Инфляция в современной мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной массы требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них — стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………….3
Раздел 1: Понятие инфляции, ее последствия и регулирование. ……….4
1.1 Инфляция как многофакторный процесс ……………………………………….4
2.1 Рост цен и покупательная сила денег………………………………………………6
3.1 Инфляция спроса и инфляция издержек…………………………………………8
4.1 «Импортируемая» инфляция…………………………………………………………..10
5.1 Последствия инфляции…………………………………………………………………….12
6.1 Почему нужно бояться инфляции?.....................................................13
7.1 Регулирование инфляции………………………………………………………………..15
8.1 Антиинфляционная политика………………………………………………………….15
9.1 Управление инфляцией в переходной экономике………………………….17
Раздел 2: Анализ показателей инфляции………………………………………………20
Расчет инфляции на примерах (графики)…………………………………………..20

Процент инфляции за последние 5 лет………………………………………………22

Прогноз процента инфляции на 2011 год…………………………………………..22
Выводы .........................................................................................................23
Список использованной литературы ……………………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

Инфляция в современной мировой экономике.docx

— 69.68 Кб (Скачать)

 • обесценивание  сбережений населения (повышение  процентов на вклады, как правило,  не компенсирует падение реальных  размеров сбережений);

 • потеря  у производителей заинтересованности  в создании качественных товаров  (увеличивается выпуск товаров  низкого качества, сокращается производство  относительно дешевых товаров);

 • усиление  диспропорций между производством  промышленной и сельскохозяйственной  продукции; 

 • ухудшение  условий жизни преимущественно  у представителей социальных  групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета).  
 
 
 
 
 
 

1.7 Регулирование инфляции

 

     Одним из сложнейших вопросов экономической  политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется  сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения  рынка товарами.

       Управление инфляцией предполагает  использование комплекса мер,  помогающих в определенной мере  сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты  управления процессом инфляции  различаются в зависимости от  ее характера и уровня, особенностей  хозяйственной обстановки, специфики  хозяйственного механизма. В целом  в развитых странах (в частности,  в США и большинстве стран  Западной Европы) темп инфляционного  роста (после периода послевоенной  стабилизации) удается удерживать  в довольно узких пределах.  

1.8 Антиинфляционная политика 

       Для антиинфляционного регулирования  используются два типа экономической  политики:

 • политика, направленная на сокращение бюджетного  дефицита, ограничение кредитной  экспансии, сдерживание денежной  эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование — регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП);

 • политика  регулирования цен и доходов,  имеющая целью увязать рост  заработков с ростом цен. Одним  из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

       Воздействие на инфляционный  процесс в условиях резкого  роста цен требует специальных  мер. Так, для устранения последствий  «нефтяного шока», ударившего  по экономике США во второй  половине 70-х гг., были повышены  учетные ставки, усилены требования  к размерам резервных фондов, пересмотрена система налогообложения.  Снизить темпы инфляционного  роста цен удалось не сразу:  с 13—14% в 1979 г. они снизились  до 4% спустя примерно три года  — в 1982 г. 

       Активная борьба с инфляцией,  называемая дефляционной политикой,  обычно приводит к падению  темпов роста ВВП и даже  его сокращению (дефляции).

       Конкретные методы сдерживания  инфляции, «дозировка» и последовательность  применения привлекаемых «для  лечения лекарств» зависят от  постановки правильного «диагноза». Поставить «диагноз» — значит  определить характер инфляции, выделить  основные и связанные с ними  факторы, подстегивающие раскручивание  инфляционных процессов. Каждая  инфляция специфична и предполагает  применение таких рецептов, которые  соответствуют характеру и глубине  «заболевания». 

       Инфляция может носить монетарный  или преимущественно структурный  характер; ее источниками могут  быть чрезмерный спрос (инфляция  спроса) или опережающий рост  заработков и цен на материалы  и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться  неоправданно низким курсом национальной  валюты (бегство от дешевых денег)  или неоправданным снятием ограничений  на цены, на ценообразующие товары (топливо, транспорт, сельскохозяйственное  сырье).

       Стимулируют инфляцию и дефицит  госбюджета, и монополизм поставщиков  и производителей. Практически действует  не одна, а комплекс причин  и взаимосвязанных факторов. Поэтому  и методы борьбы с инфляционным  процессом обычно носят комплексный  характер; они постоянно уточняются  и корректируются.  
 

1.9 Управление инфляцией в переходной экономике

 

     Вполне  очевидно, что управление инфляцией  в условиях реформируемой экономики  предполагает использование как  апробированных, так и нестандартных  мер, учитывающих природу инфляции, ее причины, методы проявления. По сути дела, в нашей стране следует вести  речь об особой форме инфляции, порождаемой  конкретными условиями, противоречиями переходного периода.

       Следует признать, что ни в  Украине, ни в большинстве других  стран, вставших на путь системных  экономических реформ, расчеты на  быстрое укрощение стихии цен  и пробуждение заинтересованности  у производителей не оправдались.  Запустить новую систему хозяйственного  регулирования оказалось далеко  не просто. Переход от одной  системы к другой — от централизованно  управляемой к основанной на  действии рыночных сил —натолкнулся на беспрецедентные проблемы, которые не были предвидимы ни в деталях, ни в целом. Управлять инфляционным процессом в переходной экономике оказалось необычайно трудно. Возник новый тип инфляции, который не отвечает привычным оценкам и слабо реагирует на традиционные методы воздействия. В условиях затяжного инфляционного «заболевания» складывалась ситуация своего рода консервации инфляционного климата, негативного или непредвиденного реагирования на попытки вывести экономику из состояния инфляционного шока.

       Применительно к Украине можно  выделить следующие особенности  хозяйственной ситуации.

1. Наличие  общего структурного неравновесия  и отсутствие конкурентной среды.  Сжатие спроса на многие потребительские  товары, происшедшее в результате  отпуска цен, само по себе  не ведет к конкуренции между  производителями. 

2. Ценовые  перекосы и диспропорции, усилившиеся  в ходе либерализации цен. Свободные  цены пока еще не стали ценами  равновесия и не работают на  улучшение производственной структуры.  В наиболее сложном положении  в результате непредвиденных  скачков цен оказались отрасли,  которые призваны непосредственно обеспечивать потребительский рынок: легкая и пищевая промышленность, машиностроение. Новые цены не всегда согласуются с изменениями в структуре потребительского спроса.

3. На наш  взгляд, определяющее влияние на  рост цен оказывает сегодня  инфляция издержек. Об этом, в  частности, говорит тот факт, что  оптовые цены росли быстрее,  чем розничные, потребительские;  особенно это было характерно  для 1992—1996 гг.

 Наличие  кризиса неплатежей свидетельствует  о том, что в основе инфляционного  роста цен лежит не чрезмерное  увеличение денежной массы, а,  напротив, нехватка, отсутствие денег,  потребных для обслуживания кругооборота  товаров. Проводилась политика  сдерживания, а не стимулирования  совокупного спроса. Доходы населения  не росли, а падали.

4. Сохраняется  давление внешнего долга, резко  сужающего маневр валютными ресурсами. 

       Результативность макроэкономической  политики зависит от последовательности  ее реализации и взаимодействия  многих факторов. Например, то, что  допустимо при сбалансированном  рынке, оказывается бесполезным  и даже вредным при рынке  несбалансированном, не обладающем  должной инфраструктурой. Серьезной  проблемой для Украины становится  сокращение расходных статей  государственного бюджета, что  ведет к развалу социальной  сферы, свертыванию капитальных  вложений, порождает новые, трудновыполнимые  проблемы. Не просчитанные в деталях  и не обеспеченные ресурсно  и организационно меры таят  опасность резкой дифференциации  доходов. 

       Отмеченные здесь и некоторые  другие особенности напоминают  об ограниченности пространства  для маневрирования, о неправомерности  применения некоторых стандартных  рецептов сдерживания инфляции. Это во-первых. Во-вторых, сложившаяся в стране ситуация предполагает весьма осторожные, тщательно взвешенные меры, в том числе по регулированию курса национальной валюты, по сдерживанию темпов инфляции.

       Окончательно преодолеть инфляцию  можно, только перестроив хозяйственный  механизм, включив рыночные регуляторы. Решение этой весьма непростой  проблемы предполагает достижение  политической стабильности и договоренности, согласия и поддержки населением мер регулирования. Без этого самые разумные (с позиции экономической теории) рецепты и рекомендации не способны дать желаемого результата.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Раздел 2.

    1. Расчет инфляции на примерах (графики)
 

     Ниже  вы увидите графики роста инфляции в течение 2008 - 2010 года. Если в первой половине 2009 года инфляция стабильно  росла, то во второй половине рост почти  совсем остановился, в то время как  кривая инфляции за 2008 год ушла вверх. Таким образом, инфляция в России установила новый рекорд - в 2009 году она стала самой низкой с 1991 года. А в минувшем 2010 году индекс потребительских  цен, увеличившись за декабрь месяц  на 1,2%, оказалась ровно такая же, как и в  2009 году (График 1). 

График 1. Сравнительный  график инфляции за 2008 и 2009 года. 

 

График 2. Сравнительный график инфляции за 2009 и 2010 года. 

 

В первой половине 2011 года уровень инфляции был заметно  ниже, чем в предыдущем. Но к концу года начала догонять (и таки догнала!) (График 3). 
 
 

График 3. Сравнительный график инфляции за 2010 и 2011 года. 

 
 

     Как считается официальная инфляция?

       Берётся минимальный набор товаров  и услуг, необходимый человеку  для того, чтобы не умереть  с голоду. Это социально значимые продукты: хлеб, молоко, крупы, масло, одежда, обувь и т.д. На эти товары отслеживают цены, просматривают на сколько тот или иной товар подорожал. Вычисляют изменение цен на каждый товар, входящий в минимальный набор (например за год), потом берут среднее значение. Это и есть уровень инфляции - некое усредненное увеличение цен товаров, входящих в минимальный набор.

     Чтобы лучше понять, как действует инфляция, разберём пример.

     У вас есть 100 рублей и вы на все деньги купили минеральной воды стоимостью 20 рублей за бутылку. Таким образом, вы купили 5 бутылок.

     Допустим, инфляция в стране составляет 10% годовых и через год та же самая бутылка минералки будет стоить уже 22 рубля. Поэтому через год на 100 руб вы купите 4,54 бутылки, то есть уже не 5, а 4 бутылки.

     Ещё через год при инфляции 10% минералка  будет стоить 24,2 руб. На 100 руб получится купить 4,13 бутылки.

     Через 5 лет минералка будет стоить 32,21 руб (при инфляции 10%) и на 100 руб можно будет купить 3,1 бутылки.

     Через 10 лет минералка будет стоить 51,87 руб (при инфляции 10%) и на 100 руб можно будет купить всего лишь 1,93 бутылки… 

     Представим, что инфляция на протяжении многих лет стабильно держится на уровне 10% годовых. Тогда, например, через 50 лет  бутылка минералки будет стоить 2348 руб ( ! )  
 

     2.2  Процент инфляции за последние 5 лет. 

     Инфляция  в России за период с 2006 по 2010 год :

ГОД Значение, %
2006 9,0
2007 11,9
2008 13,3
2009 8,8
2010 8,8

Информация о работе Инфляция в современной мировой экономике