Институционализм - направление в экономической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:18, контрольная работа

Описание работы

Институционализм - направление в экономической мысли, делающее главный акцент на анализе институтов. Под институтами «в первом приближении» следует понимать правила и принципы поведения («правила игры»), которым следуют люди в своих действиях. Оговорка «в первом приближении» делается ввиду того, что в разных течениях институционализма этот ключевой термин трактуется несколько по-разному. И вообще институционализм настолько разнороден, что его изучение как единого целого почти бессмысленно - настолько сильно различаются разные течения в самом институционализме.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

Для систематизации этапов развития науки управления первоначально  использовался исторический подход с применением хронологического принципа.

Американские ученые Г.Кунц и С.0'Доннел разработали более подробную классификацию подходов. Однако эта работа не дала желаемых результатов.

На протяжении всей истории  развития менеджмента ученые и исследователи  управленческих проблем предпринимали  попытки разработать универсальную классификацию школ менеджмента. Предложенные ими классификации носят, в известной мере, условный характер. Это объясняется тем, что практически невозможно отразить все оттенки различных взглядов и позиций, трудно найти один универсальный принцип, который следует положить в основу классификации.

 

 

Заключение.

  В результате познавательной деятельности людей возникло то, что мы называем современной теорией управления. У неё (теории) тысячелетняя история.

История управленческой мысли учит правильному использованию идей и накопленного опыта управления в современных усилиях.

Изучение истории управленческой мысли – это обязательное условие  борьбы с "синдромом самодостаточности" управленца, когда человек, занимающийся управлением, считает, что он всё знает.

Изучение истории управленческой мысли требует конкретного творческого подхода.

а) судить о теоретиках и практиках менеджмента прошлого надо не по тому, что они не дали по сравнению с современными управленческими требованиями, а по тому, что нового они дали по сравнению со своими предшественниками;

б) всякое начало всегда пусто, бедно содержанием, оно есть лишь тенденция к накоплению всего  содержания. С этой точки зрения надо подходить к эволюции управленческой мысли.

 В заключение надо отметить, что  менеджмент является одним из главных составляющих нашей жизни. Так как без управления, то есть менеджмента невозможно  ни одно предприятие, фирма или  просто отношения между людьми.

 

 

 

Список использованных источников и литературы:

1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.

Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000.

2. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. –

М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

3. Казначевская Г.Б. Менеджмент Учебное пособие для вузов.-

    М: Феникс, 2000г.

4.  Дункан У. Основополагающие идеи в менеджменте. -М.: Дело, 1996 г.

5. Хиценко В.Е. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом », статья из №1 / 2000 «Эволюционный менеджмент».

 

 

 

План

 

Введение

. Классическая  теория управления

. Теория Минцберга

. Теория управления М. Вебера

. Теория организационного  потенциала

. Теория институтов  и институтов и институциональных  изменений

. Современный  этап теоретических разработок  в сфере управления

Заключение

Библиографический список

 

Введение

 

Современному  обществу приходится постоянно совершенствовать управление. Без этого оно как высокоорганизованная система не может обойтись. Управление как наука должна обеспечивать устойчивость и одновременно динамизм сфер государственной и общественной жизни, оперативное реагирование на происходящие социально-экономические, научно-технические и иные процессы.

Все это требует  изменений концепций и практики управления в целом и особенно уточнению функций и принципов  социального управления. Насколько  обоснованы цели и задачи управления, эффективно ли действуют государственные органы, какова степень участия граждан, как влияет управление на деятельность организаций - эти вопросы никогда не теряют актуальность. Наш прошлый и современный опыт дают разные ответы.

Начало XX века сопровождалось появлением новых концепций управления в обществе, когда оно отождествлялось с государственным централизованным управлением. С распадом СССР и переходом к быстрому формированию рыночных отношений по существу резко ослаб весь механизм государственного управления. С конца 90-х годов пришлось воссоздавать новую практику управления и укреплять иерархические связи его звеньев. Административная реформа, начало которой было положено Указом Президента РФ от 23 июля 2003 г. N 924 и Концепцией реформы, одобренной Правительством РФ 25 октября 2005 г., означает новый этап развития социального управления.

Цель данного  исследования - рассмотреть этапы  развития науки управления за рубежом.

 

1. Классическая  теория управления

 

Управление - одна из самых важных и сложных сфер общественной жизни. По вопросам государственного управления высказывались Конфуций, Шан Ян, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Августин Аврелий, Фома Аквинский, Т. Мор, Т. Кампанелла, П. Макиавелли, Ж. Боден, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Г.В.Ф. Гегель и многие другие философы и политики. Сократ считал, что основой управления являются знания и умение навязать свое мнение другому человеку.

Среди западных теоретиков управления следует отметить А. Файоля, Ф. Гильберта, Д. Карнеги, Г. Черча, С. Паркинсона, Г. Эмерсона.

Ранний период развития теории управления характеризуется  в первую очередь слабостью системы  управления организацией, неопределенностью  функций управления. Это обусловлено  в основном тем, что в одном  лице соединялись собственник и  управляющий, следствием чего была незначительная численность управляющих и отсутствие специализации в осуществлении управленческих задач.

В результате отделения  собственника предприятия от процесса управления производством, произошедшего  после распада фабричной системы  организации труда и возникновения крупного машинного производства, появился специализированный аппарат управления, в задачи которого входили контроль за деятельностью рядовых членов организации и проведение мероприятий, способствующих повышению эффективности их работы.

Одной из первых теоретических школ, рассматривающих  проблемы теории организаций, стала  так называемая классическая школа  научного управления. Основу организационных  теорий этой школы составляет идея рационализации всех компонентов организации, другими словами, ориентация всех структурных единиц организации на ее цели, всеобщая целесообразность. Достижению всеобщей целесообразности рациональности служит прежде всего жесткая иерархия управления всех органов и должностей организации, которая содействует осуществлению возможно более жесткого всеобъемлющего формального контроля.

Очевидно, что  создание системы такого контроля возможно только при условии четкого распределения  функций (прав и обязанностей) между  членами организации, а следовательно, требует разработки взаимосвязанных ролевых требований, отсечения ненужных действий, упрощения и максимальной рационализации существующих технологий.

Основоположником  классической теории научного управления считают американского инженера и ученого Ф.У. Тейлора, именем которого названо направление в теории организаций - <тейлоризм>. Лозунгами этого направления стали: <координация>, <интеграция> и <контроль>. Последователи тейлоризма обращали особое внимание на проблему рабочих, решение которой заключалось в максимальном облегчении производственных операций, в упорядочивании системы вознаграждения путем внедрения сдельной оплаты труда и в обеспечении безопасности труда. Основными принципами тейлоризма считают:

применение  научного подхода к каждому элементу деятельности любого члена организации, поиск наиболее рациональных, оптимальных способов совершения производственных операций;

научно обоснованный подбор и обучение работников;

взаимодействие  между управляющими и рабочими, которое  проявляется прежде всего в обоснованном вознаграждении за труд на базе сдельной системы оплаты труда.

Тейлор признает, что его подход не содержит каких-либо новых принципиальных научных положений, и полагает, что теория научного управления (собирает все традиционное знание, накопленное предыдущими поколениями управляющих, и редуцирует его в виде правил, законов, формул).

В подходе Тейлора  по совершенствованию управления организацией приоритет отдан инженерным решениям. В рамках этой теории все отклонения от <рациональности> рассматриваются  как нежелательные последствия, ошибки, неточности, которые могут быть устранены на основе расчетов и чисто инженерных решений.

Идею рационализации трудовых процессов в организациях в дальнейшем разрабатывали последователи  Ф. Тейлора классики теории организации  Ф. и Л. Гилбреты, главной заслугой которых можно считать использование научных методов для поиска оптимального способа выполнения работы. В русле идей рациональности и инженерного подхода рассматривал проблемы повышения эффективности деятельности организаций и американский инженер Г. Гант, который разрабатывал способы рационального планирования деятельности организации, обеспечения совместимости действий различных подразделений организации по достижению общей цели.

Большой вклад  в развитие классической школы научного управления внес французский исследователь организаций А. Файоль. В его работах основное внимание уделялось изучению структур управления организации. Файоль предложил понятие организационной структуры управления, определил ее основные типы в зависимости от целей, конфигурации и степени централизации. По мнению Файоля, в основе деятельности любой социальной структуры лежит принцип иерархии, который не только закрепляет отношения в организации, но и обеспечивает их предельную прозрачность. Это означает, что права и ответственность должны распределяться сверху вниз - от высшего управляющего к низшему, а затем к исполнителю. Четкость действия вертикальных связей достигалась при реализации следующих принципов:

единство распоряжения (единоначалие);

исключение (только важные и неповторяющиеся решения должны оставаться в компетенции руководителя);

рационализация  сферы контроля (строго определенное число подчиненных у одного руководителя);

организационная специализация (четкое разделение функций  управления в организации) и др.

Французский инженер  и предприниматель Анри Файоль (1848-1925), автор книги "Общее промышленное управление", делит весь процесс  управления на пять основных функций: планирование; организация; подбор и  расстановка кадров; руководство; контроль. К другим принципам управления он относит единоначалие, установление баланса между централизацией и децентрализацией, поддержание устойчивости и сплоченности персонала, дисциплину, проявление инициативы.

Файоль рассматривал любую организацию как безличный механизм, построенный на формализованных связях, статусах и целях, которые имеют форму многоуровневой административной иерархии. Французский исследователь признавал только единоличное командование. Организация, считал он, есть прежде всего инструмент для решения задач, а человек не выступает в ней как независимая личность. Такая система предполагает полную управляемость ее деятельности.

Теория Файоля расходилась с доктриной "человеческих отношений" Э. Мэйо, согласно которой  производственная организация - это община, в которой межличностные отношения строятся на основе взаимных привязанностей, общих интересов и других психологических факторов, но была близка к теории рациональной бюрократии немецкого социолога М. Вебера. Последний разработал концепцию с целью преодоления свойственной людям иррациональности в поступках и отношениях. Компетентность государственных служащих социолог не ставил под сомнение. В бюрократической организации у него обязанности членов распределяются по степени компетентности.

Можно назвать еще одну теорию, имеющую отношение к управлению, - концепцию "естественной организации" Т. Парсонса, Р. Мертона, А. Этциони, которая рассматривает функционирование организации как объективный, саморазвивающийся процесс, где субъективное начало хотя и присутствует, но не преобладает.

Представителями классической школы научного управления организация рассматривалась как  иерархия должностей и подразделений, каждому из которых соответствуют  строго определенные права, обязанности, полномочия в соответствии со статусом органа, должности, а не конкретного лица, которое эту должность занимает.

Классическая  школа научного управления в значительной степени продвинула изучение организаций. Ее основные положения актуальны  и сейчас. Так, концепция рациональной организации нашла отражение в работах современных исследователей организаций Д. Марча и Г. Саймона, которые <показали, что организационная структура определяет не столько правила, сколько предпосылки принятия решений>, считали основной задачей организации достижение максимальной эффективности контроля за действиями работников и принятие управленческих решений по оптимизации их действий, обеспечивающей минимум временных затрат и максимум координации их усилий.

 

. Теория  Минцберга

 

На основе масштабных исследований деятельности руководителей Генри Минцберг, профессор менеджмента Мак-Гильского университета в Монреале, показал, что для нее характерны высокий темп, временные остановки, краткость, разнообразие и фрагментарность, а также многочисленные устные контакты.

Выступая в  третьей роли - связующего звена, руководитель устанавливает горизонтальные отношения, т.е. отношения вне организации

Информационные  роли. Значение информационных ролей  обусловлено тем, что руководитель в организации является своеобразным информационным центром. Информация поступает к руководителю в силу его положения, и эта информация должна быть оценена. В свою очередь менеджер должен передавать необходимую информацию как работникам организации, так и за ее пределы.

Таким образом, в функции руководителя входят сбор, распространение и передача информации. Существуют три соответствующие этим функциям роли - получатель, распространитель, представитель. Менеджер является важной фигурой при получении информации, как внутренней, так и внешней. Процесс передачи информации - функция распространения - относится к информации и действительного, и оценочного свойства. Менеджер должен передавать информацию другим, выступая в роли представителя как всей организации, так и тех, кто включен в область его ответственности.

Выступая в  этих ролях, руководителю приходится отвечать на ряд вопросов: Достаточно ли ко мне  поступает информации из организации  и извне? Обеспечиваю ли я достаточный  объем информации своим сотрудникам  и другим работникам? Обеспечиваю  ли я достаточно информацией людей извне?

Информация о работе Институционализм - направление в экономической мысли