Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 15:52, курсовая работа
В институциональной теории Дугласом Нортом, Брайеном Артуром, Полом Дэвидом и другими давно уже поставлен вопрос о том, почему в результате институциональной эволюции возникают неэффективные устойчивые институты, т.е. институциональные ловушки.
В терминах неоинституциональной теории «институциональная ловушка — это неэфективная устойчивая норма (неэффективный институт), имеющая самоподдерживающийся характер». Суть ее заключается в следующем: осуществляя изменения какого-то института вне связи с трансформацией правил по другим институтам, мы создаем тупиковую ситуацию для решения стоящих перед нами задач. Явление, получившее такое определение, связано с отсутствием необходимой согласованности макроэкономических регуляторов.
Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Общие положения
1.1 Глобальные институциональные “ловушки”: понятие и свойства...5
1.2 Причины институциональных “ловушек”……………………….…10
1.3 Выход из институциональной “ловушки”………………………..12
1.4 Примеры институциональных “ловушек”…………………….….15
Глава 2. Макроэкономическая политика и институциональные “ловушки”
2.1 Несовершенство институциональной среды в российской экономике……………………………………………………………………………..…..22
2.2 Существующие институциональные ловушки в экономике РФ…25
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы…………………
Еще одним доказательством тому, что современная российская экономика находится в сети институциональных “ловушек”, является утверждение, что само правительство находится в “ловушке”. Это связано с тем, как противоречивы сами по себе принятые им решения о сдерживании инфляции и одновременно с этим лоббирование интересов различных корпораций по поддержанию высокого курса доллара.
Единственным возможным выходом из такой дуалистической политики может быть разве что новый финансовый кризис, вызванный “корректировкой” искусственного курса доллара, и это скорее необходимость, ведь последствия таких действий со временем все больше усугубляются. Не секрет, что, как мы знаем из курса экономики, приоритет краткосрочных интересов над долгосрочными ни к чему хорошему не приведет.
Заключение
Подводя итог, следует подчеркнуть: рассмотренная теория институциональных ловушек демонстрирует, что иногда политика принятия правительством решений порождает институциональные “ловушки”. Это связано либо с ошибочной идеей принятия нового курса, либо неправильно выбранных или применяемых инструментов политики.
Из этого следует, что при разработке любой программы реформ должным образом должна быть проанализирована ситуация, при которой эти реформы будут введены, четко спрогнозированы и просчитаны все условия, при которых высока вероятность формирования институциональных “ловушек”, наглядно представлены и разработаны механизмы мониторинга, предотвращения и борьбы с ними.
Фактически, главной угрозой, стоящей перед самой реформой, являются переходные нормы, которые могут стать постоянными и малоэффективными в долгосрочной перспективе. Чтобы заранее предотвратить появление “ловушки” такого рода, следует от самых истоков планировать трансформацию института, можно сказать, неэффективного в долгосрочном периоде. Вследствие этого, норма, которую надо будет ввести, должна будет предусматривать за собой автоматическую отмену и ориентированность на краткосрочный период времени.
Иной немаловажный принцип - это, безусловно, разнообразие среды институтов, потому что никогда нельзя с точностью сказать, какую именно роль играет тот или иной институт в равновесии и какой прогноз будет на долгосрочный период.
Отсюда следует вывод, что чем насыщеннее сфера институтов, тем больше механизмов по борьбе с институциональными “ловушками”.
Список литературы
Информация о работе Институциональные ловушки в экономике РФ