Инфляция

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:29, практическая работа

Описание работы

Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Поддержание уровня полной занятости без инфляции --- цель государственного регулирования рыночной экономики. Однако инфляция --- сложный и по-разному проявляющийся социально-экономический феномен, вызывающий споры и разногласия
среди экономистов

Содержание

Введение 3
1. Сущность, причины, виды и последствия инфляции. 4
2. Эволюция теорий инфляции. 17
3. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь. 25
Заключение 32
Литература 33
Приложение 1 34

Работа содержит 1 файл

инфляция.docx

— 51.69 Кб (Скачать)

 В. Непременной чертой  рыночной экономики яв¬ляется  конкурентное расслоение предприятий  по уровню их производительности, деление предприятий на передо¬вые, динамичные, высокоэффективные и,  с другой сторо¬ны, - на устаревшие, отсталые, малоэффективные. Ко¬нечно, там, где технический прогресс идет быстрее, где производительность выше, там, естественно, быстрее рас¬тут и доходы занятого персонала, там они выше. Однако рост доходов в обществе не замыкается на предприятиях-лидерах. Разрыв в производительности по общему правилу не сопровождается таким же разрывом в доходах. Под давлением многих обстоятельств (в частности профессио¬нальных союзов) предприятия с низкой производительно¬стью постепенно подтягиваются по этому показателю к уровню передовых,

 В итоге в масштабах  экономики постоянно возни¬кает  положение, когда повышение доходов  в среднем пре¬вышает увеличение  производительности. Излишне гово¬рить,  что это обстоятельство подстегивает  инфляционный спрос. 

 Г. Как было показано, необходимая соразмерность товарных  и денежных потоков в реальной  экономической жизни трудно достижима.  И дело здесь не только в  конъ¬юнктурных возмущениях, о  которых говорилось выше. Проблема - в самой организации общественного  развития и его доходе.

 Прежде всего, поддержание  равновесием между денежным и  товарным предложением затрудняется  ростом объемов затрат (производственных  и социальных) с от¬сроченным  потребительским эффектом. Иначе  говоря, продукция и услуги многих  предприятий и служб 

(производство средств  производства, переподготовка кад¬ров,  образование н проч.) непосредственно  не поступают на рынок потребительских  благ. Между тем денежные доходы, распределяемые в этой сфере,  идут на этот рынок постоянно. 

 Еще более существенно  давление, которое оказывает на  товарные рынки неуклонное возрастание  общест¬венных потребностей как  таковых. Их удовлетворение предполагает  столь же неуклонное расширение  сети разного рода услуг, включая  социальные и административные. Если становление соответствующих  структур и рост денежных доходов  в них не компенсируются увеличением  общественной производительности, товарное покрытие денег нарушается, что увеличивает вероятность  неудовлетворенного спроса и  инфляции.

 Как видно из проведенного  обзора структуры факторов, их  особенность в том, что —  в отличие от конъюнктурных,  — они действуют постоянно.  В обществе постоянно накапливается  определенный инфляционный потенциал,  происходят так называемая "скрытая"  или "ползучая" инфляция.

 Опираясь на это  факт, многие западные авторы  считают, что современное потребительское  общество инфляционно по своей  сути вообще, что его развитие  не может не быть инфляционным. Целенаправленно раздуваемое потребительство  (через престижное потребление,  имитационный спрос, рекламу, обновление ассортимента) порождает такое явление как анормальную конкуренцию потребителей. Спрос все более выходит за пределы физических возможностей производства. В немалой мере этому способствуют также инфляционные требования в части доходов. "Инфляция, - констатирует американский ис- следователь, - является анемическим злом современного демократического индустриального общества, но это, к счастью, не мешает существенному возрастанию благосостояния граждан".

III. Факторы инфляции, связанные  со сменой общественного строя,  выражают кризисные процессы, сопутствующие  становлению новой социальной  системы -меняются отношения собственности,  распределение на-ционального богатства,  расстановка социальных сил. Ста¬рые  общественные отношения обеспечивающие  жизне¬обеспечение общества, разрушаются,  а новые, которые приходят им  на смену, еще не работают  в полную силу.

 Отличительной чертой  данной группы факторов является  то, что они возникают и формируются  не сти¬хийно, как другие, а  выступает составной частью созна¬тельно  проводимых преобразований, служат  инструментом обеспечения интересов  и средством достижения целей  для сил, инициирующих и осуществляющих  реформы. 

 Такой характер действия  этих факторов напрямую связан  с основной социально-экономической  функцией инфляции - служить переделу  совокупного дохода обще¬ства  и совокупного общественного  достояния. Обеспечи¬вая быстрый  и гарантированный выигрыш тем,  кто мани¬пулирует ценами и  играет на их инфляционном  росте (реформаторы, банковские  и коммерческие структуры, спекулянты  и т.п.), принимаемые меры являются  в выс¬шей мере действенным  и вместе с тем как бы  нейтраль¬ным (мол. от инфляции  страдают все!) орудием подлин¬ного  социального переворота — формирования  и станов¬ления социальных сил,  являющихся ключевыми субъек¬тами  новых производственных отношений  (слоя бизнесме¬нов-предпринимателей  при переходе к рынку).

 Красноречивым свидетельством  такого действия "революционных"  факторов служит ход современных  ре¬форм но тотальному слому  центрально-планируемой сис¬темы  и переходу к рыночной, точнее, либерально-капиталистической рыночной  системе. "Под барабанный грохот  о переходе к рынку “ —  читаем в одной из публи¬каций, - “созданы невиданные до сего  времени условия для накопления  капитала за счет общенародной  собствен¬ности”. 

 В разряд важнейших  перестроечных факторов ин¬фляции  входят следующие: 

 Либерализация цен.  Отпуск цен, очевидно, как нельзя  лучше отвечает целям либеральных  реформ: без свободы цен нет  и не может быть рыночного  хозяйства. Отдавая инициативу  в ценообразовании хозяйствующим  субъектам, решается принципиальная  социальная задача - через разжигание  конкуренции провести выбраковку  слабых предприятий и, стимулируя  сильные, добиться насыщения рынка  потребительскими товарами.

 Реакция предпринимательских  структур оказалась как нельзя "рыночной". В условиях спада  производства и растущего товарного  голода они сочли для себя  более вы¬годным не увеличивать  выпуск продукции, а взвинчивать  на нее цены в десятки и  сотни раз. Свободная игра цен  стала средством компенсации  потерь от сокращения объемов  производства, покрытия всевозможных  издержек и прямой бесхозяйственности. Возник феномен, извест¬ный под  названием "инфляционные ожидания", — пред-приниматели заведомо  преувеличивают свои издержки, закладывают  в цены завышенную долю прибыли. 

 Формирование рыночных  структур экономики. Рост рыночных  отношений материализуется через  созда¬ние рыночной структуры  экономики - всемерное раздува¬ние  сферы обращения, всевозможных  посреднических структур, вклинивающихся  между производителем и по¬требителем:  торговых организаций, банков, биржевых  учреждений, страховых компаний, рекламных  агентств, всевозможных фондов, меняльных  контор, специализиро¬ванных средств  массовой информации и т.д.  и т.п. Свое-образным символом  этого процесса стали пресловутые  "комки" — коммерческие торговые  точки, заполнившие города. Столь  масштабная перекройка структуры  эконо¬мики в пользу непроизводственной  сферы имеет, естественно, строго  определенные последствия. Итогом  ее стали отвлечение ресурсов  от производства, падение эффектив¬ности  занятости (уход квалифицированных  работников из производства и  науки в коммерческий бизнес), легализа¬ция теневой экономики,  бурный рост паразитирующей прослойки.  Все это сопровождается огромной  концентра¬цией денежных доходов  на стороне "третичного сектора", что в невиданных размерах  подстегивает потребительский спрос,  а через него инфляцию.

 Переход к стихийной  конвертируемости ру6ля. Параллельно  с переделкой структуры экономики  переход к рынку сопровождается  введением стихийной конвертируемости  рубля. Доллар и другая твердая  валюта получи¬ли свободное хождение  на внутреннем рынке. Однако, поскольку  официального обменного курса  нет и "стоимость" рубля  по отношению к доллару устанавлива¬ется  в зависимости от спроса и  предложения, курс долла¬ра оказался чрезмерно завышенным. Образовался эконо¬мически никак не оправданный разрыв в покупательной способности доллара (предельно раздута) и рубля (предельно занижена), что стимулирует спекуляцию на повышении курса доллара, спрос на валюту в целях те-заврации и защиты от инфляции, массовые закупки впрок. Увеличение за счет притока иностранной валюты денежной массы, накопление валюты в частных руках, теневые операции с валютой - все это способствует рас-стройству денежного обращения, поляризации в обществе.

 Вхождение в мировой  рынок. Рыночная рефор¬ма по  своей сути ориентирована на  вхождение в мировой рынок.  Решению этой задачи служат  не только конвер¬тируемость  рубля, о чем говорилось выше, но и другие столь же принципиальные  шаги, как отмена государст¬венной  монополии на внешнюю торговлю, а также равне¬ние на мировые  цены. Неизбежным спутником взятого  курса стала импортируемая инфляция. С одной стороны, увеличиваются  издержки производства, связанные  с рос¬том цен в долларах  на ресурсы, закупаемые за рубежом  (нефть и нефтепродукты, зерно,  комплектующие изде¬лия и проч.). С другой -открыть безграничный  доступ на внутренний рынок  иностранным товарам потребительского  назначения -- от ширпотреба, рассчитанного  на улицу (спиртное, папиросы, "сникерсы", жевательная резинка и т.п.) до  изделий элитарного спроса (предметы  роскоши). Вытеснение отечественной  продукции иностранной носит,  очевидно, инфляционный характер.

 Разгосударствление и  приватизация собствен¬ности. Своеобразие  этого процесса состоит в том,  что перераспределение собственности  идет не "цивилизованным" путем,  когда смена собственников осу¬ществляется  в форме купли-продажи, когда  "передел" за¬трагивает лишь  незначительную часть недвижимости  и когда целью сделки является  достижение большей эффек-тивности  предприятия через привлечение  дополнительных капиталов и улучшение  оперативного руководства; к тому  же обычно из продажи исключаются  высокоприбыльные предприятия (такие  никто не продает!), как и продажа  любых объектов в условиях  высокой инфляции). "Революционное"  перераспределение ведется администра¬тивно-директивными  методами и продиктовано не  эконо¬мическими, а главным образом  социально-политическими соображениями:  стоит задача полной ликвидации  обще-ственной собственности. Смене  собственника подлежат все предприятия  - и малорентабельные, и высокодоход¬ные;  соображения экономической целесообразности  отхо¬дят на задний план. Если  же принять в расчет, что этот  процесс происходит в обстановке  обесценения денег, экс-проприативный  характер приватизации становится  оче¬видным.

 Передел собственности  по своей сути не устра¬няет  действующие причины инфляции, а  добавляет к ним другие. Новые  собственники как правило не  склонны к длительным капиталовложениям,  их первоочередной ин¬терес -- потребление  и создание запасов. Массовое  выде¬ление в процессе приватизации  структурных подразделе¬ний предприятий  в самостоятельные юридические  лица приводит к разрыву сложившихся  хозяйственных связей, а в ряде  случаев — к усилению монополизма.  Ставка на частный сектор сопровождается  пренебрежением к нуж¬дам государственных  предприятий - они не стали  полно¬кровными субъектами рыночных  отношений. 

 И главное: по принятой  схеме ваучерной привати¬зации  правительство сняло с себя  ответственность за мо¬дернизацию  производственных объектов, выставляемых  на продажу. Под приватизацию  подпадают предприятия с фактически  изношенным или устаревшим оборудованием.  Достигаемые таким путем обесценивание  государственной собственности,  ее сползание на грань банкротства,  конечно, облегчают переход ее  в частные руки, однако тем  же самым усугубляется решение  главной задачи – поднятия  эффективности национального производства. [3 с.45]

 

 В зависимости от  преобладания того или иного  фактора выделяют несколько видов  инфляции:

1.Открытая инфляция.

 Инфляция называется  открытой, если макроэкономическое  неравновесие в сторону спроса  выражается в постоянном повышении  цен. Открытая инфляция не разрушает  механизмы рынка: одновременно  с ростом цен на одних рынках  соблюдается их снижение на  других. Это объясняется тем, что  механизмы рынка продолжают работать, посылают в экономику ценовые  сигналы, подталкивают инвестиции, стимулируют расширение производства  и предложения. Следовательно,  борьба с открытой инфляцией  является сложным, но не безнадежным  делом. [2, c.335]

2. Подавленная инфляция.

 Подавленная инфляция  возникает, если макроэкономическое  неравновесие в сторону спроса  сопровождается всеобщим государственным  контролем цен. 

 Это случается, когда  государство, обеспокоено инфляционным  неравновесием рынков, обращает  внимание не на породившие  его причины, а на последствия.  Вместо того чтобы систематически  заниматься профилактикой инфляции  и при необходимости демонтировать  ее механизмы, оно пытается  подавить ее проявления. Например, вводится временное замораживание  цен и доходов, устанавливаются  верхние пределы их роста и  т.п. Иногда государство ставит  задачу удержать динамику заработной платы на уровне, не превышающем темп роста производительности труда. [2, c.341]

3.Сбалансированная инфляция.

 При сбалансированной  инфляции рост цен умеренный  и одновременный на большинство  товаров и услуг. В этом случае, соответственно ежегодному росту  цен возрастает ставка процента, что равнозначно экономической  ситуации со стабильными ценами.

4.Несбалансированная инфляция.

 Несбалансированная инфляция  представляет собой различные  темпы роста цен на различные  товары.

Информация о работе Инфляция