Инфляция в условиях трансформационной экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов инфляции и мер практической реализации антиинфляционной политики на современном этапе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

определить понятие инфляции, охарактеризовать ее виды и методику измерения;
рассмотреть причины и формы проявления инфляции;
проанализировать динамику инфляционных процессов в Российской Федерации;
описать последствия инфляции;
дать характеристику антиинфляционной политике в Российской Федерации.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Инфляция как многофакторный процесс ……………………………………4
Понятие, сущность и показатели инфляции ………………………………..5
Причины, формы и виды инфляции………………………………………...6
Типы и механизмы инфляции ………………………………………………..9
Инфляция в условиях трансформационной экономике России …………...10
Причины, динамика и особенности российской инфляции ……………….11
Социально-экономические последствия инфляции в России ……………..20
2.3 Антиинфляционная политика: зарубежный и отечественный опыт ...........22

Заключение ……………………………………………………………………….27

Список использованных источников …………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

эт.docx.docx

— 189.79 Кб (Скачать)

     Режим денежно-кредитной политики инфляционного  таргетирования принято считать наиболее эффективным в борьбе с инфляцией. Общепринятого и устоявшегося определения политики ИТ не существует. Тем не менее можно выделить несколько обязательных элементов и или требований, составляющих основу этого режима. В числе первых принято называть наличие официально установленного и объявленного широкому кругу экономических агентов среднесрочного целевого ориентира по инфляции. Однако этот элемент режима ИТ представляет собой лишь рекламную вывеску и оказывается малосодержательным по сути. Другие составляющие менее конкретны в том смысле, что им трудно или невозможно дать количественную характеристику, по при этом они более полно отражают существо самой политики

Последняя заключается в том, что задача достижения и сохранения ценовой стабильности получает приоритетный статус по сравнению с иными целями и задачами, стоящими перед центральным банком, причем не только на уровне официальных заявлений, по и на практике. Центральный банк наделяется операционной независимостью, с одной стороны, и высокой степенью ответственности за достижение поставленных целевых ориентиров — с другой.

     Безусловными  требованиями реализации ИТ являются:

  • доверие экономических агентов к политике денежных властей;
  • абсолютная прозрачность решений и действий центрального банка, четко обоснованных и широко комментируемых его официальными представителями;
  • упреждающий подход к инфляции, основанный на детальном анализе большого количества макро- и микропоказателей, четком понимании текущего состояния экономики и перспектив ее развития.

     Список  требований можно расширять, однако и это перечисление наглядно показывает, что речь идет не о простом количественном ориентире для инфляции, а о  гораздо более сложном механизме  выработки и проведении денежно-кредитной  политики. Реализация указанного режима в условиях развивающейся экономики  осложняется рядом специфических  для таких стран проблем, связанных  с низким уровнем доверия к  экономической политике правительства, высокой степенью долларизации и  зависимостью от внешнеэкономической  конъюнктуры, с подверженностью  резким изменениям интенсивности и направленности капитальных потоков, слабостью бюджетной системы и финансового сектора.

     Недавно экономистами МВФ было проведено  исследование, которое позволило обобщить опыт развивающихся стран. Его результаты показали, что в странах с открытой экономикой, подверженной внешним шокам, и с высоким уровнем долларизации действуют принципиально иные механизмы денежной трансмиссии. Однако это не исключает возможности использования режима ИТ. Основным элементом трансмиссионного механизма в данном случае становится обменный курс.

     Во-первых, можно ожидать, что в такой  экономике обменному курсу отводится  роль якоря той или иной степени  значимости. Следовательно, эффект влияния обменного курса на инфляцию также оказывается большим. Более того, резкое изменение, в частности снижение курса национальной валюты, может спровоцировать аффекты второго порядка, связанные с утратой доверия экономических агентов к национальной валюте и политике правительства. Во-вторых, резкое обесценение курса национальной валюты (например, в результате изменения направленности капитальных потоков) вместо положительного может дать отрицательный эффект и привести к существенному замедлению темпов экономического роста и ухудшению положения банков. В условиях недостаточной диверсификации экономики и подверженности внешним шокам денежные власти пытаются ограничить колебания обменного курса и придерживаются курсовой политики, получившей название «lean against, wind» — «дуть против ветра». В качестве инструмента используются прямые интервенции на валютном рынке. Экономисты утверждают, а опыт отдельных стран показывает, что такая курсовая политика с успехом может сочетаться с ИТ, если денежные власти не стремятся воздействовать на динамику обменного курса в долгосрочной перспективе.

     Инфляционное  таргстирование, как показывает опыт, может применяться в условиях развивающихся стран, а также стран е переходной экономикой, в том числе реализующих режим управляемого плавания. Однако следует иметь в виду их специфику. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

     Существуют  масштабные различия между развитыми странами с их институтами и высоким доверием к политике денежных властей и развивающимися странами. Для последних характерны слабые государственные институты, низкое качество статистических данных и аналитического инструментария. Происходящие структурные сдвиги осложняют многие процессы. В них затруднен контроль над инфляцией в силу сохраняющейся ее значительной волатильности, что ставит под сомнение эффективность и последовательность мер антиинфляционной политики. В целом они подвержены резким и неожиданным изменениям в интенсивности и направленности капитальных потоков. К тому же их экономика, как было отмечено, характеризуется высокой степенью зависимости инфляции от динамики обменного курса, высоким уровнем ее долларизации, недостаточным развитием финансового рынка (что, среди прочего, снижает эффективность денежно-кредитной политики) и, главное, низким доверием к политике правительства.

     Доверие населения к денежным властям и проводимой ими политике является важнейшим фактором успеха. Это эквивалентно формированию и сохранению низких инфляционных ожиданий. Для завоевания такого доверия в развивающихся странах и странах с переходной экономикой необходимо создание определенных условий, среди которых назовем основные:

  • официально установленный в экономической политике безусловный приоритет задачи снижения инфляции по сравнению с другими;
  • поддержку антиинфляционной политики па всех уровнях власти;
  • последовательность в проведении антиинфляционной политики (то есть полное соответствие принимаемых мер и решений официально провозглашенной политике);
  • максимальную информационную открытость (в том числе в признании допущенных ошибок) и постоянное взаимодействие с участниками рынка.

     Формирование  серьезной статистической базы и аналитического аппарата как важнейших элементов ИТ. Они дают возможность центральному банку четко представлять состояние экономики и характер взаимодействия всех важнейших макроэкономических показателей, а также направление ее дальнейшего развития. В таких условиях центральный банк может действовать па опережение, не допуская роста инфляции, по в то лее время ослабляя негативные последствия ужесточения денежно-кредитной политики для экономики.

     В условиях дефицита доверия и низкой эффективности процентной политики (а также иных характерных особенностей развивающейся экономики) реализация режима ИТ потребует принятия денежными властями более жестких и быстрых мер (по сравнению с развитыми странами) в ответ на любые шоки и риски ускорения инфляции.

     Для России важнейшим  инструментом борьбы с инфляцией должно стать установление контроля над динамикой  денежного предложения. При этом в равной степени важны меры, как ограничивающие избыточный рост денег в экономике (с целью снижения инфляции), так и стимулирующие повышение спроса на деньги (результатом чего в конечном счете также станет снижение инфляции, но сверх того повышение уровня монетизации экономики).

     Предлагается  для анализа и прогнозирования  перейти к использованию показателя «среднегодовой уровень инфляции» вместо показателя «декабрь к декабрю». Показатель роста индекса потребительских цен к декабрю 2006 года имеет два существенных недостатка. Во-первых, происходит неадекватная индексация показателей бюджета. Финансирование бюджетных расходов и поступление доходов осуществляются в течение всего года, а не только в декабре. Поэтому более адекватная индексация требует оценки того, насколько цепы выше цеп предыдущего года на протяжении всего года, а не только за одни месяц - декабрь. Во-вторых прогнозирование показателя «декабрь к декабрю» является более сложным вследствие его повышенной волатильности. Колебания среднегодовой (скользящей средней) инфляции значительно меньше колебаний инфляции по показателю «месяц к аналогичному месяцу предыдущего года».

     Для развивающихся стран и стран  с переходной экономикой инфляционное таргетирование не является ни панацеей, ни единственно возможной стратегией. Достижение низкой и стабильной инфляции в рамках режима ИТ требует не меньшей работы (по крайней мере, на первом этапе, который может продолжаться 5 и более лет), чем в рамках любого другого режима. Последовательное снижение инфляции возможно и в рамках сохранения определенного контроля над динамикой обменного курса.

     Следует иметь в виду, что форсированное  снижение инфляции в среднесрочной  перспективе затруднено в силу:

  • двойственности далей денежно-кредитной политики, неизбежной в условиях исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и нестабильности капитальных потоков;
  • высоких цеп на основные товары российского экспорта, оказывающих повышательное давление на внутренние цены и, как следствие, на темпы инфляции в реальном секторе экономики;
  • недостаточной емкости и эффективности стерилизационных инструментов Банка России;
  • низкой сберегательной активности населения;
  • высокой монополизации отдельных товарных рынков и продолжающегося существенного повышения цен и тарифов па продукцию и услуги естественных монополий (в первую очередь па природный газ).

     Наряду  с ограничением темпов роста денежного  предложения для России не менее  важны и перспективны другие меры. В их числе можно назвать повышение  спроса на деньги, дедолларизацию, роет сберегательной активности населения, расширение спектра возможных ее инструментов. Необходимы реформы, связанные с рынком труда и повышением его гибкости, а также либерализация важнейших рынков, в частности, телекоммуникационного, электроэнергии, воздушных перевозок. Развитие финансового рынка, расширение состава финансовых инструментов, в том числе используемых для компенсации воздействия ценовых рисков, выработкам реализация сбалансированной и последовательной фискальной политики, позволяющей нейтрализовать циклические колебания, также важны для решения указанной задачи. Эффективность этих мер доказана опытом многих стран, значит, с большой долей вероятности они окажутся эффективными и в условиях России.

     В целом можно отметить, что инфляция подпитывается множеством факторов, затрудняющих борьбу с ней. Для достижения устойчивого долгосрочного эффекта должен быть выработан комплексный подход с акцентом на среднесрочных мерах по снижению инфляционных ожиданий и повышению доверия к политике правительства, к национальной валюте. Важно также развитие финансового рынка и усиление контроля Центрального банка над динамикой денежных агрегатов. Проведенный анализ показал необходимость комплексного подхода к снижению инфляции при высоком и даже умеренном ее уровне (7-10%), поскольку инфляция является одним из базовых факторов торможения структурных изменений в экономике и создания конкурентной среды, сдерживания модернизации производства, замедления темпов роста доходов населения, особенно наименее обеспеченных его групп. [8, с.21]

     Заключение 

     Процесс инфляции ведет к тому, что возможно рост массы обращающихся денег ускоряет платежеспособный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь рост производства нередко приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массой при более высоком уровне цен. С одной стороны, увеличиваются  денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой — рост цен ведет  к обесценению неиспользуемого  капитала. Выигрывают не все, а прежде всего наиболее сильные фирмы, имеющие  современное оборудование, наиболее организованное производство.

     В условиях инфляционных ожиданий предприниматели  стремятся обезопасить себя от риска, в частности от предполагаемого  роста цен на импортируемые товары (сырье, топливо, комплектующие). Чтобы  избежать потерь, вызываемых обесценением денег, производители, поставщики, посредники повышают цены, подстегивая тем самым  инфляцию. От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.

     В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться  в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она  не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения  и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.

     В отличие от Запада в России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).

     Управление  инфляцией представляет важнейшую  проблему денежно-кредитной и в  целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В  ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии  требуется проведение широкого комплекса  антиинфляционных мероприятий. Среди  них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой  системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий  за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию  цен и доходов.

Информация о работе Инфляция в условиях трансформационной экономике России