Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:18, контрольная работа
Институционализм - направление в экономической мысли, делающее главный акцент на анализе институтов. Под институтами «в первом приближении» следует понимать правила и принципы поведения («правила игры»), которым следуют люди в своих действиях. Оговорка «в первом приближении» делается ввиду того, что в разных течениях институционализма этот ключевой термин трактуется несколько по-разному. И вообще институционализм настолько разнороден, что его изучение как единого целого почти бессмысленно - настолько сильно различаются разные течения в самом институционализме.
Принятие решения. Как и многие теоретики менеджмента, Минцберг считает принятие решения наиболее ответственной частью деятельности руководителя. Этой функции отвечают четыре роли, основывающиеся на различных классах решения: инициатор, устранитель проблем, распределитель ресурсов, ведущий переговоры.
Как инициатор руководитель принимает решения относительно изменений, происходящих и в организации, и во внешней среде. При этом он должен сам побуждать изменения и принимать активное участие в точном решении относительно того, что должно быть сделано. В принципе в этой роли он действует самостоятельно и независимо от внешних обстоятельств. Это отличается от его деятельности в качестве лица, устраняющего проблемы, когда руководитель принимает решения в ситуации, которая вытекает из неконтролируемых событий и является непредсказуемой. Способность реагировать на события, так же как и планирование деятельности организации, - высшее менеджерское мастерство.
Функция руководителя по распределению ресурсов является центральной для многих видов деятельности организаций. Ясно, что руководитель должен принимать решения относительно распространения финансовых, людских, материальных ресурсов, времени (в том числе собственного) и т.д. Следовательно, он планирует время и виды работ, занимается распределением заданий между исполнителями.
Роль ведущего переговоры также относится к области принятия решений. Руководителю приходится вести переговоры с представителями других подразделений внутри организации и других организаций, и в процессе переговоров он должен принимать решения, связанные с ответственностью за ресурсы организации (материальные, финансовые и пр.).
В процессе принятия решения руководитель, выступая в роли инициатора, устранителя проблем, распределителя ресурсов, ведущего переговоры, должен отвечать на вопросы: Ищу ли я возможность для совершенствования работы? Насколько я конструктивно подхожу к разрешению спорных ситуаций?, Установлены ли справедливые критерии для распределения ресурсов?, Всегда ли я достаточно хорошо готовлюсь к переговорам и правильно себя веду в их ходе?
Некоторые виды деятельности руководителя нередко оцениваются как прерывание его основной работы менеджера, но на самом деле являются частью этой деятельности.
Таким образом, Файоль и Минцберг предложили различные теории работы руководителя, но они являются сторонами одной и той же действительности. Эти теории не следует противопоставлять - они взаимно дополняют друг друга и позволяют выработать практические рекомендации.
3. Теория управления М. Вебера
управление руководитель бюрократический менеджмент
Дальнейшие попытки рационализации деятельности организаций М. Вебером привели его к выводу о том, что наилучшей формой управления организацией является бюрократия.
Под указанным термином в бюрократической теории понимается форма правления с жестко отработанными (формальными, заранее предопределенными) процедурами. По мнению М. Вебера, такая схема построения организации гарантирует предсказуемость поведения персонала, а значит возможность достоверного планирования, дисциплину и стабильность.
Основные положения бюрократической теории организации.
. Вся совокупность
выполняемых в организации
. Каждое такое
задание и функция могут быть
описаны как набор формальных
процедур, строгое выполнение которых
гарантирует качество их
. Исполнитель несет полную ответственность за надлежащее выполнение своих заданий перед вышестоящими руководителями, составляющими иерархическую цепь.
. Любой член
организации выступает в
. Прием в
организацию и продвижение по
службе основывается на
Однако предсказуемость
поведения персонала и
Важнейшей идеей Вебера, использовавшейся авторами теории научного управления, явилась концепция социального действия. Согласно этой концепции, основу социального порядка в обществе составляют только социально ориентированные и рациональные (целеориентированные или ценностно-ориентированные) действия, а задачей членов организации следует считать понимание ими собственных целей и последующую оптимизацию собственной деятельности.
Каждое действие работника в организации должно быть рационально с точки зрения как выполнения им собственной роли, так и достижения общей цели организации. Все нерациональные действия категорически не допускаются. В такой организации нет места ошибкам, поиску нового, конфликтам и неопределенности. Таким образом, рациональность является высшим смыслом и идеалом любого предприятия или учреждения, а идеальная организация характеризуется предельно рациональными технологией, коммуникациями и управлением.
Идеальная, наиболее
эффективная система
Рассматривая идеализированную концепцию бюрократии, описывая функции различных элементов управленческого аппарата, Вебер не учел ни их дисфункций, ни конфликтов, возникающих между составляющими систему элементами, ни влияния неформальной структуры на отношения между сотрудниками, ни влияния внешнего окружения. Внутренние противоречия реального бюрократического аппарата, заложенные в основных принципах его функционирования, могут привести к полному крушению рациональной бюрократической структуры.
Теория рациональности
М. Вебера позволила в значительной
степени решить проблемы построения
управленческой структуры организации,
определения оптимальных
Вместе с тем, применяя идеальные модели организации, Вебер не учитывает реальные условия деятельности организаций и последствия функционирования управленческих структур. В его организации практически не рассматривается гибкость, не учитывается влияние внешнего окружения организации. Вследствие этого рациональная система управления по Веберу в сложных ситуациях превращается в свою противоположность.
. Теория организационного потенциала
В рамках теории организационного потенциала, основоположниками которой считаются И. Ансофф, А. Чандлер и другие, организация рассматривается в виде системы, динамично взаимосвязанной как с источниками ресурсов, так и с внешней средой (правительством, рынками, конкурентами). В итоге организационная структура в ответ на динамично меняющиеся внешние условия претерпела ряд последовательных трансформаций по цепочке: функциональная - дивизиональная - региональная (многонациональная) - проектная матричная модель.
Одновременно с этим в данной теории доказывается, что наряду с преобразованием структуры ответом на варьирование внешних условий существования организации должно стать изменение как стратегии поведения, так и организационного потенциала фирмы в целом.
При этом основными элементами организационного потенциала признаются следующие: руководители, структура, информация, формальные системы и процедуры, технологические процессы, системы ценностной ориентации.
Изменение организационного потенциала целесообразно осуществлять в следующей последовательности: руководители - система ценностей - информационные потоки - структура - формальные системы и процедуры - технологические процессы. При этом на характер преобразований в организации оказывает существенное влияние жизненный цикл выпускаемых ею изделий. Если изделие находится в начале жизненного цикла (является продуктовой инновацией), то необходимо прежде всего изменять организационный потенциал фирмы. В случае же, когда изделие близко к началу своего морального устаревания, сначала желательна трансформация стратегии поведения.
5. Теория институтов и институтов и институциональных изменений
Конец ХХ в. был
ознаменован подлинным триумфом
новой институциональной
Основная мысль этой теории состоит в том, что на реальных рынках свобода рыночных сил неизбежно ограничена разнообразными институтами - многочисленными формальными (законы, государственное регулирование) и неформальными (контракты, нормы поведения, этические воззрения людей) ограничениями. Выражаясь образно, общественные институты - это установленные обществом правила игры, по которым вынуждены играть организации, являющиеся в этой игре игроками.
Главной целью возникновения, существования и гибели тех или иных институтов должно стать снижение издержек по рыночным операциям (так называемых трансакционных издержек).
Именно с точки зрения необходимости минимизации трансакционных издержек неоинституционализм объясняет причины возникновения организаций (компаний, фирм, предприятий) - субъектов свободного рынка, внутри которых свобода собственно рыночных сил весьма ограничена. В динамичных условиях внешней среды изменения в организациях также должны осуществляться в соответствии с принципом снижения издержек по трансакциям - процедурам передачи продукции от одной структурной единицы к другой.
Следовательно, по мнению Д. Норта, организационные факторы играют более важную роль по сравнению с техническими и основным ключом к экономическому росту является не столько научно-технический прогресс, сколько эффективная организация хозяйственной системы (фирмы, отрасли, национальной экономики в целом)
6. Современный этап теоретических разработок в сфере управления
Условия управления организаций в настоящее время сильно изменились. Стремительный рост и обновление технологий, информатизация общества, проблемы рисковых (венчурных) инвестиций, возрастание роли стратегического менеджмента, усиление влияния человеческого фактора по всем направлениям, процессы глобализации экономики привели к тому, что современные теоретические разработки в области теории организаций осуществляются по следующим фундаментальным направлениям.
. Реинжиниринг - перестройка на современной научной, информационной и технологической основе процессов организации производства и управления.
. Концепция
внутренних рынков фирмы (
. Теория ассоциативных форм организации и управления (теория альянсов), предусматривающая расширение кооперирования (в том числе и международного) между конкурентами, поставщиками и потребителями.
. Рассмотрение
человека в качестве главного
мерила всех экономических
Заключение
Итак, управление организацией, как один из видов управления, в полной мере отвечает признакам и особенностям понятия управления как научной категории. Однако как явление, свойственное исключительно социальным системам, где в роли субъектов и объектов выступают люди (их объединения), характеризуется собственными присущими только ему особенностями.
Управление - это
процесс целенаправленного
Первая из функций науки управления - познавательная. Её основная цель: изучать основные особенности управленческой деятельности, и, в более широком смысле, управления как специфической сферы трудовой деятельности, определять её роль и значение в развитии общества и его подсистем, организаций, групп и т.п.
Вторая функция управления - оценочная. Её суть состоит в том, чтобы оценить, в какой мере соответствует (или, напротив, не соответствует) существующая в данном социуме.
Третья функция управления
- прогностическая. Она направлена на
выявление наиболее вероятных и
желательных изменений в
Четвертая функция управления - образовательная (обучающая).
Пятая важная социальная функция управления - вооружать управленческие кадры новыми приемами, методами, технологиями управления, превращаясь тем самым в практически
Библиографический список
1.Атаманчук Г.В. Управление: всегда есть варианты. - М.: РАГС, 2002.
2.Бляхман Л.С. Введение в менеджмент. - СПб.: 2000.
.Брэддик У. Менеджмент в организации. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 344 с.
.Гончаров В.В. Важнейшие
понятия и концепции в
.Карнеги Д., Питер Д., Паркинсон С., Блох А. Ваше преуспевание - в ваших руках. М., 2003. С. 48.
.Клементьев Д.С., Подольская
Т.Я. Социология управления и
подготовка современного
.Коротков Э.М. Концепция менеджмента. М.: ДЕКА, 2006.
Информация о работе Институционализм - направление в экономической мысли