Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 12:44, курсовая работа
Сельское хозяйство в России - важнейшая отрасль национальной экономики и сфера жизнедеятельности общества. Помимо того, что в нем сосредоточены большие и порой уникальные (почвы, биоценозы, формирующие биоразнообразие и т.д.) ресурсы, в ней также корни национальной культуры и системы ценностей. Правда, в условиях растущей конкуренции, изменившейся архитектуры общественного прогресса сельское хозяйство уже не является той отраслью, которая может создавать у национального хозяйства признанные и долгосрочные устойчивые конкурентные преимущества.
План
Введение
1.Значение сельского хозяйства в экономике страны и его особенности.
2.Инструменты государственного регулирования сельского хозяйства в Российской Федерации и их результативность.
2.1.Правовое регулирование отрасли сельского хозяйства
2.2.Прогнозирование и планирование
2.3.Налогово-бюджетные инструменты
2.4.Кредитно-денежные инструменты
Заключение
Сельское хозяйство относится к числу отраслей, традиционно подверженных активному государственному вмешательству даже в условиях рынка. Это проявляется, в частности, в особых условиях налогообложения, налоговых льготах и преимуществах по отдельным видам налогов, применении специального режима налогообложения.
Налогообложение сельского хозяйства постоянно реформируется, однако это не гарантирует его совершенства. Нестабильность, сложность и неоднозначность налогового законодательства, выраженный фискальный характер (при подавлении роли регулирующей функции налогообложения), недостаточное использование налоговых механизмов в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской активности, расширения производства, не позволяют налоговой системе с полной эффективностью выполнять свои функции в сельском хозяйстве.
Налоговые стимулирование в сельском хозяйстве является одним из инструментов субсидирования аграрного сектора через применение разветвленной системы налоговых льгот.
Перечень стимулирующих налоговых мер, применяемых в сельском хозяйстве ЕС, может быть классифицирован по следующим направлениям (см. табл.1):
− снижение налогового бремени;
− улучшение структуры аграрного сектора;
− стимулирование инвестиций и инноваций.
Относительно форм воплощения данных мер стимулирующего характера в конкретных видах налогов следует отметить, что налоговая политика в сельском хозяйстве стремится к применению всего ассортимента налоговых инструментов, используемых в других отраслях экономики.
Существуют
различные способы
Низкая степень развития институтов землевладения и землепользования, а также неэффективность институтов государственного регулирования земельного рынка приводят к недооценке земли как актива, искажают воспроизводственные механизмы, рентные отношения. Земельный налог не играет роли эффективного регулятора земельных отношений. На его долю приходится около 6% от общей суммы налогов, начисленных сельскохозяйственными производителями.
Опыт России и ряда других страх показывает, что в процессе внедрения и функционирования единого налога в сельском хозяйстве следующие вопросы активно дискутируются: перечень налогов, которые целесообразно включать в единый налог; база исчисления единого налога в сельском хозяйстве; возможность параллельного функционирования с другими системами налогообложения. С точки зрения экономической функции налогообложения главным недостатком единого налога является отсутствие гибкости и возможности регулировать отдельные процессы в производственной сфере с помощью данного налога, которые присущи разветвленной системе налогообложения.
Наблюдаемая в настоящее время тенденция унификации налоговых ставок в России по отдельным видам налогов (НДФЛ, платежам в социальные фонды и налогу на прибыль) негативно сказывается на эффективности механизмов налогового регулирования. Единые ставки налогообложения применимы в той или иной степени только к однотипным отраслям и только в тех странах, где большинство таких отраслей высокотехнологичны. Поэтому введение единых унифицированных ставок для сельскохозяйственного производства наряду с другими отраслями экономики является, по меньшей мере, преждевременным.
Анализ структуры поступлений налогов и сборов по организациям, занятым в сельском хозяйстве, показал, что данная структура существенно искажена в сторону социальных платежей по сравнению с другими отраслями экономики (ЕСН и НДФЛ в совокупности занимают более 50% в объеме налогов, уплачиваемых сельхозтоваропроизводителями). Учитывая последние изменения в налоговом законодательстве, связанные с увеличением размеров выплат в социальные фонды, которые в конечном итоге приведут к тому, что налоговая нагрузка по платежам в социальные фонды для сельхозпроизводителей - плательщиков ЕСХН возрастет в 2,4 раза, данное искажение будет только усугубляться. В подобной ситуации структура налогообложения сельского хозяйства препятствует эффективной реализации стимулирующей функции налогообложения и достижению целей налоговой политики.
Использование различных налоговых режимов (для сельского хозяйства основными являются общая система налогообложения и ЕСХН) может повлиять на размер налогового бремени на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.
Автор пришел к выводу, что применение ЕСХН выгодно для сельскохозяйственных товаропроизводителей, круг основных пользователей которых составляют неплательщики НДС, а кроме этого для убыточных предприятий и мелких сельскохозяйственных предприятий и фермеров со средним уровнем рентабельности.
Оценка ЕСХН продемонстрировала частичное или абсолютное недостижение первоначальных целей его введения. Большинство недостатков ЕСХН было вызвано ошибками и просчетами в процессе разработки законодательства по данному налогу и его введения. Переход на ЕСХН и, как следствие, утрата права возмещения НДС из бюджета, приводят к тому, что приобретение основных средств обходится сельхозтоваропроизводителям на 18% дороже по сравнению с плательщиками, использующими общую систему налогообложения.
В ситуации, когда сельскохозяйственное производство освобождено от налога на прибыль, ЕСХН может оказывать определенный положительный эффект на уровень инвестиций, обусловленный тем, что стоимость приобретаемых основных средств может быть включена в расходы быстрее по сравнению с общей системой налогообложения.
Механизм амортизации, применяемый плательщиками ЕСХН, может рассматриваться как эффективный инструмент для увеличения уровня инвестиций, в связи с тем, что инвестирование приводит к налоговой экономии.
«…Возник вопрос о продлении льготного периода налогообложения сельхозпроизводителей до 2020 года. 2012 год, напомним, станет последним годом нулевой процентной ставки по налогу на прибыль для сельхозпроизводителей, не перешедших на единый сельхозналог. С 2013 по 2015 год предусмотрено поэтапное увеличение ставки до 18 процентов, а с 2016 года - до 20 процентов. Выслушав жалобы аграриев, что налог лишит их средств на развитие, Виктор Зубков обещал вопрос о пролонгации льготного периода рассмотреть. Он отметил, что понимает главу Минфина, который считает, что "пора уже платить налог", но, тем не менее, будет выступать за продление льготы» (Источник – Российская газета»).
2.4 Кредитно-денежные инструменты
В силу своей специфики АПК является важнейшим приоритетным направлением перестройки экономики. Доля государственного сектора в настоящее время составляет около 12%. Сельскохозяйственным производством занимаются в основном предприятия новых организационных форм – хозяйственные товарищества, акционерные общества, кооперативы и т.д. Удельный вес сельского хозяйства в расходной части бюджета постоянно снижается. Резко сократилась инвестиционная деятельность в сельском хозяйстве, растет удельный вес убыточных хозяйств. Бюджетная поддержка АПК осуществляется по следующим основным направлениям: финансирование проведения земельной реформы; финансовая поддержка развития фермерства/развитие рыночных отношений в АПК; мелиорация земель и содержание мелиоративных систем; улучшение земель, связанное с повышением плодородия. Вместе с тем реализация Госпрограммы в 2009 г. осуществлялась под воздействием ряда негативных факторов, в частности быстрого роста цен на материальные ресурсы, используемые в сельскохозяйственном производстве и строительстве, а также осложнившейся ситуации с кредитованием сельскохозяйственных товаропроизводителей. В период сезонных работ рост цен на минеральные удобрения составил 70%,электроэнергию – 13,2%, на газ природный – 11,3%, удорожание дизельного топлива (к декабрю 2009 г.) – 45%, что привело к значительным дополнительным затратам. При этом цены на продукцию сельского хозяйства в январе-ноябре 2009 г., по предварительным данным, выросли лишь на 3,4%. В целях преодоления указанных негативных тенденций приняты решения об увеличении ресурсного обеспечения отдельных направлений развития сельского хозяйства. За последние месяцы только к федеральной части бюджета Госпрограммы на 2009г. было добавлено около 60 млрд.руб., т.е. увеличение составило около 75%.Для преодоления дефицита кредитных ресурсов на увеличение уставного капитала «Россельхозбанка» направлено 33,5 млрд.руб., в том числе 2 млрд.руб. с опережением из бюджета 2010г.
Сельское хозяйство - одна из основных отраслей экономики имеющая стратегически важное значение, поскольку от ее развития зависит продовольственная безопасность страны. Сельскохозяйственный кредит носит социальный характер, так как от развития сельскохозяйственной отрасли зависит благосостояние около 30% населения страны, кредитование сельскохозяйственных предприятий требует систематической поддержки со стороны государства, кредиты сельскому хозяйству связаны с повышенными рисками, которые обусловлены как общеэкономическими, так и природно-климатическими факторами, имеющими усиленное влияние для России. Наиболее активным участником кредитования сельского хозяйства является Поволжский банк Сбербанка России г. Самары, им выдано кредитов на сумму 292779 тыс. рублей или 78%, в том числе сельскохозяйственным организациям 157829 тыс. рублей. Вторым является ОАО «Россельхозбанк» им выдано кредитов на сумму 52931 тыс. рублей или 8%, в том числе сельскохозяйственным организациям 16100 тыс. рублей. Организация рационального кредитования села является одной из ключевых проблем, особенно острых из-за несовпадения вследствие сезонности производства периодов материальных издержек и получения доходов. Кредитование здесь должно быть рассчитано на весь период производства. Важной формой кредитования АПК является товарный кредит. Товарный кредит, представляемый с участием государства, выступает в форме поставок ГСМ, минеральных удобрений, семян, лизинга техники. Кредитный механизм может успешно функционировать только в том случае, если пользователи кредита - сельские товаропроизводители получают доходы на таком уровне, который обеспечивает расширенное воспроизводство требуемыми темпами. Необходимо внедрить программный принцип поддержки сельхозтоваропроизводителей через бюджетное финансирование на строго возвратной основе и субсидирование части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам полученным в российских кредитных организациях сельхозтоваропроизводителям всех форм собственности на безвозвратной основе. В 2009 г. планировалось привлечение субсидируемых кредитов в объеме 279 млрд.руб., в том числе краткосрочных – 120 млрд.руб., инвестиционных – 80 млрд.руб., инвестиционных на приобретение техники и оборудования сроком до десяти лет – 49 млрд.руб.
Основные концептуальные направления совершенствования государственного регулирования АПК сводятся к следующему:
1)
установить четкий порядок
2)
в целях стимулирования
3)
участие государства в
4)
переход на новую систему
5)нейтрализовать
монополию заготовительных,
6)
создать систему кредитной
7)
расширить применение лизинга
льготно кредита, усилить
9)снизить
и дифференцировать ставку
10)создать
систему индикативного
При
регулировании
Система поддержки должна быть гибкой, учитывать изменения экономической ситуации, способствовать формированию единого рыночного пространства, сосредоточению производства в районах с благоприятными условиями и низкими издержками.
С помощью дотаций и компенсаций поддерживается элитное семеноводство и племенное дело, обеспечивающие воспроизводственный потенциал сельского хозяйства. Такая поддержка должна сохраняться на любых этапах развития для стимулирования научно-технического прогресса. Она носит целевой характер, но затрагивает небольшое число опытно-производственных, семеноводческих и племенных хозяйств.
Информация о работе Инструменты государственного регулирования сельского хозяйства в РФ