Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 16:55, курсовая работа
Одним из наиболее важных факторов развития экономики являются инвестиции, то есть долгосрочные вложения капитала для создания нового или совершенствования и модернизации действующего производственного аппарата с целью получения прибыли. Глубинной причиной современных экономических проблем России является многолетнее инвестиционное поведение общества: с конца 50-х годов - снижение темпов роста инвестиций, с середины 70-х - их абсолютное сокращение, с начала 90-х - превращение чистых инвестиций в отрицательную величину. Так, за период с 1991 по 1996 год общий объем инвестиций в России снизился на 71%.
В результате опережающего повышения транспортных (особенно железнодорожных) тарифов и общего изменения ценовых пропорций в экономике России, по сравнению с мировым рынком. Приморье оказалось, практически отрезанным от промышленно развитых районов страны как в части вывода, так и ввоза продукции. В поставках инвестиционных товаров (оборудования, комплектующих деталей и проч.) и потребительских товаров (прежде всего продовольствия) традиционно экономика края была ориентирована на западные районы России и бывшего Союза. Повышение транспортных тарифов привело не только к росту цен на ввозимую и вывозимую продукцию, но и обозначило процесс экономического отрыва Приморья, как и других районов Дальнего Востока, от вентральных и западных российских регионов. Усилилось стремление к замещению ввоза товаров импортом из соседних стран.
Из-за непродуманной политики в области энергетических тарифов многие виды нашей продукции стали неконкурентоспособными как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В итоге около 70%) товарооборота края приходится на импорт из стран АТР. Основная часть сырьевых ресурсов, добываемых в Приморье, включая морепродукты, реализуется за пределами России. Транспортная инфраструктура края во все большей мере обслуживает интересы Китая, Кореи, Японии и других стран.
Федеральные
функции и интересы оказывают
большое влияние на экономику
Приморья. Наиболее яркое отражение
эти процессы нашли в "Федеральной
целевой программе
Исходя
из необходимости структурной
В
"Федеральной целевой
Генеральная цель Программы состоит в том, чтобы максимально ослабить влияние факторов, препятствующих адаптации региона к новой экономической ситуации, и полнее реализовать имеющиеся предпосылки развития, создав тем самым условия для быстрого .выхода из кризиса и ускоренного развития в дальнейшем. Для достижения указанной цели предусмотрены следующие формы государственной поддержки Программы:
К сожалению, пока Программа не выполняется, и Дума Приморского края совместно с законодательными органами краев и областей Дальнего Востока и Забайкалья принимает ряд мер, направленных на обеспечение выполнения данной программы, имеющей фактически решающее значение для активизации в регионе инвестиционной деятельности.
Приморье,
занимая ведущее места в
Сегодня
в АТР переплетаются
На этом фоне Приморье, находящееся как бы в эпицентре этого региона, буквально обречено на внимание иностранных инвесторов. Однако иностранные инвесторы пока не проявляют особой активности на территории края, в том числе и в свободной экономической зоне «Находка». Их деятельность осложняют несовершенство федеральной законодательной базы, отсутствие четкой налоговой, валютной политики, нерешенность инфраструктурных вопросов. Именно неопределенность перспективы при наблюдаемом крушении текущей конъюнктуры и лукавое поведение правительства в области создания и гарантий инвестиционного климата сделали иностранные инвестиции малосущественным фактором региональной динамики.
Вполне понятно, что решить асе эти проблемы для привлечения иностранных инвестиций на отдельно взятую территорию страны невозможно. Но понятно и другое, что сидеть сложа руки и ждать, пока инвестиции польются сами собой, тоже нельзя. Нужны реальные меры: создание законодательной базы, хотя бы на уровне региона, реальные результаты в борьбе с преступностью, политическая стабильность, развитая банковская сеть, современные телекоммуникации и связь, современный гостиничный комплекс для проживания иностранцев.
Над решением этих проблем сегодня активно работает законодательная и исполнительная власть края. Принятый в конце 1997 года Думой Приморского края Закон «Об инвестиционной деятельности в Приморском крае», безусловно, должен обеспечить правовые, экономические и социальные условия привлечения в экономику края инвестиций и защитить права собственности инвесторов.
Ключевыми статьями Закона являются статьи о страховании и перестраховании имущества и рисков инвесторов и о залоговом кредитовании инвесторов. Для усиления гарантий инвесторам договор о реализации конкретного проекта заключается только при условии, если инвестор застраховал свое имущество и риски, в том числе и строительные.
Наиболее популярной формой финансирования инвестиций является получение инвестором долгосрочного кредита в банках, фондах, специализированных финансовых организациях, причем чаще в зарубежных, так как отечественные финансовые институты в современных условиях такие кредиты не предоставляют. Анализ действующего в странах с устойчивой рыночной экономикой механизма кредитования инвесторов попадал, что для привлечения кредитов под реализацию конкретных проектов обязательным требованием к заемщику является залог имущества или активов. В случае небольших по объему кредитов инвестор в качестве залога может использовать свое имущество и активы. В случае же, когда объемы кредитов значительно превышают залоговые возможности инвесторов или инвесторы по каким-либо причинам не желают (или не могут) закладывать свое имущество и активы, а территория, где предполагается реализовать конкретный проект, не имея альтернативы, кровно заинтересована в привлечении данного инвестора (особенно зарубежного), решение проблемы заключается в создании залогового механизма самой территорией. Именно такой механизм начал создаваться в Приморском крае.
Для развитая института залога на территории края началось создание соответствующей инфраструктуры: краевого залогового фонда; региональных законодательных правил и исполнительных инструкций использования залогового кредитования: краевой межведомственной комиссии по залоговому кредитованию; краевой программы залогового кредитования.
Краевой залоговый фонд создается администрацией края для залогового обеспечения кредитных сделок с целью финансирования инвестиционных проектов, включенных в краевую программу залогового кредитования, и утверждается думой Приморского края. Фонд представляет из себя обновляемый и дополняемый по мере необходимости перечень имущественных объектов, используемых в качестве предмета залога. Он формируется из имущественных объектов, находящихся в государственной собственности края. По каждому проекту готовится и оформляется отдельный предмет залога. Его стоимость определяется необходимой для залогового обеспечения кредита суммой.
Объектом залога могут быть недвижимость (здания, сооружения, предприятия); имущественные права на недвижимость, в том числе предусмотренные законодательством права по аренде земельных участков; движимое имущество, в том числе акции, облигации и другие ценные бумаги, денежные средства и другие активы. Ипотека здания или сооружения допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором находится это здание или сооружение.
При отборе объектов залога должны учитываться в первую очередь определенность юридического статуса объекта, устойчивость его рыночной стоимости, коммерческая рентабельность и экономическая эффективность объекта. Заложенное имущество должно обеспечить возвратность кредита и уплату процентов по нему. Залогодателем выступает либо администрация края, либо организация (предприятие), осуществляющая проект. Получателем кредита является организация, осуществляющая проект.
Объекты, включенные в залоговый фонд, бронируются на период действия договора о залоге, что влечет запрет операций с правами на них (продажу и т.п.). При необходимости вносятся соответствующие изменения в планы приватизации этих объектов. С прекращением залога объект исключается из залогового фонда администрации края. Объекты, переданные специализированной компании для целей залогового обеспечения, после прекращения залога могут оставаться в залоговом фонде администрации края для повторного использования в качестве предмета залога при заключении новых кредитных сделок.
Законодательные правила залогового механизма прописаны в Законе "Об инвестиционной деятельности в Приморском крае". Законодательством предусмотрено, что порядок использования залогового кредитовании для финансирования проектов определяется администрацией края. Межведомственная комиссия по залоговому кредитованию, формируемая краевой администрацией, разрабатывает политику использования этого механизма в интересах края, готовит предложения и проекты правовых актов по данному направлению, содействует развитию инфраструктуры залогового кредитования, в том числе вторичного рынка ипотеки, формирует краевую программу залогового кредитования и залоговый фонд, оказывает помощь предприятиям и организациям края в использовании механизма залогового кредитования. Краевую программу залогового кредитования утверждает администрация края.
Этим законом определены не только гарантии прав инвесторов, использования их доходов, но и различные формы стимулирования инвестиций, налоговые льготы при осуществлении инвестиционной деятельности, залоговые и страховые механизмы.
Информация о работе Иностранные инвестиции в России как залог экономического роста