Инструменты государственного регулирования сельского хозяйства в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Сельское хозяйство в России - важнейшая отрасль национальной экономики и сфера жизнедеятельности общества. Помимо того, что в нем сосредоточены большие и порой уникальные (почвы, биоценозы, формирующие биоразнообразие и т.д.) ресурсы, в ней также корни национальной культуры и системы ценностей. Правда, в условиях растущей конкуренции, изменившейся архитектуры общественного прогресса сельское хозяйство уже не является той отраслью, которая может создавать у национального хозяйства признанные и долгосрочные устойчивые конкурентные преимущества.

Содержание

План
Введение
1.Значение сельского хозяйства в экономике страны и его особенности.
2.Инструменты государственного регулирования сельского хозяйства в Российской Федерации и их результативность.
2.1.Правовое регулирование отрасли сельского хозяйства
2.2.Прогнозирование и планирование
2.3.Налогово-бюджетные инструменты
2.4.Кредитно-денежные инструменты
Заключение

Работа содержит 1 файл

К.р. по эконом теории.doc

— 362.00 Кб (Скачать)

      Основное место в структуре производства основных видов сельскохозяйственной продукции занимают сельскохозяйственные организации и крестьянские фермерские хозяйства-товаропроизводители.

      В соответствии с Федеральным Законом  «О сельскохозяйственной кооперации»  к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся физические и юридические  лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в  стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции. Сельскохозяйственные товаропроизводители осуществляют предпринимательскую деятельность в сельском хозяйстве в форме хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных сельскохозяйственных предприятий. К специфическим сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся крестьянские (фермерские) хозяйства.

      Особенности их правового положения регулируются специальным блоком гражданского законодательства, называемым сельскохозяйственным.

     Сельскохозяйственное  законодательство представляет собой  совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, складывающиеся в связи с осуществлением сельскохозяйственной деятельности.

     Согласно  закону «О развитии сельского хозяйства», государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.

     Основными целями государственной аграрной политики являются:

     1) повышение конкурентоспособности  российской сельскохозяйственной  продукции и российских сельскохозяйственных  товаропроизводителей, обеспечение  качества российских продовольственных товаров;

     2) обеспечение устойчивого развития  сельских территорий, занятости  сельского населения, повышения  уровня его жизни, в том числе  оплаты труда работников, занятых  в сельском хозяйстве;

     3) сохранение и воспроизводство  используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов;

     4) формирование эффективно функционирующего  рынка сельскохозяйственной продукции,  сырья и продовольствия, обеспечивающего  повышение доходности сельскохозяйственных  товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка;

     5) создание благоприятного инвестиционного  климата и повышение объема  инвестиций в сфере сельского  хозяйства;

     6) наблюдение за индексом цен  на сельскохозяйственную продукцию,  сырье и индексом цен (тарифов)  на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов).

     В силу вступил федеральный закон о совершенствовании оборота земель сельхозназначения. Его принимали, чтобы передать угодья эффективному собственнику. Площадь земель сельхозназначения в стране превышает 400 миллионов гектаров, что составляет десятую часть мировых запасов пашни. При этом по эффективности землепользования, Россия отстает от многих стран, производя лишь 1,5 процента ВВП мирового сельского хозяйства.

     По  сообщению председателя Российского  аграрного движения (РАД) Виктора  Зубова, есть области, где сотни тысяч гектаров земли скуплены и на них ничего не делается. Причем не бедными людьми, которые надеются, что через некоторое время земли можно будет перевести из сельскохозяйственного в другое назначение. «Но они должны быть вовлечены только в сельхозоборот", - подчеркнул Виктор Зубков. По его мнению, общественный контроль сможет сдвинуть с мертвой точки многие вопросы в регионах, где есть место коррупции, инерции и лени. Кстати, в законе предусмотрено принудительное изъятие земли в судебном порядке, если она не используется для сельхозпроизводства в течение 3 лет. Дальнейшее совершенствование земельного законодательства будет отдельно обсуждаться на одном из ближайших заседаний Центрального совета РАД. Также новая структура займется ликвидацией слабых мест в законе о торговле и будет следить за тем, чтобы сотни миллиардов бюджетных денег, которые выделяются правительством на развитие села, использовались по назначению.

     В связи  с актуальностью темы африканской  чумы свиней (АЧС), ужесточился ветеринарный контроль. Правительство не будет запрещать разводить свиней в личных подсобных хозяйствах, однако владельцам хозяйств на юге страны, где больше всего распространилась чума, все же рекомендуют переключаться на разведение птицы, овец и коз.

     Отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных регулируются Ветеринарным законодательством, в частности Федеральным законом «О ветеринарии». 
 

2.2 Прогнозирование и планирование

     В рамках реализации закона «О развитии сельского хозяйства» была разработана и утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы.

     Утвержден Сводный план на 2008 г. по реализации Госпрограммы, где подробно расписаны ее мероприятия с соответствующими целевыми показателями и объемами финансирования, сроками выполнения, уровнями контроля и конкретными ответственными подразделениями и исполнителями.

     При этом разработана и внедрена система  материального поощрения сотрудников, участвующих в реализации Госпрограммы, предполагающая дифференцированные размеры премирования в зависимости от напряженности работы, своевременности и полноты достижения плановых индикаторов (показателей) Госпрограммы. Данные подходы с описанием методик расчета утверждены соответствующим приказом Минсельхоза России.

     Контроль  выполнения мероприятий и уточнение  Сводного плана осуществляются в  еженедельном режиме в рамках специально созданной рабочей группы по реализации мероприятий Госпрограммы, которая утверждена приказом Министерства.

     Однако  планирование и прогнозирование  в сельском хозяйстве затруднено тем, что оно во многом зависит  от погодных условий, который не всегда бывают предсказуемыми. Так основным фактором, определившим динамику развития агропромышленного комплекса в 2010 году, стала аномальная засуха.

     Но, несмотря на сложные погодные условия, отрасли удалось избежать значительного падения в экономике сельского хозяйства, предотвратить резкое сокращение поголовья скота в осенне-зимний период, не допустить резкого роста числа убыточных хозяйств и банкротства сельхозпредприятий.

     В соответствии с решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 25 декабря 2007 г. №25 для оценки реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в рамках Госпрограммы определены восемь агрегированных показателей, характеризующих развитие сельского хозяйства (табл.1). 

     Агрегированные  показатели разития сельского хозяйства

     Российской  Федерации, % 

№ п/п   2008 год
план Прогрозная  оценка
1 Индекс производства продукции сельского хозяйства  в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) 103,8 109,2
2 Индекс производства продукции животноводства 104,8 103,9
3 Индекс производства продукции растениеводства 102,9 113,8
4 Индекс физического  объема инвестиций в основ-

ной капитал  в сельском хозяйстве

115,0 102,3
5 Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности в расчете на одного члена хозяйства в месяц, руб. 7085,0 8163,3
6 Доля отечественного производства в формировании ресурсов:

мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо)

молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко

 
61,1 

78,3

 
61,1 

78,3

7 Коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях:

Тракторы

комбайны:

зерноуборочные

кормоуборочные

 
 
5,2 

7,4

11,8

 
 
5,2 

7,6

9,0

8 Индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий 104,8 104,8
 

     В январе-ноябре 2008 г. индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах составил 109,2% к соответствующему периоду 2007 г. при запланированном на 2008 г. показателе 103,8%, в том числе в растениеводстве – 113,8% при годовом плановом показателе 102,9%, в животноводстве – 103,9% при плане 104,8% (рис. 1).

     В 2008 году плановые задания по увеличению доли отечественного производства в формировании ресурсов мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо), молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) выполнены в полном объеме и составляют соответственно 61,1% и 78,3%. 

     

Рис.1. Индекс производства продукции сельского хозяйства

     (в  сопоставимых ценах 1990 г.), %

     За 4 месяца 2011 года общий индекс сельхозпроизводства  составил 100,6%. В первом квартале производство скота и птицы на убой увеличилось на 3,2%, в том числе птицы – на 9,5%, свиней – на 3,6%. Почти на 2% выросло производство яиц.

     По  данным регионов, запасы зерна на 1 мая  составляли 24 млн. 800 тыс. тонн, то есть зерна в России достаточно.

     Традиционно в период начала поставок овощной продукции нового урожая (май-июнь) наблюдается снижение цен на основные виды овощей.

     В этом году прогнозируется:

     - валовой сбор зерна на уровне  около 85 млн. тонн;

     - урожай овощных и бахчевых  культур – 13 млн. тонн, самообеспечение  овощами на уровне 87%.

     В целом в текущем году планируется  прирост валовой продукции сельского  хозяйства на 10 процентов, в том  числе продукции растениеводства - на 19,8 процентов, животноводства –  на 2,8 процента.

     Министр сельского хозяйства Елена Скрынник отметила, что для достижения намеченных целей, в соответствии с решениями  Правительства, реализуется комплекс мер:

     - выделено дополнительно 5 млрд. рублей  регионам, сохранившим поголовье  КРС по итогам 2010 года, на компенсацию на приобретение кормов для КРС;

     - дополнительные средства (2 млрд. руб)  на семена и минеральные удобрения;

     - осуществляется поставка техники  по льготным ценам через «Росагролизинг»;

     - предоставлена 30% скидка на ГСМ  для сельхозтоваропроизводителей;

     - реализация без торгов зерно  интервенционного фонда по льготным  ценам, что стабилизировало цены  на рынке зерна,

     - предусмотрено 9 млрд. руб. на компенсацию  части стоимости кормов для  свиноводческих и птицеводческих  предприятий.

     Говоря  о новой Госпрограмме до 2020 года, Министр Е.Скрынник отметила, ее основными целями и задачами, в частности, являются обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности РФ, устойчивое развитие сельских территорий, обеспечение уровня доходности сельхозтоваропроизводителей, достаточного для расширенного воспроизводства сельхозпродукции и поддержания их финансовой устойчивости и конкурентоспособности.

     К уже существующим разделам Госпрограммы будут добавлены новые:

     - поддержка развития перерабатывающих  отраслей АПК,

     - развитие мелиорации и плодородия,

     - поддержка малых форм хозяйствования  на селе,

     - развитие инфраструктуры агропродовольственного  рынка,

     - стимулирование инвестиционной  деятельности

     и инновационного развития АПК,

     - стимулирование эффективного использования  земель сельскохозяйственного назначения.

     Министр подчеркнула, что реализация новой  Госпрограммы позволит решить основные задачи Доктрины продовольственной  безопасности, обеспечит устойчивый рост производства сельскохозяйственной продукции, а также устойчивое развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности. 
 

    2.3 Налогово-бюджетные  инструменты

     Налоговая система РФ является одним из наиболее действенных инструментов регулирования экономических отношений. В настоящее время налоговые поступления составляют преобладающую часть доходов бюджетов всех уровней. Налоговая нагрузка на российскую экономику, по данным Росстата, составляет в среднем около 23-24%, а вместе с внебюджетными фондами  - более 29%. При этом для налогового регулирования экономики России используются те же инструменты, что и в развитых странах. Льготный режим налогообложения в сельском хозяйстве, а также тот факт, что в валовой продукции сектора достаточно высокая доля продукции личных подсобных хозяйств населения, которые не облагаются налогами, приводит к тому, что вклад этого сектора в общий объем собираемых налогов меньше, чем вклад в ВВП. Так,  с 2000-2009гг. доля аграрного сектора в ВВП колебалась около 0,6%, тогда как доля налогов, поступающих в бюджет от данного сектора , снизилась с 2,4 до 0,6%. Следует отметить, что налоговая нагрузка в сельском хозяйстве в последние годы составляет в среднем 3% в расчете на валовую продукцию всего сектора, или около 6% в расчете на выручку от реализации продукции. При этом налоговая нагрузка в сельском хозяйстве экономики народного хозяйства РФ. Считается, что важнейшей особенностью сельскохозяйственного производства, которую должна учитывать налоговая система, но которую не учитывает единый социальный налог, а является сезонность производства и несовпадение по времени пиков осуществления затрат и получения доходов.  Эта особенность аграрного сектора и неадекватность налоговой системы приводят к неуклонному накоплению у сельхозпроизводителей долгов по штрафам и пеням, несмотря на их многократные списания и  реструктуризацию.

Информация о работе Инструменты государственного регулирования сельского хозяйства в РФ