Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 16:55, курсовая работа
Одним из наиболее важных факторов развития экономики являются инвестиции, то есть долгосрочные вложения капитала для создания нового или совершенствования и модернизации действующего производственного аппарата с целью получения прибыли. Глубинной причиной современных экономических проблем России является многолетнее инвестиционное поведение общества: с конца 50-х годов - снижение темпов роста инвестиций, с середины 70-х - их абсолютное сокращение, с начала 90-х - превращение чистых инвестиций в отрицательную величину. Так, за период с 1991 по 1996 год общий объем инвестиций в России снизился на 71%.
Законодательные условия инвестирования регулируют возможности инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства -- составляющих инвестиционного потенциала региона.
Все законодательные акты были разделены на федеральные и региональные (субъектов федерации). И федеральное, и региональное законодательство делились на прямое (непосредственно регулирующее инвестиционную деятельность) и косвенное (связанно с условиями функционирования сфер деятельности или типов предприятий - потенциальных объектов инвестирования). Кроме того, в федеральном законодательстве были особо выделены специальные нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в отдельных субъектах федерации. Прежде всего это законодательство по свободным экономическим зонам.
Распределение регионов России по всем трем составляющим инвестиционного климата показано в таблице 6.
Таблица 6.
Распределение
регионов России по
инвестиционному
климату
Высокий
потенциал -
Незначительный риск (1А) |
Законодательные условия* |
Москва | a |
Санкт-Петербург | a |
Белгородская область | b |
Республика Татарстан | b |
Саратовская область | b |
Московская область | c |
Краснодарский край | d |
Мурманская область | d |
Республика Башкортостан | e |
Воронежская область | e |
Свердловская область | f |
Самарская область | f |
Нижегородская область | f |
Новосибирская область | f |
Высокий потенциал – умеренный риск (1В) | Законодательные условия* |
Приморский край | a |
Ленинградская область | a |
Алтайский край | a |
Пермская область | b |
Волгоградская область | b |
Ростовская область | e |
Республика Саха (Якутия) | e |
Оренбургская область | e |
Хабаровский край | f |
Высокий потенциал - высокий риск (1С) | Законодательные условия* |
Кемеровская область | a |
Иркутская область | b |
Челябинская область | c |
Красноярский край | e |
Тюменская область | e |
Ханты-Мансийский автономный округ | e |
Тульская область | f |
Средний потенциал – незначительный риск (2А) | Законодательные условия* |
Ставропольский край | a |
Калининградская область | a |
Владимирская область | b |
Ярославская область | b |
Тверская область | b |
Липецкая область | c |
Курская область | e |
Томская область | e |
Орловская область | e |
Астраханская область | e |
Пензенская область | f |
Средний потенциал – умеренный риск (2В) | Законодательные условия* |
Республика Мордовия | c |
Архангельская область | d |
Ульяновская область | d |
Республика Карелия | d |
Калужская область | e |
Рязанская область | e |
Ямало-Ненецкий автономный округ | e |
Чувашская Республика | e |
Волгоградская область | e |
Омская область | f |
Тамбовская область | f |
Средний потенциал - высокий риск (2С) | Законодательные условия* |
Читинская область | a |
Республика Бурятия | b |
Республика Коми | c |
Брянская область | c |
Амурская область | c |
Республика Дагестан | d |
Смоленская область | e |
Удмуртская Республика | f |
Незначительный потенциал – незначительный риск (3А) | Законодательные условия* |
Новгородская область | a |
Кабардино-Балкарская Республика | a |
Республика Марий Эл | c |
Костромская область | e |
Чукотский автономный округ | e |
Низкий потенциал – умеренный риск (3В) | Законодательные условия* |
Еврейская автономная область | a |
Ивановская область | c |
Псковская область | c |
Республика Адыгея | c |
Ненецкий автономный округ | d |
Кировская область | e |
Камчатская область | e |
Республика Ингушетия | e |
Республика Калмыкия | e |
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ | e |
Низкий потенциал – высокий риск (3С) | Законодательные условия* |
Сахалинская область | a |
Агинский Бурятский автономный округ | a |
Республика Тыва | b |
Северная Осетия – Алания | d |
Республика Алтай | d |
Магаданская область | e |
Курганская область | e |
Республика Хакасия | e |
Карачаево-Черкесская Республика | e |
Чеченская республика | e |
Таймырский автономный округ | e |
Корякский автономный округ | e |
Коми-Пермяцкий автономный округ | e |
Эвенкийский автономный округ | e |
*Условные обозначения |
a - особый федеральный льготный законодательный режим; b - наиболее льготное региональное законодательство; c – благоприятное региональное законодательство; d - отдельные элементы режима СЭЗ при незначительных региональных льготах или их отсутствии: e - отсутствие специального инвестиционного законодательства; f - ограничения для инвесторов преобладают над льготами. |
По сравнению с 1996 годом в целом сохранилось соответствие между потенциалом и риском, то есть регионы, имеющие более высокий потенциал, в большинстве своем являются менее рисковыми - и наоборот.
Прежде
всего бросается в глаза
Изменилась и картина территориального распределения , регионов различного типа по потенциалу и риску. Если раньше они образовывали пять «концентров благоприятности», то теперь от одного из них остались Москва, Московская область и - отдельно - Нижегородская область. Вместе с тем повышение рейтинга Саратовской области позволило сформироваться новому «поясу инвестиционной благоприятности», протянувшемуся от Белгородской области на западе до Свердловской на востоке и включающему 7 из 14 регионов группы 1А (высокий потенциал--незначительный риск).
Таким образом, за прошедший год произошел сдвиг благоприятности инвестиционных условий с северо-запада и из центра на юг и юго-восток европейской части России. Группа с наиболее благоприятными условиями инвестирования не пополнилась ни одним новым регионом Сибири и Дальнего Востока.
На поведение
инвесторов большое влияние оказывают
факторы, определяющие размер инвестиционного
риска (таблица7).
Таблица 7.
Связь показателей инвестиционного климата с величиной
инвестиционного
риска
Показатели инвестиционного климата | ||
Некоррелирующие с величиной инвестиционного риска | Коррелирующие с величиной инвестиционного риска | |
Размер рынка страны – реципиента капитала | Протекание процесса реформ, состояние экономической конъюнктуры | |
Ресурсная обеспеченность экономики | Законодательная
среда для инвестиций Политические процессы |
3.2 Законодательная
база для иностранных инвестиций
Законодательная
база предпринимательской
РСФСР « О залоге», «О несостоятельности ( банкротстве) предпринимателей,» « О валютном регулировании и валютном контроле», « О налоговой системе,» 1 часть Гражданского Кодекса и др. Сегодня можно констатировать создание минимально достаточной базы для развития предпринимательства в России.
Принятие в 1991 году закона « Об иностранных инвестициях в РСФСР» способствовало созданию новых правовых условий для деятельности иностранных инвесторов в стране. Иностранцы получили право не только вкладывать свои средства в качестве доли в уставной фонд совместного предприятия, создаваемого с участием российского партнера, но и основывать предприятия, полностью им принадлежащие. Они получили также право покупать акции и облигации акционерных обществ, которые теперь создаются в России. Иностранные
инвесторы могут получать концессии на разработку отдельных месторождений топлива и сырья, лесных массивов, брать в аренду хозяйственные объекты и другую недвижимость. В
законе предусмотрены соответствующие гарантии иностранных инвесторов, право как на вывоз полученной прибыли, так и на реинвестирование ее в российскую экономику.
Однако в дальнейшем некоторые положения закона оказались фактически отмененными
постановлениями
правительства и другими
предусмотрено статьей 25 закона.
Некоторые статьи закона не действуют или действуют с искажениями, так как не были разработаны подзаконные акты, предусмотренные в самом законе. В статье 25 было предусмотрено, что предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам и совместным предприятиям, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30% вправе без лицензий экспортировать продукцию собственного производства. Порядок определения продукции собственного производства должен был установить Совет министров. Однако в течение двух лет это не было сделано, что приводило к злоупотреблениям, особенно в торговле нефтью. Некоторые СП вывозили без лицензии под видом собственного производства нефть, купленную на чужих промыслах. Порядок был установлен только в июле 1993 года.
В законе об иностранных инвестициях есть еще ряд норм, требующих совершенствования. Это относится к порядку регистрации предприятий с иностранными инвестициями, который явно требует упрощения. Устарело требование этого закона, о том, что предприятия, объем иностранных инвестиций которых превышает 100 млн. руб., регистрируются с разрешением Совета министров РФ. Когда принимался закон, эта сумма характеризовала создание достаточно крупного предприятия. После роста цен в тысячи раз эта сумма, выраженная в рублях, касается, видимо, самых малых СП и неоправданно усложняет процедуру их регистрации. Требует уточнения и ряд других положений закона.
Несколько раз менялся налоговый режим для предприятий с иностранными инвестициями.
С начала 1992 года, на наш взгляд, необоснованно были отменены налоговые льготы для них,
существовавшие в союзном законодательстве, а затем восстановленные только для предприятий с иностранными инвестициями, зарегистрированных до 1 января 1992г. Это не может не порождать недовольства со стороны иностранных инвесторов.
Практически отменены принятые в 1990-1991 годах Верховным Советом и Правительством
постановления о создании свободных экономических зон и положения о них. Все это также не придает уверенности иностранным инвесторам в стабильности российского законодательства.
В 1994 году Правительство
Так , в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. установлено, что предприятия с иностранными инвестициями, занимающиеся производственной деятельностью (при условии, что их оплаченная доля в уставном фонде составляет не менее 30%, а в эквивалентной сумме - не менее 10 млн. Долл. США) и зарегистрированные после 1 января 1994г, уплачивают налог на прибыль по аналогии с малыми предприятиями: в первые два года с момента государственной регистрации -освобождения от уплаты налога, на третий год взимается налог в размере 25 % от основной ставки и на четвертый год - 50%.
По Указу Президента Российской Федерации от 10 июля 1994г. налог на добавленную стоимость и специальный налог на поддержание важнейших отраслей народного хозяйства не
взимаются при ввозе товаров ( за исключением подакцизных) на территории России в рамках
Информация о работе Иностранные инвестиции в России как залог экономического роста