Инновационный потенциал

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Раскрыты основные теоретические понятия, сущность и структура инновационного потенциала, рассмотрена система показателей инновационного потенциала и методика, основанная на выделении инновационной составляющей во всех сферах деятельности: продуктовой, функциональной, ресурсной, управленческой, организационной. Предложен метод оценки инновационного потенциала, основанный на финансовой устойчивости предприятия.

Содержание

Введение 5
Глава 1. Сущность инновационного потенциала. Основные понятия. 7
1.1. Понятие инноваций 7
1.2. Инновационное развитие 7
1.3. Потенциал организации и его оценка 8
1.4. Структура инновационного потенциала 9
1.5. Целостная система комплексов 10
1.6. Инновационная деятельность предприятия 12
Глава 2. Система показателей инновационного потенциала. 14
2.1. Составляющие инновационного потенциала 14
2.1.1. Продуктовый блок 14
2.1.2. Функциональный блок 15
2.1.3. Ресурсный блок 16
2.1.4. Управленческий блок 17
2.1.5. Организационный блок 17
2.2. Методы регулирования инновационного потенциала 18
2.3. Оценка финансовой устойчивости предприятия 19
2.4. Количественные и качественные показатели научно-технического потенциала 23
Глава 3. Инновационный потенциал ООО «Томскнефтехим» 25
3.1. Основная информация о ООО «Томскнефтехим» 25
3.2. Инновационная деятельность предприятия ООО «Томскнефтехим» 26
3.3. Отчетность ООО «Томскнефтехим» 28
Заключение 30
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая2.doc

— 4.24 Мб (Скачать)

АННОТАЦИЯ

 

Раскрыты основные теоретические  понятия, сущность и структура инновационного потенциала, рассмотрена система  показателей инновационного потенциала и методика, основанная на выделении  инновационной составляющей во всех сферах деятельности: продуктовой, функциональной, ресурсной, управленческой, организационной. Предложен метод оценки инновационного потенциала, основанный на финансовой устойчивости предприятия. Объем работы 32 страница. Использовано 19 источников.

 

 

 

 

 

THE SUMMERY

 

The basic theoretical concepts, essence and structure of innovative potential are opened, the system of indicators of innovative potential and a technique based on allocation by an innovative component in all fields of activity is considered: grocery, functional, resource, administrative, organizational. The method of an estimation of the innovative potential, based on financial stability of the enterprise is offered. The amount of work is 32 pages. It was used 19 sources.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

Современные тенденции мирового развития связаны с переходом общества к более высокой – постиндустриальной стадии. Человеческая цивилизация вступила в новый этап своего развития – информационное общество. С развитием общества появляются все новые и новые технологии, продукты, разработки.

Уровень социально-экономического развития страны стал во многом определяться инновационным  уровнем развития, базирующемся на интеллектуальных ресурсах,  наукоемких и информационных технологиях, эффективном использовании и качественном совершенствовании всех факторов производства..

Каждая страна (регион, предприятие, организация) обладает определенным совокупным потенциалом (научным, техническим, ресурсным, сырьевым, экономическим, производственным и т.д.). В последнее время одной из составляющих общего (совокупного) потенциала стал и инновационный потенциал.

Все части общего (совокупного) потенциала тесно связаны между собой. Эффективная  реализация общего потенциала зависит от состояния как каждой из его частей, так и их взаимодействия. Именно сбалансированность частей общего (совокупного) потенциала является основным условием полной его реализации, поскольку отставание одной из них выступает сдерживающим фактором.

Переход к инновационной экономике  необходим для ускорения темпов качественного роста экономики  страны. Наличие достаточного, высокого инновационного потенциала и должно обеспечить данный переход.

Инновационный потенциал – один из важнейших элементов, который будут определять будущее не только отдельных предприятий, но и регионов, и всей страны в целом.

Через развитие потенциала идет развитие организации и ее подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы. От состояния инновационного потенциала зависит выбор и реализация инновационной стратегии, и поэтому его грамотная оценка очень важна.

В этой связи изучение инновационного потенциала представляется  особенно актуальным.

В первой главе данной работы рассмотрены такие ключевые понятия как инновация, инновационный потенциал и потенциал организации; дана структура инновационного потенциала.

Вторая глава содержит описание показателей инновационного потенциала.

В третьей главе рассмотрен инновационный  потенциал предприятия ООО «Томскнефтехим».

Цель данной работы – рассмотрение инновационного потенциала организации.

Для достижения этой цели были решены следующие задачи: дано определение  инновационному потенциалу, а также  инновациям и инновационному процессу, рассмотрена структура инновационного потенциала, охарактеризованы основные показатели, используемые в практике оценки инновационного потенциала предприятия. 

 

Глава 1.  Сущность инновационного потенциала. Основные понятия.

 

1.1. Понятие инноваций

Инновации представляют собой новые либо усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, новые либо усовершенствованные технологические процессы, используемые в практической деятельности, новые подходы к социальным услугам.  Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, и выбор их зависит от конкретных целей измерения или анализа.[2, 441]

В буквальном смысле инновация (от англ. innovation) переводится на русский язык как введение нового и означает процесс использования новшества или изобретения (от англ. invention). То есть новая идея, или новация (от англ. novation), с момента принятия к распространению приобретает новое качество – становится инновацией. Процесс такого преобразования называется инновационным процессом, а само выведение новшества на рынок – коммерциализацией. Для того чтобы новая идея получила воплощение в виде новой технологии или нового продукта, она должна обладать научно-технической новизной, производственной реализуемостью и экономической эффективностью.[3, 28]

 

1.2. Инновационное развитие

Любое изменение в организации  связано с выявлением проблем  развития фирмы и формированием  видения будущего организации, которые  невозможны без оценки имеющегося потенциала.

Инновационное развитие предполагает не только основной процесс освоения инноваций, но и формирование системы факторов и условий, необходимых для его успешного осуществления, т.е. наличие инновационного потенциала (предприятия, личности). При оценке состояния инновационного потенциала и возможностей его развития, проведенной Институтом стратегических инноваций на отечественных предприятиях, было отмечено, что среди внешних факторов наибольшее влияние на инновационную активность персонала оказывает востребованность производимой продукции рынком, среди внутренних факторов – готовность руководителей и специалистов эффективно использовать свой труд и имеющиеся в распоряжении материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы. [6, 93]

 

1.3. Потенциал организации и его оценка

Потенциал организации – это  ресурсы всех видов, которые могут быть использованы для достижения целей предприятия.

Оценка потенциала осуществляется по всем сферам деятельности организации: производственной, научно-технической, маркетинговой, ресурсной, организационной  и т.д. Для его оценки может  использоваться методика SNW-анализа (выявление сильных, нейтральных и слабых сторон организации по всем видам и областям деятельности).

Любые изменения, связанные с совершенствованием технико-технологического уровня производства, освоением производства принципиально новой продукции, изменением направления бизнеса основаны прежде всего на определении инновационной составляющей имеющегося потенциала. При этом следует различать:

    • Научно-технический потенциал;
    • Инновационный потенциал.

Если научно-технический потенциал характеризует способность организации к производству новых знаний и технических решений (изобретений, промышленных образцов, ноу-хау), то инновационный потенциал – степень готовности предприятия к реализации новшества (инновационного проекта), как «своего» (созданного своими силами в подразделениях НИОКР), так и «чужого» (приобретенного в виде патентов, лицензий на изобретения и ноу-хау и т.д.).

Ноу-хау – совокупность знаний и навыков, относящихся к применению промышленной технологии или процесса, не оформленное патентом или другими аналогичными документами, связанных с секретами производства. Они носят конфиденциальный характер, связанных с секретами производства. [7,6-7]

Оценка инновационного потенциала основана на следующих положениях.

1. Обобщающая оценка инновационного потенциала является комплексной и многоуровневой. Она основана на показателях, отражающих специфику конкретной организации, её сферы деятельности, масштаба производства и т.д. Например, такие показатели деятельности как количество патентов, затраты на НИОКР, затраты на покупку лицензий на изобретения ноу-хау, времяемкость внедрения новшеств и т.д., будут важны для оценки инновационного потенциала крупной компании-лидера, но не будут отражать возможности небольшой фирмы. Таким образом, для каждой организации должен быть разработан свой состав показателей, характеризующих инновационный потенциал.

2. Оценка инновационного потенциала  не сводится к одному абсолютному  показателю и основана на сопоставлении  комплекса показателей организации  с соответствующими характеристиками инновационного потенциала предприятия-лидера, основных конкурентов или со средними по отрасли и т.д. [1, 207-208].

 

1.4. Структура инновационного  потенциала

Сущность любого объекта  достаточно полно раскрывается посредством выявления его структуры. Структура инновационного потенциала может быть представлена единством трех его составляющих: ресурсной, внутренней и результативной, которые сосуществуют взаимно, предполагают и обуславливают друг друга.

При анализе инновационного потенциала предприятия необходимо учитывать сложность и специфику инновационного цикла предприятия.

 

1.5. Целостная система  комплексов

Ключевым принципом формирования такой структуры является построение на предприятии целостной системы  комплексов, охватывающей весь цикл осуществления инновационной деятельности, начиная с генерации новых научно-технических идей и их отработки до выпуска и реализации созданной на данной основе современной наукоемкой продукции.

Как системный объект такая структура  должна обладать собственным внутренним строением и входить составной частью в некую большую по отношению к ней систему (предприятие).

Указанная система представляет собой  совокупность взаимосвязанных и  взаимодополняющих друг друга комплексов и соответствующих им организационных элементов, необходимых и достаточных для эффективного осуществления в сфере науки и техники, будет иметь собственное внутреннее строение.

Комплекс информационного обеспечения: информационно-аналитические центры, центры новых информационных технологий, научно-координационные центры и т.д.

Комплекс экспертизы: экспертные центры и подразделения (отделы, группы), входящие в состав высших учебных  заведений, научно-координационные  центры и т.д.

Комплекс финансово-экономического обеспечения: фонды финансирования научно-технической и инновационной деятельности предприятия, фонды венчурного финансирования.

Комплекс производственно-технической  поддержки: многопрофильные и специализированные производственно-технологические центры промышленных предприятий, опытные и экспериментальные производства при научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро и т.д.

Комплекс сертификации: аттестованные и аккредитованные  лаборатории, центры метрологии и стандартизации промышленных предприятий, подразделения научных учреждений и организаций, высших учебных заведений и т.п.

Комплекс продвижения  научно-технических разработок  наукоемкой продукции на рынок: патентные  поверенные Роспатента, сохранившиеся  на предприятиях.

Комплекс подготовки и  переподготовки кадров: центры обучения маркетингу и менеджменту в научно-технической сфере, организационные элементы (службы) систем дистанционного обучения.

Комплекс координации  и регулирования: научно-координационные  советы и иные консультативные объединения  ученых, специалистов, промышленников (комиссии, союзы, рабочие группы) и т.д.

Представленное распределение  организационных элементов инновационной  структуры по образующим ее комплексам, безусловно, не является исчерпывающим  и тем более единственно возможным. [4, 83-84]

 

1.6. Инновационная деятельность  предприятия

Частая смена техники и технологии создает большие сложности и  нестабильность производства. В период перехода на новую технику и освоения новых технологических процессов  снижаются показатели эффективности  всех подразделений предприятия. Вот почему инновациям в области технологических процессов и орудий труда должны сопутствовать новые формы организации и управления, пооперационный, попроцессорный и подетальный расчет экономической эффективности.

Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает:

  • проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;
  • подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;
  • разработку технологического процесса изготовления новой продукции;
  • проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции;
  • разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;
  • исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;
  • подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;
  • проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;
  • организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций и т.д.

Таким образом, инновационная деятельность предприятия очень сложная и  многосторонняя. Для развития инновационной  деятельности необходимо учитывать  многие факторы и проводить модернизацию по всем направлениям функционирования предприятия.

 

 

Глава 2. Система показателей инновационного потенциала.

Информация о работе Инновационный потенциал