Институциональные ловушки в экономике РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

В институциональной теории Дугласом Нортом, Брайеном Артуром, Полом Дэвидом и другими давно уже поставлен вопрос о том, почему в результате институциональной эволюции возникают неэффективные устойчивые институты, т.е. институциональные ловушки.
В терминах неоинституциональной теории «институциональная ловушка — это неэфективная устойчивая норма (неэффективный институт), имеющая самоподдерживающийся характер». Суть ее заключается в следующем: осуществляя изменения какого-то института вне связи с трансформацией правил по другим институтам, мы создаем тупиковую ситуацию для решения стоящих перед нами задач. Явление, получившее такое определение, связано с отсутствием необходимой согласованности макроэкономических регуляторов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Общие положения
1.1 Глобальные институциональные “ловушки”: понятие и свойства...5
1.2 Причины институциональных “ловушек”……………………….…10
1.3 Выход из институциональной “ловушки”………………………..12
1.4 Примеры институциональных “ловушек”…………………….….15
Глава 2. Макроэкономическая политика и институциональные “ловушки”
2.1 Несовершенство институциональной среды в российской экономике……………………………………………………………………………..…..22
2.2 Существующие институциональные ловушки в экономике РФ…25
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА инстит экон.docx

— 69.02 Кб (Скачать)

“Ловушка” №5 - Бартер

Институциональная теория помещает специфические условия применения моделей в центр анализа. С точки зрения неоинституциональной экономики некоторые "институциональные ловушки" объясняются трудностями с нахождением равноценной замены участникам сделки на микроуровне. Возьмем например бартер. В унаследованной от советского времени структуре экономики каждое предприятие не имело особых альтернатив в выборе поставщиков и покупателей. После отмены директивного планирования находящиеся в середине производственной цепочки предприятия превратились в заложников тех, которые находятся ближе к потребителю. Цену на произведенный ими продукт, учитывая безвыходность ситуации, покупатель потенциально мог снижать даже ниже себестоимости. Переход на бартерные расчеты в данных условиях позволял ограничить оппортунизм покупателя при сохранении прежних производственных связей.

Бартер нередко сопровождает быструю инфляцию. Суть этого явления можно объяснить, опираясь на понятие трансакционных издержек. В современной экономике трансакционные издержки бартера обычно превышают издержки денежных трансакций, поэтому бартерный обмен сравнительно редок. С увеличением темпа инфляции хранение денег приводит все к большим потерям, чтобы уменьшить их, экономические агенты стремятся увеличить скорость обращения, а это приводит к росту собственных издержек трансакций (затрат на осуществление сделки). С некоторого момента трансакционные издержки денежного обмена могут возрастать очень быстро, если финансовая система не справляется с увеличивающимся объемом трансакционной активности.

В экономиках с развитой банковской системой доля бартера невелика даже при высоких темпах инфляции. Однако в России в начале 1992 г. сложились необычно благоприятные условия для распространения бартера. Банковская система была в зачаточном состоянии, запаздывание при безналичных расчетах внутри Москвы составляло около 2 недель, межрегиональные трансакции нередко требовали месяца и более. Подчас выгоднее было доставлять наличные на самолете в мешках, чем переводить со счета на счет. Вскоре ряд предприятий обнаружили, что трансакционные издержки бартера ниже трансакционных издержек денежного обмена. С другой стороны, и трансформационные издержки перехода на бартер оказались сравнительно низкими, поскольку еще сохранялись старые «прямые связи» между поставщиками и потребителями, которые всячески поощрялись в плановой системе. Современные средства связи упрощали поиск контрагентов и переговоры. Чем большее число предприятий предпочитали бартер, тем меньше оказывались трансакционные издержки бартера, так как при этом было легче находить партнеров, чтобы строить бартерные цепочки (эффект координации). В силу этого по мере роста бартерной экономики облегчалось присоединение к ней новых предприятий.

Предпосылки для бартера  были созданы благодаря изменению  фундаментальных факторов - темпа инфляции и риска неплатежа - повлекшему резкое изменение соотношения между трансакционными издержками денежного обмена и бартера. Эффект координации ускорил формирование этой нормы. С течением времени трансакционные издержки бартера продолжали уменьшаться в результате эффекта обучения: предприятия научились выстраивать длинные цепочки обменов. Возникшая норма породила новый институт бартерных посредников и оказалась удобным инструментом ухода от налогов (эффект сопряжения).

К 1997 году инфляция в России радикально уменьшилась, а технология денежного обмена существенно усовершенствовалась. Но это не привело к ликвидации бартера. Бартерное поведение поддерживалось эффектом координации, оно закрепилось в результате обучения, сопряжения и культурной инерции. Каждый агент, решивший выйти из системы бартера, должен был бы нести трансформационные издержки: порвать устоявшиеся связи, искать новых партнеров и быть готовым к тому, чтобы оказаться под контролем налоговых органов. Поэтому законодательные санкции за бартер могли бы привести к временному углублению спада производства - высоким общественным трансформационным издержкам. Для бартерных посредников ликвидация бартера означала бы потерю их доходов, они несомненно являются потенциальными членами группы давления по поддержанию этой нормы.

Либерализация цен с последовавшим  инфляционным шоком оказали «кумулятивное» воздействие на систему — породили институциональные изменения, так что при последующем снижении инфляции и трансакционных издержек денежного обмена система не вернулась в исходный режим. Таким образом, наблюдается упоминавшийся выше эффект гистерезиса.

В зависимости от трансакционных издержек фирма может предпочесть бартер по одному виду продукции и монетарный обмен - по другому. При учете трансформационных издержек кроме «чистых» равновесий появляются также смешанные нормы поведения, в соответствии с которыми часть однородного товара фирма обменивает по бартеру, а оставшуюся часть — на деньги. В точках смешанного равновесия разница между предельными издержками бартера и монетарного обмена, обусловленная эффектом координации, не компенсирует предельные издержки трансформации, так что ни увеличение, ни уменьшение денежных обменов невыгодно.

Это значит, что либерализация  цен целесообразна лишь при достаточном развитии денежных институтов, обеспечивающих низкие трансакционные издержки даже при высокой инфляции. Иначе система неизбежно попадет в бартерную ловушку.

“Ловушка” №6 - Самореализующиеся пессимистические ожидания

Известно немало примеров того, как эффект координации ожиданий и процедуры их адаптации порождают неэффективные устойчивые равновесия в процессах движения цен и перераспределения трудовых ресурсов и инвестиций. К их числу относятся, в частности, состояния кейнсианской безработицы, высокоинфляционные равновесия, «пузыри» на финансовых рынках. В ряде случаев возникновение подобных ловушек не приводит к изменению институциональной структуры. Достаточно изменить ожидания и при соответствующих макроэкономических воздействиях система переходит в эффективное равновесие. Однако нередко ситуация, возникшая под влиянием пессимистических ожиданий, закрепляется институционально благодаря эффекту сопряжения и, таким образом, соответствующие стереотипы поведения становятся нормой. Хорошо известным примером является использование механизмов индексации для смягчения последствий инфляции. Благодаря индексации инфляция оказывается институциональной проблемой.

Имеющийся опыт борьбы с  инфляцией показал, что остановить её рост в России за счет традиционных монетаристских мер невозможно. Наиболее активно эти меры по рекомендации Международного валютного фонда (МВФ) применялись с 1995-1998 гг. Правительство  пыталось остановить рост цен путем  целенаправленного снижения совокупного  общественного платежеспособного  спроса за счет:

  • урезания бюджетных расходов; длительных задержек в выплате пенсий, заработной платы бюджетникам и расчетов с предприятиями за выполненные госзаказы; 
  • сокращения денежной массы, находящейся в сфере обращения и др.

Глава 2. Макроэкономическая политика

 и институциональные  “ловушки”

2.1 Несовершенство  институциональной среды

 в российской  экономике

Реформы экономических институтов (налоговой, бюджетной и др. систем) в РФ тесно связаны с определение институциональных “ловушек”. Они появляются в то время, когда создается безвыходная ситуация вследствие изменений какого-либо института, не связанных с изменениями норм в других институтах соответственно. При этом не учитывается первостепенное правило - нельзя осуществлять преобразования произвольно, так как все институты в экономике представляют собой некую сеть, все члены которой зависимы друг от друга по тем или иным причинам. Примерами может послужить отношение заработной платы и цены товаров, представленных на рынке.

Институциональные преобразования в РФ условно начались после того, как были приняты законы о либерализации внешнеэкономической деятельности (1987 г.) и о предприятии (1988 г.). Цель принятия первого закона следует из определения, во втором же приоритетным являлась отмена директивного планирования.

В то время цены на внутреннем рынке СССР мыли заметно ниже мировых цен и их отношения диктовались определенными условиями, связанными с товарными ценами от цены труда и от соответствующих цен на другие средства производства. В то время господствовала государственная монополия, вследствие этого все доходы от разности цен приходились непосредственным образом на само государство. После либерализации деятельности на внешнеэкономическом пространстве это право получили коммерческие предприятия. Государство пыталось вернуть себе право получать доходы от данной деятельности посредством налогообложения, но с развитием банковских структур выручку экспортеры могли уже не возвращать. Таким образом выявилась проблема недополучения доходов бюджета, вывоза капитала за рубеж и присвоения природной ренты, что пагубно сказывалось на состоянии отечественной экономики.

С другой стороны, к институциональным  ловушкам можно отнести и то, как  ученые, специалисты, представители  власти и даже все население страны могут быть охвачены определенной односторонней  институциональной идеей и слепо за ней следовать. Такой в нашей стране оказалась идея безоглядного неорганизованного перехода к рыночной экономике без учета российской специфики, попытка слепого копирования западных институциональных образцов, что привело к глубокой социальной дифференциации и “консервированию” устаревшей структуры экономики. В таком случае в институциональной ловушке оказывается вся сложившаяся экономическая система, которую невозможно за малый период времени трансформировать при малых издержках.

Как известно, вокруг сформированных институциональных “ловушек” складываются определенные группы интересов, которые непосредственным образом вовлечены в погоню за рентой. Такими группами могут являться как частные лица бизнес - сектора, так и государственные представители, которые, в свою очередь, осознавая пагубное влияние на экономику, ради собственных целей будут создавать лишь образ реформ, направленных на лечение от “ловушек”.

Что касается нынешней экономической  системы России, то она включает противоречивый набор институтов. К тому же имеющиеся рыночные институты развиты слабо. Это относится, прежде всего, к защищенности частной и государственной собственности, независимой судебной системе, которая призвана защищать права собственности и контракты, к конкуренции и финансовой системе, т. е. к базовым институтам рынка. Следует подчеркнуть парадоксальность того, что институциональные ловушки, препятствующие долгосрочному эффективному развитию, из-за своей недееспособности смягчают отрицательные краткосрочные последствия неподготовленных, слишком быстрых преобразований. Анализ формирования институциональных ловушек подтверждает, что скороспелое создание рыночных правовых норм не гарантирует возникновения надежных и эффективно действующих рыночных институтов. Кроме того, следует отметить, что в период масштабных реформ цель макроэкономической политики может вступить в конфликт с институциональными целями, делая задачу успешного реформирования экономики трудноразрешимой.

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что недостатки институциональной среды являются первопричинами плачевной ситуации в российской экономике.

институциональная ловушка  рыночная экономика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Существующие  институциональные ловушки в  экономике РФ

В наши дни изучение теории институциональных “ловушек” открывает  новые горизонты для анализа  различных сфер деятельности государства  и общества в целом, в частности, макроэкономической политики. Если с  помощью данного параметра оценивать ситуацию, в которой находится российская экономика, напрашивается определенный вывод: РФ подверглась пагубному влиянию институциональных ловушек посредством собственной проводимой экономической политики на макроуровне.

В первой половине 1990-х годов  наша страна взяла курс на развитие в стиле неоклассической школы, чьи рекомендации влияли на принятие новых реформ, но именно зависимость  от этого курса и ввела РФ в  одну из глобальных “ловушек”. Даже тот факт, что во второй половине 1990-х годов общество осознало, что проводимая политика малоэффективна, не смог послужить стимулом для принятия нового курса.

Современная макроэкономическая политика РФ все больше и больше поддавалась влиянию неоклассических  моделей на протяжении долгого времени, но которые, в свою очередь, не смогли в должной мере заработать по определенным причинам, связанным со спецификой институциональной структуры самой РФ.

Одной из причин является то, что правительство при вхождении  в мейнстрим не учитывает вовсе воздействие на политическую стабильность и экономическое развитие социальной политики, которая служит ориентиром при формировании “норм игры” в других сферах.

Вдобавок проводимая политика в должной мере не учитывает того, что отдельные меры макроэкономической политики, проводимые в развитых странах, не могут быть просто скопированы  и применимы в нашей стране. Чтобы воспользоваться теми знаниями и опытом, которыми располагают развитые экономики, мы сперва должны детально разработать каждый пункт, каждую строку с целью эффективного анализа и последующей адаптации новых механизмов.

Еще одна ловушка для российской экономики состоит в том, что  эффективные процессы с точки зрения “нормальной” экономики отрицательно влияют на состояние современной российской системы. В то же время, обратный эффект представляется, к примеру, как деятельность приезжих гастарбайтеров, непосредственным образом проявляющаяся не только как дешевая рабочая сила, но также как определенный канал утечки долларовой массы, которая оказывает благоприятное воздействие на понижение уровня инфляции.

Информация о работе Институциональные ловушки в экономике РФ