Иностранные инвестиции в России как залог экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Одним из наиболее важных факторов развития экономики являются инвестиции, то есть долгосрочные вложения капитала для создания нового или совершенствования и модернизации действующего производственного аппарата с целью получения прибыли. Глубинной причиной современных экономических проблем России является многолетнее инвестиционное поведение общества: с конца 50-х годов - снижение темпов роста инвестиций, с середины 70-х - их абсолютное сокращение, с начала 90-х - превращение чистых инвестиций в отрицательную величину. Так, за период с 1991 по 1996 год общий объем инвестиций в России снизился на 71%.

Работа содержит 1 файл

3work.DOC

— 334.00 Кб (Скачать)

  Законодательные условия инвестирования регулируют возможности инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства -- составляющих инвестиционного потенциала региона.

  Все законодательные акты были разделены  на федеральные и региональные (субъектов федерации). И федеральное, и региональное законодательство делились на прямое (непосредственно регулирующее инвестиционную деятельность) и косвенное (связанно с условиями функционирования сфер деятельности или типов предприятий - потенциальных объектов инвестирования). Кроме того, в федеральном законодательстве были особо выделены специальные нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в отдельных субъектах федерации. Прежде всего это законодательство по свободным экономическим зонам.

    Распределение регионов  России по всем трем составляющим инвестиционного климата показано в таблице 6.

  Таблица 6.

  Распределение регионов России по инвестиционному  климату  
 

      Высокий потенциал -

        Незначительный риск (1А)

      Законодательные условия*
      Москва a
      Санкт-Петербург a
      Белгородская  область b
      Республика  Татарстан b
      Саратовская область b
      Московская  область c
      Краснодарский край d
      Мурманская  область d
      Республика  Башкортостан e
      Воронежская область e
      Свердловская  область f
      Самарская область f
      Нижегородская область f
      Новосибирская область f
      Высокий потенциал – умеренный  риск (1В) Законодательные условия*
      Приморский  край a
      Ленинградская область a
      Алтайский край a
      Пермская  область  b
      Волгоградская область b
      Ростовская  область e
      Республика  Саха (Якутия)  
      e
      Оренбургская  область e
      Хабаровский край f
      Высокий потенциал - высокий  риск (1С) Законодательные условия*
      Кемеровская область a
      Иркутская область b
      Челябинская область c
      Красноярский  край e
      Тюменская область e
      Ханты-Мансийский автономный округ  
      e
      Тульская область f
      Средний потенциал – незначительный риск (2А) Законодательные условия*
      Ставропольский  край a
      Калининградская область a
 
      Владимирская  область b
      Ярославская область b
      Тверская  область b
      Липецкая  область c
      Курская область e
      Томская область e
      Орловская область e
      Астраханская  область e
      Пензенская  область f
      Средний потенциал – умеренный  риск (2В) Законодательные условия*
      Республика  Мордовия c
      Архангельская область d
      Ульяновская область d
      Республика  Карелия d
      Калужская область e
      Рязанская область e
      Ямало-Ненецкий автономный округ  
      e
      Чувашская Республика e
      Волгоградская область e
      Омская  область f
      Тамбовская  область f
      Средний потенциал - высокий  риск (2С) Законодательные условия*
      Читинская область a
      Республика  Бурятия b
      Республика Коми c
      Брянская  область c
      Амурская  область c
      Республика  Дагестан d
      Смоленская  область e
      Удмуртская  Республика f
      Незначительный  потенциал – незначительный риск (3А) Законодательные условия*
      Новгородская  область a
      Кабардино-Балкарская Республика  
      a
      Республика  Марий Эл c
      Костромская область e
      Чукотский автономный округ e
      Низкий  потенциал – умеренный  риск (3В) Законодательные условия*
      Еврейская автономная область a
      Ивановская  область c
      Псковская область c
      Республика  Адыгея c
      Ненецкий  автономный округ d
      Кировская область e
      Камчатская  область e
      Республика  Ингушетия e
      Республика  Калмыкия e
      Усть-Ордынский  Бурятский автономный округ  
      e
      Низкий  потенциал – высокий  риск (3С) Законодательные условия*
      Сахалинская область a
      Агинский  Бурятский автономный округ  
      a
      Республика  Тыва b
      Северная  Осетия – Алания d
      Республика  Алтай d
      Магаданская область e
      Курганская  область e
      Республика  Хакасия e
      Карачаево-Черкесская Республика  
      e
      Чеченская республика e
      Таймырский  автономный округ  
      e
      Корякский автономный округ e
      Коми-Пермяцкий  автономный округ   
      e
      Эвенкийский автономный округ  
      e
 
 
*Условные  обозначения
a - особый федеральный льготный законодательный режим; b - наиболее льготное региональное законодательство; c – благоприятное региональное законодательство; d - отдельные элементы режима СЭЗ при незначительных региональных льготах или их отсутствии: e - отсутствие специального инвестиционного законодательства; f - ограничения для инвесторов преобладают над льготами.
 
 

  По сравнению  с 1996 годом в целом сохранилось соответствие между потенциалом и риском, то есть регионы, имеющие более высокий потенциал, в большинстве   своем являются менее рисковыми - и наоборот.

  Прежде  всего бросается в глаза уменьшение числа наиболее привлекательных  регионов (группа 1А). Это связано  со снижением потенциала Владимирской, Ярославской, Тверской и Калининградской областей и переходом их в группу 2А (средний потенциал - незначительный риск) и   увеличением инвестиционного риска Пермской области  (переход в группу 1В). В группу «лидеров» переместились Саратовская область (за счет снижения риска) и Мурманская область (за счет  роста потенциала). 

  Изменилась  и картина территориального распределения , регионов различного типа по потенциалу и риску. Если раньше они образовывали пять «концентров благоприятности», то теперь от одного из них остались Москва, Московская область  и - отдельно - Нижегородская область. Вместе с тем повышение рейтинга Саратовской области  позволило сформироваться новому «поясу инвестиционной благоприятности», протянувшемуся от Белгородской области на западе до Свердловской на востоке и  включающему 7 из 14 регионов группы 1А (высокий потенциал--незначительный риск).

  Таким образом, за прошедший год произошел сдвиг  благоприятности инвестиционных условий с северо-запада и из центра на юг и юго-восток европейской части России. Группа с наиболее благоприятными условиями инвестирования не пополнилась ни одним новым регионом Сибири и Дальнего Востока.

  На поведение  инвесторов  большое влияние оказывают  факторы,  определяющие размер инвестиционного риска (таблица7). 

  Таблица 7.

  Связь показателей инвестиционного  климата с величиной

  инвестиционного риска 

Показатели  инвестиционного климата
Некоррелирующие с величиной инвестиционного  риска Коррелирующие с величиной инвестиционного риска
Размер  рынка страны – реципиента капитала Протекание  процесса реформ, состояние экономической  конъюнктуры 
Ресурсная обеспеченность экономики Законодательная среда для инвестиций  

Политические  процессы

 

3.2 Законодательная база для  иностранных инвестиций 

  Законодательная база предпринимательской деятельности в Р. Совершенствуется по мере экономической  реформы. Приняты и действуют  законы « Об иностранных инвестициях  в

РСФСР « О залоге», «О несостоятельности ( банкротстве) предпринимателей,» « О валютном регулировании и валютном контроле», « О налоговой системе,» 1 часть Гражданского Кодекса и др. Сегодня можно  констатировать создание минимально достаточной базы для развития предпринимательства в России.

  Принятие  в 1991 году закона « Об иностранных инвестициях в РСФСР» способствовало созданию новых правовых условий для деятельности  иностранных инвесторов в стране. Иностранцы получили право не только вкладывать свои средства в качестве доли в уставной фонд совместного предприятия, создаваемого с участием российского партнера, но и основывать предприятия, полностью им принадлежащие. Они получили также право покупать акции и облигации акционерных обществ, которые теперь создаются в России. Иностранные

инвесторы могут получать концессии на разработку отдельных месторождений топлива и сырья, лесных массивов, брать в аренду хозяйственные объекты и другую недвижимость. В

законе  предусмотрены соответствующие  гарантии иностранных инвесторов, право  как на вывоз полученной прибыли, так и на  реинвестирование ее в  российскую экономику.

  Однако  в дальнейшем некоторые положения  закона оказались фактически  отмененными

постановлениями правительства и другими подзаконными актами. Это относится, например, к  праву иностранных инвесторов самостоятельно распоряжаться заработной валютой, что было

предусмотрено статьей 25 закона.

  Некоторые статьи закона не действуют или  действуют с искажениями, так  как не были разработаны подзаконные  акты, предусмотренные в самом  законе. В  статье 25  было предусмотрено, что предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам и совместным предприятиям, в уставном фонде которых иностранные инвестиции  составляют более 30% вправе без лицензий экспортировать продукцию собственного производства. Порядок определения продукции собственного производства должен был установить Совет министров. Однако в течение двух лет это не было сделано, что приводило к злоупотреблениям, особенно в торговле нефтью. Некоторые СП  вывозили без лицензии под видом собственного производства нефть, купленную на чужих промыслах. Порядок был установлен только в  июле 1993 года.

  В законе об  иностранных инвестициях  есть еще ряд норм, требующих совершенствования. Это относится к порядку регистрации предприятий с иностранными инвестициями, который явно требует упрощения. Устарело  требование этого закона, о том, что предприятия, объем иностранных инвестиций которых превышает 100 млн. руб., регистрируются с разрешением Совета министров РФ. Когда принимался закон, эта сумма характеризовала создание достаточно крупного предприятия. После роста цен в тысячи раз эта сумма, выраженная в рублях, касается, видимо, самых малых СП и неоправданно усложняет процедуру их регистрации. Требует уточнения и ряд других положений закона.

  Несколько раз менялся налоговый режим для предприятий с иностранными инвестициями.

С начала 1992 года, на наш взгляд, необоснованно  были отменены налоговые льготы для  них,

существовавшие  в союзном законодательстве, а  затем восстановленные только для  предприятий с  иностранными инвестициями, зарегистрированных до 1 января  1992г. Это не может  не порождать недовольства со стороны иностранных инвесторов.

  Практически отменены принятые в 1990-1991 годах Верховным  Советом и Правительством

постановления о создании свободных экономических зон и положения о них. Все это также не придает уверенности иностранным инвесторам в стабильности российского законодательства.

     В 1994 году Правительство  предприняло  ряд шагов, направленных на  улучшение инвестиционного климата.

  Так , в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. установлено, что предприятия с  иностранными инвестициями, занимающиеся производственной деятельностью (при условии, что их  оплаченная доля в уставном фонде составляет не менее 30%, а в эквивалентной сумме - не менее 10 млн. Долл. США) и зарегистрированные после 1 января 1994г, уплачивают налог на прибыль по аналогии с малыми предприятиями: в первые два года с момента государственной регистрации -освобождения от уплаты налога, на третий год взимается налог в размере 25 % от основной ставки и на четвертый год - 50%.

    По Указу Президента  Российской  Федерации от 10 июля 1994г. налог  на добавленную стоимость и  специальный налог на поддержание важнейших отраслей народного  хозяйства не

взимаются при ввозе товаров ( за  исключением  подакцизных) на территории России в рамках

Информация о работе Иностранные инвестиции в России как залог экономического роста