Интернациональные объединения мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 01:47, контрольная работа

Описание работы

Термин «интеграция» происходит от латинского integratio - восстановление отдельных частей в единое целое. Интеграция может происходить в различных сферах - экономической, политической, социальной и др., как на макроэкономическом (межгосударственном), так и на микроэкономическом (фирменном) уровнях. Она может иметь институциональную модель (в рамках подписанного государствами договора) и мягкую модель (без институционального оформления, в силу высокого уровня экономической взаимозависимости и взаимодополняемости). Различают также поверхностную интеграцию (затрагивающую только рыночную сферу) и глубокую интеграцию (проявляющуюся и в сфере производства).

Содержание

Интеграционные объединения как субъект мирового хозяйства
Европейский союз (ЕС)
НАФТА
АСЕАН
АТЭС

Работа содержит 1 файл

мировая экономика.docx

— 51.76 Кб (Скачать)

     С  1981 г. расширился состав ЕС до 10 государств за счет вступления Греции (третий этап расширения).

     Третий,   или   современный   этап   развития   западноевропейской   интеграции охватывает период, начиная  с середины 1980-х гг. по настоящее  время. Этот этап отличается   наивысшей   динамичностью,   качественной   и   количественной эволюцией.

     В 1985 г. был принят план устранения сохранявшихся  барьеров во взаимной торговле до конца 1992 г., получивший название Белой книги (1985г.).   Цели   и   программа   создания   единого   внутреннего   рынка   (ЕВР)   были разработаны  в Едином Европейском Акте (1986 г.).  ЕВР стал вторым этапом   эволюции   западноевропейской   интеграции   как   общего   рыночного пространства со свободным перемещением товаров, услуг, капитала и лиц.

     В 1992 г.  подписан Маастрихтский Договор  (вступивший в силу с 1 ноября 1993 г.) о  Европейском Союзе. Договор поставил цель сформировать единый экономический, валютный и политический союз, дал  новое название   ЕС   как   Европейского   Союза,   зафиксировал   план   формирования экономического и валютного союза. В нем определены три опоры ЕС: Европейские сообщества, общая внешняя политика и политика безопасности, сотрудничество в судебной сфере и сфере правосудия.

     С   1993г.   действует   соглашение   о   едином   Европейском   экономическом пространстве между 19 странами ЕС и ЕАСТ как пространства,  свободного от барьеров на пути перемещения товаров, услуг, капитала и лиц.

     В  1995   г.   вступило   в   силу  Шенгенское   соглашение   о   едином  визовом пространстве  (не участвуют Великобритания и Ирландия).  В рассматриваемый период   были   подписаны   два   важных   договора:   Амстердамский   (1999г.)   о политическом   сотрудничестве   и   Ниццский   договор   (2000г.)   о   реформе институциональной структуры Союза. В 1997 г. был подписан, а с 1999г. вступил в силу  Амстердамский   договор,   изменивший   Договор   о   Европейском   Союзе, договоры, учреждающие Европейские сообщества, и некоторые относящиеся к ним акты.   В   договоре   определена  концепция   продвинутого   сотрудничества,   в соответствии   с   которой   страны,   принимающие   меры   по   углублению интеграционных процессов, могут вводить во взаимных отношениях решения по ускорению реализации целей и задач, определённых в учредительном договоре.

     C 1 марта 2002 г. функционирует экономический  и валютный союз ЕС (ЭВС), ставший  наиболее высоким этапом эволюции  западноевропейской интеграции. В  октябре 2004г. в Риме подписана  Европейская Конституция, одним  из основных направлений которой  является реформа институциональной структуры Союза на основе   изменения   принципа   голосования;   введения   должностей   президента   и министра   иностранных   дел   ЕС;   расширения   полномочий   Европарламента; сокращения   состава   Европейской   комиссии.  По   действующим   правилам   для вступления   в   силу   Конституция   должна   пройти   ратификацию   в   рамках референдума или голосования в парламенте страны. Данный вопрос был вынесен на всенародный референдум в десяти странах  (правда,  в Чехии впоследствии решение   было   отменено).  В  ряде   стран   проект  Конституции   был   отвергнут (Нидерланды, Франция).

     В рамках третьего этапа эволюции европейской  интеграции состав Евросоюза расширялся четырежды: в 1986 г. вступили Испания и Португалии  (третий этап расширения),   в   1995г.   -   Австрия,   Финляндия   и  Швеция   (четвертый   этап расширения).

     В 2003 г. подписан Афинский договор о  присоединении, определивший дату пятого расширения Союза (май 2004 г.) за счет вступления 10 стран – Венгрии, Польши, Чехии, Словакии, Словении, Эстонии, Литвы, Латвии, Мальты и Кипра. С января 2007 г. вступили Болгария и Румыния (шестой этап расширения). Таким образом, количество стран-членов ЕС увеличилось до 27. Что касается перспектив дальнейшего расширения ЕС, то возможными членами называются Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория и Албания, имеющие далеко неодинаковые шансы на вступление в ЕС. С 2005 г. ведутся переговоры с Турцией и Хорватией, а в 2004 г. подала заявку на вступление в ЕС Македония.

     Как   записано   в  Маастрихтском   договоре,   в   ЕС  может   вступить   любое европейское   государство,   уважающее   принципы   свободы,   демократии,   права человека,  фундаментальные   свободы,  нормы  закона.  Критерии  членства  были утверждены  на  Копенгагенском  заседании  Европейского  Совета   в   1993   г.   и включают наличие стабильных институтов, гарантирующих демократию, нормы закона,  права человека и права национальных меньшинств;  наличие рыночной экономики,   способной   конкурировать   с   экономиками   других   стран-членов; выполнение прав и обязанностей членства, поддержка целей и задач ЕС; наличие административных структур, реализующих законы Евросоюза.

     Европейский союз прошел шесть этапов расширения. Экономический эффект расширения   связан   с   увеличением   емкости   внутреннего   рынка   ЕС,   его консолидацией, что  позитивно сказывается на экономическом  росте всех стран-членов независимо от даты вступления. Больший эффект получают новые страны за   счет   беспошлинного   ввоза   товаров,   притока   инвестиций,   использования финансовых ресурсов ЕС на цели экономического, регионального и социального развития. По оценкам, спустя два года после вступления темпы экономического развития новых стран растут более динамично по сравнению с показателями старых членов,  что стимулирует расширение экспорта и капиталовложений из других   стран,   рост   благосостояния   населения,   сокращает   разрыв   в   уровнях экономического развития и уровнях жизни внутри ЕС.

     Однако, благоприятные этапы расширения практически пройдены. Начиная с 1973 г. (даты членства Ирландии), к ЕС присоединялись страны с более низким уровнем экономического развития  (исключение – четвертый этап расширения, когда   вступили   Австрия,  Швеция   и   Финляндия).   Чтобы   сгладить   влияние неодинаковых   уровней   развития   выделялись   финансовые   ресурсы   (Фонд сплочения)   и   устанавливались   более   длительные   сроки   реализации интеграционных планов для Ирландии, Испании, Португалии и Греции. Ситуация обострилась в рамках пятого и шестого этапа расширения, когда в состав ЕС вошли страны с намного более низким уровнем развития.  ВВП на душу населения  в среднем составляет порядка 40% от среднего уровня ЕС. Диспропорция, когда 10 стран ЦВЕ, в которых проживает более 100 млн. человек, увеличили численность населения ЕС на 27,9%, а совокупный валовой продукт - лишь на 4,3%, привела к понижению среднедушевого ВВП в ЕС в целом  примерно на 20%.  По оценкам, среднедушевой  ВВП  новых   стран   достигнет   70%  среднего   показателя  ЕС  к 2020-2030 гг. В итоге, политический фактор стал основным фактором расширения ЕС за счет принятия 12 государств.

     Расширение   ЕС   ведет   к   негативным   экономическим   и   социальным последствия для развития европейской экономической интеграции, в том числе, к необходимости реформирования институциональной структуры ЕС,  ослаблению позиций более экономически развитых стран, составляющих т.н. ядро Евросоюза в условиях, когда немалый вес при принятии решений принадлежит странам, чей экономический,   финансовый   и   научно-технический   потенциал   намного   ниже средних показателей по ЕС, что скажется на характере утверждаемых законов; к увеличению   объемов   финансирования   на   содействие   экономическим преобразованиям   и   росту,   а   также   перераспределению  средств   среди   стран-получателей помощи, что приведет к обострению противоречий между ними; к замедлению динамики интеграционных процессов в ЕС вследствие необходимости адаптации новых стран к нормам единого внутреннего рынка, единой валютной зоны  и   др.  Эти   и   иные   проблемы  и   последствия   пятого   и  шестого   этапов расширения   ЕС   скажутся   на   содержании   интеграционных   процессов   в   ЕС.

     Основы  институциональной структуры были заложены Римским договором о ЕЭС,  впоследствии изменения вносились нормами Единого европейского акта, Амстердамского и Ниццского договоров. Отличительная черта институциональной структуры ЕС – ее наднациональный характер,  т.е.  приоритет законодательных норм ЕС над решениями национальных органов власти.

     Административные   структуры   ЕС   включают   Совет   ЕС,   Европейский парламент, Европейскую комиссию и Европейский Суд.

     Высшим  политическим институтом является Совет  ЕС, действующий на двух уровнях   –   уровне   министров   разных   отраслей   и   уровне   глав   государств   и правительств стран-членов.

     Совет  ЕС  на   уровне  министров   (главным   служит  Совет   ЕС  на   уровне министров иностранных  дел, часто называемый Советом министров) выполняет законодательные   и   исполнительные   функции.   Заседания   проводятся   не   реже нескольких раз в месяц; голосование  проводится на основе квалифицированного большинства, когда каждая страна имеет  взвешенное количество голосов с учетом численности   населения   и   интересов   малых   стран.   Для   принятия   решения необходимы не менее 258 голосов из 346, при этом должны проголосовать «за» не менее   14   стран   и   поданные   голоса   будут   представлять   62%  населения  ЕС. Принцип   единогласия   применяется   при   решении   самых   важных   вопросов налоговой и внешней политики, миграции.

     Вторым  уровнем Совета ЕС является  Европейский  Совет  на уровне глав государств и  правительств в ранге саммитов,  проводимых четыре раза в год. Основные  функции   –   определение   основ   европейской   политики,   разрешение проблем, возникших на более  низком уровне.

     Законодательные  функции   выполняет  Европейский   парламент,  в   составе которого 732 парламентария от 25 стран, избираемых на основе прямых выборов. Парламент   действует   на   основе   принципа   партийной   принадлежности;   в   его составе   100   партий,   самыми   крупными   из   которых   являются   либеральная   и социалистическая.  Он   утверждает   основные   законопроекты Союза   и   единый бюджет.

     Исполнительным   органом   служит  Европейская   комиссия  (ЕК)   в   составе  которой по 1 представителю от каждой страны-члена во главе с Председателем. Штаб-квартира находится в Брюсселе. Ее состав избирается сроком на   5  лет  Европарламентом.  ЕК подотчетна  Европарламенту   (который вправе ее распустить, что произошло в 2004 г. из-за коррупционного скандала). Комиссия  независима   от  национальных  правительств,   содействует   реализации интересов ЕС, разрабатывает законопроекты и претворяет законодательные нормы; подписывает международные соглашения от имени ЕС; проводит переговоры и подписывает договоры и соглашения с третьими странами.

     Европейский  Суд  является   судебным   органом,   призванным   осуществлять правовое   толкование   законов   ЕС,   содействовать   единообразному   толкованию одних   и   тех   же   норм   национальными   судами,   разрешать   споры   между государствами, институтами, юридическими и физическими лицами ЕС.  В составе – по одному судье от каждой страны. Штаб-квартира расположена в Люксембурге.

     Консультативными  структурами ЕС являются Экономический  и социальный комитет и Комитет регионов. 

3.Североамериканское  соглашение о зоне  свободной торговли (НАФТА)

     Первым  интеграционным соглашением в Северной Америке стало Соглашение о Канадо-американской зоне свободной торговли - КУСФТА (Canada-USA Free Trade Agreement - CUSFTA), которое вступило в силу с 1 января 1989 года. Главная цель формирования КУСФТА – достижение зоны свободной торговли на основе ликвидации пошлин во взаимной торговле в течение 10 лет, а также уменьшения дискриминации в отношении взаимных прямых инвестиций, включая расширение права на регистрацию компаний и применение национального режима. Исключения были сделаны в отношении сфера телекоммуникаций двух стран и допуска американских инвестиций в канадскую сферу культуры.

     На  базе КУСФТА было подписано Североамериканское соглашение о зоне свободной торговли между США, Канадой и Мексикой - НАФТА (North American Free Trade Agreement - NAFTA), вступившее в силу с января 1994 года. Основные цели соглашения:

     1) стимулирование взаимной торговли  и капиталовложений стран-членов  на основе формирования зоны  свободной торговли,

     2) разработка согласованных условий  предпринимательской деятельности для компаний;

     3) обеспечение справедливой конкуренции  в регионе;

     4) содействие защите прав интеллектуальной  собственности; 

     5) стимулирование взаимного экономического сотрудничества.

     Договорно-правовую основу составляют Североамериканское соглашение о зоне свободной торговли, Североамериканское соглашение по сотрудничеству в сфере трудовых отношений, Североамериканское соглашение по экологическому сотрудничеству и соглашения (в том числе двустороннего плана) по автомобилям, сельскому хозяйству, текстилю и одежде.

     В сфере либерализации взаимной торговли предусмотрена 

     1) ликвидация пошлин в течение 10 лет в отношениях между Канадой и Мексикой, между США и Мексикой на большинство промышленной и сельскохозяйственной продукции (за исключением молочной продукции, сахара, хлопка, срок либерализации в отношении которых – 15 лет);

     2) гармонизация нетарифных ограничений,  в частности, таможенных процедур, отмена количественных ограничений;

     3) либерализация взаимной торговли  услугами, в том числе финансовыми и банковскими (исключение – воздушный транспорт, телефонная связь, некоторые виды телекоммуникационных услуг);

     4) ликвидация ограничений в отношении  взаимных инвестиций, предоставление национального режима и РНБ инвесторам стран-партнеров;

     5) создание механизма по разрешению  споров;

     6) проведение общей политики по  защите прав интеллектуальной  собственности (патентов, торговых марок, копий).

     Североамериканское  соглашение по экологическому сотрудничеству нацелено на ужесточение требований по защите окружающей среды и проведение общей политики. Проблема связана с опасениями перевода производственных мощностей из США и Канады в Мексику, имеющей более мягкие экологические нормы.

Информация о работе Интернациональные объединения мира