающей среды и проведение общей политики. Проблема связана с опасениями перевода производственных мощностей из США и Канады в Мексику, имеющей более мягкие экологические нормы.