Интернациональные объединения мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 01:47, контрольная работа

Описание работы

Термин «интеграция» происходит от латинского integratio - восстановление отдельных частей в единое целое. Интеграция может происходить в различных сферах - экономической, политической, социальной и др., как на макроэкономическом (межгосударственном), так и на микроэкономическом (фирменном) уровнях. Она может иметь институциональную модель (в рамках подписанного государствами договора) и мягкую модель (без институционального оформления, в силу высокого уровня экономической взаимозависимости и взаимодополняемости). Различают также поверхностную интеграцию (затрагивающую только рыночную сферу) и глубокую интеграцию (проявляющуюся и в сфере производства).

Содержание

Интеграционные объединения как субъект мирового хозяйства
Европейский союз (ЕС)
НАФТА
АСЕАН
АТЭС

Работа содержит 1 файл

мировая экономика.docx

— 51.76 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РФ

БРЯНСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ

АКАДЕМИЯ 

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ 
 
 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:________________________________________

__________________________________________________________

КАФЕДРА:________________________________________________

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА:_________________________________

__________________________________________________________

ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ  ГРУППЫ:___________________________

__________________________________________________________

(Фамилия  и инициалы студента) 

ШИФР:___________________________________________________

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:________________________________________ 
 
 
 
 

БРЯНСК 2011г.

     Тема  № 8.  Интернациональные объединения мира (ЕС, НАФТА, АСЕАН, АТЭС).

     План:

  1. Интеграционные объединения как субъект мирового хозяйства
  2. Европейский союз (ЕС)
  3. НАФТА
  4. АСЕАН
  5. АТЭС
 
 
  1. Интеграционные  объединения как  субъект мирового хозяйства

     Термин  «интеграция» происходит от латинского integratio - восстановление отдельных частей в единое целое. Интеграция может происходить в различных сферах - экономической, политической, социальной и др., как на макроэкономическом (межгосударственном), так и на микроэкономическом (фирменном) уровнях. Она может иметь институциональную модель (в рамках подписанного государствами договора) и мягкую модель (без институционального оформления, в силу высокого уровня экономической взаимозависимости и взаимодополняемости). Различают также поверхностную интеграцию (затрагивающую только рыночную сферу) и глубокую интеграцию (проявляющуюся и в сфере производства).

     Под экономической интеграцией понимается наивысшая ступень интернационализации, когда нарастающая экономическая взаимозависимость двух или нескольких стран переходит в сращивание национальных рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы и формирование целостного рыночного пространства с единой валютно-финансовой системой, единой в основном правовой системой и теснейшей координацией внутри- и внешнеэкономической политики соответствующих государств.

     Появление новых интеграционных объединений  связано со стратегическим, экономическим, политическим и географическим мотивами. Стратегически формирование объединения нацелено на определение новых рамок сотрудничества в противовес возможным торговым спорам; с экономической точки зрения призвано повысить благосостояние населения, что требует проведения адекватных мер - создания общего рынка, сокращения издержек производства, роста зарубежных капиталовложений, реструктуризации экономики; наконец, географические мотивы интеграционных группировок исходят из расширения взаимных торгово-инвестиционных связей в соседних странах. Так, например, взаимный товарооборот между США и Канадой был бы в 13 раз меньше, если бы они не граничили друг с другом.

     Согласно  теории выделяют пять форм экономической  интеграции:

     ·зона свободной торговли - объединение стран с целью устранения таможенных пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле, но с сохранением автономности в проведении внешнеторговой политики в отношении стран-неучастниц. Таково понятие классической зоны свободной торговли. Большинство ныне действующих зон свободной торговли идут намного дальше принципа беспошлинной торговли товарами, реализуя гармонизацию нетарифных ограничений, либерализацию торговли услугами, общую инвестиционную политику вплоть до свободного движения капитала и др.;

     ·таможенный союз - группировка стран, в которой барьеры во взаимной торговле и проводится общая внешнеторговая политика на основе общего таможенного тарифа в отношении стран-неучастниц;

     ·общий рынок, или принцип четырех свобод – достижение свободного передвижения товаров, услуг, капитала и лиц;

     ·экономический и валютный союз - свободное перемещение четырех факторов; проведение единой экономической и социальной политики, в том числе в сферах промышленности, сельского хозяйства, транспорта, энергетики, валютно-финансовой области; введение общей валюты с единой денежно-кредитной политикой, единым эмиссионным центром;

     ·полная интеграция – формирование единого валютного, экономического и политического союза, в том числе проведение общей внешней политики и политики в сфере правосудия и внутренних дел, введение единого гражданства и др.

     Таким образом, экономическая интеграция представляет собой поступательный процесс перехода от низшей формы к более высокой форме экономического взаимодействия.

     Экономическая интеграция развивается с учетом объективных предпосылок, без учета которых сложно достичь поставленных целей и задач. К ним относятся:

     1) относительно высокий уровень экономического развития стран-членов. Важность фактора связана с готовностью национальной экономики к либерализации в сферах торговли и инвестиций, способности выдерживать конкуренцию с более конкурентоспособными зарубежными компаниями, товарами и услугами;

     2) относительно высокий уровень экономической взаимозависимости и взаимодополняемости, который определяется как высоким уровнем экономического развития, так и диверсифицированной структурой экономики и экспорта;

     3) примерно одинаковый уровень экономического развития стран-членов, в противном случае большие преимущества будет получать более экономически развитая страна в ущерб странам менее экономически развитым;

     4) схожесть политических систем;

     5) общность культурологических истоков  и традиций;

     6) динамический эффект успешности  интеграционных планов других объединений;

     7) географическая близость (в последние  годы значение снизилось в силу формирования интеграционных объединений между разными регионами).

     Реализация  интеграционных планов представляет странам-членам экономические преимущества, в том числе:

     1) расширение емкости внутренних рынков стран за счет объединения разрозненных национальных рынков в единый, что стимулирует рост совокупного ВВП объединения;

     2) увеличение покупательной способности населения параллельно росту среднедушевых доходов и снижению цен на товары;

     3) повышение эффективности и конкурентоспособности производства;

     4) «эффект масштаба» производства  и углубление специализации;

     5) создание более эффективной структуры производства с учетом сравнительных конкурентных преимуществ каждой страны-участницы;

     6) повышение инвестиционной привлекательности  за счет объединения рынков, свободного перемещения четырех факторов, повышения производительности и роста доходов в каждом государстве;

     7) ускорение темпов экономического развития.

     Помимо  преимуществ интеграция также может  повлечь за собой издержки для участвующих стран. Одни из основных - сокращение бюджетных поступлений в результате отмены таможенных пошлин (правительства проводят налоговые реформы, которые в итоге приносят большие доходы, чем таможенные пошлины и сборы). Другие интеграционные издержки связаны с изменением внешнеэкономического климата страны и сопутствующими ему краткосрочными издержками регулирования в форме увольнения работников, более рационального размещения отдельных отраслей и предприятий. В целом, такие издержки невелики благодаря экономическим преимуществам либерализации, имеющей долгосрочный эффект.

     Интеграционные  издержки могут быть связаны с  неравномерным распределением преимуществ между отдельными странами с учетом национальных сравнительных преимуществ. Экономически более развитые страны получают преимущества за счет менее развитых стран-членов. В целях минимизации потерь менее развитыми странами более развитые государства оказывают им содействие в повышении конкурентоспособности экспортоориентированных производств и компаний, облегчении доступа товаров и услуг на свои рынки, проводят ассиметричную по срокам либерализацию.

     В целом, экономические преимущества от интеграции перекрывают издержки, сопутствуемые любому интеграционному процессу, что доказано практикой ведущих интеграционных группировок – ЕС и НАФТА. 

     
  1. Европейский союз (ЕС)

     Самым   значительным   примером   реализации   теории   экономической интеграции стало формирование и последующая качественная и количественная эволюция Европейского Союза. Еще в середине 1940-х гг. У.Черчиль предложил образовать Соединенные Штаты Европы. Начало реализации этой идеи было положено заключением Парижского договора о Европейском объединении угля и стали  (ЕОУС)  шестью  странами  –  Францией,  Германией,  Италией,  Бельгией, Нидерландами и Люксембургом в 1951 г. Договор был подписан на 50 лет и ставил своей целью создание общего рынка продукции угольной и металлургической промышленности. Успешное и быстрое формирование общего рынка угля и стали в 1953 г. (специальных сталей в 1955г.) стимулировало расширение интеграционного взаимодействия на другие сферы в рамках подписанных в 1957 г. двух Римских договоров – о создании Европейского Экономического Сообщества  (ЕЭС,  или Общего   рынка)   и   Европейского   сообщества   по   атомной   энергии   (Евратома) вышеперечисленными шестью странами.

     Таким образом, в рамках шести стран  были образованы три интеграционные группировки – ЕЭС, ЕОУС и Евратом, главной из которых стало ЕЭС.

     Основные  цели Римского договора 1957 г. о формировании ЕЭС – создание общего рынка товаров, услуг, капитала и лиц, повышение уровня благосостояния населения,   сближение   национальных   экономик.   В   качестве   инструментов достижения   данной  цели   декларировались  формирование   таможенного   союза, проведение общей политики в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, социальной   сфере,   а   также   образование   наднациональной   институциональной структуры.

     Период 1960-х гг. отличался динамичностью  эволюции интеграции в ЕЭС. В 1962 г. были приняты основы Общей аграрной политики (ОАП) как одного из наиболее значимых направлений интеграции, благодаря  которой ЕС стал одним из крупнейших   в   мире   экспортеров   аграрной   продукции.   В  1968   г.   были объединены   административные   органы   и   бюджеты   трех группировок в единые  под названием Европейское Сообщество (ЕС).  С 1 июля  1968 г.  (на полтора года раньше намеченного срока)  стал функционировать  таможенный союз  как  начальная  форма   экономической интеграции   в   Западной   Европе.   Были   устранены   таможенные   пошлины и количественные ограничения во взаимной торговле, введен единый внешний тариф в торговле с третьими странами.

     Период 1950-1960-х гг. стал первым этапом в развитии западноевропейской интеграции, известного как «золотой век».

     Второй  этап (1970-е – первая половина 1980-х  гг.) получил название периода «евросклероза»,   или   «европессимизма»   вследствие   негативного   влияния экономических  кризисов первой половины 1970-х гг.  и рубежа 1970-1980х гг., затронувших   и   экономику   западноевропейских   стран.   С   1973   г.   состав   ЕС расширился до девяти стран, за счет приема Великобритании, Дании и Ирландии(второй этап расширения).  В этот же период устанавливаются тесные связи с другой   известной   интеграционной   группировкой   –  Европейской  Ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ) на основе подписания соглашений о зоне свободной торговли промышленными товарами. С 1979 г. функционирует Европейская валютная система (ЕВС), пришедшая на смену «европейской валютной змее» (1972-1973 гг.). Механизм ЕВС включил европейскую валютную единицу (European currency unit,  ecu), или экю, которая   имела   условную   стоимость,   определяемую   валютной   корзиной   и использовавшуюся как база паритетов и курсовых соотношений валют, денежная единица   в   совместных   фондах   и   финансовых   институтах   ЕС;   экю   имела золотодолларовое обеспечение за счет объединения 20% официальных валютных резервов стран-членов в Европейском фонде валютного сотрудничества (ЕФВС); существовала в форме записи на счетах центральных банков стран в ЕФВС. ЕВС предусматривала   механизм   «валютной   змеи»   с   пределами   колебаний   курсов национальных   валют  +-2,25%  от  центрального   курса   (для  Италии и позднее Великобритании - +-6%). В целом, ЕВС функционировала достаточно стабильно до 1992 г., когда валюты многих стран были девальвированы на более высокий, чем предусматривалось процент, что привело к ее кризису. Выходом стало решение об увеличении предела колебаний до +-15%, т.е. фактически стран ЕС перешли от фиксированных курсов к  плавающим валютным курсам.

Информация о работе Интернациональные объединения мира