Инновационность, как фактор конкурентоспособности малых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 02:13, курсовая работа

Описание работы

Совершенствование системы организации и управления современной экономикой на различных уровнях обусловливают необходимость использования достижений НТР. Научно-техническая революция сопровождается коренными преображениями в науке, технике, производстве, открывает новые возможности развития новых форм организации и управления. Новейшие научные открытия и их технологическое применение способствуют развитию новых отраслей промышленности. Новые технологии в производстве, образовании и других сферах обеспечивают повышение качества товаров и услуг.
Фирмы, функционирующие в условиях рыночной экономики, широко используют возможности, созданные НТР, для укрепления своих позиции на рынке. Для рыночной экономики также характерна конкуренция самостоятельных фирм, заинтересованных в обновлении продукции, наличии рынка нововведений, конкурирующих друг с другом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
1 ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИИ И ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА…………...5
2 ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ…………8
3 КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИЙ……………………………………………………………………...13
4 КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ……………………………………………………………………....20
5 ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ НОВОЙ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ……..…..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….28

Работа содержит 1 файл

ИННОВАЦИОННОСТЬ КАК ФАКТОР ВЫЖИВАЕМОСТИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

ИННОВАЦИОННОСТЬ КАК ФАКТОР ВЫЖИВАЕМОСТИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ  В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..…3

1 ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИИ  И ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА…………...5

2 ИННОВАЦИОННАЯ  МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ…………8

3 КОНКУРЕНТНЫЕ  ПРЕИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ  ИННОВАЦИЙ……………………………………………………………………...13

4 КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ……………………………………………………………………....20

5 ПАРАМЕТРЫ  ОЦЕНКИ НОВОЙ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ……..…..22

Заключение…………………………………………………………………….26

Список  литературы………………………………………………………….28

 

ВВЕДЕНИЕ

      Совершенствование системы организации и управления современной экономикой на различных  уровнях обусловливают необходимость  использования достижений НТР. Научно-техническая революция сопровождается коренными преображениями в науке, технике, производстве, открывает новые возможности развития новых форм организации и управления. Новейшие научные открытия и их технологическое применение способствуют развитию новых отраслей промышленности. Новые технологии в производстве, образовании и других сферах обеспечивают повышение качества товаров и услуг.

      Фирмы, функционирующие в условиях рыночной экономики, широко используют возможности, созданные НТР, для укрепления своих  позиции на рынке. Для рыночной экономики также характерна конкуренция самостоятельных фирм, заинтересованных в обновлении продукции, наличии рынка нововведений, конкурирующих друг с другом.

      В результате инновационных процессов  появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Инновация - это конечный результат внедрения новшества с целью улучшения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Задачей инновационного менеджмента является изучение закономерностей инновационных процессов организационно-экономических аспектов нововведений. Без инноваций невозможно стратегическое планирование, прогнозирование возможных катаклизмов и нахождение путей их преодоления. Именно инновации обеспечивают качество управления на всех уровнях. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Управление инновационными процессами имеет свои особенности и сложности. Как правило, поиск новых идей и подходов к организации и управлению требует специальных технических и экономических знаний.

      Объектом  изучения курсовой работы является инновационные  процессы.

      Целью данной курсовой работы является изучение конкурентоспособных инновационных процессов, их особенностей в условиях рыночной экономики, а также совокупности принципов, методов и форм управления данными процессами в условия конкуренции.

      Тема  курсовой работы достаточно актуальна в условиях современной рыночной экономики, т.к. инновационность,  как фактор конкурентоспособности занимает значительное место в решении текущих и стратегических задач предприятия.

      Предметом изучения данной курсовой работы является инновационность как фактор конкурентоспособности.

      Инструментом  курсовой работы являются научные работы российских и зарубежных ученых в  области конкурентоспособного инновационного менеджмента на малых предприятиях.

 

       1 ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИИ  И ИННОВАЦИОННОГО  ПРОЦЕССА

        Новшество - оформленный результат фундаментальных и прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов научных, маркетинговых или других видов исследований. Вложение инвестиций в разработку новшества - половина дела. Главное - внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, то есть завершить инновационную деятельность и получить положительный результат. Затем продолжить диффузию (широкое распространение) инновации.

      Инновация - это конечный результат внедрения  новшества с целью улучшения  объекта управления и получения  экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

      Понятие "инновация" применимо не только к новой технике, технологии, продукции  или изделию. Оно применимо к  услугам, способам производства, методам  действий, видам искусства, т.е. ко всему, что может выступать новым  товаром/услугой.

      Процесс по стратегическому маркетингу, организационно-технологической  подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (или превращению в инновацию) и распространению в другие сферы (диффузия) называется инновационной  деятельностью. Структурными источниками экономического развития общества являются: факторы производства (природные ресурсы, производственные фонды, трудовые ресурсы); инвестиции; инновационная деятельность.

      Условия, необходимые для реализации инноваций:

  • предпринимательство (предприниматель обладает важной особенностью - он готов взять ответственность и пойти на риск);
  • мобильность и обучение (необходимость в обучении и тренировке, приобретении дополнительных знаний, умений, квалификации);

      Факторы, влияющие на успех инноваций:

  • стоимость – критический момент для многих людей, т.к. ресурсы ограничены, а идея не является единственно возможной альтернативой;
  • сложность – сравнительно простые и легко понятные продукты покупаются с большей готовностью, чем сложные;
  • наглядность – эта характеристика связана с готовностью нашего сознания быстрее воспринимать простые, понятные вещи;
  • делимость – если продукт или услуга сложные, существует необходимость разделить на понятные составляющие;
  • сопоставимость с предыдущим опытом;
  • выгодность – значение, что новинка имеет значительные преимущества;
  • возможность массового охвата.

      Специфика инновации как нового продукта и  как товара, реализуемого на рынке, определяется следующим: высокой степенью неопределенности при получении  конечного научно-технического результата или услуги, особым характером финансирования, связанного с риском временного разрыва между затратами на создание инновации и доходами, получаемыми в результате ее реализации; неопределенным характером спроса, в силу чего предложение инноваций должно играть активную роль. Побудительные мотивы к созданию и предложению инноваций в общем случае следует делить на внутренние мотивы инновационной деятельности, которые связаны с интересами повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, и внешние мотивы инновационной активности, которые в основном обусловлены экономической политикой государства (опять-таки в аспекте повышения его конкурентоспособности).

      Стратегическая  потребность - это потребность в инновациях на перспективу. Целью инноваций является повышение конкурентоспособности.

      Конкурентоспособность – это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего рынка, которое характеризует степень  соответствия технико-функциональных, экономических, организационных, и  других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет динамику рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов.

      Инновационная идея может быть сопоставлена как  более конкурентоспособная с  идеей, лежащей в основе соответствующих прототипов. По отношению к прототипу инновация может подразделяться на следующие виды:

  • открывающая инновация (такая продукция или технология не имеет сопоставимых прототипов);
  • замещающая инновация (происходит полная замена существующих прототипов);
  • отменяющая инновация (использование такой инновации приводит к полному исключению продукта в связи с появлением новых функций);
  • возвратная инновация (происходит возврат к прежним видам, способам, методам);
  • ретровведение (воспроизводятся старые формы на современной основе) [1,3,5] .

 

       2 ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ  УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

        Инновации являются одной из важнейших основ для создания конкурентоспособного преимущества предприятия. Это конкурентное преимущество в значительной степени определяется степенью новизны инновации:

  • абсолютная новизна (аналоги предполагаемому новшеству отсутствуют; абсолютная новизна фиксируется весьма редко, вместе с тем явление абсолютной новизны не является уникальным);
  • относительная новизна (такая новизна определяется относительно выбранного признака или группы признаков. В свою очередь, относительная новизна может быть частичной (новыми являются отдельные элементы) или условной (новое сочетание известных элементов).

      Иногда  в аспекте ценовой конкуренции используются понятия "стоимостная новизна" (освоение и использование, отнесение к объекту полезной работы, ниже, чем у заменяемой) и " целесообразная новизна" (лучше производительные или потребительские свойства изделия – также фактор конкурентоспособности).

      Рыночная  новизна в значительной степени  определяет успех инновационной  деятельности. По типу новизны для  рынка инновации делаться на:

  • новые для отрасли в мире;
  • новые для отрасли в стране;
  • новые для данного предприятия или группы предприятий.

      К свойствам рыночной новизны могут быть отнесены расширение круга потенциальных потребителей и изменение их потребностей.

      По  охвату ожидаемой продукции доли рынка инновации могут быть:

  • локальными;
  • системными;
  • стратегическими.

      С точки зрения распространения инновации подразделяются на:

  • единичные;
  • диффузные и т.д.

      Инновационная деятельность – это вид деятельности, связанный с трансформацией научных  исследований и разработок или иных научно-технических достижений в  новый или усовершенствованный  технологический процесс, используемый в практической деятельности, либо в новой подход к социальным услугам. Инновационный процесс- это процесс коммерциализации технологий.

      В полном объеме инновационная деятельность носит комплексный, системный характер и охватывает следующие виды деятельности: возникновение идеи, маркетинг, планирование, научные исследования, производство, кадровое обеспечение. Она имеет многогранный, многоплановый характер, воплощая в себя единство технологических, организационных и социальных нововведений.

      Постоянное и непрерывное создание реализация нововведений - главный фактор преуспевания в конкурентной борьбе любого предприятия, региона, страны в целом. Чтобы выжить, выиграть и постоянно повышать уровень благосостояния населения, нужно непрерывно улучшать и преобразовывать продукцию, услуги, совершенствовать производственные и управленческие функции на базе инноваций и инновационных технологий. Реализация нововведений, инноваций, а также полученных новых научно-технических достижений в производстве новых или недостающих товаров, технологий и услуг имеет определяющее значение для развития экономики страны, сохранения природы и подъема жизненного уровня населения, способствует повышению производительности труда, созданию новых отраслей промышленности, сферы услуг и рабочих мест, улучшению качества обслуживания и росту конкурентоспособности товаров на мировом рынке, сокращению торгового и товарного дефицита, стабилизации валюты и цен на выпускаемые производителями товары и услуги.

      Таким образом, для установки значимости того или иного инновационного продукта, выявления степени их влияния на повышение конкурентоспособности в качестве показателей качественной оценки инноваций используется ряд основополагающих признаков.

      Как правило, процессы обновления, обусловленные инновациями, связаны с рыночными отношениями, ибо основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных коммерческих задач, а также как важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Следовательно, можно исходить из положения, что инновации ориентированы на конкретные потребности. Особенности инновационных процессов в рыночных условиях, учет которых необходим при создании организационно - экономического механизма конкурентоспособного управления инновациями и инновационной инфраструктурой, вытекают из преобладающего типа нововведений, образующих данные процессы.

Информация о работе Инновационность, как фактор конкурентоспособности малых предприятий